1.Религия пустых слов
Где-то христианская вера стала верой только слов, мертвых слов — она приняла форму интеллектуализма, софистики или философии.
Это выражаться может по-разному, но обычно встречается две основные формы
1.1.Религиозно-философские беседы
Люди приходят в церковь, слушают интеллектуальные рассуждения обученного служителя. Он обращается к их интеллектуальным способностям, метафизической интуиции, философской проницательности.
Поговорили, выказали свой ум, интеллект, порассуждали, что-то написали, и разошлись. Это почти никак не влияет на жизнь людей, не меняет их сердце, не преображает их характер по Христу. Здесь присутствует особый пиетет в отношении интеллекта, отстраненность или даже отвержение Библии. Во многом либеральное богословие является таковым.
1.2.Богословский клуб
Люди могут рассуждать о глубинах доктрины, знать имена и учения многих богословов, готовы научить и поправить любого, но в их повседневной жизни их вера почти не проявляется, их знания не стали их убеждениями, Евангелие не стало их мотивацией. Они, в действительности не живут для Бога, не готовы рисковать своим комфортом, не готовы платить серьезную цену за свою веру.
Все это проявление веры без дел. Иаков говорит в своем послании, что «вера без дел мертва!» (Иак.2:26).
В такой среде формируются люди с большими головами и маленькими сердцами, нередко там находится немало невозрожденных людей, в таких собраниях воспитывается гордыня и самомнение человека. И если там есть уверовавшие, то они особо не растут во Христе, потому что не идут путем жертвы и посвящения делу Евангелия. Там очень мало отклика на Евангелие. Их вера становится предметом рассуждений, церковных встреч и мероприятий, но не сутью всей их земной жизни.
2.Религия эмоционального вдохновения
Люди черпают вдохновение и религиозную ревность в особых словах, эмоциональных речах, харизматичных выступлениях. Обычно такие выступления похожи на популярные сегодня мотивационные спичи известных ораторов.
Вот это сказал! Вот мы удивились, зажглись или вдохновились!
Такие речи обычно построены на эгоистичной самовлюбленности и самоуверенности, там звучат амбициозные вызовы, побуждающие доказывать слушателей свою успешность и превосходство. Иногда спикер создает чувство вины и стыда, и обращается к страхам слушателей — что-то вроде — «не будешь так делать — Бог накажет тебя и твоих детей». Все это укоренено в человеческой гордыне, самомнении, страхах, ложных надеждах. Все это несет поверхностные поведенческие изменения, но не трансформацию сердца. Это может сделать только Бог через Евангелие. Как бы оно не было сказано — эмоционально, харизматично или просто и спокойно. Там где Евангелие в центре — там есть сила Божия.
К сожалению, сейчас многие молодые верующие легко попадаются на крючки таких проповедников, не обладая достаточной прозорливостью и духовно зрелостью. Их сердца загораются не от Евангелие, а от формы изложения, не от евангельского содержания, а от красноречия и убедительности говорящего.
3.Религия оправдания активностью
Сила Евангелия меняет сердца людей, искореняет их гордыню и превозношение, учит прощать и любить, ценить и служить даже своим врагам.
Но нередко, люди вместо того, чтобы покорятся истине Божьей и просить у Бога благодати для своего преображения и изменения — пытаются оправдаться и успокоить свою совесть всевозможными добрыми делами или социальными проектами.
— Они могут помогать нуждающимся людям, но пренебрегать своей семьей
— могут заботится о беспризорных животных, но не простить своему соседу
— могут покупать еду и одежду бездомным, но не бороться с запинающим грехом в своей жизни
— могут усердно зарабатывать деньги, но не благовествовать Евангелие другим
— могут заботится о своей семье или семейном хозяйстве, но пренебрегать церковной общиной
Этот список можно продолжить. Но здесь вопрос приоритетов и ценностей, которые точно меняются, а затем проявляются в повседневном служении во имя Христа, чем просто набор добрых дел, какими бы хорошими или добрыми они не были. Вопрос мотивации самый основной. Делаю ли я это ради Бога или ради себя. Попытка компенсировать внутреннюю опустошенность внешней активностью совершенно разрушительна и для самого человека, и для его ближних.
4.Религия формализма
Например, люди прочитали слова из Деян.2:38 (покаяться и креститься) и 16:31 (веровать во Христа) — и подумали, что формальной веры во Христа и водного крещения вполне достаточно, чтобы Бог принял их на небеса.
Или они думают, что можно внешне соблюдать какие-то религиозные требы, не вникая и не прилепляя к этому своего сердца. У нас даже есть такое восприятие веры — не нужно слишком серьезно, или через чур много. Так умеренно.
Это большая проблема так называемых ДВР
5.Обрядоверие
А где-то религия приняло форму самых прекрасных торжественных церемоний.
Особая архитектура церковных зданий, яркое и пышное облачение священнослужителей, обряды весьма помпезны и замысловаты, музыка весьма торжественна и проникновенна.
Религиозные и духовно-незрелые люди имеют склонность к внешней обрядовости. Они желают испытать какое-то особое благоговение и настроение, чтобы якобы почувствовать Божью благодать.
Или поставят свечку, чтобы выздороветь, чтобы сын в институт поступил. То есть я Богу отдам что-то, чтобы Бог, в свою очередь, позаботился о моих насущных потребностях и мирских делах.
Это явление обличал Александр Мень. Вот, что он пишет:
В основе современного, а на самом деле старого как мир магизма, лежит стремление достичь земных благ, сделать окружающий мир предсказуемым, управляемым, подвластным воле человека. Порою, не вникая в подлинный смысл ритуальных действий, их совершают совершенно автоматически. Особенно печально, когда „возвращение к вере“, о котором сегодня так пылко говорят, на самом деле оказывается возвращением к обрядоверию. Разве для наших нуворишей освящение офисов и фирм — не магический обряд, призванный оградить от взрывных устройств и прочих неприятностей? Разве венчание невоцерковленных молодых людей или крещение младенцев неверующими родителями — не суеверная „подстраховка“? А бесчисленные свечи у икон, которые щедро ставят люди, забежавшие в церковь мимоходом, чтобы „помочь“ кому-то из родных избавиться от болезни? Такие действия людей, пренебрегающих молитвой, исповедью и Евхаристией, — не что иное как магизм, слепая вера в могущество ритуала. (Мень А. В. Магия, оккультизм, христианство из книг, лекции и бесед / Сост. Н. Григоренко, А. Калмыкова, П. Мень. — М.: Фонд имени Александра Меня, 1999)
Но, друзья мои — древние пророки Израиля обличали такое мертвое, нередко лицемерное, религиозное поклонение. Апостол Павел говорит:
«Царство Божие не в слове, а в силе» (1 Кор.4:20)
Истинная религия не может быть найдена — ни в церковном здании, ни в храме, ни в какой-либо форме или церемонии или одеянии или особой молитве или обряде — настоящая вера открывает себя в действенной трансформирующей силе Божьей через Евангелие. И если там нет силы Божьей — то там нет и настоящей веры.
фото: Безжизненный ландшафт пустыни Намиб // Ramin Hossaini, Flickr