Само слово «экклезия», употребляемое в Новом Завете по отношению к верующим, несёт в себе идею не общественного или политического собрания и даже не просто собрания религиозных людей, но сообщества тех, кого Сам Господь собрал и отделил для Себя. Когда апостол Павел пишет наставление Тимофею о том, как и кого избирать служителями церкви, чтобы они осуществляли духовное попечение и руководство верующих, он говорит не о религиозном собрании или клубе по интересам, он говорит о Церкви Божьей (1 Тим. 3:5). Задача Церкви больше и выше, чем организация встреч и собраний. К сожалению, многие поместные церкви сконцентрированы на организации и проведении богослужений ― на том, что они хорошо понимают и умеют делать. Но Церковь ― это не только богослужебные собрания.
Наше понимание миссии и сущности церкви влияет на то, как мы строим своё служение внутри церкви и как развиваем её благовестие. Если церковь своей первостепенной задачей будет считать проведение богослужений, тогда благовестие её членов будет построено по принципу партизанских набегов ― эпизодических мероприятий для нецерковных людей, которые обычно едва понятны для подавляющего большинства неверующих людей и от этого неэффективны¹. Более того, многие верующие будут полагать, что благовестие есть служение для особо одарённых и посвящённых людей. Некоторые даже могут оправдывать себя, говоря, что Великое Поручение было дано апостолам, а не рядовым членам церкви (странно слышать такое, как будто они не читают книгу Деяний Апостолов, где как раз описано то, как простые верующие благовествовали и расширяли Царство Божие!._
Поэтому совершать настоящее благовестие ― значит не просто засвидетельствовать каким-то образом о Боге, но построить отношения, чтобы начать процесс ученичества и воспитания новых учеников, начиная от внятного разъяснения Евангелия, призыва к покаянию и продолжая последующим наставлением в следовании за Христом. Благовестие, которое не приводит к ученичеству, не только ущербно, но и целиком ошибочно. Нам не нужно отказываться от благовестия или начать осуществлять наши вылазки интенсивней. Скорее нужно начать делать это по-другому. Необходимо не просто говорить людям, что им следует посещать церковь (как правило, это делается после того, как они помолились молитвой покаяния), но советовать им поразмышлять о цене покаяния (ещё до того, как они произнесут слова этой молитвы!). Это потребует другой церковной культуры (общинности) и другого отношения к неверующим людям (не как к объектам наших «набегов», но как к потенциальным ученикам Христа и братьям по вере).
Джордж Хансбергер говорит:
Церкви призваны быть сообществами людей, посланных на миссию, нежели продавцами религиозных услуг и товаров… Нам нужно отказаться от понимания церкви как добровольного собрания индивидуумов и жить в осознании, что мы ― сообщество Христовых последователей, посвященных и ответственных друг перед другом за миссию, которую Иисус нам вверил после Своего воскресения.²
Церковь, живущая таким образом, не останется незамеченной в своём городе и в своей местности. Причина проста ― её члены будут живым воплощением Евангелия в своей повседневности: на работе, дома, на учёбе, на улице, со своими соседями, в магазине, на детской площадке. Их жизни будут разительно отличаться от жизней их ближних, особенно при более близком знакомстве. Почему? Потому что они ученики Христа, Иисус есть Господин их жизни и Спаситель их души. Радость, великодушие, прощение, искренняя помощь, участие, молитва, любовь, доброта ― вот небольшой список того, что будут замечать их знакомые и соседи.
Поместная церковь должна помнить, что она будет приносить больше пользы миру, если будет сильнее от него отличаться³; не пытаться отличаться, а показывать себя такой, какой она есть, ― сияющим светочем самоотверженной любви Христа. Оставаясь собой, церковь проявляет любовь к миру. Тим Сэвидж отмечает, что поместная церковь «лучше всего проявляет любовь к миру, когда ярче всего воплощает то, чего у мира нет»⁴.
В сущности, наша миссия начинается с того, что мы становимся хорошими соседями, хорошими работниками, хорошими гражданами, хорошими родственниками, исполняя вторую великую заповедь ― возлюби своего ближнего. Несомненно, ее исполнение становится возможным по причине того, что мы живём по первой заповеди ― любим Бога. Апостол Иоанн в своём 1-ом Послании ясно показывает, что тот, кто любит другого, рождён от Бога и знает Бога (1 Ин. 4:7). К этому же нас Апостол Пётр призывает:
Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения.
1 Петра 2:11-12
Пётр говорит здесь об отличительном, особенном, заметном отношении к другим.
Мы сегодня живем в культуре, где всё строится вокруг меня: моих прав, моих удовольствий, моего наслаждения, моего комфорта, моих желаний. Но у Божьих людей совсем другой девиз: «Моя жизнь не про меня и не для меня, а для Бога и других». Такое поведение и отношение не может быть не замеченным коллегами на работе или вашими соседями. Апостол Пётр побуждает нас жить ради Евангелия, побеждая наши греховные желания, которые суть плотские, эгоистичные. Он учит нас служить другим, а не себе. Забота о наших ближних не самоцель, но она точно принесёт нам удовлетворение, если мы будем её проявлять по причине Евангелия и через Евангелие.
