Каким образом церкви следует вести себя в светском окружении, какую стратегию следует избрать верующим перед лицом мирского сообщества в городе, куда привёл их Господь!
Привычные ответы лежат в двух плоскостях:
1. Надо держаться подальше от всего мирского и греховного. Всё-таки апостол Иоанн говорит:
Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.
1 Иоанна 2:15
Поэтому многие верующие просто дистанцируются и закрываются от окружающего общества, ожидая, когда Господь их заберёт домой, в небеса. В сущности, такие церковные сообщества превращаются в религиозные гетто. Они точно находятся в городе, но они не живут жизнью окружающих их людей, они едва заметны. Они просто существуют в данной географической местности, но присутствие Евангелия через них не заметно. Они неизвестны и их не узнают. А если и замечают, то не понимают, и нередко просто пугаются из-за незнания.
Со временем, в таких сообществах начинает утверждаться сектантский дух и мышление, нередко оправдываемое такими словами Христа:
Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.
Луки 12:32
2. Второй путь — надо тихо жить, не высовываться, не увлекаться через чур своей верой, проживать жизнь, не вызывая подозрения и отвержения. Вообще, вера — это личное дело.
У такого мышления много последователей и апологетов. Среди них могут быть, как абсолютно неверующие люди, так порой и активнейшие миссионеры. И хотя каждая группа приходит к такой философии своей дорогой — суть у них одна — верующие сливаются со своим окружением, и становятся практически незаметными, и со временем — всё больше секуляризируясь.
Но означает ли, что у народа Божьего только два пути жизни в городе — изоляция или ассимиляция, гетто или слияние, изоляционизм или секуляризм1 ?
Этот вопрос заслуживает отдельной книги (и он, кстати, рассматривается в моей книге Faithbook), но сегодня я покажу ещё одну грань этого актуального вопроса, насколько Евангелие даёт лучший ответ, чем секуляризм или изоляционизм.
Вопрос о том, как правильно и лучшим образом жить христианину в городе весьма актуален. Мы желаем иметь достаточную свободу, чтобы быть гибкими в нашем выборе в этом огромном мегаполисе среди всех его вызовов и возможностей, с другой стороны — мы хотим быть уверенными, что мы делаем самый правильный и самый лучший выбор. Только Евангелие позволяет нам жить в большом городе, среде светского плюралистического общества и иметь полную уверенность и невероятную гибкость в своём выборе и решениях.
Просто давайте поразмышляем.
Секуляризм или религия
Секуляризм не даёт вам уверенности, но зато предлагает бесконечную гибкость. Религия же даёт вам уверенность, но не даёт гибкости. Секуляризм даёт вам гибкость без уверенности. Религия же даёт вам уверенность без гибкости.
Религиозный человек говорит: «У меня есть истина. Вот почему я спасён, а ты нет. И потому, что я знаю истину и поступаю по ней, то я уверен, что у меня с Богом всё в порядке. Я знаю то, что я должен делать». Обычно религиозные люди имеют осуждающее восприятие своего окружения в городе. Они порицают людей, которые отличаются от них. Они не могут быть гибкими. «Есть только один способ угодить Богу. Есть единственно правильный способ добиться Божьего принятия. Я делаю это. Вот почему я знаю, что попаду на небеса».
С другой стороны, светские люди хотя обладают бесконечной гибкостью, но не имеют уверенности. Интересно заметить, что когда во главе государств становились люди атеистических или агностических взглядов, то изначально под их руководством общество быстро скатывалось к безнравственности. Мы можем вспомнить и Великую Французскую революцию и Великую Октябрьскую в Петрограде. А потом они увидели насколько разрушительна для общества аморальность, и начинали искать основу для морали в обществе.
Но, удалив Бога из системы координат, крайне сложно найти точку опоры для нравственности. Ещё об этом говорил Достоевский:
Если Бога нет, всё позволено
И хотя у нас нет точного подтверждения, где Фёдор Михайлович сказал эту фразу, сам этот тезис точно представляет собой краткую, но достаточно точную формулировку взглядов Ивана Карамазова. Эти взгляды он первоначально высказывает во время какого-то спора, который в романе не описан. Затем свидетель спора (Петр Александрович Миусов) в келье старца Зосимы так пересказывает эти взгляды:
– Неужели вы действительно такого убеждения о последствиях иссякновения у людей веры в бессмертие души их? – спросил вдруг старец Ивана Федоровича.
– Да, я это утверждал. Нет добродетели, если нет бессмертия.
– Блаженны вы, коли так веруете, или уже очень несчастны!
