Часть 1 — Первый сад и его назначение. Эдем – идеальное место для человека или настоящий дом
(Бытие 1:31 — 2:9,15-17)
Сегодня мы начнём короткую серию из трёх статей, которые объединены общей тематикой. Её можно назвать «История, предваряющая Рождество».
Известное литературное произведение «Властелин колец» стало более популярным в последние годы по причине нескольких фильмов. Первая книга открывается рассказом о вечеринке хоббитов, посвящённой дню рождения Бильбо Бэггинса. Позже его племянник, известный Фродо, встречается с ним в его доме и натыкается на кольцо, имеющее особое значение. Значение кольца сразу трудно понять. По мере того, как раскрываются детали предшествующих событий, его значимость и ценность становятся яснее. Читатель обнаруживает, что Смеагол убил за это кольцо и является сейчас жалким персонажем по имени Голлум, который, как и большинство великих людей на земле, жаждет власти кольца (помните — «Моя прелесть»). История становится понятней, яснее и даже интересней, если вы понимаете бэкграунд, предыдущий фон событий, связанных с этим кольцом.
Так и с рождественской историей. Большинство людей начинают с поющих ангелов, яслей и хлева для домашнего скота. Но история может потерять свою силу, красоту и привлекательность, праздник может утратить свою ценность и значение, просто потому, что мы можем не знать, что же ему предшествовало. Предыстория имеет колоссальное значение.
Сегодня мы посмотрим на начало этой удивительной истории. Хотя, и Рождество — это только часть большой Божьей истории искупления. Кстати, мы сможем понять лучше историю своей жизни через эту Божественную историю, Божественную пьесу, которая состоит их трёх актов:
Акт № 1: Творение: Бог находится в центре внимания.
Акт № 2: Грехопадение: В историю вводится змей, и последствия опустошительны.
Акт № 3: Надежда: Бог даёт надежду на будущее искупление и восстановление.
Но есть ещё одна причина почему мы сегодня поговорим о Рождестве. Мы поговорим о нём через одну важную тему. Именно она легла в основу этой серии проповедей об Эдемском саде. Я имею в виду тоску по Эдему, по настоящему дому, по достижению полноты счастья и радости, самореализации и полезности!
Мы все бежим наперегонки друг с другом. И кажется, что финишная прямая совсем рядом, но она почему-то постоянно отодвигается всё дальше. Наше воображение рисует всё более заманчивые призы, и мы ускоряем бег, лелея в душе надежду: финиш недалеко, самый престижный кубок почти у нас в руках!
И вот, пройдя иногда половину дистанции, иногда – больше, а нередко и оказавшись уже за финишной чертой, мы понимаем, что мы так ничего и не получили, чего по-настоящему так жаждало наше сердце. И мы стоим перед выбором: делать ли очередную попытку?
Как часто разочаровываемся мы в своих жизненных идеалах! Как часто с горечью понимаем, что нужно начинать жизнь сначала…
Общество привыкло сочувствовать человеку, понявшему, что выбранная им беговая дорожка никуда не ведёт. Но в действительности такое разочарование может помочь нам задуматься о подлинной цели бытия? Да не испытываете ли вы сами нечто подобное в своём сердце сегодня?
На жизненном перепутье в нашей памяти вдруг оживают неясные картины желанной гармонии мира. И мы не можем вспомнить, когда это было, – в детстве? Во сне? Или в неведомой нам прошлой жизни? Более того, мы всё отчётливее начинаем понимать, что должен существовать мир, лишённый земных несовершенств и противоречий, – мир, подобный нашему во всём, кроме греха.
Так проявляется в нашей душе тоска по Эдему – тоска неистребимая, непреодолимая.
Мы можем забывать о нашем высоком предназначении, можем ставить перед собой новые и новые цели и находить упоение в их достижении, можем, наконец, погружаться в безудержный восторг развлечений – всё равно то здесь, то там мятущийся дух человеческий будет напоминать нам о тоске по Эдему.
