Часть 2 — Разрушение сада
(Бытие 2:15 — 3:15)
Мы остановились на том, что всё было прекрасным и всё было в гармонии. Все люди и все созданные существа, вся земля и вода были в отличном состоянии.
Но история первых людей не оставалась такой радужной. Она сталкивается с ужасающей трагедией. Этот сдвиг имеет большое значение для лучшего прочтения рождественской истории. Без него Рождество было бы очень запутанным и не вполне понятным. Зачем Богу приходить на землю младенцем? Почему Адам и Ева сделали то, что они делали (а теперь все мы будем делать то же самое), несмотря на то, что у них была идеальная генетическая структура и идеальная среда обитания? История объяснит нам это. На сцене появляется змей. Два важных момента ясно видны в этом действии большой истории:
1. Искушение (Бытие 3:1-5)
Адам и Ева оба нагие и не чувствуют стыда. Да, это показывает близость, гармонию и открытость между ними, но также предвещает грядущие события, потому что слово, используемое для обозначения наготы, очень похоже на слово, используемое для описания хитрого змея. Это игра слов на иврите, показывающая связь между этой частью истории и следующей частью. Также, как и на концерте, где бас-барабан начинает бить громче, а флейты начинают свои трели, мы должны приготовиться, потому что основная часть Опуса приближается. И теперь мы видим это, или, точнее, видим его. Гладкий, хитрый, умный змей пробивает себе путь среди деревьев сада. Автор описывает его как «более хитрого» или «более умного», чем любое другое животное в саду.
Хитрый змей приведёт обнажённых, открытых людей к позору и потере шалома. Он пришёл как открытый, имеющий вид Ангела Света, но в действительности был обманщик и богопротивник. Сатана не приходит обычно в пугающих и отталкивающих формах. Он приходит так, чтобы вызвать доверие и принятие. Но он хитрый и лукавый обольститель и обманщик.
Змей, который не выглядит пугающим, говорит, и это не кажется необычным. Библия не отвечает на все вопросы, которые мы хотели бы задать в этой истории, например, откуда взялся змей? Или какова была его осанка? Или как он мог говорить? Очевидно, что змей был орудием для того, чтобы принести зло в мир, и, вероятно, был уполномочен самим Отцом лжи, сатаной (Откр. 20:2). Змей олицетворяет сатану и зло в целом.
Итак, змей, даже несмотря на то, что был сотворён Богом для добра, теперь находится под контролем высшей, более зловещей и смертельной силы. Но, конечно, женщина и мужчина этого не знают.
1.1. Саркастический и скептически настроенный змей — Сомнения в Боге — атака на сердце — Эмоции (3:1).
подлинно ли сказал Бог: «не ешьте ни от какого дерева в раю»?
Бытие 3:1
Первый вопрос змея показывает его хитрость. Он обращается к сердцу Евы и саркастическим образом спрашивает: «подлинно ли сказал Бог…?» Это вызывает сомнения в сердце Евы. Это подобно как человек, подходит к вам и спрашивает — «Так ты реально веришь, что Бог накормил 5000 человек пятью хлебами и двумя рыбами?!» И мы можем сразу же начать оправдываться и засмущаться.
Сатана давит на эмоции. И Ева попадает в эту ловушку. Он нередко задаёт вопросы, типа — а ты перестал бить свою жену по пятницам, остался только вторник?
Сатана знает, где мы наиболее уязвимы и бьёт в ту точку. Особенно — в наше человеческое самомнение и переменчивые чувства.
Кстати, первая ошибка Евы состояла в том, что она просто слушает змея. Адам получил власть над всем творением, и змей был частью этого творения. Ева буквально отказалась от власти и положения, которые дал ей Бог. Ева слушала змея, у которого было место ниже, чем у неё.
Как часто мы можем отдать место власти в нашей жизни чему-то или кому-то другому — вместо Бога и нас самих? Не отказались ли мы от нашей родительской власти в жизни наших детей?
1.2. Отрицание Божьей доброты — следующий шаг в искушении змеи — интеллект (3:2-3).
И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
Бытие 3:2-3
Ева отвечает на абсурдный вопрос змея о том, что они не могут есть ни от какого дерева, и говорит, что они могут есть со всех деревьев. Но она вставляет одну опасную фразу, когда говорит, что есть одно дерево, которое нельзя даже трогать, не говоря уже о том, чтобы есть с него. Очевидно, она добавляет к слову Божьему.
