1 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: 2 где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. 3 Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. 4 И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? 5 Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: 6 и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. 7 Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды 8 и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. 9 Они, выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. 10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, 11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. 12 И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.
Матфея 2
ВВЕДЕНИЕ
Приход мудрецов с Востока через 1-2 года после рождения Иисуса (5 или 4 г. до н.э.)
Мудрецы с Востока являются неизменным атрибутом Рождественских праздников и хорошо известны даже нецерковный публике. Но касательно них существует немало неверных представлений.
Например, Библия нигде не говорит, сколько их было. Возможно, их было трое, так как Матфей говорит о трех отдельных подарках, но это всего лишь догадка, не имеющая под собой никаких исторических фактов.
Также, несмотря на многие рождественские картины, мудрецы пришли к Иисусу не в ту же самую ночь, что и пастухи. Они пришли много позже.
Их приход к Иисусу крайне важен для Матфея, потому что он желает, чтобы мы увидели три важных истины.
Во-первых, он показывает вселенский масштаб Царства Иисуса. Оно не ограничено Палестиной. Бог готов принять новых подданных. Подобно этим язычникам — древним мудрецам, которые присягнули на верность Рожденному Царю, поклонившись и поднеся Ему дары, так и сегодня Иисус готов принять любых людей в Свое Царство.
Во-вторых, Матфей показывает две совершенно разные реакции на рождение Иисуса, на Него Самого, и приглашает читателей сделать свой выбор и присоединиться к волхвам в их поклонении Рожденному Царю. Он как бы спрашивает: как ты воспринимаешь Иисуса, готов ли ты поклониться Ему и присягнуть на верность или ты противостанешь и отвернешься от Него, опасаясь потери своего собственного «царства»?
И наконец, Матфей указывает на конфликт между двумя царствами — Царством Божьим, которое пришло, чтобы спасти падшее человечество, и царством этого мира, которое будет бороться против этого Царства, стараясь остановить и противостоять Божьему Царству, цепляясь за свою мнимую власть зубами и ногтями.
Матфей говорит об этих двух царствах в первых стихах 2-ой главы, с самого начала:
Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода
1. Царь Ирод (37 — 4 гг. до н.э.)
1.1. Его личность
«… во дни царя Ирода»
Ирод был известный, весьма опасный, выдающийся, параноидальный, успешный, жестокий, везучий и долго правящий царь. Он был царем Иудеи, которое было римским вассалом с 37 по 4 гг. до н.э. У нас много информации о жизни и правлении Ирода из различных древних источников, особенно от иудейского историка — Иосифа Флавия, который так пишет о нем:
Это был человек, одинаково жестокий ко всем, необузданный в гневе, попиравший справедливость, но притом пользовавшийся большей удачей, чем кто-либо иной. (Ведь он, происходя из простого звания, добился царского сана и, несмотря на тысячи опасностей, всегда ускользал от них, сумев при этом дожить до преклонного возраста. Что же касается его домашней обстановки и его сыновей, то и здесь все соответствовало его личным желаниям и стремлениям, потому что он мог радоваться тому, что сумел совладать с ними, как со своими врагами. Мне, однако, он и в этом отношении представляется человеком крайне несчастным.
Характер Ирода, особенно в конце его жизни, хорошо характеризуется одной из последних историй, которые описывает Иосиф Флавий. Предчувствуя свою близкую кончину, Ирод приказал собрать и запереть на ипподроме представителей всех городов страны и казнить их в день своей смерти, чтобы народ горевал, а не радовался. Он желал так поступить, потому что знал, что большинство иудеев будет радоваться его смерти по причине его высоких налогов и тирании. И он желал, чтобы вся нация скорбела. Но приказ о казни не был выполнен (ИВ, I, 33: 6, 8). Его сестра Саломея и ее муж Алекс сначала согласились его исполнить, пока он был жив, но потом отказались от этого плана. Интересно отметить, что Ирод умолял их об этом со слезами на глазах, прося их сделать это убийство из родственного чувства к нему и из любви к Господу Богу.
