1. Общее впечатление
Мой близкий товарищ упросил меня сходить с ним на этот фильм. Признаюсь честно — не особо хотелось. Сегодняшний популярный кинематограф — это в основном экшн помноженный на экшн с вкраплением романтики и поверхностных переживаний главных героев.
Но должен признаться, что фильм «Джокер» производит впечатление и отличается от большинства современных произведений кинематографа.
- Отличная операторская работа. Фильм помещает тебя внутрь себя.
- Великолепные костюмы и антураж — ты как будто попал в Америку, кажется 80-х годов.
- Удивительная игра актёра — Хоакина Феникса. Говорят, что он даже похудел на 25 кг ради этой роли.
- Потрясающая уместная музыка погружает всё дальше и глубже зрителя в происходящее на экране, превращая его из стороннего наблюдателя в кого-то больше.
Всё это и многое другое создает особое настроение и ощущение. Режиссёр заставляет тебя думать, сопереживать, становиться участником процесса.
Прежде, чем я продолжу дальше, мне следует сказать, что я не кинокритик, многие моменты вероятно я даже и не заметил и не понял. Это сугубо моё субъективное видение данного фильма. Но надеюсь оно кому-то поможет поразмышлять над увиденным или принять решение стоит ли его смотреть вообще.
Скажу также — что фильм точно не оставит равнодушным никого. Полагаю, что он вызовет широкую палитру эмоций — от восхищения до ненависти. И в этом точно следует признать талант режиссера Тодда Филлипса. Причём его главного героя — Артура Флека — будущего Джокера — одни будут оправдывать, другие осуждать, третьи поддерживать, четвёртые жалеть, пятые ненавидеть. Он точно затронет многие струнки души и вызовет массу эмоций. Ведь он точно вызывает эмпатию у зрителя.
Я также не буду пересказывать сюжет — это бесполезное занятие. Но отмечу некоторые моменты, которые мне показались интересными.
2. Три наблюдения
1. Современная культура
Очевидно, что все мы дети своей культуры. И наше прочтение тех или иных событий часто происходит через призму нашей собственной культуры (ох, как же нам нужна Библия, чтобы не произошли подмены понятий и мировоззрений. Но это уже для другого поста).
Так и в этом фильме можно заметить очевидные параллели с нашей современностью.
1. Главный злодей вселенной DC во многом жертва обстоятельств и общества. Хотя он и поступает плохо — но посмотрите — кричат нам с экрана — сколько зла и несправедливости он встретил, сколько обмана и лжи вокруг него, какое ужасное общество его города.
2. Люди истеблишмента — плохие и жестокие. Это и его любимый комик и политик, баллотирующийся в мэры и т.д. Общество вот вот готово взорваться. Нужен только лидер, который их возглавит. В современном мире очень много подобных параллелей — от агрессивных до мирных протестов и выступлений.
3. У многих есть усталость от политкорректности — и она может вылиться в весьма ужасные формы и действия. Не всегда — равнодушие является единственной реакцией. Это может быть и насилие, и агрессия.
2. Кто заслуживает насильственной смерти?
В этом фильме мы видим, что нас подводят — не знаю намеренно или нет — к вопросу — а кто заслуживает умереть. Одно дело, когда человек в сердцах проклинает кого-то (что точно является грехом), кто убивает кого-то в своём сердце (что также есть убийство в глазах Бога), другое дело, когда человек реально приступает к реализации своей ненависти и непрощения. И сам фильм задаёт нам такой вопрос — справедливо ли лишить жизни:
- Политика-бизнесмена, обозвавшего всех несогласных жителей клоунами?
- Может ли равнодушие кого-либо (в фильме, начальник Артура, да и многие другие представители окружающего общества) стать основанием для их смерти? Можем ли мы считать отказ от ответственности и малодушие (клоуна — товарища по работе Артура) за предательство?
- Молодых финансистов с Уолл-стрит за их пьяные выходки?
Ответы на эти вопросы скажут много о том, кто мы внутри. Мы сможем даже лучше понять себя, своё мировоззрение, своё мышление.
Вся беда в том, что в нашей человеческой сущности — все мы любим истории о мести — по причине внутренней жажды справедливости. Нам нравятся эти истории, потому что мы такими созданы. Бог дал нам врождённое чувство справедливости, внутренний компас, который знает, что преступление должно быть наказано, а зло должно быть исправлено. Когда происходит несправедливость, когда преступление остается безнаказанным или невинные страдают, мы желаем быть уверенными, что кто-то не останется равнодушным и исправит это.
Но правильно понятое Евангелие разрушает наше поломанное чувство справедливости двумя способами. Во-первых, в отношении нас оно утверждает, что мы все преступники перед Богом, и наши преступления заслуживают смерти. Разлом, созданный грехом, невероятно широкий, и ничто из того, что мы делаем, не может преодолеть эту пропасть между Богом и нами. Мы не можем заплатить за наши преступления и восстановить всё так, как должно быть. Во-вторых, действия Бога не поддаются логике любой хорошей истории о мести. Он наказывает Своего Сына вместо нас, преступников, чтобы нас — бунтарей и повстанцев — сделать Своими детьми, простив нам все наши грехи.
Вот почему Благодать Божия вызывает удивление и отторжение у многих. Потому, что мы хотим заработать право быть принятыми, оказаться лучше, чем другие, доказать себе и другим, что мы чего-то стоим и что-то можем. А Бог во Христе — показывает нам, что мы безнадёжно потеряны и неспособны сделать ничего, чтобы оправдаться и примириться с Ним, и в то же самое время — Он принимает нас Своей любовью незаслуженно и безусловно!
