1 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.
Матфея 1:1-17
2 Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;
3 Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;
4 Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;
5 Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея;
6 Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;
7 Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу;
8 Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию;
9 Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию;
10 Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию;
11 Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.
12 По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля;
13 Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора;
14 Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда;
15 Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова;
16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.
17 Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.
1. История нашей жизни и Божья история
У каждого из нас своя неповторимая и особенная история жизни. Каждый обладает эксклюзивными правами на эту историю, у каждого свой копирайт на его жизнь, и нет никакой возможности для плагиата. Каждая история имеет свою уникальность и свое начало. Конфликты, герои и злодеи у всех разные. Некоторые истории заканчиваются быстрее, чем другие. Жизни известных, богатых, влиятельных остаются для последующих поколений в виде их биографий или автобиографий, в то время как бедные умирают в неизвестности.
Мы и сейчас продолжаем, каждый, писать историю своей жизни. Вот уже близок конец года, мы подводим итоги и планируем новые главы своей жизни на 2019 год, в которых немало оптимизма и надежды.
Тем не менее, над всеми нашими планами весит мрачная тень. Это неизбежная реальность — болезни, смерть, потери, которые вписывают в истории наших жизней трагические страницы. Жизни всех людей могли превратиться в одну печальную трагедию, с трагичным исходом — адским вечным пламенем.
Но Библия говорит, что смерть и ад не говорят последнее финальное слово. Ибо для всех, кто обратился всем сердцем ко Христу, наступит воскресение из мертвых, которое будет очевидным триумфом и победой жизни над смертью и адом.
Книга Библия, Божия книга, также является историей. Но эта история Божия. Она повествует нам об участии Творца в жизни Его творения. Как Он сделал его прекрасным и хорошим, как Он сотворил человечество по образу Своему, которое должно было представлять Его правление на земле. Сотворенные по образу Божьему люди были способны думать, чувствовать, любить, выбирать, искать красоту и наслаждаться прекрасным творением.
Библия также рассказывает, как все в мире пошло ужасным путем, и как человеческая раса отвергла Божье правление и оказалась под властью греха и смерти. В результате, человеческие жизни стали характеризоваться страданием, болезнью, грехом, болью и, наконец, неотвратимой смертью.
К сожалению, наши прародители отказались/пренебрегли благим Божьим правлением и стали рабами ужасного правления греха и смерти. Поэтому мы сегодня разделяем все эти последствия в своей жизни. Прекрасный мир был искажен грехом.
Библия продолжает нам рассказывать историю о том, как Бог не отвернулся от Своего творения, которое восстало и ввергло себя в беспорядок, но Он спасает его невероятно высокой ценой — отдавая в жертву за грехи всего мира Своего Единственного Драгоценного Сына. Которого потом воскрешает из мертвых, как подтверждение того, что Его жертва была принята.
Но Божия история продолжается и после воскресения Христа. Библия говорит, что наступит момент, когда Мессия снова вернется к Своему творению, чтобы создать новые небеса и землю, утереть всякую слезу и удалить грех и смерть — ужасные реалии, которые держат все творение под Божьим проклятием и наказанием по причине непослушания первого человека Адама и нашего греховного поведения. И тогда наступит счастливая вечность для всего искупленного мира, в который войдут те, кто покорился Богу — вернулся под Его власть и правление по благодати Божьей через веру.
Две части Божьей истории построены вокруг главного события в жизни человеческой цивилизации — прихода Иисуса Христа на землю, Который пришел, чтобы спасти порушенное и извращенное Божье творение. Приход Христа изменил все в этом мире. И повлиял на все наши жизни.
Поняв, как Бог пишет Свою историю, мы можем присоединиться к ней. И тогда Сам Бог перепишет финал истории нашей жизни.
В этой проповеди мы увидим начало Божьей истории и как она приводит к тому, чтобы изменить наши истории.
2. Божия история: Генеалогия
Многие пропускают родословия, когда встречают их в Библии. Кто-то просто быстро пробегает их глазами. Кто-то может читать, потому что верит, что каждое слово в Писании боговдухновенно, но почему-то он не получает от такого чтения особой пользы. Тогда как в них можно найти много важной информации.
Нам следует признать, что генеалогия сегодня не представляет особого интереса для большинства людей, живущих в 21-ом веке. Она кажется не особо нужной. Мы можем проследить свой род обычно до 3-4 поколения.
