Введение
1. Долгожданный Мессия рожден!
Матфей без каких-либо задержек переходит от вступления, где он рассказывает о родословной Иисуса, указывая на его связь с Авраамом и Царем Давидом, к описанию истории Рождения Мессии.
Законное и биологическое родство с Авраамом и Давидом было крайне важным, чтобы в Иисусе исполнились Божьи обетования Аврааму и Давиду. Но быть только потомком Давида недостаточно, ведь у него было немало потомков.
Кто из потомков Давида сможет примирить людей с Богом и благословить все народы мира, и править ими? Почему мы уверены, что это Иисус, а не кто-то другой? В чем Его уникальность? Почему Он и есть обещанное семя и Сын Давидов?
Для Матфея в этом нет никаких сомнений. В нашем сегодняшнем отрывке он приводит весовые и неопровержимые аргументы. Он уверен, что само рождение и то, что происходило вокруг него, доказывают Царственное Мессианство Иисуса.
Иисус не просто сын Давидов, Он является также тем долгожданным потомком Давида, который должен будет исполнить Божьи обетования Своему народу и примирить мир со своим Создателем. Он был, как мы вскоре увидим, Эммануилом, что значит:с нами Бог» (Матф.1:23)
2. Взгляд со стороны отца
Матфей рассказывает историю рождения Христа со стороны Иосифа, законного отца Иисуса, который усыновил его. И поэтому у нас появляется необходимая информация для лучшего понимания характера и поступков самого Иосифа. Повествование Евангелиста Луки, напротив, рассказано через проекцию Марии. Матфей поступает так, потому что в иудейской культуре того времени воспринимался и принимался только взгляд со стороны отца. Евангелист Лука пишет по-другому, потому что в своем Евангелии желает показать внимательность и чуткость Иисуса к людям, которые обладали низким социальным статусом в тогдашнем обществе. К сожалению, тогда женщины были в той когорте.
Кроме того, Матфей постоянно подчеркивает, что Иисус точно законный потомок Давида.
1. Непорочное зачатие
1.1. Мария — 9 месяцев до рождения Христа (7 или 6 г. до н.э.)
Матфей очень избирателен в информации, которую он нам дает. Например, он ничего не говорит о жизни Марии и Иосифа в Назарете, о явлении Ангела Марии, о посещении Марии Елизаветы, о переписи, о поездке в Вифлеем, о проблеме с местом в гостинице, о яслях для Младенца. Матфей не пишет ничего противоречащего Луке, он просто опускает некоторые события и детали, оставляю ту информацию, которая была необходима для цели его повествования — показать, что Иисус есть Царь-Мессия. Он не скрывает информацию, он просто подчеркивает, что для него видится самым существенным для его читателей. Дух Святой направлял его таким образом.
Первое предложение в стихе 18 говорит нам четко, о чем будет оставшаяся часть 1-ой главы. Она будет о Рождении Иисуса-Мессии.
И сразу же Матфей отмечает самый принципиальный факт в этом рассказе. Давайте послушаем его:
Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого.
В те далекие времена в Иудее помолвка означала намного больше, чем у нас сегодня. Ее можно было расторгнуть только официальным разводом. А сексуальные отношения в этот период рассматривались как прелюбодеяние и должны были караться смертью.
Если бы не последняя фраза в этом стихе «от Духа Святого», то можно было бы подумать, что Матфей просто сообщает о скандале в небольшой деревушке — о незаконной беременности молодой девушки. Такой скандал нес ужасный позор ее семье и мог закончиться ее смертью. Хотя ради полноты исторической правды следует сказать, что в то время «более обычным явлением для мужа было развестись со своей грешной женой и просить компенсации у мужчины». Причиной этому, возможно, был римский закон, запрещавший евреям казнить кого-либо (хотя иногда они все же шли напролом и восстанавливали справедливость своими руками, как в случае побивания камнями Стефана (Деян. 7:58) и Павла (Деян. 14:19)).
