10 У людей ли я ныне ищу благоволения или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым.
Послание Галатам 1:10-24
11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, 12 Ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию и опустошал ее, 14 И преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий. 15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил 16 Открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, — я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, 17 И не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию и опять возвратился в Дамаск.
18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. 19 Другого же из Апостолов я не видел [никого], кроме Иакова, брата Господня.
20 А в том, что́ пишу вам, — пред Богом, не лгу.
21 После сего отошел я в страны Сирии и Киликии.
22 Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен, 23 А только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял, — 24 И прославляли за меня Бога.
Удивительная благодать: Что делает Бог
Божия благодать спасает грешников, подобных Павлу. Он открыл Своего воскресшего Сына гордым и злым — религиозным и нерелигиозным людям. И Бог начинает Свою работу в Своих людях даже до того, как Он спасает их, чтобы привести их к вере и приготовить их для служения Ему.
Но на этом она не заканчивает свою работу. Благодать продолжила свой труд в Павле и через него. Апостол свидетельствует о том, кем он был, как Бог обратил Его, но также и о том, как он живет сейчас в Божьей благодати.
Во-первых, мы читаем, что Бог благоволил «Открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам» (ст.16). Этот текст не вполне понятен при первом прочтении. Что имеет в виду Павел, когда говорит, что Бог открыл в нём Сына Своего?
Лучшее понимание этой фразы состоит в том, что Павел соединяет два своих опыта в один. С одной стороны, Бог очевидным образом открыл Иисуса Павлу по дороге в Дамаск. Там Павел наконец-то понял Кем был Иисус. Он имел личную встречу с Живым Христом. С другой стороны, как и показывает нам вторая часть 16-го стиха, Павел сразу же осознал, что Бог призвал его для того, чтобы показать другим кем был Иисус. Поэтому мы можем сказать, что Бог открыл Христа Павлу, чтобы Он мог открыть Христа через Павла.
Это показывает нам принципиальное различие между просто религиозным или моральным человеком и христианином. Христианин обладает больше, чем просто интеллектуальной верой во Христа; он имеет личные отношения с Ним. И он знает, что эти отношения не были даны ему исключительно для его личного комфорта и радости. Он сознаёт, что у него есть ответственность перед Богом за то, чтобы раскрыть Христа другим через:
— то, Кто Он есть,
— что Он делает
— и что говорит.
Во-вторых, мы видим что-то вроде личного пути роста и ученичества Павла. У него было уединенное время с Богом. За три года пребывания в Аравии (ст.17-18) мы предполагаем, что он многому научился у Бога, чему он позже сам учил других. Хотя мы не должны думать, что его время в Аравии проходило просто в одиночестве (там были процветающие города). Но мы видим важность изучения и размышлений в развитии нашего личного познания Бога. Мы живём в то время, когда уделяется слишком много внимания деятельности и достижениям, но недостаточно размышлениям и созерцанию.
(Эта ссылка на Аравию уникальна в Новом Завете. И если мы прочитаем слово «немедленно» (ст.17) слишком буквально, это, покажется нам противоречащим Деяниям 9:19-22, где Павел сначала посетил синагогу, начав проповедовать сразу же после своего крещения. Но Павел указывает на то, что он отправился в Аравию, а не в Иерусалим, для своего первого периода размышлений и подготовки.)
Уединённое время с Богом имеет основополагающее значение для христианской жизни; но христианская жизнь не одинокая. Павел пошел в Иерусалим не для обучения, а для подотчётности и единства (ст.18). Даже Павел должен был сохранять единство с другими апостолами и должен был продемонстрировать, что его послание согласовывается с их. Насколько мы несём такую же ответственность? Мы тоже должны глубоко укорениться в церковных общинах. Мы должны избегать того, чтобы брать что-то там, что-то тут, но так и не соединиться с конкретным сообществом других верующих.
Такая христианская жизнь, укоренённая в отношениях с Богом через Христа, в единстве и служении с другими верующими, ведёт к прославлению Бога. Христиане в Иерусалиме «прославляли за меня Бога», говорит Павел (ст.24). Изменение жизни Павла и его служение другим не привели людей к тому, чтобы возвеличить Павла, но, чтобы любить Бога.
Удивительная благодать: Как она меняет нас
Весь этот раздел свидетельства Павла представлен стихом 10:
У людей ли я ныне ищу благоволения или у Бога? людям ли угождать стараюсь?
И ответ очевиден: Богу!
Евангелие устраняет «человекоугоднический» дух — стремление «завоевать одобрение людей». Он заменяет этот дух совершенной противоположностью — не нужно завоёвывать или искать человеческого одобрения тому, что вы делаете. Другими словами, Евангелие производит уверенных и бесстрашных последователей Иисуса, делающих то, что правильно, не заботящихся об одобрении и хорошем мнении о себе со стороны других. Павел говорит, что он не мог быть «рабом Христа», если бы он был человекоугодником.
То есть, христианин не может быть и не будет человекоугодником.
В Библии говорится о грехе человекоугодничества, описывая его в разных контекстах, ситуациях и фразах. Когда вы смотрите на него во всём объеме, то видите, что он весьма большой. В Притчах 29:25 говорится: «Боязнь пред людьми ставит сеть». Этот страх перед людьми является противоположностью «страха перед Богом». В Ветхом Завете страх Божий не просто означает быть напуганным Богом, но быть исполненным благоговением и изумлением и притяжением к Богу, видя Его величие. «Страх перед человеком» заставляет нас возвышать важность мнения людей (конкретного человека или группы людей), испытывать благоговейных страх перед ними, жаждать их одобрения и опасаться неодобрения. Это ситуация, в которой ваше стремление к их благословению сводится к восхищению и поклонению, в котором вы даёте людям права и власть над вашим сердцем, которые должен иметь только Бог. Это означает, что вы будете опустошены потерей этого одобрения, как если бы вы были обличены или подвергнуты критике со стороны Бога.
