Последние 5 лет мы вынуждены говорить всё больше и больше о важности церковного членства. Для этого есть много причин. Позвольте мне объяснить с самого начала.
Зарождение и притеснение (1867-1928)
Евангельское движение в России отпраздновало уже 150 лет со дня своего зарождения. Это славная история спасительной Божьей благодати и удивительной верности Божьей, когда перед лицом жесточайших гонений, Церковь Христова в России не просто выстояла, но успешно развивалась, неся Божию любовь в этот мир словом и делом.
И одна из причин такого успеха заключается в том, что библейская идея церковного членства присутствовала в евангельских церквах с самых первых дней их существования.
Здоровая церковь очень серьёзно относится к членству и не спешит принимать всех подряд. Об этом прекрасно высказался редактор журнала «Баптист» Василий Васильевич Иванов еще в начале 20-го века:
Все желающие вступить в сонм народа Божия должны иметь… признаки возрождения их от Духа. И нужно, чтобы эти признаки жизни проявлялись в них не в словах только… Следует обращать внимание на то, действительно ли Дух Божий совершил в нём действие спасения? Умер ли он для мира и отдал ли себя Господу и теперь, как покорный раб Его, хочет служить Ему и нести Его иго? За всем этим должна строго наблюдать вся община, а в особенности её пресвитер, как привратник Дома Божия (Марк. 13:34)… При принятии новых членов в церковь нужно объявить им, что они должны принять на себя все обязанности рабов Христовых и содействовать всеми духовными и материальными средствами благоустройству общины и распространению евангельской вести по всему миру. (Марк. 16:16; Деян. 2:41).
Иванов В.В. Церковь Христова // Баптист. 1909. №17. С. 3.
В то время идея библейского членства была актуальной по трём основным причинам:
Во-первых, верующие ревностно изучали Писание, чтобы поступать точно по Божьему Слову. И они видели библейские основания для церковного членства.
Во-вторых, они сознавали, что членом церкви может быть только возрождённый человек. И для рождённого свыше будет естественным желанием быть в собрании святых, быть подотчётным, участвовать в церковном служении и кайнонии.
В-третьих, они видели ясную библейскую идею всеобщего священства. Многие из них вышли из приходских православных церквей, где не было общинной жизни. Поэтому для них – всеобщее священство и членство в церкви были два взаимосвязанных процесса.
Именно наличие живой веры и общинности помогло верующим выстоять в годины усиливающихся гонений в советское время.
Гонения (1928-1989)
В этот период евангельское движение с 2 миллионов сократилось до 500 тысяч человек на весь Советский Союз. Было время, когда из 3600 евангельских церквей легально функционировали только 360. Верующих не только ограничили в правах и возможностях, но и жёстко физически уничтожали – в Гулаге или просто в застенках НКВД. В частности, мой прадед был расстрелян. А дедушка сослан в Сибирь.
Библейская идея членства не просто присутствовала, но активно поддерживала, укрепляла и защищала жизнь евангельских общин в то непростое время. Членство не было просто номинальным. За него необходимо было платить цену, вплоть до смерти. Неудивительно, что церкви были полны живых и настоящих верующих. Попасть внутрь общины было непросто. Существовали ясные библейские критерии членства, причём они строго соблюдались. Это был вопрос и святости общины, и её выживания, перед лицом гонений и нападок. Я вспоминаю свою раннюю юность – чтобы стать членом молодёжи в нашей церкви – необходимо было выучить наизусть Нагорную проповедь, и подтвердить свою веру подлинными делами любви и верности. Это было удивительное и сложное время. Но оно было полно евангельской простоты и теплоты. Несмотря на гонения, церковь продолжала расти количественно. Это были сообщества христианской любви и взаимного посвящения друг другу ради славы Христовой. Церковная община была в центре нашего служения и жизни как христиан, а членство в ней было самым дорогим и ценным, что у нас было.
Свобода и эмиграция (1990-2010)
Свобода пришла неожиданно. Перестройка, гласность, открытость – это то, чего мы никак не ожидали так быстро и в таком объёме. Но свобода оказалась тяжёлым испытанием, кажется более сложным, чем гонения.
Устав от постоянного притеснения и уничижения, давления разрушающейся экономики и отсутствия ясных перспектив, многие верующие эмигрировали заграницу. Так получилось, что сегодня самые большие евангельские русские церкви находятся в Америке, а не в России.
Но самое разрушительное влияние на церковь пришло, откуда оно никак не ожидалось. И это не влияние безбожного атеистического государства. Это влияние западных миссионерских фондов и организаций. Наряду со многими прекрасными и положительными вещами, некоторые из них осмысленно или неосмысленно нанесли определённый вред церкви в России.
