О команде пасторов и том, что не обязательно иметь первого пастора
Современная проблематика
Мы не случайно заговорили об этой проблеме. У нас есть в целом две больших причины:
1. Всё меньше служителей, и поэтому мы всё чаще встречаем старших пасторов, и нередко просто единственных пасторов в этой поместной общине;
2. И в то же самое время, у нас стали появляться церкви, где есть больше одного пастора, и нет старшего пастора
Прежде, чем мы начнём, позвольте мне сделать несколько вводных пояснений:
1. Надо признать, что иногда люди выбирают коллегиальное руководство потому, что они желают спрятаться от ответственности и никто не хочет взять на себя её полноту.
2. Когда мы говорим о множественности пасторов, то мы должны говорить о библейских критериях для пасторов, а не просто о названии или некой должности.
3. Наличие старшего или ответственного пастора — не является ошибкой или грехом или плохим. Просто оно несёт больше опасностей. Как сказал Джон А́ктон — английский историк и политик — «Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно». Такая община столкнётся с тремя серьёзными проблемами и очень быстро:
- Процесс появления новых служителей будет медленным:
- многие просто не захотят быть «бэквокалом» у единственного,
- старший пастор может оказаться подозрительным и не отдавать власть другим,
- старший пастор будет слишком занят церковными делами, что у него просто не будет времени на воспитание новых лидеров.
- У нас может появиться «царёк» или измученный «одиночка».
- Община будет считать, что это его церковь, а не наша. И в целом, она будет медленнее развиваться, потому что старший пастор просто не сможет всё координировать хорошо.
Рад, что библейская и баптистская модель управления церковью возвращается в наше братство. Но необходимо, чтобы она вернулась с верным базисом и содержанием, без подмен понятий и выхолащиваний.
Библейское обоснование для наличия нескольких пресвитеров в каждой церкви
В современной практике обычно встречается один пастор на одну поместную церковь. Иногда эта бывает вынужденная мера, поскольку нет больше подготовленных мужчин в данной местности. Чаще основание этому сугубо прагматичное — хранить единоначалие. Отчасти это, возможно, обусловлено ещё и тем, что в России исторически сложилась православная церковная практика с одним священником-настоятелем на храм.
Так же концепция старейшин или пресвитеров была заимствована церковью у еврейских синагог, где всегда было несколько старейшин. Так в Лк. 7:3 мы читаем, что центурион направил несколько иудейских старейшин, чтобы обратиться к Иисусу с просьбой. Такие руководители города упоминаются в Ветхом Завете во Втор. 19:12, когда обсуждается вопрос с городами убежищами, и во Втор. 21 в связи с действиями, которые должны быть предприняты в отношении убийства и непокорных детей. Спустя много веков мы находим такую же структуру в книге пророка Ездры 10:14 в период возвращения иудеев из вавилонского плена. Именно такие лидеры и были посланы центурионом.
Все иудейские синагоги всегда имели несколько старейшин. Они появились во время Вавилонского плена, представляли собой религиозные и гражданские собрания для наставления в Законе Божьем и, следовательно, руководили иудейским обществом в конкретной местности. Для появления синагоги требовалось собрание не менее 10 мужчин. В синагоге было несколько должностей, из которых в Новом Завете встречается не менее двух (см. Мк. 5:22; Лк. 13:14; Деян. 18:8, 17): начальник синагоги, который отвечал за порядок и выбор чтеца Писания на следующее собрание, и служитель (Лк. 4:20), который приносил и убирал свитки Писания, а также руководил телесным наказанием непослушных учеников. Позднее появился руководитель молитвами.
Поэтому есть все основания полагать, что и в первых церквах всегда было несколько пресвитеров, старейшин, которые составляли пресвитерский совет, осуществляющий духовное руководство и попечение над церковной общиной. У нас есть не менее 20 новозаветных ссылок в отношении церковных лидеров, которые подчёркивают, что в каждой общине было больше одного пресвитера. Даже апостол Иоанн называет себя пресвитером в своем 2-ом и 3-ем посланиях. Марк Девер подчёркивает, что в данном тексте слово «пресвитер» означает не просто его статус в общине, но также и его широкое признание среди христианских церквей. Но мы не можем утверждать об этом со стопроцентной уверенностью.