Страх перед человеком проявляется во многих отношениях. Когда Саул не послушался Бога в 1 Царств 15:24, это было потому, что он боялся общественного мнения. Когда Самсон уступил Далиде (Судьи 16), это произошло потому, что он боялся потерять сексуальные отношения.
В другом месте Павел упоминает ещё одну очень распространённую форму — то, что мы можем назвать показным служением (Еф.6:6-7, Кол.3:22-23). Это когда труд совершается таким образом, чтобы получить одобрение или вознаграждение от тех, кто над вами. Если вы будете работать таким образом, то ваш труд будет непоследовательным, некачественным и непосвящённым. Вы никогда не создадите ничего для радости и процветания творения, чтобы происходил очевидный прогресс.
Итак, как же Евангелие уничтожает человекоугодничество — «страх перед человеком»? Освобождая нас и мотивируя нас искать «благоволения … у Бога» (ст.10). В Евангелии мы обнаруживаем, что доверившись Христу в нашем спасении, мы обрели Божьи полные и совершенные расположение и одобрение. Когда Он видит верующего — Он видит Иисуса (3:25-27), и поэтому Он говорит нам: «В тебе мое благоволение» (Мк.1:11). Бог благоволит к нам.
И поскольку Бог благоволит к нам, то мы можем жить богоугодной жизнью, которая радует Бога, Создателя космоса. Павел стремится угодить Богу, а не людям (ст.10). Он призывает христиан поклоняться Богу, потому что это «благоугодно Богу» (Рим.12:1).
Представьте себе отца-тренера, наблюдающего за игрой своего любимого сына. Когда он сидит на своём тренерском месте, то он полностью и совершенно любит своего сына. Поэтому если его сын забудет инструкции своего отца или совершит ошибку на поле, то это не изменит отцовской любви к нему или благоволения к нему. Сын уверен в любви своего отца, независимо от своего выступления.
Но сын будет стараться побольше забить. Не для себя (чтобы обрести любовь своего отца), но для его отца, потому что он уже возлюблен. Если он не знает, что отец уже любит его, то все его старания будут ради него самого, чтобы завоевать эту любовь. Но потому, что он знает о любви своего отца к себе, то все его усилия будут направлены на то, чтобы угодить отцу.
Христианин уверен в Божьей любви и благоволении. Бог доволен нами во Христе. Поэтому христианин хочет повиноваться Богу не ради себя (чтобы Бог спас его), но из благодарности Богу, Который (как он знает) уже спас его. Итак, Павел живёт как «раб Христа» (ст.10). Благоволение Бога к нам помогает нам жить богоугодной жизнью. Евангелие — это и сильная уверенность, и мощная мотивация жить радикальным послушанием. Мы не живём по-Божьему, чтобы стать Его детьми, но из благодарности, потому что мы уже Божьи дети.
Свидетельства Павла и наши
Павел не рассказывает своё свидетельство ни по привычке, ни для нашего общего вдохновления, ни потому, что ему нравится уделять внимание своим личным переживаниям. Он делится своим свидетельством, потому что считает, что это поможет его слушателям найти Христа и побудит их не терять Его (ст.6). У него нет желания привлекать внимание к себе или искать признания себе. Он полностью сосредоточен на своих слушателях. Он не использует своих слушателей, чтобы повысить свое эго, но используя свою историю, чтобы помочь своим друзьям.
Павел — хороший пример для нас здесь. Он показывает нам, что мы должны быть обладать мужеством, чтобы быть уязвимыми и говорить лично о том, что значит для нас Евангелие. Зачем? Потому что христианство — это призыв привести всю нашу жизнь, разум и сердце ко Христу. Потому что важно показать, что христианское призвание всеохватывающе, вне зависимости от того, что мы чувствуем и как мы думаем. В то же самое время наше свидетельство показывает насколько цельно и полно Евангелие удовлетворяет нас. Христос не только обращается к нашему уму — Он наполняет наши сердца. Различные культуры и личности имеют разные акценты на познавательном (понимание головой) и эмпирическом (сердечное чувство). Если вы не будете рассказывать своё свидетельство, то культуры, сфокусированные более на сердце, не увидят привлекательности христианства.
Павел напоминает нам, что мы должны поделиться своим свидетельством, только если оно будет полезно другим. Как ни странно, очень просто использовать свидетельство, чтобы оно закрыло Евангелие от слушателей. Если мы будем подчеркивать драматические, кровавые или сексуальные детали, то мы, по сути, говорим людям: «Посмотрите, какой я удивительный случай!». Павел говорит о себе только для того, чтобы сделать Евангелие более ясным. Мы говорим свидетельство не ради себя, а для того, чтобы помочь другим понять и найти Христа; чтобы указать другим на удивительное Евангелие благодати, которое изменило нашу жизнь, и которое, как мы знаем, тоже может изменить их.
Вопросы для размышления
1. Как вы можете жить, чтобы люди почитали и хвалили Бога больше из-за вас?
2. В чём вы склонны бояться людей и искать их одобрения? Что изменилось бы, если в те моменты вы поступили ради Бога, вспомнив, что Он благоволит вам?
3. Насколько вы полны решимости проводить личное время с Богом … проводить время с другими верующими … проводить время, рассказывая другим своё свидетельство?