Поэтому для большинства из нас сегодняшняя проповедь будет весьма необычной. Ведь она будет построена на родословной Иисуса Христа, которую нам предлагает евангелист Матфей.
Но, прежде, поразмышляйте о следующих 4-х фактах:
1. Отцы Церкви (а это известные христианские служители 1-2 веков) пишут, что именно Евангелие от Матфея было наиболее распространенным. Его часто цитировали, и манускрипты с его текстом были во многих церквах.
2. Когда стал формироваться канон Нового Завета, то Евангелие от Матфея было помещено на первое место. Это говорит о его значимости и повсеместном принятии его авторитета. Это сохраняется и по сей день во всех переводах Библии.
3. Матфей начинает свое Евангелие с генеалогии. Древние авторы знали, что для возбуждения особого интереса читателей крайне важно поместить нечто важное в самом начале своего выступления или книги. Положение генеалогии в Евангелии от Матфея говорит о ее крайней важности. Весь Новый Завет начинается с этих стихов.
4. Ветхозаветная книга Ездры показывает, как генеалогия играла ключевую роль в иудейском обществе, особенно по их возвращению из Вавилонского плена. Некоторые люди заявляли о том, что они принадлежат к священническому роду, но потому, что их имен не нашли в священнических родословных, то они не могли получить священническую роль в народе. Возвращающиеся пленники могли вступить во владение своей наследственной землей и приступить к выполнению своих обязанностей в соответствии со своими ролью и местом своего племени и рода. Поэтому родословие играло ключевую роль. Оно говорило об идентичности человека, его месте и призвании в обществе. В период рождения Иисуса, многие в Израиле рассматривали царя Ирода Великого как ненастоящего царя, потому что он был наполовину Едомитом или идумеянином, и поэтому не был подлинным иудеем. Происхождение было крайне важным в период Иудаизма Второго Храма, как в культурном, так и в религиозном и политических аспектах.
Эти простые факты ставят нас перед вопросом: Что мы можем потерять или не узнать, если пропустим эту родословную из Матфея 1:1-17?
Для этого нам понадобится пробежаться по Ветхому Завету, чтобы увидеть, как развивалась Божья история и как она подошла к этим стихам Матфея, которые начинают рассказывать нам о приходе Мессии.
2.1. Древнее обещание — Начало времени
В самые ранние дни человечества, когда первые люди отвергли Божье правление и все пошло в их жизни не так, как желал для них Бог, Библия дает нам весьма загадочное обетование. В Божье судебном вердикте сатане мы слышим такие неожиданные слова:
и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
Быт.3:15
Хотя при первом прочтении слова этого пророчества кажутся не совсем понятными и даже в чем-то таинственными, в сущности мы читаем, что однажды придет потомок женщины, то есть человек, который сокрушит голову змея, Сатаны, ангела, который некогда восстал против своего Создателя.
Представьте себе человека, который читает Библию в первый раз, не зная, чем она закончится. Этот гипотетический читатель прочитал о прекрасном мире, который создал Бог, и как Адам и Ева поверили сатанинской лжи Змея и решили отвергнуть Божье правление, чтобы получить что-то якобы «доброе», что от них как будто бы утаивал их Творец. Такое чтение не может оставить человека равнодушным. В мгновение ока — прекрасный и чудесный, и великолепный мир превращается в проклятый, страдающий и поврежденный. Третья глава книги Бытие заканчивается печальным описанием новой реальности — носители образа Божьего и Его представители на земле были изгнаны из рая, и они теперь не могут подойти к древу жизни, они стали смертными, и мир вокруг них — мрачный и порушенный.
В этот момент читатель нуждается в чем-то позитивном, перспективном, какой-то надежде. И Бог дает это. Хотя конфликт между змеем и человечеством продолжится, все-таки однажды человек, потомок Евы, огромной ценой — как здесь сказано «будет ужален в пяту» — сокрушит голову Змея.
Наш гипотетический читатель сразу же начнет думать: «А кто же этот потомок женщины? Когда он придет победить Змея, чтобы восстановить все в Божьем творении? Чтобы вернуть человека вновь в живое общение со своим Создателем?» На данном этапе наш текст дает только несколько намеков о Нем. Все, что мы можем знать — что Он будет человеком и Он будет потомком Евы.