Дорогие мои — Божье Слово не нуждается в человеческой мудрости, чтобы иметь силу. Нам не нужны дополнительные запреты или ограничения, которые якобы могут помочь нам стать благочестивее и не согрешать. Человеческие правила не помогут в этом. Но приведут к тому, что мы будем меньше доверять достаточности и силе Божьего Слова.
Посмотрите — Ева разговаривает со змеем. Добавляет к Божьей заповеди не вкушать ещё одно правило. Мы не знаем — сказал ли ей это Адам или она сама. Но суть в том, что всё это приводит её к тому, что она заглатывает наживку. Ведь сатана ведёт её к тому, чтобы она начала отрицать доброту Бога.
Создатель заверив Свой труд, посмотрел на творение, и сказал, что всё было хорошо весьма, но теперь получается, что всё было хорошо только для Него одного. Как будто бы Бог скрывает что-то хорошее от людей. Как будто-то есть что-то, что сделает их счастливыми, и им не разрешено это получить.
Мы можем замечать это в маленьких детях. Они хотят кушать плохое и не желают хорошее; они хотят играть на телефоне; они хотят испытать все удовольствия жизни и видят в родителях «убийц радости». По мере взросления они сталкиваются с сексуальностью, отношениями, деньгами и имуществом и думают, что Бог утаивает какое-то добро от них (или от нас). Приманка греха всегда заставляет нас сомневаться в Боге и побуждает нас думать, что есть что-то лучшее, что Бог не даёт или не разрешает нам.
Сатана постоянно атакует и подвергает сомнению Божье Слово! Как будто бы жизнь с Богом скучная и неинтересная. В действительности, Божье намерение для человека не изменилось — помочь насладиться Эдемом во славу Создателя!
1.3. Желание стать Богом — Властелином нашей собственной жизни — Воля (3:4-5)
И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
Бытие 3:4-5
«Ты точно не умрёшь», шипит змея. «Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.»(Быт. 3:5) Теперь змей идёт ещё дальше, укрепляя сомнения и отрицает ясное Божье заявление. Он смешивает полуправду с откровенной ложью. Правда в том, что у них откроются глаза и они познают добро и зло. Но ложь в том, что они будут похожи на Бога. Они никогда не будут такими, как Создатель. Они всегда будут созданными существами, а не Творцом. Более того, они уже похожи на Бога. Им больше ничего не нужно. Они сотворены по образу и по подобию Божьему.
«Ева — ты упускаешь такую потрясающую возможность, ведь ты можешь обладать всем! Просто отвергни Бога — перестань доверять Ему и возьми всё в свои руки. Он не ваш союзник, а ваш враг, и вы можете решить эту проблему прямо сейчас. Когда ты съешь этот плод, то станешь как Бог.«
Это открытая и наглая ложь. Скоро первые люди поймут, что нет ни одного человека, как Бог, и потерять доверие Бога — значит потерять свою жизнь.
Все слова змея призваны вызывать сомнение в сердце Евы. «Подлинно ли сказал Бог?» — это постоянное искушение всех времён и народов, и каждого человека в отдельности. Враг душ человеческих постоянно пытается вызвать сомнения в наших сердца по отношению к Богу. Обычно в трёх вещах:
1) Сомнение в Его доброте. Бог был так добр к людям и к Своему творению, но теперь вдруг их искушают засомневаться в Его благости.
2) Сомнение в Его Слове и правдивости. Если змей сможет заставить женщину усомниться или не доверять Создателю, то он уже победил в битве.
3) Сомнение в Его суверенном правлении. Созданное существо испытывает искушение думать, что он или она контролирует всё, а не их создатель.