Наибольший интерес для нас представляют следующие четыре новозаветных автора: Иаков, Пётр, Павел и Лука, поскольку именно они не раз говорят о группе пресвитеров, руководящих одной поместной церковью.
Иаков наставляет христиан: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров[мн.ч.] Церкви [ед. ч.], и пусть помолятся над ним» (Иак. 5:14).
Как пресвитер Пётр пишет другим пресвитерам: «Пастырей[мн. ч.] ваших умоляю я, сопастырь <…> Также и младшие, повинуйтесь пастырям[мн. ч.]» (1 Пет. 5:5).
Павел приветствует епископов (мн.ч.) в церкви (ед.ч.) в Филиппах, когда пишет им своё письмо (Флп. 1:1). Он также увещевает пресвитеров Ефесской церкви быть «блюстителями [епископами — мн.ч.], пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28). Он упоминает пресвитеров (епископов) в своих пасторских посланиях Тимофею и Титу. Тимофею он напоминает о группе служителей, которые рукополагали его (1 Тим. 4:14). Затем в 1 Тим. 5:17 Павел снова говорит о пресвитерах (мн.ч.), у которых есть прямые обязанности перед церковью (ед.ч.). Два стиха ниже он говорит об обвинениях на пресвитера (πρεσβυτέρου — ед.ч.), употребляя это слово без артикля, т.е. имея в виду не конкретного пресвитера, а одного из нескольких. Поэтому вполне логично предположить, что в Эфесской общине было несколько пресвитеров. Павел наставляет Тита «поставить по всем городам [κατὰ πόλιν, т.е. в каждом городе — ед.ч.] пресвитеров [мн.ч.]» (Тит. 1:5). Очевидно, что общины на острове Крит имели по несколько пресвитеров каждая.
Лука пишет от том, что, завершая своё первое миссионерское путешествие, Павел и Варнава проходят по городам, где они благовествовали ранее, и рукополагают «им пресвитеров [мн.ч.] к каждой церкви[ед.ч.]» (Деян. 14:23). Далее, во время третьего миссионерского путешествия, на пути из Асии в Иерусалим Павел пригласил пресвитеров (мн.ч.) из Ефесской церкви (ед.ч.) для встречи в портовом городе Милите (Деян. 20:17), где, видимо, стоял его корабль. Вообще, в книге Деяний Апостолов церковь в Иерусалиме неоднократно показана как имеющая несколько пресвитеров (Деян. 11:30, 15:2, 4, 6, 22–23, 16:4 и 21:18). Всё это ясные и прямые свидетельства Нового Завета, указывающие на то, что все церкви первого века имели несколько пресвитеров в своём руководстве.
Эти библейские и исторические обоснования позволяют нам уверенно утверждать, современная практика назначения только одного пресвитера-пастора над общиной не является библейской. Во главе каждой общины всегда стояло несколько пресвитеров, а не проповедников.
Как быстро современная практика может затмить добрые библейские традиции прошлого! Например, многие сегодняшние баптисты продвигают и воспринимают идею одного пастора или наличие старшего пастора в церкви. Но, к сожалению, лишь немногие знают, что большинство первых баптистских вероисповеданий, начиная с анабаптистов, говорило о множественности пасторов. Только последние два века ситуация стала меняться. Тем не менее, интересно отметить, что Бог, используя безбожные советские власти, помог брянским церквам ЕХБ держаться библейской модели нескольких пресвитеров, которую активно там применял в своё время известный служитель братства Тимошенко Михаил Данилович. Она продолжает там функционировать и по сей день.