Но эта последняя фраза меняет все. Матфей говорит не о позорном событии, но о случае чудесного, божественного вмешательства в человеческую историю. Сама фраза показывает нам источник (от Духа Святого), причину (Дух Святой) и средство (Дух Святой) зачатия Иисуса. Это не было обычное человеческое зачатие. Это была прямая работа Самого Бога. А из Ветхого Завета мы знаем, что Божие деяния всегда были связаны с работой Духа Святого. Кроме того, рассказ Матфея отделяет это событие от каких-либо отсылок и параллелей с греко-римской религиозной системой того времени, где зачатие детей богов происходило через сексуальные акты бога с человеком. Описание зачатия Иисуса исключает нечто подобное и не дает основания даже думать в таком направлении, хотя и указывает на божественное происхождение этого зачатия.
Люди не могли такое придумать. То, что они придумали — это были сексуальные отношения богов и людей. Здесь же мы видим сверхъестественное божественное вмешательство Создателя в естественное течение жизни этого мира и его отдельных людей — Марии и Иосифа.
После описания этого факта, Матфей помогает нам разобраться, что же случилось дальше в отношениях Иосифа и Марии. Подумайте о том, что могли подумать Иосиф, родители Марии или даже ее соседи, если бы Мария сказала им о своей беременности. И могла бы она их хоть как-нибудь убедить в том, что это случилось в результате Божественного вмешательства, а не ее сексуальной распущенности, аморальности или изнасилования? Они вряд ли бы поверили словам Марии о ее невинности и чистоте, как и мы бы сегодня не поверили. Мария оказалась в весьма затруднительной, постыдной и потенциально смертельной ситуации. Кто ей поверит? Что теперь будет с ее отношениями с Иосифом? Что случится с ее семьей? Что будет с ней?
1.2. Иосиф — где-то после зачатия Иисуса (6 г. до н.э.)
После краткого представления основных фактов, касающихся зачатия Иисуса в чреве Марии, Матфей переводит наш взгляд на Иосифа — человека праведного и справедливого. Это описание указывает на то, что Иосиф был человеком, который стремился жить по Божьим стандартам. Именно личная праведность Иосифа подвигла его искать милостивого разрешения ситуации с неверностью Марии. Очевидно, что он был уверен в ее виновности, но его характер побуждал его действовать таким образом, чтобы уменьшить ее позор и защитить ее репутацию, а также сохранить от потенциальной смерти за прелюбодеяние. Тихий, непубличный развод, в присутствии двух свидетелей, казался ему лучшим решением в этой ситуации. Если бы Иосиф не развелся, а притворился, что это его ребенок, то он облек бы себя и свою семью на общественное порицание в будущем. Потому что сексуальные отношения до брака и после помолвки рассматривалось тогда, впрочем как и сейчас, как аморальный поступок, даже если люди и решили пожениться.
Я думаю, что понять глубину чувств Иосифа хорошо могут парни, которые собрались пожениться, получив согласие на брак от своей возлюбленной. И вот после неоднократных заверений в любви, построения совместных планов и обсуждения деталей свадьбы, укрепления уверенности в ее чистоте и посвященности построению счастливой семьи, они вдруг узнают, что их невеста им изменила с кем-то.
Предательство, обман, крах, лицемерие, поражение, гнев. Все это пролетает в их душах в течение пары секунд. Как действовать дальше? Последующие поступки скажут больше о нас, чем предыдущие. То, как мы относимся к нашим врагам и предателям — раскрывает наше сердце и нашу личность больше, чем наше отношение к друзьям. Как мы преодолеваем трудности — говорит намного больше о нас, чем наши победы и достижения.
1.3. Бог — неожиданное решение (ст. 20-21)
Когда Иосиф взвешивал все за и против и пытался найти наиболее милосердное решение на основании своей человеческой мудрости, Бог вмешался в его судорожные и отчаянные рассуждения и направил его на путь, который бы Иосиф сам никогда бы не избрал.
Ангел Господень явился Иосифу во сне и дал ему дополнительную информацию и повеление, которое полностью перечеркнуло все его «за» и «против».
