Избрание Божье и благовестие неразделимы. Это не разные доктрины, это совместные доктрины. Мы проповедуем смело, зная, что Бог силен спасать и хочет спасать, и будет спасать, и спасет, кого хочет, и поэтому мы смело идем в самые неприступные места и к самым непростым и сложным людям, потому что знаем — Бог желает, чтобы всякий человек услышал Благую Весть. И наша ответственность — дойти до таковых людей, ответственность Бога — спасти их.
Если бы не всевластная благодать Бога, евангелизацию можно было бы считать самым бесполезным и тщетным занятием, какое только возможно в этом мире, и проповедь Евангелия Христа — самой пустой тратой времени под солнцем. Напротив, суверенность Бога обеспечивает вероятность, причем стопроцентную, того, что благовестие окажется эффективным. Без всевластия такой вероятности нет.
Осознание власти Бога над всем творением, напротив, должно стимулировать нас к активности и посвященной молитве.
Те же самые главы послания, которые содержат учение об избрании, содержат и ясные свидетельства о необходимости как молитвы за спасение или (ходатайства о спасении, 10:1), так и проповеди (рассказа другим людям Благой вести, 10:14 и дал.). Наша обязанность — заботиться о том, чтобы благовестие охватило весь мир, чтобы каждый человек смог услышать и имел возможность отозваться.
Господь Сам определил механизм спасения — только проповедь Евангелия пробуждает спасительную веру в человеке — 10:17
«Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.»
А значит ведет к спасению тех, кто уверует. Например, как написано в 1 Кор.1:21-25
«
21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. 22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; 23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, 24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость; 25 потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков.»
Это вовсе не значит, что откликнутся и уверуют все. И нам не стоит унывать, отчаиваться или через чур огорчаться. Сам Бог хорошо нас понимает и знает, как это больно и унизительно для Него Самого — терпеливо протягивать руки Свои к непокорным и упрямым людям. Помните, как сказано в 10:21:
«Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.»
В итоге следует сказать, что «суверенность Бога в Его благодати — это единственное, что придает благовестию цель и смысл».
Поэтому мы не занимаемся:
- Манипулированием
- Психологизацией веры
- Созданием привлекательных шоу и завлекательных программ в церкви
Мы идем с верой и говорим всякому о Христе!!! И мы верим, что Дух Святой будет работать через Слово Евангелия, возрождая сердца людей и даруя им спасительную веру.
Почему это так? Потому, что человек во грехе духовно мертв. Ап.Павел, величайший из всех благовестников, помогает нам это понять лучше.
У падшего человека, по словам Павла, ум ослеплен, и он не способен воспринимать духовные истины.
«Душевный [недуховный, невозрожденный] человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2:14).
У падшего человека порочная и нечестивая природа.
«Плотские помышления [помышления невозрожденного человека] суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут». Каковы же последствия? «Посему живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим. 8:7-8).
В этих отрывках Павел высказывает два утверждения об отношении падшего человека к Божьей истине, и мысль его в них развивается одинаково.
1. Сначала, по сути дела, Павел указывает на несостоятельность падшего человека. Он «не принимает того, что от Духа Божия», он «закону Божию не покоряется».
2. Затем апостол поясняет свое первое утверждение с помощью второго, подводя к тому, что эта несостоятельность человека неизбежна, как закон природы, как нечто определенное, незыблемое, всеобщее и неизменное. Человек просто не в состоянии поступать как-то иначе. «И не может разуметь», «да и не могут». Человек в Адаме не имеет внутренней способности воспринимать духовную реальность, быть искренне послушным Божьему закону. Вражда против Бога, ведущая к отделению от Него, — это закон природы человека. Человек, можно сказать, поступает инстинктивно, когда подавляет и отвергает божественную истину, когда пренебрегает Божьей властью и попирает Его закон, когда, слыша Благую весть, проявляет неверие и непослушание. Таков и есть человек.
Павел говорит об этом в 1-ой главе послания к Римлянам —
18 Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. 19 Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. 20 Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.
Поэтому вполне понятно, почему Павел называет человека мертвым в своих грехах и преступлениях, во 2-ой главе послания к Ефесянам, потому что он, имея все необходимое вокруг себя, все же не способен откликнуться на Слово Божье. Человек не слышит Божьего голоса, не видит Его откровений и не воспринимает Его призывов. Попробуйте поговорить с трупом: ничего, кроме монолога, не получится. Когда Слово Божие обращено к грешнику, ответа также нет, потому что грешник «мертвый по преступлениям и грехам».