Толкин как-то написал своему сыну Кристоферу следующее:
Все мы о нём тоскуем, и все мы непрестанно его прозреваем; вся природа наша в лучшем своем, наименее испорченном проявлении, в наиболее кротком и человечном, до сих пор насквозь пропитана ощущением «изгнания». Если задуматься, твой (более чем оправданный) ужас по поводу бессмысленного убийства ястреба и твои стойкие воспоминания об этом твоем «доме» в идиллический час (как часто возникает иллюзия того, что время и разложения остановились, и ощущение мира и покоя) — … заимствованы как раз из Эдема.
Это тоска по Эдем присутствует в нашем мире, и в наших сердцах.
Она — и в воспоминаниях полудиких народов Африки о стародавнем царстве правды и добра;
- и в легендах об Атлантиде;
- и в надрывных полотнах Босха;
- и в лучистой живописи Беато Анджелико;
- и в вопиющих о несовершенстве земной жизни романах Достоевского;
- и в неземных звуках музыки Баха;
- и в протестных акциях молодёжи на наших улицах;
- и в необъяснимом трепете наших сердец при соприкосновении с любыми творениями человеческого гения.
Тоска по Эдему знакома каждому человеку, где бы ни жил он, к какому бы народу ни принадлежал, какую бы религию ни исповедовал.
Сегодня мы постараемся понять почему и как она родилась!
Читая Библию с самого начала, с книги Бытие, нельзя не заметить как действия совершаются активно и быстро.
Бытие 1:1 показывает, что весь мир, вся Вселенная принадлежат и управляются Богом по праву Создателя. Первые главы книги Бытие объясняют нам смысл и замысел творения, показывают корни и причины многих явлений и реалии нашей жизни. Объясняют настолько точно и последовательно, что ни одно мировоззрение не может сравниться с такой цельной, логичной и всеохватывающей картиной.
Здесь, в первых трёх главах книги Бытие описывается, что именно произошло между первыми людьми, Богом и змием в саду под названием Эдем. Разобравшись в чём суть трагедии, разразившейся в райской долине между реками Тигр и Евфрат на заре человечества, мы сможем объяснить многое: и тайну природы самого человека, то есть нашу с вами тайну, и причины коллизий в отношениях между мужчиной и женщиной, и истоки глобальной катастрофы, произошедшей со всем сотворённым миром. Мы сможем приоткрыть завесу над судьбами вселенной и, наконец, осознать всю глубину любви Бога к Своему высшему созданию — человеку. Здесь, в истории грехопадения, ответы на все вопросы — начиная с тех, что возникают в процессе жизни каждой личности, заканчивая теми, что таятся в сердцевине мироздания. Здесь, в трагедии Эдема, первопричина всех последующих трагедий. И интимно-частных: «Любовь, зачем ты мучаешь меня?», и глобальных — войны, голод, болезни, землетрясения…
Некоторые темы мы затронем сегодня и в последующие дни.
Сегодня мы посмотрим на некоторые из них.
И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.
Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал. Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, но пар поднимался с земли и орошал все лицо земли. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла… И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
Бытие 1:31 — 2:9, 15-17
В конце первой главы, простой комментарий Творца-Бога по отношению к Своему творению заключается в том, что оно очень хорошее (1:31). Это крайне важное утверждение, чтобы нам понять подлинную историю нашего мира. Хорошо, значит всё было в порядке, всё шло гладко и правильно. На иврите это слово звучит как «шалом» — благополучие, процветание, безопасность, счастье. Ни в одной части творения не было разобщённости, но все действовали так, как и предполагалось. Это был мир полный безопасности, порядка, гармонии и красоты.
В нашей жизни не так часто мы можем сказать, что у нас всё благополучно, успешно и прекрасно. Кажется у нашего младенца Павла сейчас такой период жизни. Но даже он иногда плачет!
Из этой части истории мы знаем, что Бог является центром Своего творения и что Божественный замысел и намерения Господа по отношению к творению были благие. Так всё началось на нашей планете.
***
Первая глава даёт нам краткое описание сотворения мира. Вторая фокусируется на описании того, что происходило в жизни первых людей.
Мы прочитали, что человек был сотворён Богом из праха земли. Сам Господь Бог дал ему дыхание жизни.
