Skip to content
Сайт пастора Евгения БахмутскогоСайт пастора Евгения Бахмутского
Сайт пастора Евгения Бахмутского
  • Евангелие
  • Блог
  • Видео
  • Книги
  • Вопрос-ответ
  • Обо мне
FacebookСайтTwitterYouTube
 
  • Евангелие
  • Блог
  • Видео
  • Книги
  • Вопрос-ответ
  • Обо мне

Почему русские церкви нуждаются в членстве

Май312019
МыслиЦерковь

Последние 5 лет мы вынуждены говорить всё больше и больше о важности церковного членства. Для этого есть много причин. Позвольте мне объяснить с самого начала.

Зарождение и притеснение (1867-1928)

Евангельское движение в России отпраздновало уже 150 лет со дня своего зарождения. Это славная история спасительной Божьей благодати и удивительной верности Божьей, когда перед лицом жесточайших гонений, Церковь Христова в России не просто выстояла, но успешно развивалась, неся Божию любовь в этот мир словом и делом.

И одна из причин такого успеха заключается в том, что библейская идея церковного членства присутствовала в евангельских церквах с самых первых дней их существования.

Здоровая церковь очень серьёзно относится к членству и не спешит принимать всех подряд. Об этом прекрасно высказался редактор журнала «Баптист» Василий Васильевич Иванов еще в начале 20-го века:

Все желающие вступить в сонм народа Божия должны иметь… признаки возрождения их от Духа. И нужно, чтобы эти признаки жизни проявлялись в них не в словах только… Следует обращать внимание на то, действительно ли Дух Божий совершил в нём действие спасения? Умер ли он для мира и отдал ли себя Господу и теперь, как покорный раб Его, хочет служить Ему и нести Его иго? За всем этим должна строго наблюдать вся община, а в особенности её пресвитер, как привратник Дома Божия (Марк. 13:34)… При принятии новых членов в церковь нужно объявить им, что они должны принять на себя все обязанности рабов Христовых и содействовать всеми духовными и материальными средствами благоустройству общины и распространению евангельской вести по всему миру. (Марк. 16:16; Деян. 2:41).

 Иванов В.В. Церковь Христова // Баптист. 1909. №17. С. 3.

В то время идея библейского членства была актуальной по трём основным причинам:

Во-первых, верующие ревностно изучали Писание, чтобы поступать точно по Божьему Слову. И они видели библейские основания для церковного членства.

Во-вторых, они сознавали, что членом церкви может быть только возрождённый человек. И для рождённого свыше будет естественным желанием быть в собрании святых, быть подотчётным, участвовать в церковном служении и кайнонии. 

В-третьих, они видели ясную библейскую идею всеобщего священства. Многие из них вышли из приходских православных церквей, где не было общинной жизни. Поэтому для них – всеобщее священство и членство в церкви были два взаимосвязанных процесса.

Именно наличие живой веры и общинности помогло верующим выстоять в годины усиливающихся гонений в советское время.

Гонения (1928-1989)

В этот период евангельское движение с 2 миллионов сократилось до 500 тысяч человек на весь Советский Союз. Было время, когда из 3600 евангельских церквей легально функционировали только 360. Верующих не только ограничили в правах и возможностях, но и жёстко физически уничтожали – в Гулаге или просто в застенках НКВД. В частности, мой прадед был расстрелян. А дедушка сослан в Сибирь. 

Библейская идея членства не просто присутствовала, но активно поддерживала, укрепляла и защищала жизнь евангельских общин в то непростое время. Членство не было просто номинальным. За него необходимо было платить цену, вплоть до смерти. Неудивительно, что церкви были полны живых и настоящих верующих. Попасть внутрь общины было непросто. Существовали ясные библейские критерии членства, причём они строго соблюдались. Это был вопрос и святости общины, и её выживания, перед лицом гонений и нападок. Я вспоминаю свою раннюю юность – чтобы стать членом молодёжи в нашей церкви – необходимо было выучить наизусть Нагорную проповедь, и подтвердить свою веру подлинными делами любви и верности. Это было удивительное и сложное время. Но оно было полно евангельской простоты и теплоты. Несмотря на гонения, церковь продолжала расти количественно. Это были сообщества христианской любви и взаимного посвящения друг другу ради славы Христовой. Церковная община была в центре нашего служения и жизни как христиан, а членство в ней было самым дорогим и ценным, что у нас было.

Свобода и эмиграция (1990-2010)

Свобода пришла неожиданно. Перестройка, гласность, открытость – это то, чего мы никак не ожидали так быстро и в таком объёме. Но свобода оказалась тяжёлым испытанием, кажется более сложным, чем гонения. 

Устав от постоянного притеснения и уничижения, давления разрушающейся экономики и отсутствия ясных перспектив, многие верующие эмигрировали заграницу. Так получилось, что сегодня самые большие евангельские русские церкви находятся в Америке, а не в России. 

Но самое разрушительное влияние на церковь пришло, откуда оно никак не ожидалось. И это не влияние безбожного атеистического государства. Это влияние западных миссионерских фондов и организаций. Наряду со многими прекрасными и положительными вещами, некоторые из них осмысленно или неосмысленно нанесли определённый вред  церкви в России. 

Его можно описать следующими тезисами:

1.Слабая или ложная экклезиология

На место евангельской библейской экклезиологии стали приходить всевозможные подмены – от достаточности членства во Вселенской Церкви до подмены церковности на некую частную религиозность.

2. Приоритетность миссиологии над экклезиологией

По причине уникальных возможностей для благовестия – большое количество миссионерских организаций широко развернули свою деятельность, что естественным путем привело к тому, что миссия стала определять экклезиологию, а не наоборот. В результате, членство в миссии стало более приоритетным и почётным, чем в поместной церкви, а сами церкви рассматривались как ресурсные субъекты для реализации всевозможных проектов – от евангелизационных до благотворительных.