1) Во-первых, ангел повелел ему не смущаться и жениться на Марии, потому что ребенок был плодом не прелюбодеяния, а Божественного вмешательства. Утверждение, что это от Бога, полностью разрушило все человеческие идеи по разрешению возникшей позорной ситуации. Ребенок не был плодом аморального поведения.
2) Во-вторых, Ангел сказал Иосифу, что родится мальчик. Сын.
3) И наконец, Ангел повелел Иосифу дать этому мальчику имя Иисус, потому что «Он спасет людей Своих от грехов их» (ст.21). В этой фразе мы видим миссию Иисуса. Зачем Он пришел на землю!
2. Миссия Христа
Что такого особенного в имени Иисус? Почему именно Иисус?
Греческое имя Иисус соответствует еврейскому Иешуа, что означает — «Яхве спасает». Имя Иисус указывает на желание и способность Бога-Яхве спасти Свой народ. Яхве есть Имя Бога, как Он открылся еврейскому народу. Это Его Заветное Имя, то есть именно с таким именем Он заключает завет с еврейским народом.
Само имя Иисус было распространенным в Палестине 1-го века и родители нередко называли своих сыновей такими именами. Этим они выражали свою надежду, что однажды Бог спасет и избавит Свой народ, как Он это делал в прошлом. Наконец-то освободит их как от завоевателей, так и очистит их от всех грехов.
Ангел повелел Иосифу назвать этого мальчика Иисусом, потому что Он должен будет исполнить все эти надежды и даже больше. Пророки Ветхого Завета постоянно повторяли, что однажды Бог спасет Свой народ от его грехов. Пророк Исайя резюмировал эту надежду так:
Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас.
Ис.53:6
Многие Иудеи времени рождения Иисуса понимали, что грех и идолопоклонство их народа в прошлом привели к захвату их земли Вавилоном, что привело к временному изгнанию и переселению с Палестины. И они также понимали, что причиной их сегодняшнего пленения Римом также был грех. Они знали, что именно их грех является препятствием для восстановления Царства и избавления их народа.
Именно поэтому проповедь Иоанна Крестителя звучала так актуально и находила подготовленные сердца для принятия. Пророк провозглашал:
покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
Матф.3:2
Люди сознавали, что для того, чтобы иметь участие в грядущем Божьем Царстве, необходимо покаяние в своих грехах и разворот к праведной жизни.
Слова Ангела о спасении от грехов находят свое повторение в самом конце Евангелия от Матфея, во время описания Тайной Вечери Христа перед Его распятием. Мы читаем:
27 И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, 28 Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов.
Матф.26:27-28
Здесь мне нужно сделать несколько важных пояснений
1. Когда мы согрешаем, то мы согрешаем не только против себя или своих ближних, но прежде всего против Бога.
Поэтому даже просьба о прощении у своих ближних не освобождает нашу совесть и нас самих от ответственности перед Богом. Поэтому человек испытывает постоянное чувство вины до тех пор, пока он не примирится со своим Создателем. И что бы он ни делал: ни религиозные ритуалы, ни равнодушие, ни забытье, ни житейская суета — ничто из этого и всего другого не способны очистить его совесть и освободить от чувства вины.
Подумайте только, если мы представим себе, что к шее человека прикреплено кольцо, на которое могут надеваться звенья цепи, как только он согрешит: грех — и новое звено. Еще грех — и еще одно звено. Вы можете представить себе, цепь какой длины соберет человек за свою жизнь. И как трудно будет его душе идти по жизни и тащить весь этот груз своих грехов. И чтобы он ни делал — он никак не может от них освободиться. Его совесть будет мучиться, душа терзаться, а вина расти. Его память будет периодически напоминать ему о том, что он сделал. И он никак не может от этого избавиться. Никакой психолог, никакая методика не в состоянии очистить наше подсознание. Только Бог может!
2. Но здесь есть еще одна реальность — чем больше он будет пытаться избавиться от своих грехов, тем больше он будет их делать. Он даже может понять, что в сущности, он является рабом греха. И ко всему, к чему прикасаются его руки — он приносит грех. Мудрый Екклесиаст говорит:
Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы.
