1. На поверхности
Классная картинка, хорошая операторская работа, понятный сюжет. Дисней умеет развлекать и впечатлять современных детей и подростков.
Сразу видно столкновение добра и зла, великодушие и открытость лесных жителей, подозрительность и боль — «небесных» (чёрных эльфов), коварство и недоверие — городских (людей).
Финал — победила «дружба» и любовь. Бывшие враги стали друзьями и стали жить в мире и согласии. И самый красивый праздник — свадьба — подчеркнул эту прекрасную победу!
2. Скрытые смыслы (не в порядке значимости)
2.1. Активные женщины
Последние годы наметился явный тренд — не просто высвободить женщину от патриархальных оков, не только показать её, как ту, которая определяет свой жизненный путь самостоятельно, но как ту, которая становится оплотом силы, которая принципиально меняет всё, и является ключевым персонажем (вспомните, например, недавние фильмы Марвел).
В целом, этот фильм поддерживает глобальную западную идеологическую парадигму — все основные или главные герои — женщины. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что мужчины здесь не всегда представляют из себя лишь «фон», они также принимают участие — пассивное или активное, но всё же — они скорее ведомы или реагируют на те или иные инициативы женских персонажей.
2.2. Смена парадигмы в отношении персонажей
Если раньше было вполне понятно и очевидно, кто является злым персонажем, а кто добрым. То сегодня происходят две глобальные перемены.
Во-первых, типичные злые персонажи (здесь чёрные эльфы и Малефисента) оказались жертвами злых людей, и в сущности — хорошие, а потенциально добрые (например, королева или эльф из леса), оказались плохими.
Во-вторых, мы наблюдаем мощное влияние культуры постмодернизма (которое не обязательно всегда плохо), порождающее субъективизм и ситуационную этику, приправленные светской психологией, посыл которых очевиден — мы хорошие, хотя у нас и не всегда хорошее поведение.
Например:
- Мы хорошие, но нас вынудили так поступить (лесной эльф — слуга королевы).
- Мы хорошие, но мы не знали, что действуем не на стороне добра (генерал армии).
- Я хороший и доверчивый — меня обманула коварная жена (король).
2.3. Экологи рулят
Они (лесные жители :-)) — все прекрасные и добрые, жертвы истеблишмента, идут на самопожертвование ради других. В общем, самые положительные персонажи. Не удивительно, что партии зелёных и экологическая повестка становятся более влиятельными и перспективными во всём мире.
2.4. Антиклерикализм, антицерковность
Сегодня редкий голливудский (западный) фильм не бросит камень в огород организованной религии или просто религиозному мышлению, так и здесь — хотя и не ярко, но такой посыл присутствует.
Во-первых, убийственные вещества для лесных жителей вылетают из органа, когда они находятся в религиозном (церковном) здании.
Во-вторых, во время бракосочетания — молодожёны не получают никакого наставления (хотя бы короткого), и даже то, что говорит священник — они перебивают (не зло), и по сути сами венчают себя.
2.5. Расовое разнообразие
В наше время — это становится крайне важным. Поэтому мы видим его во всех группах персонажей этого фильма. И хотя расизм — это большое зло, он точно не преодолевается расовым разнообразием.
В конце фильма мы видим, что Малефисента наконец-то нашла своих родных. Мы все находимся в подобном поиске — кто же наши родные. Ведь бывает, что «друг более привязанный, нежели брат.» (Прит. 18:24).
Подлинное же братство народов возможно в Церкви Христовой, через Евангелие!
Вообще, моё впечатление после просмотра фильма — нас и наших детей продолжают красиво и аккуратно форматировать под определённую идеологию.
Стоит ли вести туда детей?
В целом — нет. Там нет ничего особенного.
Грех ли смотреть такой фильм? В целом, он достаточно целомудренный, разве, что было неприлично, что после предложения руки и сердца принцесса попросила принца поцеловать себя.
Но фильм смотреть вполне можно, если вы готовы быть со своими детьми и обсудить увиденное. Важно не просто запрещать или разрешать, но учить наших детей размышлять, анализировать и замечать, что в действительности они видят, читают и слышат.