(Ирвин Де Кастро, Б.Дж.Оропеза, Рон Роудес)
Опасная зона Востока?
Самая серьёзная обеспокоенность относительно возможности для христианина заниматься боевыми искусствами проистекает из того факта, что большинство искусств берут своё начало в азиатских культурах, которые пропитаны разнообразными восточными религиями. Как мы видели в первой части Таоизм, Буддизм, Конфуцианство, Синто и различные народные мифы и традиции, в разной степени, содействовали развитию многих боевых азиатских систем.
Как исследователи, вовлечённые в служение распознавания (Институт Христианский Исследований), наше наибольшее беспокойство состоит в том, что христиане, которые занимаются боевыми искусствами – особенно дети христиан – могут получить, в определённой степени, пагубное влияние от опасных сторон восточной мысли. Этого, несомненно, необходимо избежать. Не должно быть никаких компромиссов, если что-то вмешивается в наши отношения со Христом.
Весь вопрос состоит в том, — неизбежно ли приходится идти на компромисс в своих отношениях со Христом и подвергать опасности свою духовную жизнь, если начинаешь заниматься боевыми искусствами? Из этого следует, что необходимо рассмотреть определённое число ключевых моментов, которые помогут нам ответить правильно на этот важный вопрос.
Религиозный корень проблемы
Иногда боевые искусства обвиняются в том, что они не более чем выражения восточного религиозного мышления и поэтому несовместимы с традиционным христианством. В то время как обеспокоенность восточным влиянием вполне обоснованна и должна быть серьезно принята во внимание, мы считаем, что такой тип аргументации является упрощённым. Он упускает из виду сложность самой ситуации тем, что все стороны боевых единоборств просто определяет их восточным происхождением.
Такой способ объяснения является примером генетической ошибочности. Этот ход мышления настаивает на том, что «что-то (или кто-то) должно быть отвергнуто потому, что это (или он) вышло из плохого источника.»2 Он старается «свести смысл идеи, личности, практики или установления просто к основанию её возникновения или к её ранним формам, таким образом, не учитывая развитие, регрессию или отличие, которое имеет место в настоящее время..»3
Существует несколько способов для того, чтобы проиллюстрировать генетическую ошибочность. Например, когда Филипп (из Библии) рассказал Нафанаилу об Иисусе из Назарета, то Нафанаил совершил генетическую ошибку, говоря: «из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин. 1:46).
Другой пример связан с обручальными кольцами. Кто-то может выступить против них таким образом: «Ты же не собираешься носить обручальное кольцо, не так ли? Разве ты не знаешь, что обручальное кольцо первоначально символизировало цепи, которые носили женщины на лодыжке для того, чтобы они не могли убежать от своих мужей? Я не могу даже и подумать, что тебе захочется согласиться с таким обычаем».4
Ещё один пример находится в астрономии. Кто-то может попытаться признать астрономию неверной просто потому, что она берёт своё начало в астрологии, оккультной практике, которая осуждена Самим Богом (Ис. 47:13-15). Но такое рассуждение явно ошибочно.
Теперь, нам необходимо отметить тот факт, что сами боевые искусства испытали множество изменений с момента своего зарождения, и всё ещё претерпевают таковые и по сей день. Отвергать все виды боевых искусств как антихристианские просто из-за их первоначального религиозного контекста, из которого они вышли – это значит, игнорировать динамический характер самих единоборств. Нами было установлено, что степень, которую какой-то вид восточной религии получает в системе тренировок, зависит от личного отношения инструкторов, чьи взгляды разняться в зависимости от вида единоборства, которому они обучают.
Несомненно, есть учителя сегодня, которые рассматривают боевые искусства как часть чего-то большего, обширный пакет, который включает в себя и религиозные элементы. Иозан Дирк Мозиг, имеющий 8-дан чёрного пояса и являющийся председателем региональных директоров Ассоциации Карате Соединенных Штатов (USKA) без доли сомнения заявляет, что восточная философия должна быть центральным пунктом всех курсов обучения боевым искусствам: «Карате-до, айкидо, киу-до… и многие другие являются путём расширения опыта медитации зазен (Зен-медитация) в повседневной жизни.» В действительности Мозиг сказал: «тот, кто занимается боевыми искусствами без умственной дисциплины зазен подобен глупцу, который садиться кушать без палочек для еды.»5
Однако, многие не согласны с Мозигом. Мнение Льюиса Казамассы, руководителя Системы Карате – Красный Дракон, является характерным в том, что сегодня «боевые искусства и религия также далеки друг от друга в своих идеологиях как Альберт Швейцер от Адольфа Гитлера.»6 Также и основатель кейчу-до карате Карл Маркс, 50-летний мастер боевых искусств и открыто исповедующий себя христианином, говорит, что «средний американский инструктор даже не касается умственной/духовной стороны его вида боевых искусств.»7
Христианские пасторы и мастера кунг-фу, Рауль и Ксавьер Риес, подтверждают, что некоторое число людей, занимающихся боевыми искусствами, становятся укоренившимися в религиозных и мистических практиках. Однако братья спешат сказать, что «мы не смотрим на это сквозь пальцы. Мы не считаем, что это обязательно будет так.»8 Боевые искусства, утверждают они, как и любой другой вид искусства, могут быть использованы для того, чтобы принести славу Богу или использованы неправильно для того, чтобы принести славу кому-нибудь другому. Такие христиане, занимающиеся боевыми искусствами, полностью отделяют физическую сторону единоборств от восточных религий, из которых они вышли.