Иосиф пишет:
Если кто-либо вздумает объяснять прежние поступки этого человека относительно родных тем, что он совершил их из привязанности к жизни (и боязни умереть), то это его приказание является окончательно бесчеловечным, так как он, покидая жизнь, желал повергнуть весь народ в горе вследствие утраты самых дорогих ему лиц. Ведь он приказал умертвить из каждого дома по одному человеку, притом без того, чтобы эти лица совершили что-либо незаконное или обвинялись в каком-нибудь преступлении; все, кто ценит добродетель, обыкновенно в такие минуты забывают свою ненависть к действительным врагам своим.
Информации о его жизни больше, чем предостаточно. Но нам следует сосредоточится на той, которая нам лучше поможет понимать слова Матфея в этой главе. Кстати, у Ирода было 10 жен и много детей, и все его правление было наполнено дворцовыми интригами, попытками убийства, обманами и изменой, почти всех, кто был рядом с ним. Это привело к тому, что Ирод казнил свою жену Мариам, сыновей Александра и Аристовула, и Антипатра, включая также и многих родственников, и заговорщиков. Ирод жил в окружении людей, которым он не доверял, постоянно испытывая страх за свой трон и свою жизнь. Эта неопределенность и попытки мятежа привели к тому, что он 6 раз переписывал свое завещание. Он менял его на основании своих мыслей: кому теперь он может доверять.
1.2. Смерть Ирода (март или апрель 4 г. до н.э.)
Мы можем с большой исторической точностью определить дату смерти царя Ирода. Она произошла весной 4 г. до н.э. между 12/13 Мартом и Пасхой, которая приходилась на 11-ое апреля. Это означает, что Иисус родился до смерти Ирода. После рождения потребовалось время для очищения Марии по Иудейскому закону, для посещения волхвов, побега в Египет и для избиения младенцев в Вифлееме. Это точно не менее 3-4 месяцев. Что говорит о том, что Иисус мог родиться в декабре 5-го года до н.э. Наиболее вероятно, Он родился в 6 или 5 г. до н.э.
Также евангелист Лука помогает нам идентифицировать дату. Он говорит в своем Евангелии о том, что служение Иоанна Крестителя началось в 15-ом году правления Тиберия Цезаря, которое датируется 28/29 гг. н.э. Чуть позже, в этой же главе, Лука отмечает, что Иисус начал Свое публичное служение, когда Он «был лет тридцати» (Лук.3:23). Вероятно, это была осень 29 года. Фраза «был лет тридцати» показывает, что Лука говорит не о точном возрасте, а о примерном. Предположительно, Иисусу было около 35 лет, когда Он начал Свое публичное служение. Потому что нет нулевого года между 1 г. до н.э.и 1 г. н.э., то по записям Луки можно предположить, что Иисус родился в 6-м, максимум, 7-м году до н.э. С другой стороны, другие маркеры в его Евангелии, указывают, что рождение Иисуса произошло в конце 5-го года, что ведет нас к ноябрю или декабрю. Иисус был рожден ближе к концу 70-летней жизни царя Ирода. Ирод пережил многие попытки дворцовых переворотов, круговороты интриг и коварных замыслов, потому что он был более жестоким и хитрым, чем его противники. И вот наступил момент, когда Ирод Великий услышал от мудрецов с Востока, что у него родился соперник, новый Царь. Исторический контекст помогает нам лучше понять его паранойю и кровожадные действия, которые описывает Матфей в этой главе.
2. Magoi: мудрецы с Востока
Пытливые и любознательные читатели Нового Завета задавались немалым количеством различных вопросов в отношении этих особенных гостей с Востока, и не только связанных со звездой, которая привела их в Древнюю Палестину.
Их приход с Востока и их название — magos (мн.ч.) или magoi (ед.ч.), которое у нас переведено как «волхвы», а также их астрономические наблюдения помогают нам идентифицировать этих таинственных гостей.
Евреи обычно рассматривали волхвов (magoi) негативно, потому что они естественным образом ассоциировались с магией. Но, в зависимости от контекста, это слово можно перевести как мудрецы, священники, толкователи снов, астрономы или волшебники. Они обладали высоким уважением и почетом в своей стране по причине своего образования и влияния. Они были теми, кто не только благословлял, но, нередко, назначал и определял новых царей. Это была каста благородных ученых и интеллектуалов, общественных деятелей и философов, политиков и священников. Это была некая элита элит древнего мира.