Старший или первый пастор
Сегодня можно нередко встретить такую странную церковную практику, как наличие либо одного пресвитера и нескольких дьяконов, либо нескольких пресвитеров, из которых один считается старшим или первым. Причём понимание, насколько больше у него власти, чем у других разнится от церкви к церкви. Но даже те церкви, у которых несколько пасторов, нередко de facto имеют старшего пресвитера, который либо обладает лучшим библейским образованием, либо лидерскими качествами, либо «хорошей родословной» и обычно является ключевым представителем церкви, председательствует на всех её собраниях. Каковы бы не были причины для такой реальности, она не находит убедительного подтверждения в Писании и практике новозаветной Церкви.
Основная аргументация в пользу одного пресвитера чаще всего находится в сфере теологии или истории, нежели в библейском повествовании. В Библии же мы находим пять текстов, которые можно использовать для защиты идеи одного пресвитера.
1) Вторая и третья главы книги Откровения могут навести читателя на мысль, что над каждой церковью существует один ангел. Слово «ангел» (ἄγγελος) иногда переводится как посланник в Писании, поэтому, вероятней всего, под «ангелами» следует понимать пресвитеров — представителей церквей. Однако нет оснований полагать, что это были старшие пасторы. Кроме того, тогда не было самолётов – путешествие занимало продолжительное время – как бы смогли функционировать поместные церкви без своих пасторов. Скорее всего, это те служители, которые были направлены от пасторских команд своих церквей, чтобы встретиться с апостолом Иоанном.
2) Вступление второго и третьего посланий апостола Иоанна начинается с сердечного обращения автора — старца к избранной госпоже и Гайю. Буквально словом «старец» передано греческое слово «пресвитер», которое стоит с артиклем. На основании этого некоторые толкователи утверждают, что Иоанн был единственным пресвитером или старшим пастором в церкви. Такая интерпретация натыкается на ряд серьёзных проблем.
Во-первых, автор пишет двум разным адресатам, которые, очевидно, находились в двух разных церквях. Может ли он быть их пресвитером одновременно? Если это так, то перед нами ненормальная ситуация — один пресвитер, как минимум, для двух церквей, что не согласуется со всем тем, что мы читаем в Новом Завете. Если это не так, то, может быть, он являлся пресвитером церкви в Эфесе и писал оттуда христианам других общин? Это также вызывает вопросы: а) почему тогда он не указывает, пресвитером какой церкви он был? б) и почему, будучи пресвитером эфесской церкви, он участвует в разрешении церковных вопросов других христианских общин?
Во-вторых, если представить, что Иоанн пишет свои послания в одну и ту же поместную церковь, то возникает вопрос: был ли он их пресвитером? Такое предположение вызывает серьёзное затруднение, в особенности, если считать его единственным пресвитером, поскольку тогда он отсутствующий пресвитер, который не даёт чёткой ясности, когда будет в церкви, чтобы её наставлять. Он пишет: «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» (2 Ин. 12);а также «если я приду» и «надеюсь скоро увидеть тебя» (3 Ин. 10, 14).
В-третьих, предпочтительным переводом и прочтением греческого слова «пресвитер» (πρεσβύτερος — presbuteros) в этих двух посланиях будет именно «старец», что вполне соответствует как возрасту апостола Иоанна на тот момент, так и распространённому употреблению этого слова в значении «старый человек» (см. Деян. 2:17; 1 Тим. 5:1). К тому времени Иоанн уже находился в Малой Азии и был там единственным апостолом, поэтому вполне естественно, что для приветствия он использовал это полное нежности и заботы слово «старец». Стоящий же рядом с этим словом артикль указывает в данном случае на то, что под этим названием автор был хорошо знаком его читателям, т.е. «тот самый старец».
3) В своём наставлении относительно епископов и диаконов апостол Павел употребляет слово «епископ» (в 1 Тим. 3:2 и Тит. 1:7) в единственном числе, в то время как слово «дьяконы» (1 Тим. 3:8) — во множественном. При, казалось бы, очевидной грамматике (единственное число слова «епископ») данный аргумент (в пользу одного пресвитера и нескольких дьяконов) имеет несколько контекстуальных нестыковок.