У семитских народов передать другому человеку своё дыхание означало действие не просто высокой близости, интимности и доверия, считалось, что так ты передаёшь другому самое сокровенное — свою духовную суть. Вдумайтесь, как близок Господу был первый человек, как он Ему важен и дорог, если Господь даёт человеку Свой Дух. Передаёт этому ещё совсем не выдающемуся куску глины качества Своего Божественного бытия: «… и стал человек душею живою». Кстати, «испустить дух» или «вышибить из кого-то дух вон» означает возвращение человека в безжизненное состояние: народный язык хранит память о том, что именно определяет нашу жизнь.
И вот венец всего творения — человек — выходит на сцену жизни Вселенной. Он окружён всевозможными удивительными и яркими цветами, бурлящей флорой и фауной планеты. Вокруг всё прекрасно, всё удивительно, всё потрясающе.
Но нужно было что-то ещё. Человеку нужен был дом. Человеку нужно было жильё, дом, место для жизни. Этот отрывок Писания описывает место, где человек начал свою жизнь на земле, место, где человек должен был жить.
В этом описании мы видим ряд особенностей, которые Бог создал для дома первых людей. Это место называется Эдемский сад, самый красивый и богатый сад, который только можно себе представить.
Особенности сада ясно показывают, что Бог основательно позаботился о человеке — о его благополучии, обеспечении, безопасности, радости и счастье. Сад показывает, что Бог создал идеальное место для проживания и жизни человека. Этот библейский отрывок можно назвать «Первый сад и его назначение: Эдем, идеальное место для человека или настоящий дом». Эдем был раем для человека, и он же стал его утопией.
1. Эдем удовлетворил потребность человека в доме: особенном месте для проживания (ст.8б).
и поместил там человека, которого создал.
Бытие 2:8б
Человеку нужно место, которое он может назвать домом. Такими нас сотворил Господь Бог.
(1) Бог знал нужду человека, что человеку требуется место, где он мог бы чувствовать себя комфортно, место, которое он мог бы назвать своим домом. Поэтому Бог удовлетворил эту нужды человека, создав Эдемский сад, самый прекрасный рай на свете; затем Он взял человека и поместил его туда.
(2) Слово «сад» (gan) означает огороженное и защищённое место. У него даже есть идея быть прикрытым, быть полностью защищённым (иврит, ganan). Слово «Эдем» (эдем) означает место наслаждения, удовлетворения и блаженства. Эдем означает рай.
(3) Дело в том, что Эдемский сад отличался от остальной части земли.
a) Земля была совершенной, идеальной и безвредной средой, и она была переполнена удивительной красотой и изобилием плодов. Но идея Писания в том, что Эдемский сад намного превзошёл землю по красоте и обеспеченности.
б) Сад предоставил человеку место — определённую территорию, конкретный участок земли — где он мог бы жить и создавать дом и сообщество; место, которое было бы ограждено и защищено от каких-либо катаклизмов и явлений; место, обеспечивающее покрытие — идеальный дом и положение — которое так было необходимо человеку. Эдемский сад был раем для человека.
в) Мэттью Генри указывает на это: Бог поместил человека не во дворец из серебра и золота, не в дом из слоновой кости, а в самое красивое и прекрасное место среди всех: в сад, обставленный и украшенный Самим Богом. Это было лучшее место для жизни. Идеальная среда обитания для человека.
Знаете — уже здесь следует заметить, что человек не может обвинять во всех бедах окружающую среду.
(1) Человек часто винит в своих недостатках и неудачах окружающую его среду:
a) Однако помните, как человек начал свою жизнь «в идеальной среде», в раю на земле, но человек все же впал в грех (Бытие 3).
б) Никто не должен ссылаться на своё окружение в качестве оправдания для греха, неудачи или недостатка.
в) Несомненно, окружающая среда оказывает влияние на каждого из нас, но именно сам человек несёт ответственность за своё поведение и действия, что прекрасно иллюстрирует Адам.
(2) Наша проблема не в нашем окружении, а в нашем сердце (Откровение 20:1-15).
2. Эдем удовлетворял потребности человека в красоте, еде и духовном окружении (ст. 9а).
И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи
Бытие 2:9а
Сад должен был обеспечить Адаму удовлетворение в трёх основных потребностях:
(1) Сад обеспечил человека красотой, открытием и встречей (beauty, discovery, and encounter). Там были деревья, кустарники, цветы и растения, со всей необходимой палитрой. Со своими высотой и шириной, листьями и корой, ароматами и цветами. Красота и огромные размеры сада обеспечили человека всем необходимым для удовлетворения его умственных и эмоциональных потребностей, а также роста благодарности и восторга за Божию красоту окружающего мира.