Еккл.7:20
Почему-то даже в отношения с любимыми и друзьями, самыми близкими ему людьми, даже с самим собой, он приносит грех. Его себялюбие, эгоизм, тщеславие, малодушие, корысть, обида, гордыня разрушают даже самое лучшее в его жизни.
3. Но и это не конец. Его совесть подсказывает ему, что однажды ему предстоит предстать перед Высшим Неподкупным Судьей Всей Вселенной — Создателем мира — Господом Богом!
4. И это не все. Если его простят сейчас за все его грехи, он все равно согрешит завтра. И он не в состоянии этого остановить. Потому что он раб греха, по причине того, что обладает греховной природой. Он грешник не только по выбору, но и по рождению, по своей сущности.
Ему действительно нужен Тот, Кто избавит его от его же греха! И не просто принесет прощение, но даст полное и окончательное избавление.
Смерть Христа на кресте даровала нам, наконец, прощение и освобождение от наших грехов. Матфей дает прямой намек на это в истории про исцеление парализованного человека:
2 И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному:дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. 3 При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. 4 Иисус же, видя помышления их, сказал:для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? 5 Ибо что легче сказать:«прощаются тебе грехи», или сказать:«встань и ходи»? 6 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному:встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.
Матф.9:2-6
Иисус показывал вновь и вновь исполнение Божьих обетований, которое несло Его имя «Яхве спасает». А затем Он избавляет Свой народ от их грехов через Свою смерть на кресте. Там, где Божье прощение — там есть исцеление отношений, взглядов, жизни, совести и даже нашего подсознания.
Когда человек приходит ко Христу с покаянием, с расскаянием, то Бог творит много настоящих чудес:
- Освобождает от рабства греха.
- Очищает совесть и подсознание.
- Освобождает от чувства вины за соделанные грехи.
- Дает благодать для восстановления отношений со своими ближними, помогает удалить последствия наших грехов.
- Освобождает нас от суда Божьего и справедливого адского пламени.
- Дает силы и помощь жить в новой обновленной жизни.
Нет такого греха, который Иисус не простил бы, и за который бы Он не умер.
Друг мой, брат, сестра, ты сейчас испытываешь разочарование за свои некоторые поступки этого года. Приходи к Иисусу в молитве, с верой, что грехи прощены, искуплены, принимай прощение, принимай Его благодать, и живи в свободе! Примиряйся, люби, прощай!
3. Исполнение пророчества: Рождение от Девы (ст. 22-23)
Матфей прерывает свое повествование в стихах 22-23, чтобы сказать пару слов о том, как непорочное зачатие послужило исполнению прошлых пророчеств.
Евангелист желает показать, что Божье Слово истинно и верно, и оно исполняется точно. Он нередко говорит в своем Евангелии такие слова:
да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит
Все повествование о младенчестве Христа наполнено такими отсылками к ветхозаветным Писаниям.
Первая цитата из Ветхого Завета, как пример исполнения пророчества об Иисусе Христе, взята из пророка Исаии (Ис.7:14). На поверхности кажется, что это прямое исполнение пророчества, но у читателя могут возникнуть три серьезных вопроса, которые нельзя обойти стороной.
- Философский — велика ли вероятность того, что Иисус является плодом непорочного зачатия?
- Богословский — не противоречит ли непорочное зачатие христианской доктрине о том, что Иисус был на 100% человеком?
- Исторический — является ли рождение Иисуса законным исполнением этого пророчества Исайи?
На первый вопрос достаточно легко ответить — это было чудо. Второй вопрос потребует теологического рассмотрения. А третий — нуждается в том, чтобы мы посмотрели, что имел в виду Исайя, когда говорил о молодой женщине, которая должна родить сына.
3.1. Философский аспект
Возвращаясь к первому вопросу, человек может сомневаться в чуде, если он убежден в философии натурализма. Взгляде, считающим, что все, что есть в этом мире, имеет только материальную природу — и поэтому не существует ни Бога, ни чего-то сверхъестественного. Такой взгляд отрицает какие-либо чудеса, в принципе. Он считает, что наука может все объяснить. Но в этом подходе, при честном рассмотрении, остается больше вопросов, чем ответов. Наука не может и не в состоянии объяснить очень многого.