Ниже в этой главе Пётр призывает нас покоряться всякой власти. Мы покоряемся правителю не потому, что он имеет власть, но потому что эта власть сотворена и дана ему Богом. Мы почитаем правителя, но имеем страх Божий. Таким же образом Пётр наставляет рабов и жён, в то время как свод греко-римских этических законов обращался только к господам и мужьям. Римские юристы и учители не убеждали рабов покоряться, но призывали господ добиваться подчинения. Карен Джобс отмечает, что «это прямое наставление рабам и жёнам показывает, что обе эти группы имеют моральные ответственности и выбор, что беспрецедентно для греческой мысли того времени»⁵.
Именно по причине нашей уникальной свободы во Христе мы можем служить другим «как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии» (1 Пет. 2:16). Христианская община, которую могут отвергать, злословить, не понимать, призвана относиться ко всем с уважением. В христианской этике нет ни тоталитаризма, ни индивидуализма, как нет и конформизма или фрагментарности. Она открывает двери для служения другим в любви (Гал. 5:13). Как и говорит апостол Павел в 1 Кор. 9:19: «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести». В нашем обществе сарказма и насмешек, злого юмора и нападок, христианская церковь относится к каждому с уважением и достоинством. Такое поведение окажет влияние на все сферы человеческой жизнедеятельности ― от социальной работы до отношений с соседями.
Апостол Пётр подсказывает нам стратегию для наших добрых дел: искать благословения для наших соседей, коллег, родственников, друзей. Неудивительно, что при таком подходе к благовестию верующие будут нередко слышать в своей адрес «Хотелось бы, чтобы таких людей, как вы, было побольше». Друзья, мы призваны быть настолько хорошими соседями, чтобы каждый хотел иметь таких.
Что нам нужно делать, как христианам, когда мы оказываемся на обочине общественной жизни? Жить жизнью, полной благости и любви!
Как нам поступать в отношении тех, кто презирает и высмеивает нас? Жить жизнью, полной благости и любви!
Какой ответ нашим критикам и обвинителям? Жить жизнью, полной благости и любви!
Как мы можем строить мосты, чтобы засвидетельствовать об Иисусе нашим друзьям, родственникам и соседям? Жить жизнью, полной благости и любви!
Наша ежедневная миссия благовестия начинается с того, что мы продолжаем жить жизнью, полной благости и любви. Такая жизнь будет весьма заметной для окружающих. Она проистекает из нашей веры в Евангелие и работы Евангелия в наших сердцах. В сущности, большая часть благовестия сегодня совершается обычными верующими, которые занимаются повседневными делами, но имеют сердечное намерение донести Евангелие до своих ближних. Они просто любят своих ближних и делают это вместе как церковь, помогая друг другу и поощряя друг друга в этом славном призвании.
Евангелие ― это не только Божий ответ, позволяющий преодолеть нашу порочность и освободиться от влияния земных идолов. Оно позволяет человеку проявлять настоящую любовь к людям, влиять на культуру и исполнять свою Богом данную миссию. Если Евангелие принесло вам внутреннее обновление, оно подтолкнёт вас к определённым действиям, поскольку оно является «Евангелием Царствия» (Мф. 9:35), а Царство Божье не принадлежит лишь вам! Иисус учил нас молиться: «Да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе». Когда мы молимся о приходе Царства Божьего, мы молимся о том, чтобы Иисус воцарился в сердцах людей (внутренний уровень), а также о том, чтобы воля Его исполнилась повсюду на Земле, как исполняется она на небе (внешний уровень)⁶.
Евангелие учит нас любить и служить не из долга или вопреки желанию (законничество), не в попытке выслужиться перед Богом (самоправедность и самонадеянность) и не в поисках самооправдания обстоятельствами (вседозволенность, когда человек вообще не проявляет должного послушания Богу), но изучая своё сердце, исповедуя свою гордыню и греховность, осознавая нужду в Боге и Его благодати, раскаиваясь и ища Божьей помощи.
Осознание действия Божьей благодати является решающим для понимания нашей миссии. Это означает, что задача любить перестаёт быть для нас обязанностью (тем, что мы «должны» исполнить). Любовь естественным образом изливается из нашего сердца, изменённого Евангелием. Если в вас нет страстного желания любить, служить, благовествовать, то призыв «просто иди и делай так» не сработает. Нужно исследовать своё сердце, покаяться в грехе и распознать, как ваше неверие блокирует действие Благой вести. Когда Евангелие обновит ваше сердце, оно обновит и ваше желание созидать взаимоотношения, не упуская тех возможностей послужить другим, которые Бог вам предлагает⁷.
Читайте продолжение в следующей публикации
1 Более подробно читайте в книге Бахмутского Е.Ю. Faithbook: Евангелие для города. М.: РС ЕХБ, 2014.
2 Hunsberger G. R. Mission Vocation: Called and Sent to Represent the Reign of God // Missional Church: A Vision for the Sending of the Church in Northern America / D.L. Guder. Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1998. Р. 108.
3 Здесь не идет речь про какие странности или старомодность (например, как Амиши). Речь идет про качество жизни, про внутренний мир, который проявляет себя во внешних делах и отношениях с людьми.
4 Сэвидж Т. Церковь: Новый Божий народ // Евангелие как центр: обновление веры и реформирование служения / Д.А. Карсон, Т. Келлер; пер. с англ. Чернигов: In Lumine Media, 2014. С. 252.
5 Jobes K.H. 1 Peter. Baker Exegetical Commentary on the New Testament. Grand Rapids, MI: Baker, 2005. С. 204.
6 Тьюн Б., Уокер У. Евангелие в центре твоей жизни. Руководство для участника. Черников. In Lumine Media, 2011. С. 53.
7 Там же, С. 54.