Вряд ли мы скажем, что сомневаемся в Боге или отрицаем Его доброту и, конечно, никогда бы не сказали, что мудрее, чем Бог или хотим стать Богом. Но в действительности, мы все можем так думать и поступать. Когда мы испытываем трудности в жизни, то мы сталкиваемся с искушением пройти через все эти шаги и отвергнуть Бога. Даже когда жизнь не так сложна, мы хотим сами управлять ею как нам заблагорассудится, а не так, как желает Бог. И если мы будем достаточно честными сами с собой сегодня, то мы признаемся в этом. Если Адам и Ева могли пасть в идеальном саду, то мы гораздо более уязвимы, чем они. Мы унаследовали от них греховную природу и точно не смогли бы поступить лучше, окажись мы в подобной ситуации. Человечество сейчас находится в ужасном состоянии, человечество отдельно от Бога — источника истинной доброты. Мы также, как правило, желаем продолжать жить в этом состоянии. Ловушки расставлены, и мы все в шаге от падения.
У нас также возникает искушение усомниться в Божьей доброте, в Его Слове и в Его суверенном правлении над всем миром, включая и нашу жизнь. Сегодня мы можем задаться вопросом — а где враг душ человеческих заронил сомнения и недоверие в нашем сознании. Как он сумел убедить нас в том, что мы создатели наших собственных маленьких миров? Как и в чём он тебя соблазнял в последнее время?
2. Грехопадение (Бытие 3:6)
И увидела жена, что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
Бытие 3:6
С этим сомнением, доверием лжи и полуправде, теперь женщина смотрит на дерево и видит его привлекательность и красоту. Дорогие, нельзя исключительно полагаться на собственные чувства, если они противоречат истине Божьей. Она видит, что плоды хороши для еды. Оно радует глаз и желательно для получения знаний. Таков грех. Притягателен и часто хорошо выглядит. Но это обман. Неправильное можно сделать, чтобы оно выглядело очень правильным. Сегодня в нашем обществе больше задумываются о том, чтобы испытывать чувства счастья и удовлетворения, нежели о том, чтобы жить правильно и правдиво. И вся беда в том, что все обманчивые посулы счастья нас обманывают, как и сатана обманул Еву.
Какой лжи вы поверили последнее время?
Грехопадение описывается как быстрый и разрушительный акт. Оно уже идёт автоматически, когда мы поддались искушению. Этот стих очень информативен с точки зрения действия греха. Искушение Евы проходит через три этапа.
Во-первых, она увидела, что дерево хорошо для пищи (это похоть плоти, по 1 Иоанна 2:16). Слово «хорошо» важно в тексте, так как Ева назвала непослушание Богу добром, в то время как в Бытие 1 главе Бог употребляет слово «хорошо» в отношении всего, что Он сотворил. Она стала первой в мире, кто дал определение «хорошо», и в него не вошёл Бог. Все мы можем вспомнить, когда мы впали в искушение и согрешили, когда мы думали, что это принесёт нам что-то хорошее, что на самом деле не было таковым совсем. «Хорошо» начинает определяться нашей терминологией, а не Божьей.
Во-вторых, оно приятно для глаз (похоть очей). Грех имеет эстетическую красоту. Он кажется таким привлекательным. Кажется, что он сделал бы жизнь полноценной, добавив это удовольствие в неё. Мы начинаем думать, что наша жизнь в её нынешнем состоянии какая-то ущербная и обделённая. Бог чего-то лишил нас. Как будто бы в нашей жизни есть многочисленные недостатки и ограничения. Ева решила поверить своим глазам, а не глазам своего Создателя.
В-третьих, и вожделенно, потому что даёт знание (гордость житейская). Чего-то не хватало в жизни, и если бы это можно было добавить, то тогда Ева была бы полноценной, завершённой. Она не хотела, пропустить что-либо, и хотела знать всё. По сути, она хотела быть похожей на Бога, и это было предложение змея. Она была поймана в сети дьявола и готова была взять на себя новую роль — хозяйки Вселенной.
После того, как процесс искушения завершился, падение было неизбежным и случилось быстро. Расстояние или период времени от сомнений к греховным действиям совсем короткий. Описание последующих действий одновременно шокирующие и простые: она взяла, съела, и отдала мужу, и тот съел. Человечество проявило непослушание Богу и в мир вошёл разрушительный грех.
3. Форматирование мира или литургия жизни (взгляд на реальность)
В этой истории много полезной информации. И я хотел бы сегодня показать как сатана пытается переформатировать человека под себя, под ложное поклонение. Я использую слово литургия, как ход богослужения, потому что в нашей жизни — мы либо служим Богу и участвуем в Его литургии, которая пронизывает нашу повседневность, либо идЁм на поводу у сатаны.