Широкий спектр боевых искусств
При всём разнообразии азиатских боевых искусств совсем не удивительно, что в некоторых стилях имеется склонность придавать особое значение восточной философии и религиозным верованиям больше, нежели в других. В сущности, широкий спектр различных единоборств может быть классифицирован от тех, которые по своему характеру чисто физические и спортивные до тех, которые пропитаны мистицизмом. По этой причине, христиане, желающие заниматься боевыми искусствами, должны быть крайне рассудительными и избирать только то единоборство, которое находится в физической/спортивной части спектра.
Вот хорошее правило «большого пальца»: в общем смысле «внутренние или мягкие» боевые искусства – такие как тан-чи чуан и айкидо – склонны делать ударение на восточные философские и религиозные идеи больше, нежели «внешние или жесткие» боевые искусства, такие как кунг-фу или дзюдо. Или по другому, большинство «внутренних/мягких» боевых искусств находятся в мистической части спектра, в то время как большинство «внешних/жестких» искусств находится в физической/спортивной части.
«Внутренние/мягкие» искусства в основном фокусируются на внутреннем духовном развитии, балансе, форме и умственном самосознании. Кроме того, делая ударение на философских принципах Таоизма и Буддизма, они акцентируют внимание на использование чи(ки) силы. В противоположность этому, «внешние/жесткие» боевые искусства обычно предполагают интенсивную систему тренировок для улучшения физического состояния, делая акцент на мощи ударов руки или ноги, ответе силы на силу и склонны избегать восточных мистических элементов. Отсюда следует вывод, что христианам необходимо воздерживаться от занятия «внутренними/мягкими» боевыми искусствами и выбирать единоборство из «внешней/жесткой» категории.
Говоря это, тем не менее, мы должны сделать несколько важных оговорок. С одной стороны, несмотря на то, что «внутренние/мягкие» боевые искусства обычно включают в себя восточное философские/религиозные элементы, в некоторых случаях физическая сторона искусства может быть отделена от философско-религиозного контекста. Например, это так называемый метод Кога, применяемый отдельными охранными агентствами, появившийся на основе такого «внутреннего/мягкого» стили единоборства как айкидо. «Метод требует минимум усилий во время схватки для того, чтобы уменьшить вероятность травмирования как полицейских, так и подозреваемых.»9 Тем не менее, такие важные элементы для обычного айкидо как использование чи-силы и создание гармонии духа и тела со Вселенной — не являются частью Кога, который сконцентрирован строго на физических и технических приемах и их правильном применении.
С другой стороны, хотя большинство «внешних/жестких» боевых искусств сторонятся или минимизируют восточные религиозные элементы, в некоторых случаях «внешние/жесткие» искусства сохраняют несколько религиозных атрибутов. Индонезийский стиль пентяк-силат, например, очень часто принимает вид эклектической смеси анимизма, шаманизма, оккультизма, индуизма, буддизма и суфизма.10
Какой, тогда вывод мы можем сделать? «Внутренний/мягкий и «внешний/жесткий» обозначения могут быть полезны в выборе единоборства как общее правило. Но в определенных случаях, названия могут приводить к проблематичности, так как элементы одного порой переходят в другой. Чаще всего, инструктор, указанной школы – «внутренних/мягких» или «внешних/жестких» – становится решающим фактором. Инструктор может представить ученикам боевое искусство как строго физическую систему упражнений для улучшения физического состояния и защиты или как всеохватывающее мировоззрение, включающее в себя религиозные элементы. Выбор правильного инструктора поэтому, становится определяющим в вопросе возможности для христианина заниматься боевыми искусствами.
Читайте продолжение в следующей публикации