Во-первых, идея одного епископа конфликтует с идеей их множественности, которая проходит через все послания апостола Павла (1 Тим. 5:17, Тит. 1:5). Здесь же он всего лишь говорит о необходимых требованиях к тем, кто будет служить как пресвитер в церкви.
Во-вторых, факт употребления слова «епископ» в единственном числе вовсе не поддерживает идею единоличного епископства (когда кто-то из пресвитеров становится старшим пресвитером или когда существует только один духовный руководитель церкви — епископ, пастор или пресвитер). Единственное число здесь так же естественно, как и в описании жены в 1 Тим. 2:11–12, т.е. имеет обобщающее значение и подразумевает группу людей с указанием их характерных признаков.
Кроме того, фраза «если кто» (1 Тим. 3:1) указывает на то, что группа служителей состояла больше, чем из одного человека. Джон Мюррей отмечает, что «в Новом Завете не встречается ни малейшего свидетельства того, чтобы среди пресвитеров существовала какая-либо иерархия. Пресвитеры трудились совместно и были равными друг другу».
Позволю себе сделать утверждение, что чем дальше мы отходим от библейского замысла, тем больше мы вредим и препятствуем развитию церкви. Сегодня это находит своё выражение в очевидном кадровом кризисе служителей. Желающих и подготовленных кандидатур становится всё меньше, качество же их личностных характеристик и вовсе оставляет желать лучшего.
Практическая польза от множественности пресвитеров
Бог открыл в Своём Слове как должна управляться Его Церковь. Писание показывает нам два позиции руководителей в поместной церкви: пасторов (которые также называются епископами и пресвитерами) и дьяконов. Мы также видим, что пасторы не должны служить в одиночку, но несколько пресвитеров должны осуществлять духовное руководство в общине. В конце концов, каждый раз, когда руководство церквей упоминается в Новом Завете, мы читаем, что есть пресвитеры (множественное число) в церкви (единственное), см. Деян. 11:30, 14:23, 20:17 и 28, Филип. 1:1, 1 Тим. 5:17, Тит. 1:5, Иак. 5:14, 1 Пет. 5:1-2.
Поэтому крайне важно иметь совет равноправных пресвитеров для укрепления духовного здоровья и преуспевания поместной церкви. Наличие пасторской команды несёт существенные преимущества для развития и функционирования поместной церкви. Вот некоторые из них.
1. Несколько пресвитеров находят лучший и мудрый совет
Церковное руководство требует принятия большого количества управленческих решений. От выбора следующей серии проповедей и чему обучать в детской воскресной школе, от того, какие служения совершать в церкви и как, от душепопечительских советов до кадровых перестановок и т.д. За год – это сотни принципиальных и важных решений, которые точно окажут влияние на жизнь общины. Например, я не обладаю всей квалификацией и компетенцией во всех сферах церковного служения, но благодаря тому, что тружусь в команде равных пресвитеров, мы приходим к разумным и хорошим совместным решениям, дополняя и направляя друг друга.
Смотреть на проблемы под разными углами и слушать мысли и советы моих сопастырей и пресвитеров невероятно ценно для принятия мудрых решений. Помню, как однажды, после весьма плодотворной дискуссии я пришел к ясному пониманию, что следует отказаться от реализации одной, казалось бы такой перспективной и многообещающей идеи. Когда мы вместе участвуем в мозговом штурме, я удивлюсь сколько классных и важных идей и мыслей возникает в ходе нашей дискуссии. Мои братья подсказали мне много прекрасных советов и дали много практичных наставлений для моего пасторского попечения разных членов церкви, которые проходили через серьёзные трудности и переживания в своей жизни. Неудивительно, что мы читаем так много о пользе советников в книге Притчей!
2. Пресвитеры разделяют бремя служения
Кроме того, библейское и верное пастырство в поместной церкви требует гораздо больше, чем способен осуществить один человек. Когда я размышляю о том, к чему Писание призывает меня как пастора, то я сразу же сознаю, насколько я нуждаюсь в помощи, чтобы осуществить должную духовную заботу о пастве Божьей. В то же самое время, совершая совместный труд с другими пресвитерами, я восхищаюсь как много у нас получается сделать вместе.