В этой истории сатана точно знает, что желает сделать, когда задаёт вопросы Еве: «подлинно ли сказал Бог: «не ешьте ни от какого дерева в раю»? (Быт. 3: 1). Он пытается породить сомнение, вызвать недоверие. Заметьте, он не сказал: «Прокляните Бога и умрите». Его подход очень тонкий и лукавый. Какова цель его вопроса? Убрать Бога со сцены, и для начала, поставить туда Еву, подвергнув сомнению честность и истинность Бога! Это «призыв к поклонению», в сущности, рождение светской, то есть без Бога, литургии, хода жизни.
Чтобы продвинуться вперёд к своей цели, он говорит: «…нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.» (Быт. 3:4-5). Теперь, что он делает? Он пытается формировать её, присоединить её уже к своим убеждениям. Как он это делает? Обращаясь к желанию — «Вы можете быть мудрыми, с открытыми глазами, ничто не пройдёт мимо вас. Вы можете быть подобны Богу, вы можете знать добро и зло. Вы можете управлять сами собой». Он искушает её, обращаясь к желанию быть осведомлённой, знающей и всё контролировать. Сатана не говорит: «Вы должны изменить свою доктрину. Станьте атеистом, сатанистом, но не теистом.» Дьявол в действительности не хочет еретиков; он хочет людей-нарциссов, эдаких эгоцентриков.
Кстати, для этого он нередко использует наши смартфоны. А когда делаешь замечание людям по этому поводу, то привычной реакцией является напряжённость и огорчение, а не благодарность и раскаяние.
Он знает, что если сможет заставить нас поклоняться нашим предпочтениям, нашим мнениям, нашим путям, тогда ему не придётся выполнять трудную религиозную работу по изменению нашей религиозной доктрины. Он точно доволен христианам-нарциссам. Если его первый шаг — призыв к поклонению, его второй шаг — проповедование ложного Евангелия — вы можете быть мудрым, как Бог, контролировать всё, но без реального контроля. Далее мы видим реакцию Евы на его проповедь, его слово: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.» (Быт. 3:6).
И Ева попадается — и кушает запретный плод. И внезапно её представления о Боге меняются. Бог — это убийца радости (оказывается, Бог не хотел, чтобы она была мудрой или наслаждалась таким вкусным плодом). Бог — законник (по её словам, Он не хочет, чтобы я даже «прикасалась к дереву», чего Бог точно не говорил). Принимая призыв сатаны к поклонению и веря его лживому Евангелию, будучи сформированной его рассказом/литургией, она впервые встречает недостаток: «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги» (Быт. 3:7). Они оказались нагими – как они это узнали? Почему это стало для них значимо? Потому что они сменили литургию в своей жизни, они поставили себя в центр, поверив ложному Евангелию. Поэтому они сшили себе одежду, чтобы скрыть свой недостаток. Последним в литургии сатаны является его благословение или как он завершает своё собрание. Он отправил их из Эдема с пустыми руками. Это душераздирающая история, мощная литургия, которая радикально меняет человечество — наши убеждения, наши практики, наши фундаментальные желания. Первоначальная светская литургия имела тысячи итераций или повторений, когда мы шли по своей жизни, становясь жертвой всевозможных видов человеческих обычаев и представлений. Цель этой литургии? Отвернуть нас от Бога. Видите ли вы её силу? Насколько важно для нас обучать даже наши чувства и желания, чтобы они не попали в сатанинские ловушки! Чтобы в нашей жизни была другая литургия, литургия, которая направляет нас ко Христу? Какая у вас еженедельная литургия?
4. Результаты грехопадения (Бытие 3:7-8)
И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.
Бытие 3:7-8
Последствия были катастрофические. Мы не сможем переоценить масштабы этого эпического события в истории человечества для всего мира и для самих Адама и Евы.
Во-первых, они понимают, что они голые (ст. 3:7). То, что раньше было прекрасным выражением гармонии, теперь имеет последствия для них обоих. Они чувствуют вину, стыд и страх (ст. 3:7). Впервые они боятся Бога. Когда он приходит к ним в прохладное время дня (вечером), они прячутся от него в первый раз. Раньше они были едины с Богом, а теперь отдалены от Него. Грех создаёт разрыв между любящим Создателем — Господом Богом и Его созданными существами.