Фраза «с Востока» указывает на то, что их родиной могли быть либо Персия, либо Вавилон, либо Аравия. Но наиболее вероятно — Вавилон, по причине того, что вавилоняне интересовались серьезно астрономией, а также там было много евреев, которые там проживали с момента переселения. В то же самое время, подарки — золото, ладан и смирна, могут указывать на Аравию. Некоторые полагают, что это была Персия, потому что маги обычно ассоциировались с Мидией и Персией. Нам не так принципиально точное географическое место, откуда пришли волхвы, важно следующее — они были с Востока, а тогда этой территорией владела Парфянская империя.
В 3 книге Царств 10:1-10 (2 Пар.9:1-9), мы читаем весьма интригующую историю о том, как царица Савская посетила Иудею. Она стала предзнаменованием будущего визита мудрецов с Востока. Царская особа пришла в Иерусалим, чтобы выразить почтение Соломону, сыну Давида, и принести подарки — золото, благовония и драгоценные камни (ст.2, 10). Эта история напоминает нам, что волхвы стоят в одном ряду с другими знаменитыми языческими сановниками, которые приходили в Иерусалим с ценными дарами, чтобы выразить почтение сыну Давида (Пс.71:9-10, Ис.60:3-6, П.Пес.3:6, 4:6).
Матфей, рассказывая историю мудрецов с Востока, показывает Иисуса как величайшего сына Давида, Которому поклоняются даже язычники. Он вспоминает о царице Савской в своем Евангелии в 12-ой главе, где Иисус говорит такие слова:
42 Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона (Матф.12:42)
И параллель очевидна — Царица Савская, которая пришла от конца земли, чтобы почтить Соломона, восстанет на суд с современным поколением Матфея, которое отвергает Иисуса как Мессию. Мысль простая — даже Израиль не поклоняется долгожданному Мессию, а Язычники поклоняются.
Звезда
Откуда Язычники осознали уникальность Иисуса и узнали о Его рождении?
В случае мудрецов — звезда сыграла определяющую роль. Многие ученые и астрономы делали неоднократные попытки идентифицировать это явление. Некоторые говорили, что это комета Галлея. Но она была в 12 г. до н.э. И не подходит. Кроме того, для астрономов древности комета обычно означала смерть, а не рождение, правителя.
Китайские астрономы наблюдали новую звезду в течение 70 дней в 5-4 гг. до н.э. Но это уже поздновато.
Наилучшим научным объяснением Вифлеемской звезды является так называемое тройное соединение планет — когда Юпитер и Сатурн выстраиваются в одну линию с Землей. Причем это должно было произойти трижды на протяжении короткого отрезка времени. Оно произошло 7 г. до н.э. в течении Мая/Июня, Сентября/Октября и Декабря в зодиакальном созвездии Рыбы.
Или соединение Юпитера, Сатурна и Марса в начале марта в 6 году до н.э.(по Иоганну Кеплеру)
Интересно, что созвездие Рыбы иногда ассоциировалось с последними днями и с евреями, в то время как Юпитер — с мировым правителем, а Сатурн воспринимался как звезда Амореев в Сирийской Палестине. Поэтому парфянские астрономы могли подумать, что среди евреев должен будет родиться мировой правитель, правитель последних дней мира.
Все эти астрономические явления определенно повлияли на восточных астрономов, которые начали ожидать нечто необычное и особенное. Они стали ждать рождения царя.
Также, учитывая влияние переселенных евреев в Вавилоне, мы можем предположить, что волхвы были знакомы с пророчеством Валаама, который говорит: «Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля» (Числ.24:17). Поэтому они могли вполне естественно соединить вместе пророчества и необычные астрономические явления, которые они наблюдали.
Это наш контекст, который помогает нам лучше воспринять информацию о прибытии волхвов в Иерусалим в поисках рожденного царя.