В целом, данные процессы привели к тому, что местами произошла потеря центральности поместной церкви в Божьем замысле. Была проведена масса проектов, но многие церкви не стали от этого сильнее.

Сейчас мы живём в то время, когда церковь, как поместное собрание верующих, пытаются не только дискредитировать, но и переопределить её сущность и ценность. Как это делает, например, движение «Появляющаяся церковь» (Emerging church) в Западном мире. Теперь же есть попытка не только осмысления, но даже предложения опробовать их идеологию на постсоветском пространстве (см. книгу Соловий Р. Появляющаяся церковь. Евангелическое христианство перед вызовом постмодернизма, Черкассы: Коллоквиум, 2014. 352 с.).

Пытаются даже отвергнуть церковь как непринципиальный для духовной жизни элемент. Посмотрите статью Черенков М. О церкви и церковности. Новые форматы церковности как ответ на кризис церкви. В ней есть немало справедливых наблюдений, но, к сожалению, неудачный отклик на проблемы институционализма и современных вызовов привёл к очевидному переопределению сущности и важности поместной церкви как организованной Божественной структуры. 

Поэтому вопрос членства стал ещё более острым и значимым. Это вопрос выживания, роста и эффективности служения сегодняшней церкви в России.

По причине угасания библейской концепции церковного членства церковь стала слабее и менее эффективной в своём служении. Поэтому на место растущих и духовно-здоровых общин веры приходят приходские или развлекательно-мотивационные религиозные собрания, где всё меньше и меньше Христа, где всё сложнее увидеть красоту Евангелия, где всеётруднее испытать благодатное влияние Божьей любви в собрании святых. 

В этом году мы празднуем 150 лет со дня рождения Ивана Степановича Проханова — известного выдающегося религиозного деятеля, который оказал огромное влияние на становление и развитие евангельского движения в России. Для него членство в церкви было весьма важным и актуальным элементом на пути Евангельского Пробуждения в России, обязательным элементом для осуществления Реформации в стране. 

Читая его документы и мемуары, нельзя не заметить насколько серьезно он относился к этому вопросу. В церквах евангельских христиан были даже личные членские билеты. А в самой большой церкви того времени, где служение нёс известный российский баптистский проповедник и евангелист Вильгельм Фетлер, члены церкви носили даже специальные значки. Этим они желали показать своё отличие от окружающего мира, но не ради изоляции, а ради проповеди Евангелия и взаимной подотчётности, напоминая себе своё призвание перед Богом в этом мире. 

Вопрос членства – это вопрос успеха Евангелия в стране. Никак не меньше. Вот почему мы всё чаще и больше говорим о важности возвращения к библейскому членству, которое так ярко и повсеместно присутствовало в евангельском движении России прежде. 

Рубрика: Мысли, Церковь31.05.2019

Навигация по комментариям

ПредыдущаяПредыдущая записьДень защиты детейСледующаяСледующая записьКак Евангелие меняет характер

Похожие записи

Пастор, как ты относишься к молодежи?
01.03.2020
Планирование и человеческая мудрость
31.01.2020

Комментарии (2)

  1. Евгений says:
    04.07.2019 в 12:21

    Евгений приветствую, статья нужная, по простой причине. Все чаще звучит вопрос: а зачем членство сегодня. Меня волнует вопрос крещения и членства. Человека крестят по вере во Христа Иисуса, а быть членом общины с её уставами и обязательствами покажет время достоин ли, да и выбор для крестившегося другой общины и деноминации. Можешь поделиться мыслями на этот счёт.

     Reply
    • Евгений Бахмутский says:
      04.07.2019 в 18:46

      Такую практику стал встречать последнее время. Но в этой практике есть поломанная логика — как можно креститься во Христа видимым образом, и не присоединиться видимым образом к Его Церкви через членство. Одно дело, когда человек переехал в другой город, и находится в стадии поиска или присоединения к поместной общине. И вполне понятно, что так или иная церковная община может отказать ему в принятии, или наоборот — она ему не приглянется по каким-то объективным причинам. Но вот для новообращенного, который услышал Евангелие и уверовал от кого-то из этой общины — не присоединиться — непонятно. Да, и в Новом Завете — вера во Христа не отсоединяется от принадлежности к поместной общине. Поэтому такую практику вижу ошибочно и немного даже вредной :-).

       Reply

Добавить комментарий для Евгений Бахмутский Отменить ответ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные для заполнения поля помечены *

очиститьДобавить комментарий

Записи по тегам
1Коринфянам 500летРеформации День Реформации ДеньРеформации Евангелие Ересь ИскажениеЕвангелия Конец года Молитва Молитва за город Новый год Ответы на вопросы Планирование времени Подарок Реформация Рождество Фетлер Христос Церковь апостольскаяпреемственность благовестие блог ЖЖ брак воспитание лидеров доктрина заблуждение книги крест лидерство любовь морализаторство мысли наставничество номинальныеверующие подготовка лидеров подготовка служителей подменыЕвангелия поместнаяцерковь проповедь семья счастливая жизнь фильм #Фетлер характер цитатыизмоейпроповеди чудеса
Видеопроповедь
  • Секреты действенного молодёжного служения

    10.07.2019
3 случайных записи
  • о.Александр Мень о баптистах

    Как относится православие к баптизму?Православие высоко чтит иконопись, баптисты ее

  • Любовь к Богу и наши гендерные особенности

    Совсем недавно я разместил такую фразу на фейсбуке — «Твой пол

  • Святое сообщество веры в аморальном городе. Часть 2

    2. Правильное отношение к окружающему миру (ст. 9-10) Я писал

© 2013

Сайт Евгения Бахмутского