(2) Сад обеспечивает человека пищей и кровом. Каждый вид растительности, фруктов, ягод и орехов был там — всё, чтобы удовлетворить вкус и пропитать человека.
(3) Сад обеспечивал также духовное окружение, духовную среду. Красота и богатство сада должны были вызывать у человека чувство благоговения и поклонения — прославлять и благодарить Создателя, с Которым он периодически встречался лицом к лицу.
Сад был создан для того, чтобы стать местом пересечения Бога и Его творения. Некоторые называют его садом-храмом. Храм — это место, где Бог встречается со Своим народом. Он встретился с Адамом и Евой в саду. Бытие 2:8 говорит об этом — «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.»
Дело в том, что Бог присутствует везде, но не везде мы можем так близко общаться с Ним. Эммануил (Бог с нами) был прекрасной реальностью в том саду. Ничто не могло нарушить общение носителя образа Божьего и Бога. Мы были созданы для того, чтобы жить в общении с Богом и никогда не будем по-настоящему удовлетворены без этой реальности.
Первая запись о человеке, переживающем Божественное присутствие, находится в Райском саду….
Итак, первое упоминание о человеке, переживающем Божественное присутствие, находится в Эдемском саду.
Похоже, что в непосредственной близости от места под названием Эдем находился особый сад, не только сам Эдем, но и местность под названием Эдем, а в Эдеме где-то был сад. В Иезекииля 28 мы читаем, что Эдем — это Божий сад, а это значит, что это был сад, созданный Богом для человека — Адама. Существует немало попыток определить географическое положение Эдема, но гораздо большее значение имеет смысл — что означает «Эдем»? «Эдем» может быть связан с еврейским глаголом, который просто означает «наслаждаться» или «находить удовольствие«. Это даёт нам представление о том, что такое Эдем. Псалмопевец написал в Псалме 15:11 такие слова:
Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек.
Псалом 15:11
Если когда-либо и существовало определение сада, который был в Эдеме, так это вот в этом стихе: «полнота радостей пред лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек.»
На самом деле оно совпадает с описанием того, что называется «Сад Иеговы» или «Яхве» в книге Исаии 51:3.
…как сад Господа; радость и веселие будет в нем, славословие и песнопение.
Исаия 51:3
Вот, что значит быть в Эдеме.
Теперь очевидно, что Эдем, этот идиллический райский сад посреди местности Эдема, где с самого начала Бог встречается с человеком, чтобы Адам мог познавать своего Создателя. Это было личное и персональное убежище, где Адам, первый мужчина, и Ева, первая женщина, могли встретиться со своим Господом. Поэтому неудивительно, что это место на протяжении многих лет называют «раем».
Могу я спросить вас, прежде чем мы продолжим: есть ли у вас рай? Есть ли у вас такое убежище, такое место, где вы можете лично встречаться с Господом? Есть ли у вас такой сад? Знаешь ли ты, что такое оказаться в Божьем присутствии и познавать полноту радости и удовольствий? Испытывали ли вы такую реальность как идти по пути жизни? Знаешь ли ты, что такое радость и веселие, славословие и песнопение? Это то, что Бог задумал с самого начала. И нечто подобное мы можем испытать уже сегодня во Христе и через Христа в общении с нашим Создателем!
3. Эдем удовлетворил потребность человека жить вечно: дерево жизни (ст.9б).
и дерево жизни посреди рая.
Бытие 2:9б
Помните, что в раю было дерево жизни. Оно располагалось посреди райского сада (Бытие 2:9). Если бы Адам, первый человек на земле, покушал с этого дерева, то он бы жил вечно. Очевидно, что он не вкушал его плодов, когда был в саду (Бытие 3:22).
Память о таком дереве также сохранилась среди народов земли. Вспомните хотя бы наши так называемые «молодильные яблоки».
Дерево жизни было напоминанием Адаму, что Бог является автором жизни. Жизнь можно найти и получить только через Него.