В стихе 9 мы также встречаем невероятное астрономическое явление
И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над [местом,] где был Младенец
Ученые нашли четкое описание, как это тройное соединение Юпитера и Сатурна дает восходящую, двигающуюся по небесам и останавливающуюся звезду.
Но это могла быть и просто уникальная звезда. У нас нет никаких оснований сомневаться в правдивости слов Матфея. Использовал ли Бог природные явления или творил новые — все в этом мире было подконтрольно Ему, как тогда, так и сейчас.
В этом событии было и так много сверхъестественного, что мы не в состоянии объяснить все естественными природными причинами. Бог вел этих волхвов в Вифлеем для поклонения Иисусу. Вифлеем был расположен примерно в нескольких км к югу от Иерусалима. Это было небольшое поселение с несколькими сотнями дворов.
3. Конфликт царей
Итак, мы познакомились с главными персонажами этой истории: Иродом и волхвами. Теперь мы можем понять лучше смысл повествования. Матфей указывает, что мудрецы пришли с Востока в поисках родившегося еврейского царя, чье правление должно охватить весь мир.
Поклонение в этом тексте указывает на желание воздать почтение и уважение и заверить в верности и дружбе. Эти волхвы желали отождествить себя с этим новым Царем и Его Царством, в котором Он будет править.
Хотя Матфей не говорит нам об их свите и караване, мы все же можем предположить, что он был немаленький, чтобы обеспечить и защитить их в длительном опасном путешествии. Им пришлось пройти не менее 2 месяцев. Хотя время будет варьироваться в зависимости от того, откуда они отправились (Аравия, Вавилон или Персия).
Матфей показывает, что слова волхвов встревожили Ирода и с ним весь Иерусалим. Ирод был смущен известиями от мудрецов и их желанием вступить в союз с новым царем. Парфянская Империя на Востоке контролировала территорию древних Персии и Вавилона и находилась нередко в войне с Римом. Парфяне и Римляне не доверяли друг другу. Когда Рим назначил Ирода, Идумлянина, царем Иудеи в 40 г. до н.э., Парфяне контролировали Иудею и назначили Антигона, который известен в истории как Антигон II — последний законный правитель Иудеи из хасмонейского рода. По праву рождения Антигон обладал большими правами на трон, чем Ирод. Между 40 и 37 гг. до н.э. Ирод и Рим воевали против Антигона и Парфянского царства. Победил Ирод, парфяне были изгнаны и Антигон был казнен. Иосиф Флавий говорит о том, что Ирод даже давал взятку Марку Антонию, чтобы он приказал казнить Антигона, потому что боялся, что римляне могут расположиться к Антигону или его потомкам по причине их законного права на трон.
Очевидно, что события начала правления Ирода оказали серьезное влияние на его восприятие новости о рожденном царе. Тридцать лет спустя, восточные волхвы (которые, очевидно, были связаны с Парфянами или даже могли быть их представителями) снова ищут возможности вступить в союз с законным новорожденным царем Иудеи. Ирод считал, что последний законный претендент на трон Иудеи, Антигон, уже был убит.
Поэтому вполне понятно, почему Ирод встревожился и сразу же пожелал убить Младенца, несмотря на астрологические наблюдения волхвов и библейские свидетельства книжников и священников.
Выражение «и весь Иерусалим с ним» указывает как на присутствие мессианских ожиданий в народе, так и переживание за политическое переустройство государства.
Очевидно, что волхвы не знали, в каком месте родился новый иудейский царь, но они вполне логично предполагали, что это должно быть в Иерусалиме. И наш текст ясно показывает, что общее откровение, доступное для людей (то есть наши самые лучшие интеллектуальные способности, наша самая лучшая аналитика и самое точное наблюдение) не способны помочь нам найти Бога — нам нужно особое откровение от Бога через Его Слово, чтобы найти истину! И об этом откровении сообщают книжники и священники (ст.4-5), указав, что место рождения Мессии должен быть Вифлеем. Вифлеем был небольшим городом, но с богатой историей. И считался родным городом Давида (Руфь 1:1, 19, 1 Цар.17:12,15).
