3. Правильное отношение ко греху в церкви (ст. 11-13)
Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас.
1 Коринфянам 5:11-13
Эта секция переходит с возникшего прежнего непонимания как относиться к окружающему обществу, к завершению рассмотрения вопроса греха внутри церкви. Церковь не призвана выйти и удалиться от мира, но она точно призвана удалить из своей среды всякого, кто называет себя христианином, но продолжает жить публично во грехе.
Может показаться странным и непоследовательным — почему нам нужно отлучить грешников от церкви, и перестать с ним сообщаться, тогда как мы можем оставаться в общении с грешниками в этом мире? Но в этом нет ничего странного, нет в этом никаких двойных стандартов — ибо всякий, кто называет себя христианином может подтверждать свой статус благочестивой жизнью, потому что он новое творение во Христе, потому что наделён силой Духа Святого, и поэтому отворачивается от греха и выбирает путь праведности.
Павел здесь добавляет ещё две категории безнравственных людей. Видимо они оказались также среди членов церкви или желали войти в неё.
Злоречивые — оскорбитель, хулитель, тот, кто оскорбляет другого. К сожалению, такие люди могут оказаться в церкви. Их речь разрушительна, не созидательна, порой оскорбительна. Они часто ругают всякую власть и пренебрегают всяким авторитетом. Это к сожалению, даже стало популярным трендом в современном мире, и он пришёл в церковь — постоянно принижать церковных учителей, общественных деятелей, родителей, пасторов. Постоянно критикуя, уничижая всё и вся, не важно — христиане они или нет, обкрадывая людей в их радости, препятствуя их миссии, и не созидая своих ближних вокруг себя.
Пьяницы — те, которые отдают себя контролю алкоголя. Те, кто ищут утешения и комфорта, вредя своему телу и теряя умственную адекватность, вместо того, чтобы покоряться и доверять Духу Святому. Во Христе человек приобретает освобождение от всех зависимостей и победу над пороком. Я вижу здесь принцип и в отношении зависимых от компьютерных игр, наркотиков, соц.сетей.
Посмотрите, у нас такой большой список хронического греховного поведения, который затрагивает такие сферы жизни человека как деньги, секс, имущество, речь, удовольствия и поклонение. Такой широкий список важен потому, что наше лукавое сердце может пригреть какой-то грех, в то время как другой — атаковать и клеймить. Мы можем нисходить до какого-то греха и проявлять толерантность к нему, и одновременно — не иметь никакого нисхождения и сострадания к другому. Этот список должен показать нам, что никто из нас несовершенен.
Так как же теперь поступать? Если я замечаю в своей жизни проявление греха? Или вижу его в моём брате или сестре? Неужели нам нужно организовать настоящую внутрицерковную инквизицию и выискивать грехи друг друга? Что, теперь каждого из нас нужно исключить из церковной жизни за то, что согрешаем?
Нет — такое поведение и отношение не соответствует христианству. Когда грех обнаружен — нами самими или нам указали на него наши ближние, то наша ответственность исповедовать его. Наши же ближние призваны не только обличить нас, но и побудить, и если нужно, помочь нам жить в соответствии с нашим призванием как христиан. Они помогают нам с любовью бежать от греха, потому что они часть нашей духовной семьи.
Но, если кто-то называя себя братом или сестрой, всё же решит оставаться в грехе, публично и целенаправленно и открыто согрешая, если он отожествляет себя с грехом, а не со Спасителем, то мы должны напомнить себе, что невозможно жить для обоих, греха и Иисуса. В Церковной семье нет места для тех, кто живёт грехом, а не Христом. Такого нужно обличать и отличать от церкви, если они не покаются и не оставят грех.
3.1. Удаление ради обнаружения греха
Если кто-то продолжает пребывать в грехе, то они должны знать, что это неприемлемо для жителей Царства Иисуса Христа, они не могут более находиться и жить в греховной тьме. Если они живя в грехе, испытывают внутренний комфорт в посольстве Иисуса, в церкви, то очевидно, что они попали в заблуждение и самообман. Такие люди и не могут испытать подлинных благословений и духовных преимуществ Божьего Царства, потому что они не покоряются Святому Царю.