Последнее время я все чаще встречаю служителей, которые «сгорели» на своём пасторском служении. Пообщавшись с ними, я узнавал, что практически все они совершали свой труд в одиночку. Перегоревшие служители, это служители, которые либо не призваны Богом для этого труда, либо одиночки, которые утомили себя, либо работники, которые совершали свой труд своей силой, а не Божьей. Одиночка становится либо деспотом, либо перегоревшим служителем. Обычно одно из двух, чаще последнее. Но и деспот не застрахован от «перегорания». Команда равных пресвитеров помогает во всех отношениях.
3. Пресвитеры дополняют мои дары
Несмотря на то, что Бог призвал меня к пасторскому труду, наделив необходимыми дарами и способностями, я всё же ограниченный человек и нуждаюсь в помощи. В Библии мы читаем о Церкви как о Теле Христовом, которое состоит из многих членов, работающих вместе (1 Кор. 12). Это также верно и в отношении пресвитеров. У каждого есть свой набор даров и талантов, которые вместе создают прекрасную эффективную команду служителей церкви, дополняя и усиливая служение каждого. Чтобы действенно участвовать в служении, которое угодно Богу, мы нуждаемся друг в друге.
Я смотрю на моих братьев, вокруг меня. Один из них прекрасный богослов, другой опытный душепопечитель, третий – одарённый администратор, ещё один фокусируется на наставничестве и благовестии и т.д. Применяя наши дары и способности мы делаем служение церкви намного богаче, и наша церковь не ограничена дарами одного лидера. В конце концов, Бог получает больше славы через такой совместный труд.
4. Пресвитеры предохраняют от появления культа личности
Один пастор, осуществляющий духовное руководство, легко и быстро станет центром внимания в церковной жизни. Люди буду ожидать его одобрения, благословения, помощи и поддержки. Его желания быстро становятся желанием церкви. И индивидуальность руководителя находит своё отражение в индивидуальности церкви. Но когда пастор служит среди других, равных ему пресвитеров, то они совершают пасторское служение вместе. Не только у него одного духовная власть, но она и у других пасторов. В результате церковь становится более защищённой и оснащённой.
Конечно, Церковь с множественностью пресвитеров может по-прежнему развивать культ личности вокруг какого-нибудь одного пастора (или старшего пастора или учащего пастора). Но такое случается, когда церковь не принимает и не понимает суть равенства пресвитеров. Однако, множественность и равноправие пресвитеров могут предохранить от такого искаженного лидерства, особенно когда несколько пресвитеров регулярно участвуют в проповеди и публичном лидерстве.
5. Пресвитеры поощряют библейскую верность
Апостол Павел предупреждает пресвитеров Ефесской церкви:
Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.
Деяния 20:28
Поэтому пресвитеры должны внимательно следить за собой. Но не следует читать этот текст как индивидуальное обращение к каждому пресвитеру, что он должен наблюдать за своей духовной жизнью. Павел напоминает пресвитерам о важности духовной заботы друг о друге. В конце концов, сатана часто первыми атакуют именно церковных лидеров. И поскольку пресвитеры всё еще грешники, то и они также продолжают бороться с грехом. Поэтому мы нуждаемся друг в друге, чтобы поощрять друг друга в нашей верности Христу и в нашем служении Его Церкви. Мы подотчётны друг другу как сопастыри Христа. Каждый нуждается в пасторе, и пресвитеры не исключение. Поэтому их и должно быть несколько в церкви, чтобы она процветала и приносила плод для славы её Спасителя и Господа!
Больше о теме библейского руководства читайте в книге «Пастыри».
Оригинал статьи: http://ekklezia.com/materials/pastorstvo/bibleyskoe-obosnovanie-rukovodstva-tserkovyu/
Соглашусь с Евгением. И хотелось бы добавить, что нельзя поставлять молодых людей. В письмах Тимофею Павел акцентирует внимание на том, что претенденты должны быть уже сформировавшимися личностями как в духовном, так и в житейском плане(работа, семья, отношения с окружающими людьми).