В цитате из пророка Михея 5 главы Матфей особо подчеркивает принципиальное различие между жестоким Иродом и будущим Царем, «Который упасет народ Мой, Израиля» (с.6), то есть «пасти», быть Добрым Царем-Пастырем.
И это перекликается с обетованием Давиду в 2 Цар.5:2
«ты будешь пасти народ Мой, Израиля, и ты будешь вождем Израиля»
Эти стихи показывают природу правления нового Царя. Он будет пасти, а не жесткого покорять и править.
Ирод проявляет свою хитрую и лукавую сущность и выведывает у мудрецов всю необходимую информацию о звезде и их походе, и отправляет их в Вифлеем, якобы с последующим намерением поклониться новому Царю и самому.
Ирод был уверен, что он сумел перехитрить волхвов и легко, и быстро расправится с новым претендентом на трон.
Меня также удивляет равнодушие религиозных вождей Израиля. Казалось бы — язычники пришли на поклонение Рожденному Царю! Библия говорит ясно о Его приходе. Они слепы, глухи. Они также боятся за свое царство, за свой статус-кво, за свое благополучие. О таких мертвых религиозных людях точно говорил Господь через пророка Исайю:
Так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих — Ис.29:13
Мертвая религия сначала показывает равнодушие к Богу. Но как только Бог и живая вера затрагивают ее, то она уже агрессивно противостоит Ему. И в последствии даже распинает!
4. Поклонение язычников
Сердца мудрецов были наполнены радостью, когда они увидели звезду, появление которой удостоверяло, что они на верном пути. Они продолжили свой путь к Рожденному Царю. То, что они нашли Марию и Младенца в доме, указывает на два простых факта — поклонение волхвов случилось не в ночь рождения Иисуса, и Иосиф уже сумел обеспечить более удобные условия проживания для своей семьи. Возможно, они прибыли в период очищения по Закону Марии — ей нужно было ожидать 40 дней и появиться в храме в Иерусалиме для завершении этого периода.
Мы не можем быть уверенными, что волхвы своими дарами признали Божественность Христа, все же сами дары имеют особое значение по двум причинам.
- Во-первых, они стали началом исполнения пророчеств о восстановлении Израиля. Ветхозаветные пророки говорили, что однажды народы мира откликнутся на Божий свет и славу и принесут свою славу и богатство. Мы читаем у пророка Исайи:
1 Восстань, светись, [Иерусалим], ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. 2 Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак — народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою. 3 И придут народы к свету твоему, и цари — к восходящему над тобою сиянию… 5 Тогда увидишь, и возрадуешься, и затрепещет и расширится сердце твое, потому что богатство моря обратится к тебе, достояние народов придет к тебе. 6 Множество верблюдов покроет тебя — дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа (Ис.60:1-3, 5-6)
Эти дары мудрецов стали первым вкладом в исполнение этого пророчества и символически указывают на будущее полное его исполнение в Новом Иерусалиме, как это сказано в книге Откровение
24 Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. 25 Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет. 26 И принесут в него славу и честь народов — Откр.21:24-26
Рождение Иисуса принесло свет и славу Божью в этот мир, и началось поражение тьмы. Появление нового мира, новой эры видимого Правления Божьего Царства стало уже не за горами.
2. Дары и поклонение волхвов указывали на включение язычников в Божий народ. Иудеи того времени ожидали, что Мессия избавит их и восстановит Иудейскую нацию, а все остальные народы Он накажет, уничтожит или подчинит силой. Но мы видим, что поклонение волхвов происходит добровольным образом, без каких-либо военных действий. Это показывает, что у Бога есть замысел включить и язычников в Свое Царство. Царство Рожденного Царя не будет ограничиваться только Палестиной, но весь мир принадлежит Ему. Евангелие от Матфея завершается призывом Царя Христа, Который обладает всей властью на небе и на земле, проповедовать Евангелие Царствия всему миру, всем народам (Матф.28:19-20). И покорение вере будет происходить через Евангелие, а не через Закон, через любовь, а не через меч.
Матфей также отмечает, что волхвы были предупреждены во сне не возвращаться к Ироду. Поэтому они отправились домой иным путем.
