Прекрасный Божий подарок
Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным. По настоящей нужде за лучшее признаю́, что хорошо человеку оставаться та́к. Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль. Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего. А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения. Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не согрешит; пусть таковые выходят замуж. Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает. Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше. Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия.
Первое послание к Коринфянам 7:25-40
Нам всем нравится получить подарки. Какие подарки нравятся тебе? Новый велосипед? Украшения? Новая машина? Или новый iPhone X — хотя он и не впечатлил, но все-таки хороший подарок получился бы?
А случалось ли вам получать какой-нибудь подарок, который вам не особо понравился?
Помню, как я оказался в одной семье на дне рождения мальчишки лет 10. И вот на нем — бабушка подарила внуку носки! Они, конечно же, носили практическую ценность и были редки в годы молодости этой пожилой женщины. И это было проявление ее любви и заботы к внуку. Но мальчишка это точно не оценил. Его лицо скривилось, и он всем своим видом показал отвращение и обиду. Очевидно, что он ждал что-то другое. Например, набор Лего или игру, или хотя бы мячик. Но носки не могли ему присниться даже в страшном сне!
Сегодня мы начнем говорить о важном даре, который ап.Павел упоминает в этой главе — я говорю о даре безбрачия. Это важная тема порой наполнена излишней эмоциональностью и предвзятостью. И поэтому я молюсь, чтобы мы увидели, как много в ней славы Божьей и духовной пользы для каждого из нас.
Большой процент членов нашей церкви — несемейные люди. Это, конечно, отражает и нашу московскую демографию, и современную реальность жизни нашего общества. Каких-то 100 лет назад в нашем собрании было бы 90% семейных людей. Сегодня же в Москве 38% незамужних женщин и почти столько же мужчин! И этот процент продолжает расти. Поэтому разговор о безбрачии крайне важен и актуален для нас сегодня. Нас скоро будет 50/50.
Кроме того, этот текст, который мы читаем про безбрачных, написан не только в отношении холостых членов церкви, но Павел обращается и ко всем остальным. Потому что всей церкви следует понимать вопрос безбрачия по-библейски. И вот почему.
Во-первых, хотя кто-то из нас и не является сегодня холостым, однажды половина из нас станет снова безбрачными. Это может случиться через смерть одного из супругов, или через ужасное горе — через развод.
Поэтому для тех, кто снова станет холостым, весьма полезно изучить внимательно, что Библия говорит о безбрачии
Во-вторых, для всей церковной общины важно хорошо понимать вопросы, связанные с безбрачием, потому что они точно повлияют на ее жизнь, ведь многие наши члены — несемейные. Значит, всей церкви необходимо сознавать и видеть свою ответственность перед безбрачными: как помочь им думать и жить в своем безбрачии по-библейски ради Божьей славы.
Также нам следует вспомнить контекст этой главы. Павел обращается к церкви в Коринфе, которая находилась под сильным влиянием языческой культуры, где процветала сексуальная аморальность и господствовала греко-римская философия. Павел показывает заблуждения, которые начали укореняться в церковной среде. Кто-то говорил, что брак — это недуховный путь, а безбрачие — единственно верный. Кто-то считал, что безбрачие не обязательно включает в себя отсутствие сексуальных отношений вообще, как многие и сегодня в светском мире. Ведь это правда, что для многих отсутствие семейных уз предпочтительно — не нужно быть верным кому-либо и можно якобы вести свободную сексуальную жизнь. Чем не прекрасная жизнь?! Библия же говорит, что такое аморальное поведение является блудом, и оно является грехом и не проходит без последствий для самого человека.
Но ап.Павел показывает, что безбрачие должно быть чистым, без какого-либо сексуального греха (особенно в конце 6-ой главы), и безбрачие не должно поощрять эгоистичную жизнь. И об этом он говорит здесь, в этой главе.
Поэтому для безбрачного христианина в его холостяцкой жизни всегда будет присутствовать постоянный выбор и вызов — жить благочестивой и жертвенной жизнью.
И это точно может быть непривлекательным.
А вообще мы привыкли рассуждать о безбрачии как об отсутствии чего-то. Это отсутствие брака, отсутствие сексуальных связей, отсутствие романтических отношений. Поэтому о безбрачии нередко говорят в негативных тонах. Поэтому в этой проповеди потребуется развенчать некоторые распространенные мифы о безбрачии.
Тем более, что в нашем современном обществе подсмеиваются над безбрачными девственниками. Например, когда я гуглил интернет по этой теме, то увидел название одного комедийного фильма: «40-летний девственник». В самом названии заложена насмешка, что это якобы настоящий абсурд — прожить 40 лет и не иметь сексуальных отношений.
Или еще один фильм: «40 дней и 40 ночей», где, судя по описанию, рассказывается о невозможности прожить без секса столько времени. Что же мы тогда скажем о людях, которые так живут десятилетиями?!
И во всех этих фильмах или подобных статьях, или постах в интернете есть одна философия, одно ключевое убеждение — что жизнь без интимных отношений является не просто старомодным пережитком, но она разрушительна и для самого человека, потому что он или она будут жить как неполноценные люди. А раз секс является важным элементом человеческой жизни, и даже больше — человеческой сущности, и такой человек от него отказывается, то он вредит сам себе. Поэтому отсутствие сексуальной жизни должно повлиять на его физиологию, личность и жизнь, а значит принести очевидный всесторонний вред такому человеку.
И такое мышление можно встретить даже в церковной среде. Я продолжаю пересекаться с верующими людьми, которые считают, что если не жениться или не выйти замуж, то ты будешь каким-то потерянным, не пристроенным, не устроенным здесь на земле. Ты как бы недочеловек.
У Библии же совсем другой взгляд. Ап.Павел в нашем отрывке говорит:
Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть [Ему] верным. По настоящей нужде за лучшее признаю́, что хорошо человеку оставаться та́к.
Если бы безбрачие было плохим и несло вред человеку, то вряд ли бы апостол рекомендовал человеку оставаться в таком состоянии. Итак, что говорит нам Павел? Начнем смотреть с начала этой главы.
Читайте продолжение в следующей публикации