“У Христианской Церкви нет большого будущего” — как-то сказал мне один мой московский знакомый, наблюдая за строительством новой мечети в Москве.
“Нам бы музыку посовременней и проповеди повеселей” — услышал я на одном молодежном общении. “А то молодежь разбегается, и что будет с баптистской церковью?!” — заявил другой молодой брат.
“Камо грядеши? Нам нужны пророки, чтобы сказали куда идти церкви в 21 веке” — провозглашалось на пасторском общении.
“У нас есть программа для реформирования Вашей церкви. Мы поможем Вам стать успешными” — заявляли на очередной конференции.
“Наша методика самая эффективная. Мы научим Вас как служить в 21 веке” — гласит рекламная брошюра для церковных лидеров.
Можно продолжать и дальше этот список. Кажется, что ему нет конца. Иногда возникает ощущение, что многие церковные служители испытывают состояние растерянности или даже потерянности — что делать Церкви, куда идти, как служить?
Господь, создав Церковь и определив ей стать Его невестой, также положил точные сроки ее существования на земле и дал ясное описание ее предназначения.
Поэтому начиная наш разговор о Церкви в 21 веке, нам стоит отметить — 2 важные и простые вещи:
- миссия Церкви и ее основные задачи не изменились в планах Божиих. Как было с самого начала, о чем мы и читаем в Писании, так и остается. Поэтому успех церкви нужно оценивать исходя из ее верности Божьим повелениям и по наличию результатов, которые определил Господь еще в 1-ом веке нашей эры.
- Церковь продолжает свое движение ко встрече со Своим Женихом! И ничто и никто не может этому помещать. Церковь — это сообщество самых счастливых людей, которые наследуют Божье Царство, даже, если и надо, пройдя через скорби и испытания.
Этой небольшой статьей невозможно затронуть все вопросы и дать все ответы. Даже если бы было больше места — некоторые вопросы не являются простыми, и ответы к ним также сложны. Поэтому эту статья, мне хотелось посвятить простому, но весьма актуальному сегодня вопросу — как быть и оставаться духовно здоровой и верной Христу церковью 21-го века. Я сожалею, что некоторые моменты необходимо будет написать в негативном смысле — но поверь, дорогой читатель, будущее Церкви Христа весьма оптимистично. Поэтому мое желание, чтобы каждая церковная община его испытала и им жила. Потому что полнота Божьего благословения, счастья духовной жизни зависит напрямую от того насколько точно и верно мы воплощаем Христов замысел о Церкви и жизни общины Его последователей.
Итак, каковы же характеристики духовно-здоровой и верной общины в 21 веке
1.Высшая цель всей жизни и служения церкви — слава Божия.
Все что делается в церкви — должно быть продиктовано желанием угодить и сделать приятно нашему Господу.
“Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию.” — 1 Кор.10:31
Христианский мир настолько заболел хранением традиций, прагматизмом и внешним успехом, что данный принцип не только отошел на второй план — он стал забываться. Нам уже впору кричать очень громко — цель церкви — это прославлять Христа, а не себя!
В конце концов Христос будет давать оценку не по тому, как мы хорошо держимся наших традиций, а как соблюдаем Его повеления. И размер церкви не так важен, как ее духовная жизнь и ежедневное христианство ее членов.
2.Библия является достаточным руководством для жизни и служения поместной общины
Господь дал Писания как единственное руководство для Своей Церкви. Если бы Он считал, что необходимо что-то еще — Он бы сказал или дал это, так как любит Свою Невесту. Когда кто-то говорит или служит так, что Библия оказывается не достаточной для жизни и служению церкви, то он огорчает Господа Христа и начинает строить свою религиозную организацию, а не Божию Церковь. Здравый смысл, общепринятые понятия, требования времени, советы маркетингов или менеджеров, жизненный опыт или давления обстоятельств — во многих служениях незаметно заменили собой чистое словесное молоко Божие, став колодцами которые не утоляют, источниками, которые не помогают, дорогами, которые только уводят.
“Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.” — 2 Тим.3:16-17
Нет ничего плохого, чтобы использоваться здравые советы и идеи — но если они подменяют Писание или оттесняют его, то это точно не по Христу и не по Евангелию.
3.С кафедры проповедуется Христос
В то время, как церковные кафедры захвачены различными житейскими история, шутками и анекдотами (но в хорошем и уместном юморе нет ничего плохого), личным религиозным опытом, верные церкви проповедуют Библию, чтобы знать Христа и творить Его волю, чтобы не стать каким-то человекоцентричным религиозным клубом.
“Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.” — 2 Тим.4:1-2
Сердца молодых людей не возжигаются ярче и горячее, чем от славы Христа, явленной в Писании, провозглашенной с кафедры, и воплощенной в служении.
4.Чистое и неповрежденное Евангелие находится в центре жизни поместной общины
Спасение через веру во Христа Иисуса — это не просто красивая формулировка, это суть подлинно христианской спасительно веры. Провозглашение христианства без возрождающей силы Божьей — это элементарный религиозный промоушн.
Вспоминаю как стал невольным свидетелем особой стратегии евангелизма одного брата — если он подходил к молодым юношам, то говорил — “Приходите к нам в церковь, у нас хорошие девушки, вы создадите прекрасные семьи.” Если же он подходил к девушкам, то говорил подобное, только уже с включением молодых братьев.
“Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему” — Рим.1:16
Сегодня многие верующие забывают, что церковь всегда являлось островом праведности в океане язычества, что церковь всегда была искушаема пойти на компромисс с окружающей ее культурой, что церкви не нужна политическая власть, чтобы быть влиятельной, что нам не нужно конкурировать с Голливудом в концертах или шоу-программах. Нам просто нужно проповедовать Евангелие, которое есть самое лучшее и самое сильное “конкурентное преимущество” Церкви в этом мире, и даже на сегодняшнем религиозном “рынке”.
5.Великое Поручение Христа является основным пульсом жизнедеятельности церкви
Если какой-то начальник набирает себе сотрудников, то обычно есть ясная цель — зачем ему эти сотрудники. Он их обучает, подготавливает и направляет на работу, ожидая определенных результатов. Если же их нет, то он выносит им порицание, и если не исправляются, то увольняет и нанимает новых. Если Церковь не выполняет поручение своего Господина, то она либо не церковь, либо непослушна Ему, и ей надо покаяться.
“Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.” — Матф.28:19-20
Не случайно Иисус Христос в первых 3-х главах говорит постоянно одну и ту же фразу — “Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам”, а это значит, что в церкви есть те, которые слышат, и те, которые нет. Слышишь ли ты?
6.Церковь молится
Как церковь 1-го века, так и церковь 21 века имеет привилегию полагаться на Бога в своем служении. Без молитвы просто невозможно совершить высокое служение Христово. Как и сказал некогда Петр Дайнека — “Много молитвы — много силы, мало молитвы — мало силы, нет молитвы — нету силы”.
“И они постоянно пребывали … в молитвах” — Деян.2:42
7.Церковь — это сообщество жертвенной любви
Только в Церкви Христовой можно встретить подлинное братство, настоящую любовь и жертвенную заботу друг о друге.
“Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.” — Иоан.13:34-35
В наше время, когда воинственный исламизм поднимает свою голову во всем мире(даже некогда христианская Европа, практически пережив постхристианскую эпоху, начинает зеленеть, превращаясь в мусульманскую), когда количество убитых христиан растет с каждым годом, когда мир, соединенный интернетом и прочими коммуникациями, мучается от одиночества, когда некоторые благотворительные организации оказываются собранием мошенников и лицемеров — христианская община становится единственным местом, где люди могут найти островок надежды, утешения, любви, принятия, правды.
Это возможно только при наличии Христа между нами. И Его присутствие не будет бездейственным среди нас. Оно будет открываться в нашим взаимоотношениях с ближними, а особенно с братьями и сестрами в общине.
Христианин не теряет своей индивидуальности в Христовом собрании, община верующих не поглощает его, делая частью серой массы — напротив, оказавшись в собрании святых, обретя духовное единство и познав принятие братьев и сестер, такой человек раскрывается, реализуя свой потенциал для служения Евангелию и миру, своей семье и друзья. Человек живет счастливой и полноценной жизнью.
8.Руководство церковью осуществляется служителями, избранными по Писанию.
К сожалению многие христианские общины сегодня страдают тем, что ставят во главе себя людей, которые не соответствуют библейским стандартам, руководствуясь здравым смыслом, срочной необходимостью или неверными представлениями о служителях Церкви Иисуса Христа.
Церковь Божия не нуждается в искусственных подменах, ей нужны пастыри.
“Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: 6 если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. 7 Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, 8 но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, 9 держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать.” — Тит.1:5-9
9.Ответственность членов
В то время как даже евангельский мир захлестнул дух приходских религиозных собраний, Церковь Иисуса Христа остается живой общиной, где верующие служат друг другу и помогают в духовном росте, если нужно, и обличая согрешающих.
“Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; 16 если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; 17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.” — Матф.18:15-17
10.Верующие подготавливаются для духовного служения
Община не делится на служителей и прихожан, клир и остальных верующих — вся поместная церковь состоит из царственного священства, где каждый верующий в меру своих дарований, способностей и призваний от Господа — совершает труд для славы Божьей.
“И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых на дело служения, для созидания Тела Христова” — Еф.4:11-12
В нашем переводе почему-то поставили запятую после слова “святых”, что позволяет некоторым считать, что служение — это быть пастырем, учителем, евангелистом и т.д. Но текст говорит обратное — эти люди поставлены Богом, чтобы подготовить других служить! Так, чтобы происходило созидание церкви!
Все эти 10 принципов можно воплотить в любой христианской общине, в не зависимости от ее размера, местонахождения или социального статуса членов церкви. Библейская модель христианской общины всегда универсальная модель для любого времени и места.
Возможно, ты, дорогой читатель, надеялся прочитать иную статью, увидев заголовок. Может быть кто-то желал, что будет обличение и развенчивание законничества, другие надеялись прочитать слова в защиту или, напротив, в осуждение, современной музыки. Третья ожидали прочитать про важность общественно-политической или социальной деятельности. Иные полагали, что важно упомянуть о необходимости спорта или театра. Кто-то хотел, чтобы мы написали про реформирование хода богослужения.
Список можно продолжить и дальше, ведь все эти вопросы важны. Но они вовсе не являются главными и определяющими.
Нам давно уже пора отодвинуть в сторону все эти внешние моменты, какими бы животрепещущими и важными они нам не казались — и посмотреть на суть вопроса — Церковь в 21 веке, как нас еще со школьной скамьи учил Козьма Прутков — “Зри в корень”.
А корень у нас — Христос и Его замысел о Церкви. Он не изменился. К сожалению, мы делаем попытки изменить его. Нам нужно вести Церковь в будущее, напоминая ей о том, какой она была изначально и какой она должна быть. Ведь Церковь и христианское братство — это не дело рук людей. Это Божия работа, потому что это Его Церковь!
“Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий. Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду. Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.” — 1 Кор.3:5-11