Знаете, здесь я бы желал сказать чуть побольше про волхвов.
1. Они перешли от общего откровения к частному
Они пришли в Иерусалим, потому что увидели звезду. Но они продолжили путь в Вифлеем, потому что доверились Божьему Слову.
Тогда они услышали слова Ирода и других жителей Иерусалима, что царь не родился в Иерусалиме. Но потом, получив подтверждение их слов Писанием, они поверили Божьему Слову и пошли поклониться Родившемуся Царю. Теперь ими движет не только страсть к новым открытиям или научное любопытство – оно положились на Божье Слово, которое руководит их движением.
Как только волхвы снова подчинились слову Писания, так снова перед ними воссиял яркий свет звезды.
Нужно отказаться от всех мирских обычаев, традиций, человеческих разумений, а жить только по Слову Божию.
2. Человеческая мудрость в духовных поисках и жизненных ситуациях может быть весьма опасна
Посмотрите, сколько бед принесла мудрость Волхвов – то, что они пошли не за звездой, а по своим представлениям в Иерусалим:
- Им пришлось идти в обход в Вифлеем, что принесло дополнительные трудности
- Потеряли звезду в Иерусалиме, повстречались с тьмой и нашли беспокойство
- Вызвали ярость Ирода, что привело к гибели младенцев-мальчиков в Вифлееме
- Иисусу пришлось спасаться бегством
Нам всем полезно вспомнить мудрое наставление царя Соломона:
5 Надейся на Господа всем сердцем твоим и не полагайся на разум твой. 6 Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои
3. Нечто важное случилось с волхвами. Они стали доверять Богу. И они поклонились Рожденному Младенцу. Не родилась ли в них спасительная вера?
Мы не знаем, сколько времени понадобилось Ироду догадаться или узнать о том, что восточные мудрецы признали Рожденного Младенца Царем и отвергли власть Ирода, отказавшись повиноваться его желанию вновь с ними встретиться. Но последующие события, описанные во 2-ой главе, показывают, что не понадобилось много времени. Дары и признание волхвов не могли защитить Иисуса. Он находился в неминуемой смертельной опасности. Молчание и тихое отшествие волхвов выиграли не много времени.
5. Два отклика на рождение Царя
Что же Матфей намеревался нам передать этой историей?
Очевидно, не только историческую информацию.
Матфей показывает нам два совершенно различных отклика на рождение Иисуса. Одна реакция представлена царем Иродом. Он, узнав из Писания и от волхвов с Востока о рождении Истинного Царя, отвергает Божьего Помазанника. Вторая реакция — язычники, волхвы, которые обладали совсем небольшим объемом истинной информации о Рожденном Царе, все же признают Его и отвечают покорностью, лояльностью и поклонением. Матфей призывает нас сделать выбор и отождествить себя либо с Иродом, либо с волхвами!
Кажется, что выбор очевиден — конечно, волхвы. Но не торопитесь.
Ведь Ирод был весьма религиозным человеком. Он таким видел себя и так себя позиционировал. Он даже перестроил Храм в Иерусалиме, чтобы показать свою посвященность Богу.
Ирод является ярким примером того, что можно внешне угождать и даже посвящать себя Богу, но не отождествлять себя, в своем сердце, с Богом и Его народом. Недостаточно жертвовать деньгами или временем, чтобы что-то сделать или построить во имя Бога, чтобы другие могли поклоняться Ему. Недостаточно узнавать о Боге из Писания и понимать Его замысел.
Но он увеличил свою вину перед Богом, используя Писание, чтобы узнать, где должен быть рожден Младенец. Этот поступок показывает, что он противостоял Богу и Его планам ради того, чтобы сохранить свое царствование и свою династию. Его знание о Боге и знание Писания не привели к покорности или поклонению. Вместо этого он укоренился в самоправедности и уверенности, что он выше и больше всякого, включая даже Бога. Он никогда бы не преклонился перед властью другого иудейского царя, даже если бы его благословил и послал Сам Бог. Ирод решил противостоять Иисусу и Божьему плану.