Они оказались с чувством вины, и никак не могли от него избавиться. Они попытались сделать себе одежду, но смоковные листья едва покрывали их наготу.
Им также было стыдно. Они скрылись (ст. 8) и не могли предстать пред лицо Божие. Они даже не могли открыто предстать друг перед другом. Они оказались в изоляции и впервые испытали на себе разделение и отсутствие шалома. Они застряли, не имея выхода.
В мир вошёл грех, который принёс разделение и конфликт:
- между Богом и человеком;
- между людьми;
- между людьми и природой;
- внутри нас самих.
Теперь все отношения человека будут контролироваться чувством вины, стыда и страха.
Когда Бог спрашивает, где он, то Адам отвечает, что убоялся, потому что был голый. И когда Бог спрашивает у него, кто сказал ему, что он голый, и не ели ли они плодов запрещённого дерева, то начинается попытка самооправдания, игра с обвинениями. Адам, как и большинство мужчин, винит свою жену. Он даже не называет её по имени, а просто говорит: «жена, которую Ты мне дал,[теперь получается, что во всем виноват Бог] — она дала мне от дерева, и я ел.» (Быт. 3:12).
Когда Бог обращается к женщине, то она винит в этом змею. «змей обольстил меня, и я ела.«, — говорит она. И тогда Бог обращается к змею, и выносит наказание за эти злые деяния. Бог будет иметь дело с каждым виновным участником по порядку. Змей будет ползать на животе и есть пыль всю оставшуюся жизнь. Женщина будет испытывать сильные боли при рождении ребенка и бороться за власть с мужем, а мужчине придётся трудиться и работать посреди терний и сорняков все дни своей жизни. Даже земля будет проклята по причине того, что согрешили её управители — первые люди. И, наконец, Адам и Ева будут изгнаны из их прекрасного, привлекательного сада, и никогда не вернутся в него сами. Из праха земного они были созданы и в прах они вернутся. Мы всего лишь люди, а не боги. И об этом стоит помнить особенно в этот предрождественский момент.
Важные вопросы от Бога (Бытие 3:9-13)
Кто здесь виноват? Адам получил указания от Бога и передал их Еве. Адам нёс ответственность за то, чтобы донести до Евы Божью истину, и он провалился. Главное поражение здесь произошло не у Евы, а у Адама. Это ему Бог поручил охранять сад. Он позволил своей жене подвергнуться такому нападению и ничего не сделал, чтобы остановить его. Вероятно он там стоял рядом и смотрел как его жена падает в искушение.
Змей обманом заставил Еву съесть плод. Что случилось, когда Ева съела? Внешне с ней ничего вроде и не произошло. Ева не умерла, и страх перед последствиями быстро исчезает. Правда в том, что Адам хотел быть похожим на Бога, но боялся действовать. Адам ест плод сам, потому что это было его истинным желанием — стать как Бог. Заметьте, что их глаза не открылись, пока Адам не съел плод. Потому что Адам был главой всего человечества.
Наши отношения с Богом измеряются желаниями нашего сердца. Если вы послушны, потому что боитесь гнева или осуждения или желаете что-то получить от Бога, то неужели вы действительно послушны? Бог хочет, чтобы ты повиновался Ему не потому, что тебя принуждают, а потому, что ты этого хочешь.
Итак, Бог задаёт три диагностирующих вопроса в этом отрывке, которые призывают их к покаянию.
И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: где ты?
Бытие 3:7-9
1) Где ты? (ст. 9)
Когда Бог входит в сад, Он спрашивает: «Где ты?» Несомненно Бог знал, где они находятся, и именно поэтому задаёт этот вопрос. Бог спрашивает не о его физическом местоположении, а о его духовном состоянии.
Адам и Ева скрывались, потому что их отношения с Богом изменились. Их глаза были открыты, и они перестали быть прежними. Они скрылись от Бога, потому что были исполнены чувства вины, стыда и страха. Отношения были разрушены и больше никогда не будут прежними. Грех Адама и Евы создал внутреннее разделение с Богом, которое внешне проявляется в желании спрятаться от Него.
