Для многих людей вполне привычно видеть, что священнослужители отличаются от остальных верующих особым одеянием. Это стало частью окружающей нас религиозной культуры. Конечно, такие одеяния имеют некоторую пользу:
- Они напоминают тем, кто их носит, в чем состоит их призвание и предназначение перед Богом и людьми.
- Другим же людям они могут напоминать о важности не забывать про Бога, о том, что Бог рядом, о том, что Бог знает, о том, что Бог видит.
- Тот, кто хорошо знаком с элементами священнических одеяний, будет видеть целую проповедь Евангелия и Христа через такие одежды — но таких подавляющее меньшинство в нашем обществе.
Можно предложить еще ряд логических аргументов о важности и необходимости священнических одежд, но всем нам стоит рассмотреть этот вопрос не через призму истории или традиции, но через призму Богом данной священной книги — Библии.
1. Специальные одеяния имели место быть в прошлом, в истории Древнего Израиля
Тогда только священники могли представлять народ перед Богом, и только один из них раз в год мог непосредственно предстать перед Своим Создателем и обратиться к Нему напрямую. Одеяния священников показывали их важную ответственность и миссию — служить Богу, заботясь о духовном состоянии народа, и совершать жертвоприношения от лица как всего народа, так и отдельных его представителей, быть посредниками между Богом и людьми.
В Древнем Израиле священниками могли становиться только лица, принадлежащие по рождению к колену Левия: для всех остальных священство оказывалось недоступным. Левиты были посвященными, избранными для служения Богу — они одни имели право приносить жертвы, возносить специальные молитвы, проводить богослужения на больших религиозных праздниках.
2. После смерти и воскресения Христа ситуация кардинально изменилась
Теперь Бог не обитал только в Храме в Иерусалиме, но к Нему можно было обратиться на всяком месте в любое время и любому человеку — и эта молитва была бы услышана, если была произнесена с верой. Нужда в священниках — как посредниках между Богом и людьми — отпала. Таким посредником навсегда стал Иисус Христос, как и пишет ап.Павел в одном из своих посланий:
Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус.
1 Тимофею 2:5
3. Верующие люди перестали делиться на две группы — священнослужители и прихожане
Библия авторитетно говорит, что всякий, кто доверился Христу, кто стал настоящим христианином является служителем Бога. Как об этом пишет ап.Петр, обращаясь ко всем верующим:
Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет.
1 Петра 2:9
4. Мы не встречаем в Библии, чтобы апостолы носили отличительные одеяния
Мы также не видим ни одной рекомендации с их стороны в посланиях, чтобы руководители церквей — пресвитеры и диаконы — одевались каким-то особенным образом, чем другие верующие. О чем они точно пишут — так о характере таких людей — они должны быть примером в своей морально-нравственной, духовной и семейной жизни. И хотя апостолы отмечают эту группу — духовных руководителей церквей — они все же не выделяют их в отдельный особенный класс людей, которые имеют отличительные особенности в общении с Богом, чем другие верующие. Да, у них есть особая ответственность и особое служение в церкви, но они не ближе стоят к Богу, чем любой другой верующий во Христа.
Как же пришли священнические одежды в христианство?
Впервые в иерусалимской церкви Кирилла (середина IV века) мы узнаем о специальном одеянии для епископа (посох, митра, паллиум), фимиаме, светилах и т.д. Со времен императора Константина церковные церемонии много заимствуют у императорского двора. Домашняя атмосфера на богослужениях христианских общин начинает превращаться с того времени в торжественное мероприятие, центром которого является священнослужитель, совершающий евхаристию. Верующие участвуют все меньше, а становятся зрителями церковного «спектакля», становятся прихожанами.
Библия же учит, что все верующие являются служителями Бога, имеют одинаковый доступ и общение с Ним, трудятся для Его славы своими уникальными духовными дарами и своими способностями.
Как и пишет ап.Петр в своем 1-ом послании:
Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы вовсем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
1 Петра 4:10-11
Поэтому мы не носим специальных священнических одежд, чтобы подчеркнуть учение Библии о всеобщем священстве верующих и одинаковой доступности Бога для всех христиан.
Если интересует как Библия говорит, то Библия не называет руководителей Церкви
священнослужителями.
Несомненно название имеет свою роль и суть. Бог помог написать целую книгу о служителях под названием «Пастыри». Но в данной статье вполне уместно сказать «священнослужители». Да и коннотация слова позволяет.Главное не в названии, главное в сути явления.