Однажды на встрече посвященной вопросам благовестия, один уважаемый спикер процитирал, по его словам, Августина Блаженного, который якобы сказал следующее: «Благовествуй всегда и, если необходимо, используй слова»
Сама фраза звучит очень красиво. Привлекательно. Имеет вид мудрости и глубины.
Думаю, что она особенно хорошо воспринимается теми, кто устал от рекламно-трактатного метода благовестие и/или печалится, что христиане мало участвуют в социальных нуждах своих ближних.
И действительно, христиане призваны быть чуткими к скорбям и болям своих ближних (вспомним хотя бы притчу о милосердном Самарянине). А также сознавать, что благовестие — это не механическое действие по привлечению людей, а искреннее и сердечное провозглашение того, что Бог сделал во Христе для нашего спасения. Причем оно должно быть понятно человеку, иначе он не сможет уверовать!
Все-таки «вера от слышания, а слышание — от Слова Божьего» (Рим.10:17). Не от словесного шума, а от понимания истины!
И хотя в самой фразе присутствует важная мысль о том, что христиане должны показывать силу Евангелия в своей измененной и преображенной жизни. Но главная идея этой фразы в корне неверная.
Во-первых, большинство историков уверенно утверждают, что Августин ее и не говорил вовсе. Да и как он мог такое сказать после того, как обрел веру через чтение Писания?
Он сам вспоминает в своей «Исповеди»: «Я взывал: Господи, спаси меня, но не теперь!» Он все откладывал… Но потом прочел про египетских подвижников, как они по призыву Божию оставляли все и уходили в пустыню, и сказал себе: вот эти неграмотные люди берут Небо как бы штурмом, а мы, образованные люди, стоим позади и не можем войти».
И вот однажды, как рассказывается в его книге, сидел он, терзаемый переживаниями и смятениями в саду, и вдруг услышал голос как бы мальчика, говорящего: «Возьми и читай!» Он воспринял этот голос как предзнаменование, взял книгу Священного Писания, которая у него здесь была, и стал ее читать. И прочел он слова апостола Павла, которые его поразили, как мечом: он узнал от апостола, что не может человек спастись без помощи благодати Господа.(Исповедь. Книга 8, глава 12, стих 29).
Во-вторых, Христос послал нас проповедовать Евангелие. Читаем Евангелие от Матфея 28:19-20
19 Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, 20 Уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь
И ап.Павел неоднократно подчеркивает эту истину. Например, в 1-ом послании к Коринфянам 1:21:
Ибо когда мир [своею] мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих
И уже упомянутый известный стих — Римлянам 10:17
Итак, вера — от слышания, а слышание — от слова Божия
Никто не может спастись, если увидет наше доброе и богобоязненное житие. Этого просто недостаточно. Более того, наша праведная жизнь может вызвать осуждение со стороны окружающих. Об этом говорит ап.Петр в своем 1-ом послании 4:4
Почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас
Поэтому — будем проверять все фразы через призму Библейского учения, и в данном случае — поступать как учит ап.Павел в Римлянах 1-ой главе:
16 Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что [оно] есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во- первых, Иудею, [потом] и Еллину.
17 В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано:«праведный верою жив будет»