2.2. Бог избирает семью
Первые люди, Адам и Ева, хорошо поняли пророчество. Поэтому своего первого сына они называют Каин, что значит «приобретение», полагая, что он и есть тот, кто вернет все обратно! Но так не случилось. Рождается второй сын — Авель, имя которого означает «пустота». Наши прародители испытали разочарование, они начали сознавать глубину своего своего греха и ужасные последствия своего непослушания.
1) 2100 г. до н.э.
Но читателю не нужно было долго ждать, чтобы получить еще одну подсказку — Бог совсем скоро сужает мессианскую линию Спасителя до конкретной семьи — семьи Авраама.
Мы читаем Быт.12:1-3
1 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе; 2 И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; 3 Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные
Бог избирает конкретного человека из всего рода человечества, чтобы открыть Себя и продолжить раскрывать Свой план дальше. Бог сказал Аврааму, что Он сделает его потомков великим народом и через его потомство весь мир будет благословлен.
Наш читатель может задуматься: не является ли Авраам тем обещанным семенем, который должен победить Сатану и восстановить все творение Божье?
Но по мере чтения истории жизни Авраама становится понятно, что он не является Мессией, не является он тем, через кого Бог благословит весь мир. Мы видим, что его жизнь была далека от совершенства. Он совершает немало серьезных проступков и грехов — часто обманывает и малодушествует, порой проявляет недоверие Богу. Авраам сам нуждался в Искупителе, в Мессии, в Боге. И мы это видим — его жизнь характеризуется верой в Божьи обетования. Поэтому Авраам и назван отцом веры (Рим.4:11). Несмотря на свои грехи и несовершенства, он уповал на Бога.
Наш читатель все еще не знает, кто будет этот грядущий Спаситель, но его внимание теперь будет приковано к потомкам Авраама, потому что из них должен прийти Избавитель.
2) Еще подсказки
У Авраама было немало детей. Сын обетования же был Исаак, у которого родился Иаков, а у Иакова было 12 сыновей. Нужна еще подсказка: кто? или от кого? И она вскоре дается!
Когда Иаков, внук Авраама, на своем смертном одре давал свои последние благословения и пророчества о будущем своих сыновей, мы читаем об этом в Бытие 49 главе, то он говорит интересные слова
Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресел его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов.
Быт.49:10
Это слово сужает наш поиск еще больше. Теперь в линии потомков Авраама надо смотреть на колено Иуды, из которого выйдет Царственный Правитель (это подтверждается словом «скипетр»), Который получит покорность и дань от народов земли.
2.3. Бог избирает царя
- Обещание царю Давиду — 1000 до н.э.
Потребовались сотни лет (и наш читатель это увидит), чтобы пророчество наконец-то начало исполняться видимым образом — из потомков Иуды появился царь по имени Давид. Бог избирает Давида стать царем, и пророк Самуил помазывает его на царство (1 Цар.16:1-13).
Конечно, возникает вопрос: не является ли Давид тем обещанным семенем, которое должно поразить Сатану?
Чтение истории жизни Давида достаточно быстро показывает, что Давид не сможет исполнить мессианское обетование. Подобно своим прародителям — Аврааму, Иакову, Иуде, в его жизни были грехи и падения, хотя он и жил в уповании на Бога, за что и получил звание «человека по сердцу Божьему» (1 Цар.13:14).
Но теперь Бог сужает наш взгляд до потомков царя Давида. И во время правления Давида Бог обращается к нему через пророка Нафана, говоря:
И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит во веки.
2 Цар.7:16
То есть мы читаем здесь, что потомок Давида будет править над Его Царством навеки.
Исполнилось ли это обещание Божие?
Честный взгляд на это обетование и историю Царства Иудейского показывает, что все пошло не так, как мог представлять наш читатель. Потомки царя Давида нередко отступали от Божьих законов и путей и вели нацию в идолопоклонство (поклонение иным богам), и отвергали Божье Правление. Ветхозаветные пророки провозглашали Божье Слово народу, предупреждая и давая обетования в эти мрачные периоды духовного упадка нации. Они предупреждали о Божьем суде за отвержение Бога и обещали, что однажды придет потомок Давида, который наведет порядок на земле и установит непоколебимое Царство. Наступит эра благополучия и процветания, жизни и радости. Когда «волк будет жить вместе с ягненком» (Ис.11:6), и «перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы» (Ис.2:4).
