![](https://bakhmutsky.ru/wp-content/uploads/2019/11/81703ff24140fb0ec69af4ecb6aacf8d.jpg)
1. Общее впечатление
Мой близкий товарищ упросил меня сходить с ним на этот фильм. Признаюсь честно — не особо хотелось. Сегодняшний популярный кинематограф — это в основном экшн помноженный на экшн с вкраплением романтики и поверхностных переживаний главных героев.
Но должен признаться, что фильм «Джокер» производит впечатление и отличается от большинства современных произведений кинематографа.
- Отличная операторская работа. Фильм помещает тебя внутрь себя.
- Великолепные костюмы и антураж — ты как будто попал в Америку, кажется 80-х годов.
- Удивительная игра актёра — Хоакина Феникса. Говорят, что он даже похудел на 25 кг ради этой роли.
- Потрясающая уместная музыка погружает всё дальше и глубже зрителя в происходящее на экране, превращая его из стороннего наблюдателя в кого-то больше.
Всё это и многое другое создает особое настроение и ощущение. Режиссёр заставляет тебя думать, сопереживать, становиться участником процесса.
![Кадр из фильма](https://bakhmutsky.ru/wp-content/uploads/2019/11/rsz800x800_9486a10140ab1139015c5796f68f2687.jpeg)
Прежде, чем я продолжу дальше, мне следует сказать, что я не кинокритик, многие моменты вероятно я даже и не заметил и не понял. Это сугубо моё субъективное видение данного фильма. Но надеюсь оно кому-то поможет поразмышлять над увиденным или принять решение стоит ли его смотреть вообще.
Скажу также — что фильм точно не оставит равнодушным никого. Полагаю, что он вызовет широкую палитру эмоций — от восхищения до ненависти. И в этом точно следует признать талант режиссера Тодда Филлипса. Причём его главного героя — Артура Флека — будущего Джокера — одни будут оправдывать, другие осуждать, третьи поддерживать, четвёртые жалеть, пятые ненавидеть. Он точно затронет многие струнки души и вызовет массу эмоций. Ведь он точно вызывает эмпатию у зрителя.
Я также не буду пересказывать сюжет — это бесполезное занятие. Но отмечу некоторые моменты, которые мне показались интересными.
2. Три наблюдения
1. Современная культура
Очевидно, что все мы дети своей культуры. И наше прочтение тех или иных событий часто происходит через призму нашей собственной культуры (ох, как же нам нужна Библия, чтобы не произошли подмены понятий и мировоззрений. Но это уже для другого поста).
Так и в этом фильме можно заметить очевидные параллели с нашей современностью.
1. Главный злодей вселенной DC во многом жертва обстоятельств и общества. Хотя он и поступает плохо — но посмотрите — кричат нам с экрана — сколько зла и несправедливости он встретил, сколько обмана и лжи вокруг него, какое ужасное общество его города.
2. Люди истеблишмента — плохие и жестокие. Это и его любимый комик и политик, баллотирующийся в мэры и т.д. Общество вот вот готово взорваться. Нужен только лидер, который их возглавит. В современном мире очень много подобных параллелей — от агрессивных до мирных протестов и выступлений.
3. У многих есть усталость от политкорректности — и она может вылиться в весьма ужасные формы и действия. Не всегда — равнодушие является единственной реакцией. Это может быть и насилие, и агрессия.
2. Кто заслуживает насильственной смерти?
В этом фильме мы видим, что нас подводят — не знаю намеренно или нет — к вопросу — а кто заслуживает умереть. Одно дело, когда человек в сердцах проклинает кого-то (что точно является грехом), кто убивает кого-то в своём сердце (что также есть убийство в глазах Бога), другое дело, когда человек реально приступает к реализации своей ненависти и непрощения. И сам фильм задаёт нам такой вопрос — справедливо ли лишить жизни:
- Политика-бизнесмена, обозвавшего всех несогласных жителей клоунами?