Если ты исповедуешь, что любишь Иисуса и исповедуешь Его своим Спасителем, но продолжаешь жить в грехе, то могу сказать смело — ты не любишь Иисуса. Потому что настоящая любовь ведёт к послушанию и покорности Ему как Господу, а Он даёт благодать для исповедания и освобождения.
Иисус Сам сказал:
Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.
Иоанна 14:15
Не заслужить Его любовь своим послушанием, но подтвердить свою любовь к Нему нашим послушанием Его заповедям. Это как если муж говорит, что любит жену, но ничего не делает ради неё. Какая же это любовь? Это пустые слова!
Ап. Иоанн в своём первом послании говорит очень прямо:
Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною.
1 Иоанна 3:18
Также не стоит думать, что посещение церкви, участие в малой группе или Святое Причастие помогут тебе как-то компенсировать твой эгоцентричный образ жизни и твой грех. Ты не можешь воспринимать себя частью Божьего народа и разделять с ним духовное общение, если ты живёшь в грехе. В Божьем Царстве нет двойных агентов — невозможно иметь двойное гражданство — этого мира и Царства Христа. Если ты продолжишь жить в грехе, то это будет разрушать тебя и всё вокруг тебя. Нет ни настоящей любви, ни оправдания для всякого, кто продолжает жить комфортно на пути разрушения, на пути греха.
В Коринфе была только одна церковь. Поэтому человеку нужно было чётко решать с кем он и где. Сегодня же у нас множество церквей и люди могут бегать из одной в другую, прятаться, скрываться и оставаться во грехе. Можно долго обманываться, что ты часть церкви, гражданин Божьего Царства, в то время как служишь только себе и угождаешь своей греховной плоти.
3.2. Удаление ради безопасности церкви
Кроме Иисуса, на земле не было никогда ни одного совершенного и безгрешного человека. А значит и в церкви нет идеальных людей. У каждого из нас были грехи в прошлом, в настоящем, и будут в будущем, которые нам нужно будет исповедовать, в которых нам нужно будет покаяться и попросить прощения у Бога. Мы также растём в наших взаимоотношениях с нашим Небесным Отцом, нашим Царём. Поэтому церковь не может быть местом, где одни активно борются с грехом, стремятся к личной святости, а другие живут беспечно и не идут путём праведности. Мы все преображающиеся грешники. Мы видим как Бог меняет нашу жизнь по Своему замыслу Своей благодатью, как Он исцеляет наши взаимоотношения друг с другом, когда уходит господство греха в нашей жизни.
Всякое посольство имеет стены и систему безопасности. Чтобы там внутри была зона безопасности. И если кто-то из нас совсем недавно по милости Божьей оставил очевидные грехи, будь то сексуальная аморальность или мошенничество или иной какой грех, то он надеется найти в церкви безопасное место, где он может продолжить идти путём исправления и восстановления и изменения своего характера, где он будет учиться дальше жизни по Христу. Если грех останется внутри церкви, то он разрушит её стены и всё зло начнёт проникать в собрание святых. Церковь должна быть безопасным местом для нашего развития, чтобы мы укреплялись, исцелялись, ободрялись, обличались и обновлялись, чтобы идти дальше в мир и совершать служение проповеди Евангелия.
3.3. Удаление ради свидетельства миру
Посольство другого государства должно отличаться от того места, где оно находится, чтобы быть успешным в своей миссии. Грех разрушителен, грех несёт боль и грех никак не может удовлетворить. Если грешащий член церкви, который продолжает спокойно жить в грехе, начнет проповедовать о Боге, то люди подумают, что его образ жизни и ценности и есть ценности Божьего Царства, ценности Церкви Христовой. И поэтому нельзя позволить такому человеку повредить и запачкать репутацию Церкви Божьей, свидетельство Царя Христа, продолжить жить в обмане и обманывать других. Такого посла нужно отозвать и лишить дипломатической неприкосновенности. Сам Иисус это сделает! И сделает через церковную дисциплину!