Правитель рода Давидова принесет мир и благословения для всех народов этого мира.
Но где Он, когда Он придет?
2) Пленения — 722 г. до н.э./605-586 гг. до н.э.
Наш читатель быстро увидит, что по причине того, что израильский народ отказался покаяться и остановиться в своих злых деяниях, Бог позволяет другим народам захватить их — Ассирия (722 г. до н.э.) и Вавилон (605-586 до н.э.), и отправляет их в ссылку. И хотя они потом возвращаются из изгнания в свою родную землю, они все равно еще не получают исполнения мессианских обетований. Народ томительно ожидает своего Мессию. Мы читаем Пс.88
4 «Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему:
5 Навек утвержу семя твое, в род и род устрою престол твой»
29 Вовек сохраню ему милость Мою, и завет Мой с ним будет верен.
30 И продолжу вовек семя его, и престол его — как дни неба.
31 Если сыновья его оставят закон Мой и не будут ходить по заповедям Моим;
32 Если нарушат уставы Мои и повелений Моих не сохранят:
33 Посещу жезлом беззаконие их, и ударами — неправду их;
34 Милости же Моей не отниму от него и не изменю истины Моей.
35 Не нарушу завета Моего и не переменю того, что вышло из уст Моих.
36 Однажды Я поклялся святостью Моею: солгу ли Давиду?
37 Семя его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мною,
38 Вовек будет тверд, как луна, и верный свидетель на небесах».
39 Но [ныне] Ты отринул и презрел, прогневался на помазанника Твоего;
40 Пренебрег завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его;
41 Разрушил все ограды его, превратил в развалины крепости его.
42 Расхищают его все проходящие путем; он сделался посмешищем у соседей своих.
43 Ты возвысил десницу противников его, обрадовал всех врагов его;
44 Ты обратил назад острие меча его и не укрепил его на брани;
45 Отнял у него блеск и престол его поверг на землю;
46 Сократил дни юности его и покрыл его стыдом.
47 Доколе, Господи, будешь скрываться непрестанно, будет пылать ярость Твоя, как огонь?
50 Где прежние милости Твои, Господи? Ты клялся Давиду истиною Твоею
Этот текст прекрасным образом подтверждает Божье обетование Давиду, хотя и говорится с такой болью и скорбью. Пленение привело к тому, что Царство было потеряно, царская линия оказалась в забвении и тени. Наступил печальный период.
3) Начало периода молчания — 400 гг. до н.э.
Наш читатель увидит, что книги Ветхого Завета заканчиваются, но исполнение этого обетования не наступило. Поэтому его взор будет направлен вперед: когда же и кто принесет спасение и избавление? Когда придет потомок Евы, когда Он принесет исцеление этому миру? Когда мир получит благословение через потомка Авраама? Когда скипетр вернется к потомку Иуды? Когда царство Давида будет восстановлено и его правление принесет благословение всем народам? Ветхозаветный период заканчивается, ожидая будущего исполнения обетования. Период Второго Храма был периодом молчания, пророческие голоса умолкли. Началось длительное время ожидания.
3. Новая эра
А теперь мы готовы читать первые слова из Евангелия от Матфея с обновленными глазами.
1 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова
Весь Новый Завет начинается этими словами. Словами, которые провозглашают — Иисус есть сын Давида, сын Авраама, долгожданный Мессия!
Новый Завет во многих своих текстах показывает, насколько важно, что Иисус есть потомок Давида, что именно в Нем и через Него исполняются все Божьи обетования Давиду и всему миру! Царская линия наконец восстановлена!
3.1. Книга родословий
Матфей не случайно начинает свое Евангелие с родословной Иисуса. Она дана для того, чтобы показать Его происхождение, Его идентичность, ответ на вопрос — Кто же Он, и почему Он имеет право царствовать. Она доказывает, что Иисус есть потомок Давида, потомок Иуды, потомок Авраама и, несомненно, потомок Евы. Так что теперь наш читатель должен будет увидеть, что Иисус и есть то обещанное семя, Которое восстановит отношения людей со своим Создателем, победит сатану и принесет исцеление и искупление этому миру.
