К сожалению, когда сегодня говорят о молодом поколении, то большинство грустно вздыхает. Неужели это поколение обречено на то, чтобы стать разрушителями всего того, что было прежде них и не исполнит ни одной доброй надежды старших?
Чтобы ответить, нужно затронуть несколько тем.
1. Необходим диалог
Если молодежь поднимает многочисленные серьёзные вопросы, то это вред ли из-за праздного любопытства. Более того, молодежи свойственно задавать вопросы «почему», а не просто копировать что-то.
2. Осознание современной реальности
Сегодня почти весь мир ищет свою идентификацию. Поэтому большинство вопросов задает вовсе не молодежь, а сама современность. И нам нельзя от них просто отмахнуться, бросив излюбленную фразу: «Последнее время». Молодежь желает получить ответ на вызовы современности.
С другой стороны – произошло изменение мироощущения общества. И, к сожалению, на первый план, выходит не знание истины, а её проживание или прочувствование. Отсюда во многом и кажущаяся чрезмерная эмоциональность молодёжи (и не только поэтому). Отсюда важность определённого корректирования методологии работы с молодежью – теперь необходим не один прекрасный проповедник, а команда наставников-душепопечителей, которые работают с несколькими людьми постоянно, помогая им применять в своей жизни истины Писания. При наличии такой команды со временем и прекрасный проповедник по-настоящему будет услышан. Нужна работа на личном уровне, а не только коллективная. В советское время были распространенны идеи коллективизма и общности. Сегодня изменилась парадигма общества, в нём господствуют индивидуальные ценности. Каждый желает, чтобы с ним считалась как с уникальной личностью. Можно не соглашаться с тенденциями современного общества. Но их нужно учитывать в своём служении.
В нашей урбанистической жизни у человека пропадает потребность в семье и детях. Это в деревне без семьи человек никто: у него нет цели, нет того, ради чего стоит жить и трудиться. В городе у мирского человека (и у христианина в определенном смысле тоже) масса интересных занятий, и ребёнок, семья не являются смыслом и образом жизни. И в свете этого дети и родители должны общаться постоянно и регулярно. Когда этого нет, возникает чудовищный разрыв поколений, порождающий молодежную культуру, враждебную культуре взрослых. Именно в таком обществе живет наше христианская молодёжь.
Вопросы современности нельзя отвергать. И на них необходимо дать ответ сегодняшнему поколению, ответ взвешенный и осмысленный, библейский и здравый.
3. Понимание Божьего замысла
В Божьем замысле нет конфликта между поколениями. Одно поколение призвано передать веру Божью другому. Но не свою культуру. Именно в этой области больше всего проблем и противоречий. Вера и культура вместе дают крепкий сплав определенного верования, и задача старшего поколения передать младшему чистую Божью истину, незатемненную и незасорённую «культурной шелухой». Иначе молодёжь сама сделает такое различение и по своей неопытности может отбросить и то, что по-настоящему ценно. Кто-то может сказать – «Вот мы им и передаем ценное, а они противятся». Здесь должна проявиться мудрость и забота старшего поколения, опытность и рассудительность. Но никак не грубость, давление и продавливание своего. Еще Ньютон говорил, что F=-F, т.е. прессинг молодежи порождает враждебность и отчужденность.