3. Кто болен?
Такой немой вопрос также звучит в фильме. Главный герой — Артур Флек? Или общество вокруг него, которое превращает его в Джокера?
Мне не показалось, что Джокер психопат. Он несомненно болен. Но кажется не настолько, чтобы не понимать происходящего.
Но этот вопрос порождает другие вопросы:
- А можно ли исцелить это общество?
- А нужно ли что-либо с этим делать?
Ответы на эти вопросы будут связаны с твоим мировоззрением, каким ты видишь мир вокруг себя.
Многие современные люди (особенно подростки) уходят в виртуальную реальность, в придуманные миры Marvel или DC, Blizzard или Disney. Виртуальные миры кажутся лучше, чем реальный мир. Реальный мир кажется жёстким и злым, холодным и скучным, ненужным и глупым. Но побег от реальности — каким бы ни было способом — никого не сделал счастливым.
И вот тут, мне кажется, я могу сказать о самой большой проблематике этого фильма.
3. Почему Джокер не убил себя на шоу, а убил ведущего?
Артур Флек почти весь фильм живёт иллюзиями, которые в чём-то вдохновляют его. Например, что он скоро станет популярным стендап-комиком или что у него прекрасные романтические отношения с соседкой. Он пытается жить по ценностям и принципам этого общества, чтобы обрести значимость и принятие людей. Но у него это никак не выходит. Он жаждет любви и принятия, но постоянно встречает отвержение и обман.
Один из идолов нашего общества — это популярность, которая якобы даёт тебе принятие и любовь, подтверждает твою ценность и значимость. Вот чего так жаждет наш главный герой. И когда у него никак не получается это получить через свою жизнь, он начинает думать, что он сможет добиться этого через свою смерть. И у него созревает план самоубийства. И неожиданно ему предоставляется уникальная возможность — совершить этот безумный акт на глазах миллионов в популярном юмористическом шоу. Он готов пожертвовать собой ради принятия. Он готов стать жертвой идолу своего города (хотя точно не считает, что отдаёт себя в жертвоприношение. Это просто моя логика и моё пояснение).
И вот оказавшись на долгожданном шоу Мюррея — он вдруг не убивает себя, а убивает ведущего! Почему?
Кажется, что он понял, что если у него не получилось получить принятие и любовь общепринятыми в этом обществе способами, всё же остаётся другой путь — и он его нашел! Он решил стать злодеем. Конечно не всё так плоско, но всё же такая мысль мне видится вполне справедливой.
В Древней Греции основным общественным идолом была слава. И её пытались добиться на полях сражений, на аренах амфитеатров, на диспутах философов. И вдруг появляется неожиданный герой — который добился популярности и славы — но совсем другим путём, неожиданным, злым путём. Я имею в виду — Герострата.
Геростра́т — житель древнегреческого города Эфеса, который сжёг храм Артемиды в своём родном городе летом 356 года до н. э. По рассказу древнегреческого историка Феопомпа, Герострат сознался во время пытки, что поджёг храм для того, чтобы его имя помнили потомки.
Герострат хотел прославиться, потому что общество поклонялось славе, и он сжёг храм. Так сейчас идол нашего общества — принятие и популярность — только не все могут этого добиться добрыми путями.
И вот Джокер добился всего этого. Только не добрым путём. Он точно не жертва обстоятельств и людей. Это его сознательный выбор.
Мы не можем оправдывать свои поступки обстоятельствами. Какими бы трудными, неудобными или тяжёлыми они ни были — всё равно выбор остаётся за нами — как мы будем поступать.
Стал ли Джокер счастливым? Кажется, что режиссёр показывает нам, что он нашел себя. Он даже смеётся по-настоящему, а не от болезни, в конце фильма. Но является ли это подлинным счастьем? Можно ли строить счастье на мести, наказании и причинении вреда другим? Сможет ли он теперь подружиться со своей соседкой и радовать детишек клоунскими забавами?
Конечно, многие молодые люди — а в таком возрасте свойственен бунт и борьба со всеми авторитетами — могут говорить себе, что мир плох, и Джокер молодец. Со временем, столкнутся с реальностью, что даже такой путь отрицания, разрушения и противостояния не делает их радостными и счастливыми.
Грех — каким бы манящим он ни был, какие бы оправдания наше лукавое сердце не давало нам — никогда не сможет принести ничего хорошего и сделать нас по-настоящему счастливыми.
Евангельское супергеройство оно совсем другое. Оно совершается не ради популярности, принятия и любви людей, а ради Бога и ближнего. Потому что христианин уже имеет достаточность в Боге, он уже обрёл настоящее счастье и подлинную радость! И он служит и помогает другим из своего богатства и счастья, а не потому что пытается их приобрести от людей.
Этот фильм даёт невероятную возможность для благовестия. Мы можем говорить о том, чего так жаждут все люди — любви и принятия, ценности и значимости — и никак не могут получить её — ни через семью, ни через деньги, ни через статус, ни через зло, ни через добро — всё это можно найти только во Христе!
И знаете — Вселенная DC не даёт надежду Джокеру на искупление. Евангелие же Христово даёт! Поэтому история Христа более потрясающая. Он не стал уничтожать Свой город — Он умер за него, чтобы спасти! И поэтому даже подобный Джокеру злодей имеет надежду на прощение грехов и другую, подлинно счастливую, жизнь!