Четыре элемента родословия Иисуса заслуживают особого комментария
1) Во-первых, оно начинается с двух знаковых греческих слов «biblos geneseōs» («Книга генеалогии» или «книга родословия»), которые являются зеркальным отражением слов, употребляемых в первой книге Библии
- в записи творения — Быт.2:4
4 Вот происхождение неба и земли
На древне-греческом в Септуагинте — греческом переводе Ветхого Завета — текст звучит как biblos geneseōs
- А также в записи родословной Адама — Быт.5:1
Вот родословие Адама
biblos geneseōs
Пытливый читатель должен был заметить, что евангелист Матфей нас отсылает к первым записям творения нашего мира, соединяя их с происхождением Иисуса. Рождение Иисуса открыло новую главу в истории человечества.
2) В генеалогии, совсем неожиданно, на первый взгляд, мы встречаем имена 4-х женщин. Неожиданно по ряду причин.
Во-первых, они не еврейки. А во-вторых, они не вели образцово-показательного образа жизни.
Кроме того, большинство биографов прошлого старались исключать женщин из генеалогий, да еще таких, которые могут запятнать родословную человека. Но Матфей делает все с точностью до наоборот. Давайте посмотрим вместе. И попробуем увидеть причину, почему.
Фамарь была хананеянкой, да еще и притворилась проституткой, чтобы соблазнить Иуду (Быт.38). Их связь была ни чем иным как инцест.
Раав — хананейская блудница, которая солгала ради сохранения жизни израильским шпионам, тем самым помогла в подготовке к захвату Иерихона (И.Н.2, 6:25)
Руфь — моавитянка, которая переселилась в Израиль после смерти своего мужа (см. книгу Руфь). Моавитяне произошли от инцеста Лота с его дочерью и не могли присоединиться к Израилю (Втор.23:3, Неем.13:1-3).
И наконец, Вирсавия, жена Урии Хеттеянина, на которой женился царь Давид после смерти ребенка, который родился у них от их прелюбодейной связи и убийства ее мужа по приказу самого Давида. (2 Цар.11)
Включение этих неизраильских женщин предсказывает будущее распространение Евангелия между язычниками и свидетельствует о благодати Божьей, которая активным образом ищет, чтобы простить и восстановить грешников и достигнуть тех, кто забыт или отвергнут и воспринимается как чужой, маргинал или неудачник.
Эти женщины в родословной Христа также показывают, что Божья благодать невероятна. И Бог может простить! Подумайте только — в родословной Христа две блудницы и одна прелюбодейка!
Также мы видим и то, что Бог может обратить зло в добро! Бог может найти самого потерянного человека в самой отчаянной ситуации и перевернуть все во благо!
И она показывает, что все подлинно хорошее и чудесное происходит исключительно только по благодати!
Кстати, с Фамарь есть еще одна тайна Рождества. Ведь получается, что Иисус является потомком незаконнорожденного от Фамари в прелюбодеянии с Иудой. Более того, в книге Втор.23:2 сказано:
Сын блудницы не может войти в общество Господне, и десятое поколение его не может войти в общество Господне
Для того, чтобы произошло полное очищение этого рода, необходимо было 10 поколений! Получается, что Иуда начал царскую линию через прелюбодеяние, но полноценно его потомок мог бы править только после очищения его линии — через 10 поколений.
А теперь посмотрите в Евангелие от Матфей — 1:3
Иуда родил Фареса и Зару от Фамари;
Вот они два незаконных сына. Мы видим, что линия пошла через Фареса.
Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;
4 Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;
5 Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея;
6 Иессей родил Давида царя.
Посчитайте количество поколений от Фамарь до Давида — 10. Линия была очищена. И теперь через нее мог прийти царь!
3) Мария, мать нашего Господа, оказалась в одном списке с этими женщинами, забеременев весьма необычным, сомнительным и удивительным образом. Генеалогическая запись даже показывает это. Везде мы читает — «Тот родил того» и т.д., но вот когда доходит до Иосифа, то читаем следующее:
16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос
Наш текст ясно показывает, что Иисус являлся биологическим сыном Марии, а не Иосифа. И хотя Иосиф был официальным отцом Иисуса, он не был его биологическим отцом. Наш читатель это подметит. Но ему надо будет подождать до конца главы, чтобы понять, почему и зачем, и ради чего все это так происходит.