Не покоряясь Богу, мы начинаем Ему противостоять! Это духовный закон. Невозможно остаться нейтральным в отношении Иисуса Христа — либо принятие, либо отвержение. Временное равнодушие со временем придет либо к отвержению, либо к покорности. К сожалению, скорее всего, первое.
Каждый из нас сталкивается с ежедневным выбором — кому служить? Ради кого жить?
Это не то решение, которое мы принимаем раз и навсегда. Например, я покаялся в детстве.
Оно не определяется также и нашими прошлыми или сегодняшними поступками. Например, я хожу в церковь каждое воскресенье на протяжении 5 лет и жертвую свои финансы.
Это решение, которое требуется подтверждать раз за разом каждый день, и не только нашими внешними делами.
Ради кого ты живешь сегодня? Какому царству я принадлежу?
Моя жизнь громко и ярко говорит о том, какому царю я служу!
Три последних вывода
1. Мы полагаемся на суверенное Божие правление в нашей жизни
Его непоколебимое правление в нашей жизни дарует нам мир и помогает доверять Ему в добрые или тяжелые времена нашей жизни.
2. Мы покоряемся Его божественному Господству
Наша покорность Ему проявляется в нашей повседневности. Мы покоряемся властям, которые над нами — в обществе, государстве, церкви, семье.
3. Мы участвуем в Его Грядущем Царстве
Мы уже вошли в Царство и ждем, когда оно окончательно придет на эту землю. Поэтому мы живем уже как граждане этого Царства и проповедуем его ценности и реальность!
Мы живем в век требований своих прав. У меня есть права. Я — центр Вселенной. Но абсолютными правами и свободами обладает только Бог как Создатель Вселенной. Над всеми же нами есть какие-то власти: родители, начальники, прокуратура, президент и т.д. Только над Богом нет никого. Только Он один обладает суверенной властью. Поэтому нам нужно отказаться от того, чтобы держаться за свои мнимые права перед Богом, и признать Его Правителем нашей жизни.
Но что мы приобретем, потеряв свою жизнь?
26 Тот, кто служит Мне, должен и следовать за Мной. Где Я буду, там будет и Мой слуга. Отец Мой прославит того, кто служит Мне.
Иоанна 12
Когда разговор заходит о служении Богу, то человек обычно представляет себе список определенных дел, которые нужно совершить. И потом начинает прицениваться — соглашаться или нет, сможет или нет, как его исполнить с минимальными потерями для себя и своей жизни. Религиозный же человек — берется за него, или даже сам составляет такой список, а потом придумывает, как бы его исполнить или сделать вид, что он исполняется, подкорректировав или перетолковав сам этот список.
Но Иисус здесь ничего не говорит о твоем или моем поведении. Он говорит о том, что только Он один должен управлять твоей жизнью и править в твоем сердце. Он говорит о том, что тебе давно уже пора уступить царское место в твоей жизни Ему.
Тебе необходимо снять свою неказистую корону со своей головы и сойти с трона твоего сердца, преклониться перед Иисусом и сказать: «Прости меня за то, что я был царем своей жизни. Я жалкий царь. У меня ничего не получилось и не получится. Пожалуйста, возьму мою жизнь и поведи меня.» И в этот момент ты войдешь в Царство Христа и встанешь на путь освящения, преображения в характер Христа. Два шага вперед, шаг назад, два вперед — один назад, вперед — назад.
Понимаете, когда Иисус говорит о служении и следовании за Ним, Он говорит: «Ты не должен быть царем. Не потому, что Я жажду власти (она и так вся Его!), но потому, что Я люблю тебя, и потому, что ты ужасный управитель своей жизни. Ты не понимаешь, как правильно нужно жить». Внутри своего сердца, мы соглашаемся, что мы не самые лучшие цари. Ответьте сами себе: кто был самым нечестным с вами, чем вы сами? Кто обманывал вас больше, чем вы сами? Кто направлял вас не туда больше, чем вы сами? Кто вас повергал в самые неприятные ситуации, чем вы сами? Кто был к Вам более жесток, чем вы сами? Вы можете мне сказать: «Если бы вы знали это или то, или вот это…» Нет, нет, нет. Я знаю, что вы обманывали себя больше, чем кто-либо. В действительности, почти все самые плохие вещи, которые происходят сейчас в вашей жизни — происходят по причине того, что вы находите оправдание для себя, чтобы оставаться там, или оправдываетесь перед собой, что так должно быть или это правильно. Потому что мы, люди, эксперты по самооправданию.
