Совсем скоро начнут вновь разговоры про чудеса Рождества, про благодатный огонь, про исцеления и прочие сверхъестественные явления. Сегодня я начну серию постов об отношении к чудесам.
Сначала речь пойдет о заметно-религиозных верующих
Серьезные верующие (не обязательно настоящие, но религиозно посвященные)
1.Перетолковывают или отвергают подлинные чудеса
За время Своего земного служения Иисус Христос совершил много чудес. Апостолы продолжили творить чудеса как удостоверение Божественности авторитета их проповеди. Чудесных знамений было больше, чем предостаточно. Но мы читаем, что иудеи почему-то продолжают просить чудес, просить значений. Господь Иисус столько много сотворил знамений и чудес, а они все продолжают требовать. Он исцеляет, кормит, воскрешает — а они хотят еще удостоверений. Они их получали снова и снова, но они не желали их видеть и принимать. Потому что они не желали меняться. Они не желали убеждаться. У них уже было решение. И они не хотели его менять. Хотя все говорило против их мнения. Но они были слепы и глухи. Они не желали веровать. Поэтому они перетолковывали значение того или иного знамения и чуда, и требовали нового. И так без конца. Пока не стали говорить, что Иисус творить чудеса силой бесовской.
Друзья — Бог может работать очевидным образом в нашей жизни или в жизни других людей, а мы можем не слышать или не видеть, потому что у нас есть какое-то свое представление, свое восприятие, свое мнение, и мы не желаем даже предполагать, что что-то может быть иначе или по-другому, или даже противно нашему восприятию, поэтому мы все видим в искаженном свете или не видим ничего.
Но суть одна — мы не хотим принимать того, что нам не нравиться. Даже если это объективно верно. Нам нужны наши чудеса, на наших условиях, по нашим представлениям.
2.Ищут определенных чудес
Посмотрите, как саддукеи, фарисеи и книжники, а теперь и иудеи времен ап.Павла — продолжают искать чудес, требовать и ожидать их. И они никак не могли удостовериться уже чудесами совершаемыми руками Апостолов, которых было немало. Например, Павел и Петр каждый исцелил по хромому человеку. Люди исцелялись от тени проходящего ап.Петра, другие же просто от платочков ап.Павла. Петр воскрешает Тавифу, Павел — юношу по имени Евтих.
Но это были не те чудеса, которых ждали иудеи! Совершенные не теми люди. Поэтому они не желали их признавать или даже соглашаясь с ними, потому что не желали веровать во Христа.
Субъективизм мешал им замечать и признавать Божью работу.
Иллюстрация:
Я помню, как один мой знакомый посетовал, что их церковь духовно ослабла, потому что у них перестали призывать выйти вперед на покаяние. Для него — проявление работы Божьей было простым — чем больше выходят вперед людей на молитву, тем больше работает Дух Святой. И мой товарищ не замечал, как в его церкви менялись отношения в семьях, как люди росли во Христе, и начинали благовествовать члены церкви, как церковь наконец умножалась. У него был только один критерий духовности — выходят вперед на покаяние или нет. И он просто не видел очевидной Божьей работы, потому что смотрел не туда.
Но потому что, религиозные люди верят в сверхъестественную силу, то им нужно придумывать какие-то чудеса. Помните, как в Деяниях Апостолов описываются сыны некоего первосвященника Скевы, которые позиционировали себя экзорцистами, способными изгонять бесов. (Деян.19:13-16). Они не желали видеть подлинные чудеса, перетолковывали их, чтобы понизить их значимость или отвергнуть их сущность, и вместо них придумывали свои ложные чудеса. Или Симон волхв, который в городе Самарийском (Деян.8)
9 Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого- то великого. 10 Ему внимали все, от малого до большого, говоря:сей есть великая сила Божия. 11 А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями. 12 Но когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины. 13 Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся
В конечно итоге он хотел купить за деньги силу Духа Святого. Потому что он увидел настоящую силу, не иллюзорную, не странную, не лукавую.
