Недавно мне задали вопрос — да, Христос, конечно совершал чудеса, но какой силой Он это делал?
Нет ничего нового под солнцем, вот и этот вопрос, который будоражил Церковь в 5-ом веке, снова появился в нашем 21-ом. Ниже ответ на него.
При ответе на вопрос — чьей силой Иисус, например, исцелил слепого — надо сказать, что Он исцелил его силой Духа Святого. Но эту силу не надо противопоставлять Его собственной силе, потому что Дух Святой не является сторонней силой по отношению ко Христу, потому что и Сын и Дух являются оба лицами Святой Троицы, и находятся в полном единении и согласии. (Рим.8:8-9).
Вообще, этот вопрос стал острым в 5-ом века, когда известный учитель Церкви Кирилл Александрийский полемизировал с известным еретиком Несторием (который учил, что у Христа было не только две природы, но и две личности, — человеческая и божественная). Поэтому неаккуратный ответ на этот вопрос, может привести к ереси, создав впечатление, что существует отдельная личность — человека Христа.
Анафематство 9
Кто говорит, что единый Господь Иисус Христос прославлен Духом в том смысле, что пользовался чрез Него как бы чуждою силою, и от Него получил силу побеждать нечистых духов и совершать в людях божественные знамения, а не почитает собственным Его Духом, чрез которого Он совершал чудеса: да будет анафема.
Объяснение 9
Единородное Слово Божие, соделавшись человеком, тем не менее оставалось Богом, имеющим все, что имеет Отец, кроме одного свойства – быть Отцем; и имея существенно в Нем пребывающего Духа Святого, совершало божественные знамения. Посему и после того, как соделалось человеком, оставалось в то же время Богом и таким образом собственною в Духе силою совершало чудеса. А которые говорят, что Он (Христос), как одни из людей подобных нам или как один из святых, прославлен действованием силою Духа, потому что будто бы имел действование не свое, а чуждое Ему, и не как прилично Богу, и будто бы (только) по участию в благодати взят св. Духом на небеса: те праведно будут подлежать силе этого анафематства.
А вообще, многие протестантские учебники по теологии часто выражают такую мысль, что Иисус просто совершал Свои деяния силой Духа Святого. Что верно, но не полно. Почему-то авторы этих учебников забывают про богословские споры, которые уже были в истории Церкви, поэтому нередко показывают какие-то истины однобоко и не цельно. Поэтому хотя они и не говорят ереси, но не учитывают, что те или иные их верные утверждения, могут быть восприняты кем-то еретически. Мне думается, что они пишут это для того, чтобы подчеркнуть наши возможности в Духе Святом. Но это уже отдельная тема.
Хорошие мысли, о Тройце.
Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие. Матфея 12:28
силою знамений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика. Римлянам 15:19