Например, ученые даже не знают, откуда берется электричество. Какова природа этого явления. Споры по этому вопросу так и не завершены. Они знают, как получить электричество, как его транспортировать и, наконец, потреблять, но совершенно не представляют, откуда оно берется.
Или, например, почему человек, как говорит современная наука, который является продуктом эволюции и естественного отбора, вдруг научился мечтать и наслаждаться прекрасным? Почему у него есть тяга к вечности и готовность пожертвовать собой за идею? Вопросов больше, чем естественная наука в состоянии дать.
Но Бог продолжает творить чудеса и сейчас. И одно из величайших чудес было рождение Иисуса — 100% Бога и 100% человека от Девы через Духа Святого. Только Бог мог такое сделать. Родить человека без участия мужчины.
3.2. Богословский
Говоря о богословском аспекте непорочного зачатия, у нас будет вполне законный вопрос: Почему оно так важно?
Богословски непорочное зачатие Христа было крайне важно, потому что
1. Оно укрепляет безошибочность Писания.
Если мы не доверяем этому сверхъестественному акту Божественного вмешательства, то как мы можем доверять воскресению?
2. Божественность Христа.
Непорочное рождение возможно было сделать только Богу и с Богом.
3. Человечность Христа
Это было крайне важно для Отцов Церкви, например, Игнатия. Иисус был рожден, Он воистину стал одним из нас.
4. Безгрешность Христа
Если бы Он был рожден от двух родителей, то как бы Он мог избежать первородного греха Адама, и стать главой новой расы людей? Тогда Иисус, имея обоих человеческих родителей, обязательно бы наследовал человеческую греховную природу. Но Иисус должен был быть безгрешным,
- чтобы стать главой новой человеческой расы — искупленных людей,
- чтобы быть совершенной жертвой за грехи всего человечества. (Рим.5:18-19, 2 Кор.5:21, Евр.4:15, 7:26, 1 Пет.2:22-24).
5. Чистота царственной линии
Если вы посмотрите на родословную Христа, то вы увидите там имя такого царя — Иехония. Про него так говорит Бог через пророка Иеремию:
Так говорит Господь: запишите человека сего лишенным детей, человеком злополучным во дни свои, потому что никто уже из племени его не будет сидеть на престоле Давидовом и владычествовать в Иудее.
Иер.22:30
Как же Иисус тогда мог стать законным наследником, то есть потомком Давида, и не быть потомком Иехонии? Мог через непорочное зачатие. Он не биологический потомок Иехонии. Но он законный потомок Давида, потому что Иосиф, который был потомком Давида, как это подчеркивает Матфей — ст.20, усыновляет Иисуса и делает Его законным наследником и потомком Давида.
Это еще одно чудо Рождества!
Поэтому последнее
6. Природа благодати
Рождение Христа, в котором ярко проявляются и инициатива, и сила Божьи, является прекрасной картиной Божьей спасительной благодати. Оно показывает нам, что спасение является актом Божьей благодати, а не результатом человеческих усилий.
Рассматривая непорочное рождение как часть Божьей инициативы в спасении, оно напоминает нам о большом количестве сверхъестественных рождений в прошлом.
Начиная с Божьего обетования о семени в Быт.3:15, мы можем видеть, как это обетование постоянно находилось под ударом и, казалось бы, были непреодолимые обстоятельства для его исполнения. Но Бог часто вмешивался сверхъестественным образом, чтобы Его обетования исполнились. Например, рождение Исаака у Сарры или Иакова у Ревекки. Рождение Христа представляет собой финальное и наиболее сверхъестественное рождение в истории человечества, в этой цепочке невероятных рождений на пути к исполнению Божьего обетования.