Сегодня религиозный мир наполнен такими ложными чудесами — от безумной харизматии до внешне-правоверного законничества. Но по большей части, это человеческая выдумка, игра и лукавство.
Как и пишет ап.Павел в 2-ом Коринфянам 4
1 Посему, имея по милости [Божией] такое служение, мы не унываем; 2 Но, отвергнув скрытные, постыдные [дела], не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом. 3 Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, 4 Для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого
3.Оценивают все через чудеса
Заметьте также, что Иудеи все воспринимают через чудеса. Они не смотрят на Божье откровение, но на чудеса.
Даже в истории с богачем и Лазарем, богач уже находясь и мучаясь в аду, просит Авраама послать в его дом Лазаре, говоря:
28 Ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения». 29 Авраам сказал ему:«у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их». 30 Он же сказал:«нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются». 31 Тогда [Авраам] сказал ему:«если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» — Лук.16:28-31
Настоящая вера не приходит через чудеса. Надежда на чудеса и оценка всего через чудеса может быть проявлением неверия, либо самоуверенности, либо гордыни и непокорности, как у этого богача. Настоящая вера рождается Богом через Писание, истину Божью. Как и говорит ап.Павел в послании к Римлянам:
«Вера вера от слышания, а слышание от слова Божия.» (Рим.10:17)
К сожалению, даже настоящие верующие могут попасть в такое искушение — оценивать присутствие и работу Божию через видимые чудеса, наличие силы Божьей через какие-то внешние проявление. И они могут начать искать Бога в своих чувствах, а не в истине, в своих представлениях, а не в Божьем откровении, в каких-то ярких эмоциональных событиях, а не в усердном служении.
Встряхнула ли меня проповедь? Пробила ли она у меня слезу или нет? Вышел ли кто-то на покаяние или нет? Пошел ли кто-то проповедовать на улицу или нет? Начал ли кто-то молиться по полдня, поститься каждую неделю, жертвовать много и т.д.?
Друзья. Я понимаю, что нельзя говорить с кафедры или совершать служение обращенное только к разуму, нужно говорить и к сердцу. Но нам нельзя оценивать успех или его отсутствие, наличие работы Божье или ее отсутствие через какие-то внешние проявления якобы силы Божьей. Божья работа проявляется в духовном росте человека, что проявляется в его уподоблении Христу, надежде на Христа, служении Христу и плоде Духа Святого.
Более того, ища какие-то великие силы, яркие чудеса, мы можем пропускать настоящие чудеса в нашей повседневности. Ведь самое сильное чудо — это спасение души человека и изменение его сердца. А это может потребовать просто тихого, неприметного, кропотливого, монотонного верного труда — молитвы и благовестия, борьбы с самим собой и посвященного труда в церкви.
К сожалению, мы можем ожидать чудес, и пренебрегать обычными занятиями и делами, которые говорят громче и понятнее о глубине и силе нашей веры. Нам нужно научиться быть верными в малом, чтобы реальное чудо Божие не привело нас к гордыне или к укреплению нашего эгоизма. Помните, как незрелые ученики Христа, видя Его славную работу и получив благодать от Него творить чудеса, однажды были готовы спалить селение, только потому что местные люди не приняли их там. (Лук.9:53-54)
Нередко вместо великих подвигов, нужно научиться великой незаметной жертвенности ради славы Христовой!
Мы можем оценивать себя и других через призму якобы великих дел, но не подлинных свершений. Оценивать себя через проявление силы, а не через преображение характера. Непокорный царь Саул однажды оказался среди пророков, и стал пророчествовать. Но сердце его не изменилось. Поэтому он снова вернулся к недостойным путям в своей жизни.
Нам нужно учиться доверять Богу, а не чудесам. Искать Бога, а не Его чудес!