Но и это еще не все. Павел также говорит нам, что дьявол (о чьей силе и злой воле апостол всегда помнил) никогда не прекратит попыток удержать грешника в его естественном состоянии. Сатана действует «ныне в сынах противления» (Еф. 2:2), чтобы они не смогли повиноваться Божьему закону. И у неверующих «бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа» (2 Кор. 4:4). Поэтому благовестию препятствует, во-первых, естественное и непреодолимое стремлением человека восставать против Бога и, во-вторых, сильное желание сатаны удержать человека в неверии и непослушании.
Что же из этого следует? Следует то, что благовестие не имеет никаких шансов на успех. Как бы ясно и убедительно мы ни доносили Благую весть, мы не можем надеяться на то, что нам удастся хоть кого-нибудь убедить или обратить.
- Можем ли мы, вооружившись своими словами, отнять у сатаны власть над жизнью человека? Нет.
- Можем ли мы с вами дать жизнь духовно мертвому человеку? Нет.
- Можем ли мы, даже терпеливо разъясняя евангельские истины, убедить в них грешника? Нет.
- Можем ли мы словами упросить человека повиноваться Евангелию? Нет.
Наш подход к благовестию не будет соответствовать реальности до тех пор, пока мы не признаем этого и пока не изменим соответственно свое отношение к благовестию. Когда школьный учитель, пытаясь научить детей арифметике или грамматике, видит, что ученики медленно усваивают материал, он ободряет себя тем, что рано или поздно всходы все же покажутся и дети чему-нибудь да научатся. Такие мысли дают учителю силы продолжать работать. Мы, по крайней мере, большинство из нас, можем проявлять завидное терпение, если надеемся, что наш упорный труд в конце концов принесет успех. Но благовестие — безнадежная задача, если рассматривать его как человеческое предприятие. Оно в принципе не может привести к желаемому результату. Мы можем красноречиво проповедовать, обстоятельно беседовать с людьми, призывая их к покаянию и вере, мы можем проводить специальные собрания, раздавать брошюры и развешивать афиши, но все эти усилия будут напрасны: ни одна душа не придет к Богу. Все наше благовестие заранее обречено на неудачу (нам необходимо мужественно смотреть в лицо этому факту), если только на ситуацию не повлияет какой-нибудь фактор, стоящий вне и выше наших стараний.
Именно поэтому мы радуемся тому, что Сам Бог совершает спасение, а мы Его сотрудники, которые вместе с Ним! В нашем благовестии мы ревностно делаем все, что можем — Бог же совершает спасение. И поэтому мы еще увереннее идем и говорим всякому человеку. Потому что Он желает, «чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную», — как сказано в Евангелии от Иоанна 3:15.
Бог совершает то, что человеку не под силу. Бог действует Духом через Свое Слово в сердцах грешных людей, чтобы привести их к покаянию и вере.
Вера — дар Божий.
«...Вам дано ради Христа… веровать в Него...», — пишет Павел филиппийцам (Фил. 1:29).
«Благодатию вы спасены чрез веру, — говорит он ефесянам, — и сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2:8).
Покаяние также является Божьим даром.
«Его [Христа] возвысил Бог десницею Своею, — заявил Петр перед синедрионом, — в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов» (Деян. 5:31).
Когда верующие из иерусалимской церкви узнали о том, как Петр благовествовал Корнилию и как тот пришел к вере, они сказали:
«Видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь» (Деян. 11:18).
Ни вы, ни я не можем заставить грешников каяться и верить во Христа только под воздействием наших слов. Но Бог Святым Духом производит в человеческих сердцах и веру, и покаяние.
Нам необходимо учиться уверенности у апостола Павла. Мы не должны полагаться только на свои методы благовестия или на евангелизационные собрания, какими бы удачными они ни были. В методах нет ничего волшебного, даже в безупречных с богословской точки зрения. Благовествуя, мы должны уповать на Бога, воскрешающего мертвых. Он — всемогущий Господь, Который может обращать сердца людей. А пока, со своей стороны, мы должны проявить верность в распространении Благой Вести и постоянно помнить о том, что наш труд никогда не будет тщетным. Именно таким образом истина о всевластии Бога в благодати влияет на наше благовестие.