Люди жаждут долговечной любви, любви выше небес, но сталкиваются с разочарованием, разводом, разрушенными надеждами.
И поэтому у многих возникает ощущение, что мы говорим о чём-то нереальном, о чём-то невозможном. Возникает представление, что любовь как и всё остальное — преходяща, кратковременна, несовершенна, ограниченна, мимолётна.
Ап. Павел сегодня показывает нам, что это не так.
Конечно же, он не наивен. Он осознаёт пределы нашей человеческой натуры.
… и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
1 Коринфянам 13:8б-10
Здесь он снова возвращается к категориям из 1-3 стихов. То, что мы говорим и знаем и делаем, всё пройдёт. Все эти вещи частичны. Наши дары, наши умения, наши поступки, даже наше духовное прозрение — временно, несовершенно, обречено на прекращение. Смерть реально присутствует на наших путях, и ничто из того, что мы говорим, знаем или делаем, не поможет нам избежать этого. Ни одно из навыков, которые мы приобрели в жизни, в конечном итоге ничего нам не даст.
Но есть одно, что не тронуто разложением, умиранием или прекращением — и это любовь. В восьмом стихе говорится: «Любовь никогда не перестает». Любовь радикально отличается от всего остального. Она наполняет жизнь постоянным смыслом. Она привносит вечное значение в настоящее. И это как раз то, что так жаждут люди вокруг нас. Есть тоска по любви, которая не заканчивается, которая не ограничена теми же лимитами, которые мы обнаруживаем в себе.
Одними из самых прекрасных историй любви являются те, в которых есть проявление постоянства любви. Например, когда кто-то из супругов принимает решение заботиться о другом несмотря на то, что он или она стали совсем непривлекательным партнёром или другом, которым они когда-то были. Я знаю одну семью, где супруга по причине болезни Альцгеймера последние несколько лет жизни застряла где-то между настоящим и прошлым. Она больше не узнаёт своего мужа и даже называет его иногда совсем другим именем. Но он жертвенно и с любовью заботится о ней, хотя ей объективно теперь нечего предложить ему.
Наше жажда постоянной и неизменной любви порой заставляет нас спрашивать самих себя или наших любимых:
- «Будете ли вы инвестировать в меня и дальше, когда мне нечего будет предложить?»
- «Будешь ли ты любить меня, когда я стану совсем старой?»
- «Существуют ли какие-то условия для этого?»
- «Была ли наша любовь какой-то сделкой, партнёрством или чем-то большим?»
Это тяжелые вопросы, но все их так или иначе задают, потому что в них проявляются наши самые глубокие страхи. Несмотря на то, что в нас существует тоска по безграничной, постоянной любви, в нас самих тоже есть лимиты и непостоянство. Сможет ли человек всё переносить, всё преодолевать, как здесь говорится о любви? Если он так будет жить, то не настигнет ли его нервный срыв? Ведь у людей нет бесконечного резервуара веры и надежды. Во многих случаях мы порой не можем выдержать даже десятиминутного неприятного разговора, не говоря уже об остальном, о всём, как здесь сказано о любви. Любовь невозможна! Вот к какому выводу часто приходят люди. Так что же тогда делать человеку?
Знаете — во время этой серии о любви я получал несколько писем и сообщений с просьбой дать определение любви. Павел нам его не даёт. Он даёт определение через описание, что есть любовь, как она действует!
Но в действительности, вопрос о том, что такое любовь — не случаен и не напрасен. Потому что от того, какое определение мы дадим — так мы и будем действовать, то мы и будем ожидать.
Некоторое время назад один известный профессор психологии утверждала, что понятие любви нуждается в обновлении. Прежняя модель любви, о которой мы обычно говорим, устарела, и нам нужна новая модель. Как выглядит её новая модель? Вот её слова: «Любовь не эксклюзивна. Сроки любви намного короче, чем мы обычно думаем. Любовь, как вы увидите, недолговечна. И, возможно, самое сложное — любовь не безусловна.»
Что же тогда такое любовь в её понимании? «Любовь — это тот микромомент тепла и связи, который вы разделяете с другим живым существом. Любовь — это эмоция, сиюминутное состояние. И каков результат этого обновления до Любви 2.0? Прямо сейчас — в этот самый момент, когда я составляю это предложение — я не люблю своего мужа. Наш позитивный резонанс длится до тех пор, пока мы двое взаимодействуем друг с другом. То же самое касается вас и ваших близких. Если только вы не обнимаетесь с кем-то, кто читает вам эти слова вслух, прямо сейчас, вы никого не любите.» Звучит ли Любовь 2.0 как апгрейт для кого-либо? Правда это похоже на переход со своей модели смартфона на кнопочный телефон.
Но этот шаг на самом деле очень логичен. Профессор психологии признаёт ограничения человеческой любви и стремится переопределить её так, чтобы её определение соответствовало тому, что она часто встречает в нашей реальности. Поэтому во свете той любви, которую нам показывает Ап. Павел, любви посвящённой, постоянной, неизменной, прекрасной — у нас остаётся только два варианта:
1. Мы можем продолжать играть в игру — пытаться быть как бы любящими — в попытке сделать то, что мы не в состоянии в принципе сделать.
2. Мы можем переопределить любовь — переписать правила игры так, чтобы любовь была легко достижима.
И я уверен, когда мы сталкиваемся с библейским, настоящим описанием любви, то все новые определения любви, какими бы умными, логичными и актуальными они не были — просто блекнут и становятся несостоятельными на фоне подлинной. Но как тогда не отказаться от неё, такой подлинной и такой недостижимой?