4) Разделяя историю спасения мира на три периода по 14 поколений каждое (от Авраама до Давида, от Давида до переселения, от переселения до Иисуса), Матфея желает показать нам важную богословскую истину — Бог контролировал все даже в самые трудные и тяжелые времена в истории Израиля, особенно в такие ужасные и скорбные как изгнание в Вавилон, и период духовного упадка, который был в Израиле до прихода Иисуса-Мессии.
Такое деление истории Израиля на периоды также помогало лучше ее запоминать в той древней культуре, когда все передавалось из уст в уста. А число четырнадцать связано с именем Давида. В древности нередко использовали нумерологию для выражения имен. Число Давида — это четырнадцать.
Имя Давида — Далет (4) + Вав (6) + Далет (4) = 14.
Вероятно, Матфей желал показать еще одну связь Иисуса с Его предком Давидом.
Родословная у Матфея и у Луки
Многие указывают на различие в родословиях, представленных у евангелистов — Матфея и Луки. А также как они отличаются от ветхозаветных генеалогий. Мы не будем много говорить об этом сегодня. У нас просто нет необходимого времени. Но я дам несколько пояснений.
Во-первых, есть предположение, что Матфей ведет линию Иисуса через Иосифа, в то время как Лука — по Марии. Тогда становится понятней, почему Матфей решил соединить Иисуса с Давидом через Соломона, тогда как Лука через Нафана (Лук.3:31). И хотя этот взгляд весьма распространен, в нем есть 2 изъяна — в действительности обе родословные идут через Иосифа, и в древнее время начинать родословную с матери было не принято.
Во-вторых, в этой родословной, вероятно, присутствуют браки по закону левирата. У нас очень мало библейских свидетельств в период между переселением и появлением Иосифа, и поэтому трудно сказать — родословная говорит о биологическом родстве или просто законном. Потому что в то время человек мог родиться, но носить имя не своего отца, а по закону левирата — брата отца. Также усыновление могло повлиять на эту картину.
Вероятней всего, родословная у Матфея дает описание царской династии, в то время как Лука старается ссылаться на биологическое родство. И их можно соединить вместе, если допустить два усыновления.
Есть еще пара факторов.
Матфей также пропускает некоторые поколения, соединяя сына с дедушкой или прадедушкой. И это не случайно. В древнее время родословные составлялись с определенной целью, и не стремились к научной точности, как современные генеалогии.
Матфей намеревался показать своей родословнй, что у Иисуса была историческая и законная связь с Давидом, даже дальше до Божьего Завета с Авраамом. И он все сделал юридически верно, даже несмотря на то, что пропустил в своей родословной некоторые поколения, например, царей Охозию, Иоаса, Амасию между Иорамом и Озией, ради того, чтобы было число 14 — что было сделано для лучшего запоминания и видимого соединения с Давидом.
3.2. Тайна раскрыта
Через родословную Матфея Бог наконец открыл нам идентичность или происхождение героя Своей истории. Теперь мы знаем, Кто есть долгожданный Избавитель!
Мессианское обетование исполнилось! Мессия пришел! Царь пришел!
Рождение Иисуса — не просто прошлое событие. Оно уже изменило ход всей человеческой истории 2000 лет назад, поэтому оно способно сегодня изменить ход твоей жизни, прямо сейчас. Иисус родился не только в истории цивилизации. Он родился в Божью историю. В историю, которая пересекается сегодня с твоей историей! Он желает переписать последующие главы твоей жизни, так чтобы это была история с радостным продолжением и счастливым концом!
В следующий раз мы будем говорить более подробно о событиях, которые были вокруг рождения Христа. Матфей ответит на вопрос: «Каким образом родился долгожданный Царь?»
Какие выводы мы можем сделать из всего услышанного?
- Бог не забыл про этот мир.
- Бог методично работал, чтобы появился Спаситель этого мира. Мы можем не замечать большую картину Божьей работы. Мы трудимся в нашей повседневности, и кажется, что ничего не меняется, все обычно. Но Бог работает.
- Бог работает и сегодня, чтобы менять жизни людей. Он рядом с тобой и сегодня.
- Бог добьется полного исполнения Своего замысла как для этого мира, так и для каждого отдельного человека.
- Иисус обладает всеми правами, чтобы Царствовать!