– Почему несчастен? – улыбнулся Иван Федорович.
– Потому что, по всей вероятности, не веруете сами ни в бессмертие вашей души, ни даже в то, что написали о церкви и о церковном вопросе
Ф. М. Достоевский, «Братья Карамазовы»
…уничтожьте в человечестве веру в своё бессмертие, в нем тотчас же иссякнет не только любовь, но и всякая живая сила, чтобы продолжать мировую жизнь. Мало того: тогда ничего уже не будет безнравственного, всё будет позволено…
Я только недавно почитал книгу по светской этике, рекомендованную для наших школ. Это оказалось очень занимательным чтением. Тут предлагается изучить много различных ценностей и добродетелей. В нём делается попытка научить школьников быть честными, заботливыми, сострадательными и справедливыми. Но в этом учебнике есть просто огромная проблема.
Большая проблема состоит в том, что когда вы учите детей этике и нравственности, не рассказывая им ничего о Боге или вере, дети начинают задавать важные вопросы: «Почему я должен быть честным? Почему я должен быть отзывчивым? Почему я не должен лгать? Почему я должен быть добрым? Почему я должен жертвовать ради других? Почему, учитель, почему?»
И вот учителю нужно дать ответ на все эти почему? И если Бога нет, то нет и причины. И если раньше, в советское время могли дать такой ответ — «это послужит победе коммунизма», то сегодня он не работает. Мало, кто желает думать о глобальных вопросах, когда ему самому плохо и больно, или нет никакой личной выгоды. Тут на помощь приходят современные психологи, и говорят, что такое нравственное поведение позволит вам чувствовать себя хорошо, укрепит чувство собственного достоинства и поможет даже завоевать новых друзей (тут вспоминается Дейл Карнеги :-)).
Но на это наш гипотетический ученик скажет, что ему это не помогает, потому что его сосед нападает на него, высмеивает его, и кажется его жизнь не становится хуже. Да и он сам задумался зачем ему поступать по-доброму, когда злые поступки позволят ему иметь более увлекательную жизнь.
И тут мы сталкиваемся с более глобальной проблемой. Так называемая «светская этика» при её изучении превращается в «универсальную этику», «глобальную этику» или «индивидуальную этику» (см. «Книгу для учителя» по ОРКСЭ), то есть полностью теряет смысл сама этика, как учение, отличающееся от вседозволенности. Постепенно «светская этика» превращается в этику одного человека. Согласно учению Ницше, человек сам «может стать источником своих собственных ценностей и проверять эти ценности своим «собственным огнём»». Так и в учебном пособии для учащихся «Основы светской этики» содержится учение, вполне согласное с Ницше: «Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло». (Изд. «Просвещение», 2010. С.7)
По сути — это идеология атеистического экзистенциализма. И как отмечает известный британский философ Фредерик Коплстон:
Человек является единственным источником ценностей, и индивиду остается творить или выбирать собственную шкалу ценностей, его собственный идеал. Однако это «остается» не несёт с собой счастья.2
Получается, что секуляризм не даёт вам никакой уверенности вообще. В секуляризме нет уверенности. Там нет ничего, в чём мы можем быть уверены. Религия даёт нам уверенность, но не гибкость.
Евангелие же утверждает, с одной стороны, что я ужасный грешник, но Бог возлюбил меня и спас меня по Своей благодати. Я уже совершен во Христа. И хотя, я всё ещё согрешаю, я знаю, что принят Богом не за свои заслуги, не за свою безупречную жизнь, но по причине святой жизни и совершенной смерти Христа за меня. И я стал Божьим дитём, вошёл в Его Царство. Его Царство уже здесь — я спасён и принят, но ещё не наступило — Иисус пока не вернулся на землю во Второй раз, чтобы вечно, видимым образом, править всей Вселенной.
И это даёт мне и уверенность и гибкость одновременно.
Уверенность — «Существует истина. Я могу трудиться ради истины. Есть ради чего умирать. Есть то, чего следует придерживаться».
Но это также даёт мне потрясающую гибкость. Царство ещё не наступило. Значит есть некая неопределённость, есть ещё какое-то незнание с нашей стороны. Евангелие Царствия учит нас, что Царство уже пришло, но не наступило.
Царство Божие, по словам Джорджа Элдона Лэдда, известного служителя прошлого века, 3 «there is, but not yet» («уже да, но еще нет»).
Поместная церковь
Я поясню это на примере принадлежности к поместной церкви, через призму двух разных отношений.