Его можно описать следующими тезисами:
1.Слабая или ложная экклезиология
На место евангельской библейской экклезиологии стали приходить всевозможные подмены – от достаточности членства во Вселенской Церкви до подмены церковности на некую частную религиозность.
2. Приоритетность миссиологии над экклезиологией
По причине уникальных возможностей для благовестия – большое количество миссионерских организаций широко развернули свою деятельность, что естественным путем привело к тому, что миссия стала определять экклезиологию, а не наоборот. В результате, членство в миссии стало более приоритетным и почётным, чем в поместной церкви, а сами церкви рассматривались как ресурсные субъекты для реализации всевозможных проектов – от евангелизационных до благотворительных.
В целом, данные процессы привели к тому, что местами произошла потеря центральности поместной церкви в Божьем замысле. Была проведена масса проектов, но многие церкви не стали от этого сильнее.
Сейчас мы живём в то время, когда церковь, как поместное собрание верующих, пытаются не только дискредитировать, но и переопределить её сущность и ценность. Как это делает, например, движение «Появляющаяся церковь» (Emerging church) в Западном мире. Теперь же есть попытка не только осмысления, но даже предложения опробовать их идеологию на постсоветском пространстве (см. книгу Соловий Р. Появляющаяся церковь. Евангелическое христианство перед вызовом постмодернизма, Черкассы: Коллоквиум, 2014. 352 с.).
Пытаются даже отвергнуть церковь как непринципиальный для духовной жизни элемент. Посмотрите статью Черенков М. О церкви и церковности. Новые форматы церковности как ответ на кризис церкви. В ней есть немало справедливых наблюдений, но, к сожалению, неудачный отклик на проблемы институционализма и современных вызовов привёл к очевидному переопределению сущности и важности поместной церкви как организованной Божественной структуры.
Поэтому вопрос членства стал ещё более острым и значимым. Это вопрос выживания, роста и эффективности служения сегодняшней церкви в России.
По причине угасания библейской концепции церковного членства церковь стала слабее и менее эффективной в своём служении. Поэтому на место растущих и духовно-здоровых общин веры приходят приходские или развлекательно-мотивационные религиозные собрания, где всё меньше и меньше Христа, где всё сложнее увидеть красоту Евангелия, где всеётруднее испытать благодатное влияние Божьей любви в собрании святых.
В этом году мы празднуем 150 лет со дня рождения Ивана Степановича Проханова — известного выдающегося религиозного деятеля, который оказал огромное влияние на становление и развитие евангельского движения в России. Для него членство в церкви было весьма важным и актуальным элементом на пути Евангельского Пробуждения в России, обязательным элементом для осуществления Реформации в стране.
Читая его документы и мемуары, нельзя не заметить насколько серьезно он относился к этому вопросу. В церквах евангельских христиан были даже личные членские билеты. А в самой большой церкви того времени, где служение нёс известный российский баптистский проповедник и евангелист Вильгельм Фетлер, члены церкви носили даже специальные значки. Этим они желали показать своё отличие от окружающего мира, но не ради изоляции, а ради проповеди Евангелия и взаимной подотчётности, напоминая себе своё призвание перед Богом в этом мире.
Вопрос членства – это вопрос успеха Евангелия в стране. Никак не меньше. Вот почему мы всё чаще и больше говорим о важности возвращения к библейскому членству, которое так ярко и повсеместно присутствовало в евангельском движении России прежде.
Евгений приветствую, статья нужная, по простой причине. Все чаще звучит вопрос: а зачем членство сегодня. Меня волнует вопрос крещения и членства. Человека крестят по вере во Христа Иисуса, а быть членом общины с её уставами и обязательствами покажет время достоин ли, да и выбор для крестившегося другой общины и деноминации. Можешь поделиться мыслями на этот счёт.
Такую практику стал встречать последнее время. Но в этой практике есть поломанная логика — как можно креститься во Христа видимым образом, и не присоединиться видимым образом к Его Церкви через членство. Одно дело, когда человек переехал в другой город, и находится в стадии поиска или присоединения к поместной общине. И вполне понятно, что так или иная церковная община может отказать ему в принятии, или наоборот — она ему не приглянется по каким-то объективным причинам. Но вот для новообращенного, который услышал Евангелие и уверовал от кого-то из этой общины — не присоединиться — непонятно. Да, и в Новом Завете — вера во Христа не отсоединяется от принадлежности к поместной общине. Поэтому такую практику вижу ошибочно и немного даже вредной :-).