Стих 26 говорит: «Уходи с трона!» Кто-то скажет: «Я пока еще не все понимаю про Иисуса и про веру». Это сейчас не самый главный вопрос. Сначала, оставь трон. Преклонись перед своим Создателем и попроси Его руководить тобою. И Он начнет давать ответы!
Освящение
А затем ты испытываешь нечто странное — сойдя со своего трона, через некоторое время, ты увидишь, что король-то — голый, и сразу же пожелаешь взойти обратно. Вообще, это страшно — отдать вожжи кому-то другому, и тем более Богу, на Которого ты никак не можешь повлиять или заставить поступать по-твоему. Ты отдаешь трон Христу. Он ведет тебя по жизни. Ты признаешь, что Он — Владыка, Вечный Бог, а ты — всего лишь ограниченный грешный человек. Но через какое-то время ты можешь попроситься сесть обратно: «Иисус, можно мне снова посидеть на троне?… О, как удобно, как хорошо.» Но ты быстро опять начинаешь бедокурить и все идет не так — и ты снова просишь Иисуса занять Его законное место. Но потом ты опять попытаешь захватить трон. «О, прости Иисус. Я виноват. Я ужасный царь. Ты царь. Забери трон у меня. Вот он!»
Это такой путь освящения. Немного странный. Это духовная борьба. Это борьба с самим собой за право Иисуса господствовать в твоей жизни безраздельно. Ты не получишь ответы на свои вопросы, пока не отдашь первенство в своей жизни Иисусу. Только тогда твои вопросы начнут получать ответы. Я уже более 20 лет живу со Христом, многие мои вопросы отвечены, но у меня возникают новые, хотя я и прочитал Библию уже много раз.
Миллионы христиан находятся в таком странном движении — два шага вперед — шаг назад. Два вперед — один назад. Кто-то скажет, что христиане скучные или лицемерные. Но я отвечу, что вы, видимо, их «застукали» в момент их раскаяния и «царствования», когда они попытались захватить трон снова на какое-то время.
Воскресение Христа из мертвых показывает, что Бог не отвергает нас, даже когда мы оступаемся и падаем, когда мы захватываем трон опять. Он ждет нашего раскаяния и возвращения под Его власть.
Мое приглашение тебе сегодня простое — Иисус лучше Царь, чем ты. Оставь свой трон. Я понимаю, что это пугающе. Я понимаю, что у тебя есть много смущений и переживаний. Я понимаю, что ты не знаешь, как будешь жить дальше. Я просто желаю тебе сказать, что полнота жизни, вечности и умиротворение Божьего гнева начинается с простого принципиального поступка — оставления трона своей жизни и передачи его Тому, кому он принадлежит по праву — Иисусу.
Я также понимаю, что некоторые из вас еще не устали от своего правления в своей жизни, им нравится господствовать над своей жизнью как им нравится. И Господь Иисус в Своей милости может смирить Вас, дав вам то, что вы хотите, чтобы вы увидели свою нищету и нужду. Я понимаю, что мы не привыкли рассматривать успех как Божий гнев. Но Писание так говорит (в Римлянам 1 -ой главе), что Бог дал людям ходить по желаниях их сердец. Это наказание, раз они не пожелали идти Божьим путем, посчитали, что они умнее Бога и Бог — вор их счастья. Ваш видимый успех, в действительности, может быть подтверждением Божьего гнева, а не Божьего благоволения к Вам. Единственный путь для примирения с Богом — это искупление, совершенное Христом на кресте Голгофы и подтвержденное Его воскресением. Мы ничего не можем сделать, чтобы оправдаться перед Богом без Христа.
Оставь свой трон. В этом единственная твоя надежда.
Если твоя жизнь сегодня не полна жизни, радости и полноты, то тебе нужно оставить трон и вернуть его Иисусу.
Замечательно написал, Евгений!