Мы можем это сделать только если признаем, что мы совершили фатальную ошибку. Что это за ошибка? Мы стали искать любовь внутри себя. Мы рассматривали её как нечто, что мы делаем, как мышцу, которую мы тренируем, как эмоцию, которую мы испытываем, как опыт, который мы приобретаем. Как только мы стали искать любовь внутри себя, мы вынуждены были платить особую цену, и эта ужасная цена — у любви появился срок годности.
Если любовь должна быть той настоящей любовью, если она должна быть той, о которой мы мечтаем, чтобы она была во всей её тайне и волшебстве, если любовь должна быть той любовью, которую мы желаем, жаждем и по которой тоскуем, то она обязательно должна прийти к нам извне. И поэтому Павел показывает нам любовь совсем другой, чем мы привыкли видеть и испытывать и поэтому такая любовь бесконечна ценна и значима. Любовь рождаемся вне нас. Но она приходит к нам. Любовь — это не слова, которые мы говорим. Это не чувства, которые мы испытываем. Это даже не дела, которые мы делаем. Это нечто гораздо большее, чем всё это, и только такая любовь может помочь нам переосмыслить всю нашу жизнь.
Любовь переопределяет жизнь
Вместо того, чтобы нам давать новое определение любви, настоящая любовь помогает нам пересмотреть и переосмыслить нашу жизнь.
Если любовь должна быть вне нас, чтобы она оставалась той любовью, которую мы в глубине души все жаждем и желаем видеть, то только Иисус, Сам Бог, подходит для этого. Иисус и есть подлинная любовь.
Что говорит любовь? «Я тебя слышу, я понимаю тебя». Любовь говорит: «Я знаю тебя полностью, и, несмотря на твои самые глубокие страхи, ты не являешься ничем. Ты очень ценен». Любовь говорит: «Ты стоишь того, чтобы отдать всё, что у меня есть». Любовь говорит: «Я умру за тебя». Но ведь это и есть Евангелие Иисуса Христа. Иисус смотрит на все наши проблемы, на всю нашу нелюбовь, на наше ужасное непрощение, на то, что мы сделали за последнее время, и говорит не просто: «Я бы умер за тебя», а: «Я умер за тебя. Это уже сделано. Я стал никем, чтобы ты знал, что ты возлюблен, и ты можешь быть принят и прощён. Ты многоценен для меня». Таким образом, Бог, Который есть любовь (1-е Иоанна 4:8,16), наполняет нашу жизнь необходимым смыслом, которого мы все жаждем.
Но что же верующие должны делать со своим нетерпением, жестокостью, завистью, хвастовством, надменностью, грубостью, самонадеянностью, раздражительностью, обидой и проступками, которые они замечают в себе? А как же все наши пределы и несовершенства? А как же насчёт того, что порой трудно любить нашего супруга или супругу, наших детей? Трудно любить свою поместную церковь! Если мы будем полностью честны сами с собой, то признаемся, что порой даже трудно любить Бога! Мы порой бежим по жизни с пустым сердцем, на автомате, по инерции.
Вместо того, чтобы читать этот библейский отрывок и воспринимать его как инструкцию по тому, что мы должны делать для Бога или даже для других, мы должны услышать, что любовь сделала для нас. Это Божье отношение к нам во всей нашей поломанности и несовершенстве. В любви Бог милостив к грешнику. В любви Бог добр к нам. В любви Бог несёт верующего на Своих могучих плечах. В любви Бог долготерпит нас во всей нашей нетерпимости. Мы не можем измотать Его, и Он не отступит от нас. Его любовь никогда не заканчивается. Прекрасная невозможность Божьей любви — перестать нас любить.
Если любовь — это основная игра, в которую играют люди — на которую они тратят всё своё время, энергию, слова, мысли и действия, то в Евангелие Бог говорит нам — игра уже окончена. Игра уже выиграна. Создатель любви вышел на игровое поле, и через то, что выглядело как самая трагическая потеря в истории — потеря, которая включала в себя Его собственную смерть на кресте — Он совершил окончательную победу — победу, подтверждённую Его славным воскресеньем! Через это человечество узнало, что настоящая любовь никогда не заканчивается. Она уже победила смерть. Любовь убила смерть.
Что это означает? Нам не нужно больше играть и притворяться, что мы кто-то и, что всё зависит от нас. Я помню как мы в детстве играли в военные игры. Каждый из нас хотел быть тем, кто победит, чаще всего Гитлера. Мы разыгрывали целые сценарии. Но представьте, если бы нам на самом деле надо было бы это сделать. Это не так просто. И точно, мы тогдашние мальчики, окажись в 40-х — не смогли бы этого сделать. Но это уже было совершено. Мы могли радоваться победе.
Но ведь все мы склонны быть такими. Игра уже выиграна, Иисус победил, и мы призваны наслаждаться и делиться преимуществами в игре в нашем дворе. Но мы ведём себя так, как будто всё возложено на наши плечи, как будто мы должны терпеть и переносить всё сами. Мы забываем, что любовь уже всё перенесла ради нас, она уже всё претерпела ради нас. Любовь столкнулась со смертью, и любовь победила. Всё это время мы играли в игру любви, как будто от неё зависела наша жизнь, в то время как Воплощение любви — Иисус — пришёл в нашу жизнь и сказал: «Любовь зависит от Моей смерти. Ты можешь жить и любить, потому что Я умер в любви, ради любви, ради тебя, любовь моя!»
Иисус любит меня не из-за моей силы, но любит потому что я слаб и немощен.
Позвольте этому Богу, который есть любовь, наполнить вашу жизнь необходимым смыслом.
Позвольте этому Богу, который есть любовь, прийти в вашу жизнь с настоящей любовью.
Позвольте этому Богу, который есть любовь, принести в вашу жизнь подлинную ценность и значимость.
P.S. До встречи на конференции «Поколение для Христа 2020«!