- Может ли равнодушие кого-либо (в фильме, начальник Артура, да и многие другие представители окружающего общества) стать основанием для их смерти? Можем ли мы считать отказ от ответственности и малодушие (клоуна — товарища по работе Артура) за предательство?
- Молодых финансистов с Уолл-стрит за их пьяные выходки?
Ответы на эти вопросы скажут много о том, кто мы внутри. Мы сможем даже лучше понять себя, своё мировоззрение, своё мышление.
Вся беда в том, что в нашей человеческой сущности — все мы любим истории о мести — по причине внутренней жажды справедливости. Нам нравятся эти истории, потому что мы такими созданы. Бог дал нам врождённое чувство справедливости, внутренний компас, который знает, что преступление должно быть наказано, а зло должно быть исправлено. Когда происходит несправедливость, когда преступление остается безнаказанным или невинные страдают, мы желаем быть уверенными, что кто-то не останется равнодушным и исправит это.
Но правильно понятое Евангелие разрушает наше поломанное чувство справедливости двумя способами. Во-первых, в отношении нас оно утверждает, что мы все преступники перед Богом, и наши преступления заслуживают смерти. Разлом, созданный грехом, невероятно широкий, и ничто из того, что мы делаем, не может преодолеть эту пропасть между Богом и нами. Мы не можем заплатить за наши преступления и восстановить всё так, как должно быть. Во-вторых, действия Бога не поддаются логике любой хорошей истории о мести. Он наказывает Своего Сына вместо нас, преступников, чтобы нас — бунтарей и повстанцев — сделать Своими детьми, простив нам все наши грехи.
Вот почему Благодать Божия вызывает удивление и отторжение у многих. Потому, что мы хотим заработать право быть принятыми, оказаться лучше, чем другие, доказать себе и другим, что мы чего-то стоим и что-то можем. А Бог во Христе — показывает нам, что мы безнадёжно потеряны и неспособны сделать ничего, чтобы оправдаться и примириться с Ним, и в то же самое время — Он принимает нас Своей любовью незаслуженно и безусловно!
3. Кто болен?
Такой немой вопрос также звучит в фильме. Главный герой — Артур Флек? Или общество вокруг него, которое превращает его в Джокера?
![Кадр из фильма "Джокер"](https://bakhmutsky.ru/wp-content/uploads/2019/11/rsz800x800_7cfd698c12ac9275bd2109a519ba9cfc.jpeg)
Мне не показалось, что Джокер психопат. Он несомненно болен. Но кажется не настолько, чтобы не понимать происходящего.
Но этот вопрос порождает другие вопросы:
- А можно ли исцелить это общество?
- А нужно ли что-либо с этим делать?
Ответы на эти вопросы будут связаны с твоим мировоззрением, каким ты видишь мир вокруг себя.
Многие современные люди (особенно подростки) уходят в виртуальную реальность, в придуманные миры Marvel или DC, Blizzard или Disney. Виртуальные миры кажутся лучше, чем реальный мир. Реальный мир кажется жёстким и злым, холодным и скучным, ненужным и глупым. Но побег от реальности — каким бы ни было способом — никого не сделал счастливым.
И вот тут, мне кажется, я могу сказать о самой большой проблематике этого фильма.
3. Почему Джокер не убил себя на шоу, а убил ведущего?
Артур Флек почти весь фильм живёт иллюзиями, которые в чём-то вдохновляют его. Например, что он скоро станет популярным стендап-комиком или что у него прекрасные романтические отношения с соседкой. Он пытается жить по ценностям и принципам этого общества, чтобы обрести значимость и принятие людей. Но у него это никак не выходит. Он жаждет любви и принятия, но постоянно встречает отвержение и обман.