3.3. Исторический
Переходя к историческому вопросу, нам потребуется внимательно посмотреть на текст из пророка Исайи в 7:14
Между 740 и 732 гг. до н.э., Сирия и Израиль пытались заставить иудейского царя Ахаза присоединиться к их военной коалиции против Ассирии. Когда он отказал им, то они пошли на него войной с намерением свергнуть его и посадить на трон нужного им царя, который бы согласился с ними. Вместо того, чтобы довериться Богу и положиться на Него, царь Ахаз обратился за помощью к самой Ассирии. Ассирия помогла, но цена была весьма высока — Иудея стала вассалом Ассирии и должна была выплатить большую дань. Эти события известны как Сиро-Ефремская война, и она описывается в 4-ой книге Царств 15:29-37 и 2 Паралипоменон 28:1-19.
Во время этого критического периода пророк Исайя пришел к царю Ахазу со словом ободрения от Господа и призывом уповать на Бога:
И скажи ему: наблюдай и будь спокоен; не страшись, и да не унывает сердце твое от двух концов этих дымящихся головней, от разгоревшегося гнева Рецина, и Сириян, и сына Ремалиина…
Но Господь Бог так говорит: это не состоится и не сбудется.
Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены.
(Ис.7:4а,7б, 9б)
К сожалению, Ахаз засомневался в Боге и не поверил, что Он может избавить его от всех врагов. В своем сердце он надеялся на Ассирию, а не на Бога. Он отказался доверять Богу и получить подтверждающее знамение о Божьей верности, и тогда Исайя говорит:
14 Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. 15 Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе; 16 Ибо прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее.
Ис.7:14-16
В следующей главе мы читаем:
3 И приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер- шелал- хаш- баз, 4 Ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорить: «отец мой», «мать моя», — богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским 18 Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе.
Ис.8:3-4, 18
Не названная по имени женщина, которая именуется пророчицей, либо была женой пророка, либо (что более вероятно) была воистину пророчицей, наделенной от Бога пророческим даром, как, например, в свое время Девора. С учетом девяти месяцев ее беременности и примерно года, прежде, чем рожденное дитя научится выговаривать «отец и мать», т. е. менее чем через два года, союзу сирийцев и израильтян предстояло распасться. Богатства Дамаска (столицы Сирии) и Самарии (столицы Израиля) станут достоянием царя Ассирийского. Это действительно произошло в 732 г. до Р. Х., т. е. через два года после первого пророчества Исаии.
У этого ребенка несколько имен
1) Его первое имя, имя Магер-шелал-хаш-баз,буквально переводится как спешит грабеж, торопится добыча. Оно указывает на скорость, с которой Бог реализует свои слова об этих угрожающих Иудее странах. Божье знамение Ахазу в Ис.7:14 имело немедленное исполнение, которое было напрямую связано с Сиро-Ефремской войной. Этот малыш должен был стать ходячим пророчеством, ходячим баннером, провозглашающем Божье Слово всему своему окружению через свое имя.
2) А значение второго, символического имени младенца, которое находится в Ис.7:14, Эммануил, указывает на Божье присутствие среди Его народа, чтобы спасать и избавлять его.
Еврейское слово, которое переведено у нас как «дева», almah, указывает на молодую женщину. Это слово в большинстве отрывков в Ветхом Завете переводится как незамужняя девственница. (например, Быт.24:16, 43, Исх.2:8).
Молодая девушка могла быть членом царской семьи, но вероятней всего — была той пророчицей, о которой сказано в Ис.8:3. Я полагаю, что собственный сын Исайи стал тем, кто исполнил ближайшее пророчество о ситуации вокруг Иудеи. Родители могли легко дать два имени своему ребенку, особенно когда эти имена должны были стать знамением или символами. Мы можем увидеть, что существовала взаимозаменяемость между именами в Ис.8:8.
Но как историческое исполнение этого пророчества в Исайи связано с Матфеем 1:23, где оно употребляется в отношении к Иисусу?
Для этого нам следует посмотреть на рождение еще одного младенца, о котором говорится в книге пророка Исайи. Мы читаем начало 9-ой главы:
1 Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. 2 Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. 3 Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи. 4 Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама. 5 Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню. 6 Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. 7 Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это.