Кстати, Древо жизни будет в Новом Иерусалиме, столице нового неба и земли. Дерево жизни будет посажено посреди главной улицы столицы и расти на обоих берегах протекающей через столицу большой реки (Откр. 22:2).
Обратите внимание:
- древо жизни существует только в идеальном мире, только там, где существует совершенство.
- только в совершенстве Эдемского сада.
- только в Новом Иерусалиме, столице нового неба и земли.
Мы хотим жить вечно. Короткой земной жизни не достаточно для того, чтобы реализовать наш потенциал и потребности. Бог нас задумал так, чтобы мы могли жить вечно!
4. Эдем удовлетворил потребность человека в реализации его свободной воли — его способности выбирать между добром и злом (ст. 9c).
и дерево познания добра и зла.
Бытие 2:9с
Оно также находилось в центре сада (Бытие 3,3). Было хорошо для еды и приятно для глаз (Бытие 3,6).
Это было единственное дерево, с которого Адаму и Еве было запрещено есть. Бог использовал это дерево для того, чтобы человек мог реализовать свою свободу выбора, своё духовное стремление и способности. Чтобы человек любил Бога не потому, что он должен, а потому что он хочет. Адам не был биологическим роботом. У него был выбор. И он был ответственен за свой выбор. Как и мы сегодня.
Это дерево напоминало Адаму, что Бог не только сохраняет, но и управляет жизнью Адама. Господин здесь один — Бог, а не Адам.
Адам должен был выбирать Бога ежедневно, повинуясь Ему (Бытие 2:16-17; 3:2-3).
Если бы человек решил ослушаться Бога, съев плоды дерева, то он познал бы зло — что такое непослушание Богу. Он лично испытал бы зло и умер, то есть стал бы духовно, физически и вечно отделён от Бога.
Если бы Адам просто любил Бога и верил Его Слову, то он почитал бы Бога тем, что не вкушал бы плодов этого дерева. Путь проявления любви, почтения и благодарности Богу заключался в том, чтобы воздержаться от этого единственного дерева. Лютер говорил об этом дереве так:
Это дерево познания добра и зла стало алтарем и кафедрой Адама, с которой он должен был покориться Богу, признавать слово и волю Божью и возблагодарить Бога. Если бы Адам не упал, то дерево было бы подобно храму и собору.
Дерево было единственным знаком абсолютной власти Божьей, и покорность Адама не вкушать от него — была бы проявлением его любви и подчинения. Каждый раз, когда он говорил «нет» любой мысли о том, чтобы съесть его плод, его внутренняя жизнь укреплялась и углублялась, его духовные чувства обучались познавать мир с позиции «добра», Божьего добра, и жить по нему, никогда не познавая зла на своём опыте.
Так и сегодня, когда мы отвергаем грех, и говорим «да» — воле Божьей, то мы растём в зрелости, растём духовно, растём в познании Бога.
5. Эдем удовлетворил потребность человека в самореализации.
Бог сотворил нас, чтобы заботиться об Его мире, чтобы мы могли работать и в этом находить удовлетворение и самореализацию. Видеть свою ценность и значимость как созданий и сотрудников Божьих.
Мы сотворены по образу и подобию Божьему — значит можем общаться с нашим Создателем, что-то создавать из уже сотворённого Богом и заботиться о Его творении, будучи Его представителями и управляющими.
Мы не созданы, чтобы быть наблюдателями, но быть реальными соучастниками и сотрудниками Божьей работы в этом мире. Человек был призван расширять границы Эдемского сада на всю землю.
Когда человек был помещён в Эдемский сад, чтобы возделывать и сохранить его, то нам следует понимать, что его труд не был таким обременительным и изнурительным, каким он является для нас сегодня. Тяжелый труд пришёл позже с проклятием (глава 3:19). До грехопадения человека это было удовольствие и восторг, деятельность, которая помогала ему самореализовываться во всей полноте, где были задействованы все его возможности и способности. Мы можем только представить себе такую форму творческого садоводства, в которой не было бы ни рутинной работы, ни негативных аспектов, ни порчи и гниения, ни нежелательных сорняков. Всё было полноценным, приятным, созидательным и удивительно красивым.
