Здравствуйте, помогите, пожалуйста, разобраться. Меня беспокоит вопрос о том, можно ли делать христианам татуировки? Я не могу решить за или против них. Одни говорят, написано, не накалывайте на себе письмен (что означают эти письмена, и можно ли сделать татуировку с библейским текстом?), а другие говорят, что не важно что, но любые изменения внешности (даже просто покрасить глаза или ногти) – это уже грех. Подскажите, так есть разница между татуировками и покрасить ногти или волосы, или это одинаковое изменение внешности? У нас в церкви сказали, что у ребят препятствие служить и проповеди не будет, но я хотела бы узнать ваше мнение. Заранее спасибо. ??
Ответ
Татуировки снова стали популярными в современной культуре. