Христос входит в историю, и потому и по сей день ученые пытаются установить точную дату Его рождения. Традиционная дата – 25 декабря, будь то по старому, как в России (а это значит 7-го января), или по новому, как на Западе, стилю – явно неточна. Евангелие рассказывает о пастухах, следивших за стадами неподалеку от Вифлеема, так что едва ли Рождество произошло ненастной зимой, когда скот держали в хлеву даже в Палестине.
Поэтому давайте немного получше разберемся с датами.
Во-первых, разные даты 25-ое декабря или 7-ое января.
Об этом говорит, празднующий по юлианскому календарю, Патриарх РПЦ Кирилл:
Что же касается установившейся практики празднования Рождества Христова по старому и по новому стилю, то она обусловлена сосуществованием двух различных календарей: старого, юлианского и нового, григорианского. И по тому и по другому календарю Рождество празднуется 25 декабря, однако разница между двумя календарями ныне составляет 13 суток, и поэтому 25 декабря по юлианскому календарю (старому стилю) соответствует 7 января по календарю григорианскому (новому стилю).Некоторые полагают, что празднование Рождества по новому, григорианскому календарю является более правильным, нежели празднование по старому, юлианскому календарю. Эта точка зрения совершенно неосновательна. Дело в том, что хронологическая скрупулезность относительно праздника Рождества Христова не выглядит сугубо обязательной, ибо празднование это совершается не в связи с днем, когда явился на свет Богомладенец Иисус, но в связи с событием Его Рождения. В известном смысле, 25 декабря (7 января) — это символическая дата, признаваемая всем христианским миром.
Во-вторых — откуда появилась эта символическая дата
25 декабря — это чисто решение древних богословов. Они посчитали, что раз Библия называет Иисуса Христа — вторым Адамом, то он должен был родиться как и первый Адам на 6-ой день нового года первого месяца. В древности же этот праздник именовался Епифанией и включал в себя Богоявление-Крещение и Рождество. Кстати, Армянская Апостольская Церковь так и продолжает праздновать 2 этих праздника 6-го января.
Однако со временем многие пришли к мнению, что празднование такого важного праздника, как Рождество, должно быть отнесено на отдельный день. Тем более, что наряду с мнением, что Рождество Христово приходится на сотворение Адама, в Церкви издавна существовало убеждение, что Христос должен был находиться на земле полное число лет, как число совершенное. Многие святые отцы — Ипполит Римский, блаженный Августин и, наконец, святой Иоанн Златоуст — считали, что Христос был зачат в тот же день, в который пострадал, следовательно, в еврейскую Пасху, которая в год его смерти приходилась на 25 марта. Отсчитывая отсюда 9 месяцев, мы получаем для Рождества Христова дату 25 декабря.
Сначала это убеждение победило на Западе. И тому есть особое объяснение.
Дело в том, что в Римской империи на 25 декабря выпадало торжество, посвященное обновлению мира — День солнца. В день, когда светлое время суток начинало прибавляться, язычники веселились, поминая бога Митру, и напивались до беспамятства. Увлекали эти празднования и христиан, так же, как сейчас в России мало кто благополучно минует новогодние торжества, приходящиеся на пост. Поэтому местное духовенство делало особый акцент на Рождество. Тем более что в Новом Завете Иисус Христос именуется «Солнцем правды».
Вы хотите поклоняться солнцу? — спрашивали римские святители у мирян. — Так поклоняйтесь, но не сотворенному светилу, а Тому, что дарит нам истинный свет и радость, — Солнцу бессмертному, Иисусу Христу.
Раньше всех Рождество стала праздновать Римская Церковь. По одному из свидетельств, это произошло при папе Юлии (337-352 гг. правления). Точно можно сказать только, что произошло это 25 декабря и до 354 г. На Востоке праздник Рождества стал прежде всего известен в Каппадокии при свт. Василии Великом (ум. в 379 г.), и можно предоположить, что благодаря ему. Его друг, свт. Григорий Богослов (ум. ок. 390 г.) ввел празднование Рождества Христова в Константинополе: первый раз он отслужил праздничную службу 25 декабря 379 г., и это было первым актом восстановления Православия в столице после арианских притеснений императора Валента (правил с 364 по 378 гг.). В Антиохии праздник появляется благодаря свт. Иоанну Златоусту (в 386 или 388 г.). Однако еще долго после отделения Рождества Христова от Богоявления ему присваиваются оба имени: так, свт. Григорий Богослов называет Рождество также Богоявлением.
Но сам праздник уже отмечался по многих церквам, до его официального принятия. Так например, в III веке святой Ипполит Римский предложил, чтобы в этот день за богослужением читалась Глава 1 Евангелия от Матфея.
Некоторые писатели заявляют, что христиане просто позаимствовали дату у язычников и выбор 25 декабря как праздничной даты был связан именно с этим. Но я уже показал, что это не совсем так. Это было результатом богословских умозаключений.
Более того, языческий праздник «Рождения непобедимого Солнца» был установлен лишь при императоре Аврелиане (270 — 275), в 274 году, и возможно — именно в качестве языческой альтернативы Рождеству. В действительности же в календаре языческих праздников Рима эта дата до Аврелиана отсутствовала, да и вообще культ солнца у римлян практически никакой роли не играл. Солнцу были посвящены всего 2 храма в городе. Один из них, находившийся под покровительством того самого рода, из которого происходил Аврелиан, праздновал храмовый праздник 9 августа, второй же — 28 августа. В II в. по Р.Хр., когда в Рим стали активно проникать восточные солярные культы (в частности, митраизм — один из ответвлений иранского зороастризма), оба храма были почти заброшены. Но и ни в одном из новых для Рима культов не было праздников, приуроченных к равноденствию или солнцестоянию.
Аврелиан относился к христианству враждебно. Введенный им праздник «Рождения непобедимого Солнца» был движением к кодификации и унификации умиравшего язычества и попыткой противодействовать распространению новой религии. День, когда Солнце возрождается, а дни начинают удлиняться, должен был помочь Империи, которая страдала от внутренних неурядиц и ударов внешних врагов с севера и востока, вновь обрести милость богов, которые некогда уже привели ее к мировому господству, и вернуть себе былое величие.
В-третьих, оказывается, нам не известен точно не только день, но и даже год Рождества. Традиционное летоисчисление “от Рождества Христова” было введено уже в Средние века, и подсчет был довольно приблизительным. Скорее всего, оно произошло на несколько лет раньше, чем высчитали монахи, и, возможно, сейчас наступил уже 2020 или 2021 год от Рождества Христова.
Впрочем, хронология не так важна, как справедливо подмечает мой сосед, известный российский библеист и публицист, доктор филологических наук, Андрей Десницкий:
Если бы все дело было в ней, сегодня мы наверняка располагали бы точными датами жизни Иисуса из Назарета. Очевидно, главное значение этого события лежит в совсем другой плоскости – недаром Рождество вдохновляло веками не только богословов, но и поэтов, художников, наконец, простых людей, отмечающих сегодня этот праздник по всему миру, даже если христианами их и не назовешь. Наверное, для них это прежде всего рассказ о тихом семейном событии, которое совершилось в захолустном деревенском хлеву, но изменило судьбы всего мира, и о неприметном Младенце, Который оказался больше всей вселенной.