Этот отрывок связывает предыдущие пророчества с рождением мальчика, но в отличие от предыдущих отрывков, описание младенца очевидно и быстро ведет нас к пониманию, что он будет больше, чем просто человек. И Он совершит избавление народа, которое простирается намного дальше, чем только Сиро-Ефремская война. Переводчики Ветхого Завета на древне-греческий используют в Ис.7:14 для слово almah греческое слово parthenos (девственница), что указывает, что евреи рассматривали пророчество 7:14 во свете 9:1-7. Это говорит о том, что они понимали, что в будущем должно родиться дитя обетования, которое чудесным образом завершит и совершит избавление их народа (см.Ис.9:7). Матфей так и видел эти тексты, потому что дальше в своем Евангелии при описании служения Иисуса в Галилее он цитирует именно этот отрывок из 9-ой главы пророка Исайи (Матф.4:15-16).
Поэтому мы, читая пророчество Исайи в 7-ой главе, должны увидеть двойное пророчество. Или точнее — пророчество, которое исполнится в 2 этапа. Оно реализовалось полностью в том историческом контексте, но другие аспекты пророчества, особенно имя мальчика Эммануил и описание этого младенца в Ис.9:6-7 — указывают на рождение другого ребенка и в другое время. Иисус был истинным и полным воплощением Эммануила «Бога с нами», тот, Который воссядет « на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века.» (Ис.9:7б)
Наконец-то, Бог-Царь воистину с нами!
4. Рождение Иисуса (6 или 5 г. до н.э.)
Матфей, обращаясь к Ветхозаветному пророчеству, описывает рождение Иисуса. Он говорит, что Иосиф пробудился от сна и сделал то, что ему повелел Ангел Господень. Он женился на Марии и не вступал с ней в интимные отношения до тех пор, пока не родился Божий Младенец.
Послушание Иосифа Богу и его женитьба на Марии привели к тому, что Иосиф стал законным отцом Иисуса, а Иисус — законным потомком Давида, даже несмотря на то, что отсутствовала биологическая связь. Иосиф, давая имя рожденному Младенцу, признал Иисуса своим. (Матф.1:25).
Матфей пропускает некоторые детали, которые упоминает евангелист Лука, но он указывает на два важных момента, которые говорят о сущности и миссии Иисуса. Иисус был Эммануил, Бог с нами, и Он пришел спасти Свой народ от их грехов.
Но что особенно важно, Иисус пришел спасти не только уверовавших евреев, но также и тех, кто не был евреем. И об этом будет наша следующая проповедь.
Сейчас же я отмечу, что только получив прощение своих грехов, можно получить свободу и мир. Ап.Павел цитирует Псалом 31:2-3, говоря:
6 Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел: 7 «Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. 8 Блажен человек, которому Господь не вменит греха».
Рим.4:6-8
И здесь нужно сказать три наиважнейших практических вывода.
1. Полное прощение, включая исцеление памяти, души (чувств), сердца, совести
2. Освобождение от рабства греха
3. Непрекращающееся спасение от:
- равнодушия
- просчетов
- проступков
- неудач
Празднование рождения Иисуса является празднованием завершения миссии Его земной жизни. Он пришел спасти Своих людей от их грехов. Есть ли у тебя радость от прощения твоих грехов? Испытал ли ты это прощение? Стал ли частью его Церкви, Его народа?
Его имя Эммануил, значит — с нами Бог. Он здесь. Он пришел. Он слышит моление твоего сердца.
Возможно, что ты испытываешь разочарование сегодня. У тебя много, чего не получается, ты там много раз пытался, и снова падал. Не отчаивайся! Иисус есть Эммануил. Бог желает спасти тебя от грехов твоих!
Ты ставил планы в этом году, но они не состоялись. Не сдавайся! У Бога Свое расписание, продолжай творить важные дела и правильные поступки.
Тебе кажется, что Бог оставил тебя. Это не так! Он пришел на землю, чтобы найти тебя и больше никогда не покидать! Его имя Эммануил!
Тебе видится, что задача служения, задача перемены твоего характера, изменения твоего сердца непосильна для тебя. Не забывай — Его имя Эммануил! — с нами БОГ!
Ты перестал мечтать, и стал превращаться понемногу в циника. Не сдавайся! Мечтай!
С нами Бог!