Адам и Ева спрятались, потому что они согрешили. Сколько раз мы пытались скрыться от Бога из-за того, что мы делали? Сколько раз мы боялись войти в Его присутствие из-за нашего греха? Адам принёс грех в этот мир и нанёс ему ужасающий вред. Теперь мир уже не будет прежним.
Грех мог войти в мир через Адама, но благодать вошла в мир через Иисуса. Это даёт людям невероятную надежду — либо жить под властью змея, либо под властью благодати. Когда мы живём под благодатью, стыд, вина и страх перед Богом исчезают.
Божий вопрос к Адаму и Еве звучит и к нам сегодня, к тебе и ко мне лично. Где ты? Как ты относишься к Богу? Какие у тебя отношения к Нему и с Ним?
2) Кто тебе сказал? (ст. 10-11)
Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал [Господь Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?
Бытие 3:10-11
Адам говорит Богу, что он спрятался, потому что был голый. И Бог реагирует на ответ Адама ещё одним вопросом — Кто тебе сказал? Мы должны помнить, что вторая глава завершилась тем, что Адам и Ева были нагими и не чувствовали стыда. Теперь же присутствует стыд по причине их духовного состояния. Бог спрашивает об этой новой информации, которую получил Адам, что она с ним сделала, принесла ли пользу.
Дело в том, что сатана — не кто иной, как лжец. Он отец лжи, и ничто из того, что он говорит, не является правдой. Даже когда он цитирует Священное Писание, он превращает его в ложь — помните как сатана искушал Иисуса, цитируя Писание. Сатана ничего не может сделать, кроме как накормить нас ложью. Иисус есть воплощение истины. Он не может и не будет лгать, потому что Слово Божье абсолютная правда.
И перед нами постоянный выбор — слушать истину Божью или сатанинскую ложь. Когда люди не верят правде, они ведутся на ложь. Другого выбора просто не существует. Нет такого понятия — «моя хата с краю», нет такого, что есть Божий путь, сатанинский, и отдельный — человеческий. Ты либо идёшь Божьим путем, либо — богопротивным. Третьего не дано. Бог желает, чтобы мы доверяли Ему. Сатана же обманом хочет повести нас так, чтобы мы оказались в отчаянии, сомнениях и тревоге. Он кормит нас огромной тарелкой лжи, только бы мы перестали слушать Бога.
3) Что ты сделала? (ст. 13)
И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.
Бытие 3:13
Заметьте, что здесь происходит. Адам и Ева немедленно начинают перекладывать вину. Происходит игра. Адам винит Бога в том, что дал ему Еву, а Ева винит змея. Бог же задаёт здесь конкретный вопрос. Бог желает, чтобы Адам и Ева взяли на себя ответственность за то, что они сделали.
В этом мы часто бываем похожи на Адама и Ему. Мы хотим обвинить всех и каждого в проблемах нашей жизни. Но Бога не обманешь — Он всё знает, Он сердцеведец. Мы несём ответственность за свои действия, и Бог желает, чтобы мы могли отвечать перед Ним. Выбор, который мы делаем, принесёт либо благословения, либо наказания, но он не бывает без последствий.
Единственный способ обрести Божью благодать — это покаяние. Покаяние должно начинаться с признания вины и принятия на себя ответственности.
Заключение
- Где ты с Богом?
- Кого ты слушаешь?
- Что ты сделал?
,***
Но на этом история не заканчивается. Да, были ужасные последствия и наказания за их действия непослушания, но Бог также явил людям Свою благодать.
1) Он показал Свою благодать в том, что предоставил им кожаные одежды или одежду из кожи, и Сам одел их. Полагаю, что любой из нас предпочёл бы кожаную одежду, а не одежду из листьев сегодня. Какой у нас добрый Бог.
2) Во-вторых, он позволил им жить дольше. Они умерли не сразу.
Даже после того, как они съели плоды дерева познания добра и зла, они еще долгое время жили после этого и стали прародителями человеческой расы. Однако они не жили вечно, как изначально могло бы быть.
3) Третий способ, которым Бог проявил Свою благодать, состоял в обещанной победе семени женщины над семенем змеи. Даже на суде Бог проявляет благодать. Он сказал змею:
И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
Бытие 3:15
И об этом мы поговорим в следующей публикации.