Одни люди просто бегают из церкви в церковь или просто посещают одну или другую церковь, но они глубоко не вовлечены в жизнь какой-либо одной поместной церкви. Но реальность состоит в том, что вы никогда не сможете понять, как вести христианскую жизнь в городе, если вы только приходите на богослужения, и не погружаетесь в жизнь конкретной церковной общины.
Другие люди, это совсем противоположное отношение к поместной церкви, говорят: «Я в истинной церкви. Я в правильной церкви. Я в единственно верной церкви. Все остальные церкви плохие. Все остальные церкви не правы. Или они просто не такие хорошие, как моя». Что не так с этой взглядом?
Люди, которые думают: «У меня есть лучшая церковь; моя церковь права, а все остальные неправы» забыли, что Царство ещё не наступило. Но они думают и поступают так, что как будто бы Царство уже утвердилось. Они забыли, что ещё ни одна церковь не достигла финала. Нет единственной лучшей деноминации. Нет никого у кого все правильно на 100%. Ни одного. Любой, кто говорит: «У нас есть безошибочное совершенное библейские учение», просто отказывается признавать, что Царство ещё не наступило. Они в законнической религии. Они не смогут созидательно выживать в городе.
С другой стороны, потребители, люди, которые просто бегают из церкви в церковь, чтобы почувствовать себя комфортно, забыли, что Царство Божие уже пришло и оно реально, и оно в церкви, и есть невероятные вещи, которые могут произойти с ними только в церковной общине. Ваша жизнь может измениться только через проповедь Божьего Слова, кайнонию и духовные дары людей в церкви.
Вы никогда не выживете в этом городе, если глубоко не вовлечены в поместную церковь. Но вам, однако, следует признавать, что и другие христиане, и другие церкви, также Божьи. Тогда вы сможете преодолеть не только индивидуализм и самость, но и сектантскую узость. Другими словами, быть преданным только своей поместной церкви или отказывать в посвящении какой-либо одной общине означает, что вы забываете, что Царство уже пришло, но ещё не наступило. Это означает, что у вас не будет идеального баланса уверенности и гибкости, который вам может дать только Евангелие.
Толерантность
Есть ещё одна иллюстрация преимущества Евангелия перед секуляризмом и закрытостью. Через призму толерантности.4 . Светские люди не терпят никого, кто утверждает, что у них есть истина. Политеизм выглядит внешне очень и очень толерантным — «Эй, у каждого есть свой бог». Но как только вы скажете: «Я верую в единственного истинного Бога», тогда они станут очень нетерпимыми. Религия также делает вас очень нетерпимыми. Религиозный человек — это тот, кто говорит: «Только у меня правильное поведение и правильная вера. И поэтому — это то, что приведёт меня на небеса». У обеих групп один и тот же акцент — «У меня правильное убеждение и правильное мировоззрение»
Вывод
Поэтому религиозные люди склонны осуждать. Светские люди, как правило, также склонны осуждать. Евангелие же говорит, что вы спасены. Вы действительно спасены. Есть истина, значит, есть определённость. Есть некоторые вещи, на которых я могу настаивать. Но вы также грешник. Вы спасены исключительно по благодати. Люди, которые выступают против вас, могут быть даже лучшими людьми, чем вы. И вы не лучше их, что стали христианином. Причина почему вы получили спасение от Бога, не заключается в том, что вы стали лучше. Это исключительно благодать Божия. Евангелие даёт вам силы для толерантности в этом городе, которых нет ни у светских, ни у религиозных людей. Это даёт вам силы для построения уникального сообщества в этом городе, каких не могут построить ни светские, ни религиозные люди, не важно идут ли они путём ассимиляции или отделения.
Если вы хотите жить жизнью ради процветания города и в то же самое время жизнью ради Бога, полной верности Ему, если вы хотите любить Бога и любить людей, то Вам следует сознавать, что Царство уже пришло, но ещё не наступило. Евангелие уже спасло нас, и продолжает наше дальнейшее преображение!
- Секуляри́зм (от англ. secular – светский) — 1) мировоззрение (образ жизни) в котором основные аспекты человеческого бытия не соотносятся с религиозной верой; 2) принцип светскости, на основе которого осуществляется обособление или поддерживается обособленность государственных институтов от церковных. В секулярном мировоззрении религия может быть либо заменена другим мировоззрением (например, коммунизмом, человекобожием), либо вытеснена за пределы практической жизни. Понятие секуляризма появилось в середине XIX века. ↩
- Коплстон Ф. История философии. XX век Глава 11. АТЕИСТИЧЕСКИЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ — https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Kopl/11.php ↩
- Лэдд Джордж Элдон. Теология Нового Завета. ↩
- (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, принятие) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. ↩