Итак, извергните развращенного из среды вас.
1 Коринфянам 5:13
Это обращение к книге Второзаконие 17:7:
и [так] истреби зло из среды себя.
Второзаконие 17:7
Принадлежность к христианству, говорит Апостол, должна определяться жизнью, достойной члена народа Мессии. И подобно тому, как израильский народ не должен был терпеть зла в своей среде (Втор 17:7, цитируемый Павлом в ст. 13), так и церковь должна реагировать на порочность адекватно — как на раковую опухоль, которая будет распространяться, если её вовремя не вырезать.
Во многом трагедия современного христианства, и это также одна из основных причин слабости благовестия, заключается в том, что церковь прячется в своём христианском гетто и далека от неверующих, и в то же самое время, терпима к своим братьям-верующим, упорствующим в том или ином грехе. Одним словом, нет подлинного евангельского влияния, нет соприкосновения с нашим сообществом, где нецерковные люди могут видеть силу и красоту Евангелия в наших поступках, делах, словах и чистоте жизни.
Вывод:
Наше взаимодействие внутри церкви и с окружающим нас миром будут разными. Мир не есть наш дом. Те, кто вне церковной общины, будут судимы самим Богом и так, как Он посчитает нужным и в назначенное время Им самим. Но христианская община, как это Павел будет особенно подчёркивать в следующей главе, имеет право и обязанность четко различать тех, кто следует в своей жизни за Мессией, и тех, кто этого не делает.
Мы не призваны судить грех этого мира. Это дело нашего Царя, Который однажды придёт и окончательно осудит весь мир. Будет Вселенский Суд. И Он установит Своё Царство видимым образом и навсегда. Все Его граждане, а это значит мы с вами, будут с Ним навечно. Те же люди, которые не покорились Христу, до Его Второго прихода, будут изгнаны и извергнуты на вечные мучения в аду.
Если ты уверовал во Христа, то Иисус взял справедливый Божий гнев за твои грехи на Себя, и для тебя Его приход — это радость и день торжества.
Если же ты всё ещё пребываешь в грехе, то ты либо ещё не познал Христа, либо живёшь в самообмане или открытой непокорности Ему.
Посмотри насколько Он добр к тебе и долготерпелив, что всё ещё зовёт тебя к раскаянию и продлил Свою милость к тебе, чтобы ты мог покаяться. Сегодня день для покаяния.
Вопросы для ЛМГ
Укрепляем иммунную систему ко греху, правильно относимся к окружающему обществу и ко греху внутри церковного сообщества.
1. Правильное мышление — Евангельская искренность (ст.6)
1.1. Какая сейчас идентичность верующего? (грех или Христос)
1.2. Почему жизнь верующего в сущности — это гимн хвалы Христу? (Он наш Агнец, искупивший нас)
1.3. Почему важны намерения и мотивы сердца, а не только внешняя сторона нашего поведения? (мы не совершенные, но спасённые через веру, стремящиеся к уподоблению Христу из благодарности за спасение и по причине любви к Нему, а не ради спасения или Божьего благоволения)
2. Правильное отношение к окружающему миру (ст.9-10)
2.1. Какие есть две модели неправильного отношения к миру? В чём их мнимые преимущества? В чём их очевидные дефекты и ошибочность? В чём их опасность для церкви?
2.2. Как относился Иисус к окружающим его людям? Что значит сегодня для тебя стать «другом для мытарей и грешников»?
3. Правильное отношение ко греху в церкви (ст.11-13)
3.1. Почему грех внутри церкви более опасен, чем грех снаружи? Как на него нужно реагировать?
3.2. Если человек пребывает в публичном грехе и остаётся в церкви, то что это говорит о нём, его вере, самой церкви?
3.3. Почему отлучение является лучшей формой для любви к нему и к самой церкви? Почему это ведёт к славе Божьей?
3.4. Как это влияет на благовестие церкви?
3.5. Почему настоящие верующие с радостью ожидают Второго Пришествия Христа?