Мы видим, что даже в идеальной среде Рая, человек был назначен на «работу», которая была его благословением. Изначальная Божья цель для человека заключалась в том, чтобы он применял свои дары и силы для труда и развития сада. И даже после грехопадения призвание человека остаётся прежним — заниматься целенаправленной работой, как в светской, так и в церковной жизни. Пассивные люди -это люди полные неудовлетворённости и полноты жизни. Мы созданы для продуктивного служения во всех сферах нашей жизни.
Так как Творец создал человеческие существа по своему образу и подобию, то они тоже предназначены для творческой работы. Это сад, а не дикая местность. Бог — первый садовник, возделывающий его, чтобы он расцвёл. Возделывать — значит «культивировать; улучшать; увеличивать плодовитость; осуществлять заботу о растениях, чтобы развивать и улучшать их. Бог создаёт все условия, чтобы человеческое сообщество росло в самореализации. Плодотворный труд — это часть Божьего плана, а безделье, беспечность и беззаботность — нет. Эдем — это сад, который требует заботы и развития.
Кстати, Эдемский сад, как и было сказано чуть раньше, был первоначальным храмом Бога на земле. Бог повелел Адаму «возделывать» и «хранить» сад — два слова, которые используются для описания обязанностей левитских священников в скинии («служить» Числа 4:23; «хранить» Числа 18:7). Эдемский сад также называют «садом Божьим» (Иез. 28:13). Именно в Эдеме Бог и Адам будут общаться вместе: где Бог будет учить Адама Своим путям; где Адам будет поклоняться Богу. Мы — священники Божьи в этом мире.
Дерево жизни символизировало Божий дар вечной жизни Адаму и всем его детям, если бы он прошёл испытание послушанием. Он оказался бы в состоянии совершенной святости, праведности и вечной жизни.
Если бы Адам не согрешил, и Божье повеление наполнить землю и размножиться (Быт 1:28) было бы выполнено полностью, потому что идеальные потомки Адама переполнили бы весь Эдемский сад и вышли бы во весь мир. Тогда вся земля была бы исполнена Его славы, ибо она была бы заполнена Его славным народом.
Не только вся земля будет полна Божьей славы; вся земля, а не только Эдем, будет Божьим садом-храмом.
В этом описании творения есть три фундаментальных утверждения:
- Всё обязано своим существованием Богу.
- Сад и всё в нём, в начале своего существования, было хорошим и красивым — отражающим Божью красоту и доброту.
- Наша жизнь и всё творение принадлежат Богу и являются даром от Бога.
Эта реальность побуждает нас отреагировать благодарностью Богу. Самое правильное состояние нашего сердца — благодарение. Никто из нас не знает, сколько мы проживём, но мы мы должны быть благодарны за сегодняшнюю жизнь. Иногда жизнь может быть тяжёлой и трудной, но это всё равно дар. Ап. Павел ясно подчёркивает это в 1 Фессалоникийцам 5:18: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.»
Итак, мы видим, что Бог сотворил мир и назвал его хорошим. Это был мир, наполненный красотой, восторгом, изобилием, миром и гармонией. Описание сотворения мира и Эдемского сада рассказывает многое о том какой Бог.
Прежде всего, Бог есть Творец, что говорит о том, что Бог отделён от Своего творения, но в то же время поддерживает тесную связь с ним.
Во-вторых, желание Бога — чтобы творение было исполнено красоты и гармонии. Таков был изначальный замысел для творения.
И в-третьих, Бог доверил человеку заботу о творении.
Адам был не просто фермером в саду, который Бог посадил в Эдеме — он был священником. Его задачей было способствовать поклонению Богу. Его задачей было работать в саду и хранить его. Он должен был сохранить его как святое место. Он должен был защищать его от всех нападок.
Адам был пророком, священником и царём в саду. Он был царём, владыкой над всем творением под властью Божьей, он должен был содействовать поклонению Богу, как священник, сохраняя святость святыни сада, и он должен был провозглашать закон Божий, как пророк, призывая других тоже подчиняться ему.
В этом саду было совершенное общение между мужчиной и женщиной, человеком и другими существами, Богом и всем Его творением. Бог ходит в прохладе сада. Он спускается с небес, чтобы пребывать со Своим народом и творением. Эдем — это сад Божьей любви, где Бог общается лично со Своим творением.