![Кадр из фильма](https://bakhmutsky.ru/wp-content/uploads/2019/11/4da78a1ae2c1d17b60ea260a16d6faca.jpg)
Один из идолов нашего общества — это популярность, которая якобы даёт тебе принятие и любовь, подтверждает твою ценность и значимость. Вот чего так жаждет наш главный герой. И когда у него никак не получается это получить через свою жизнь, он начинает думать, что он сможет добиться этого через свою смерть. И у него созревает план самоубийства. И неожиданно ему предоставляется уникальная возможность — совершить этот безумный акт на глазах миллионов в популярном юмористическом шоу. Он готов пожертвовать собой ради принятия. Он готов стать жертвой идолу своего города (хотя точно не считает, что отдаёт себя в жертвоприношение. Это просто моя логика и моё пояснение).
И вот оказавшись на долгожданном шоу Мюррея — он вдруг не убивает себя, а убивает ведущего! Почему?
Кажется, что он понял, что если у него не получилось получить принятие и любовь общепринятыми в этом обществе способами, всё же остаётся другой путь — и он его нашел! Он решил стать злодеем. Конечно не всё так плоско, но всё же такая мысль мне видится вполне справедливой.
В Древней Греции основным общественным идолом была слава. И её пытались добиться на полях сражений, на аренах амфитеатров, на диспутах философов. И вдруг появляется неожиданный герой — который добился популярности и славы — но совсем другим путём, неожиданным, злым путём. Я имею в виду — Герострата.
Геростра́т — житель древнегреческого города Эфеса, который сжёг храм Артемиды в своём родном городе летом 356 года до н. э. По рассказу древнегреческого историка Феопомпа, Герострат сознался во время пытки, что поджёг храм для того, чтобы его имя помнили потомки.
![Древний храм Артемиды](https://bakhmutsky.ru/wp-content/uploads/2019/11/74d43ff5aff3ec12f3d12429b93e62d0_1040_557_1.jpg)
Герострат хотел прославиться, потому что общество поклонялось славе, и он сжёг храм. Так сейчас идол нашего общества — принятие и популярность — только не все могут этого добиться добрыми путями.
И вот Джокер добился всего этого. Только не добрым путём. Он точно не жертва обстоятельств и людей. Это его сознательный выбор.
Мы не можем оправдывать свои поступки обстоятельствами. Какими бы трудными, неудобными или тяжёлыми они ни были — всё равно выбор остаётся за нами — как мы будем поступать.
Стал ли Джокер счастливым? Кажется, что режиссёр показывает нам, что он нашел себя. Он даже смеётся по-настоящему, а не от болезни, в конце фильма. Но является ли это подлинным счастьем? Можно ли строить счастье на мести, наказании и причинении вреда другим? Сможет ли он теперь подружиться со своей соседкой и радовать детишек клоунскими забавами?
Конечно, многие молодые люди — а в таком возрасте свойственен бунт и борьба со всеми авторитетами — могут говорить себе, что мир плох, и Джокер молодец. Со временем, столкнутся с реальностью, что даже такой путь отрицания, разрушения и противостояния не делает их радостными и счастливыми.
Грех — каким бы манящим он ни был, какие бы оправдания наше лукавое сердце не давало нам — никогда не сможет принести ничего хорошего и сделать нас по-настоящему счастливыми.
Евангельское супергеройство оно совсем другое. Оно совершается не ради популярности, принятия и любви людей, а ради Бога и ближнего. Потому что христианин уже имеет достаточность в Боге, он уже обрёл настоящее счастье и подлинную радость! И он служит и помогает другим из своего богатства и счастья, а не потому что пытается их приобрести от людей.
Этот фильм даёт невероятную возможность для благовестия. Мы можем говорить о том, чего так жаждут все люди — любви и принятия, ценности и значимости — и никак не могут получить её — ни через семью, ни через деньги, ни через статус, ни через зло, ни через добро — всё это можно найти только во Христе!
И знаете — Вселенная DC не даёт надежду Джокеру на искупление. Евангелие же Христово даёт! Поэтому история Христа более потрясающая. Он не стал уничтожать Свой город — Он умер за него, чтобы спасти! И поэтому даже подобный Джокеру злодей имеет надежду на прощение грехов и другую, подлинно счастливую, жизнь!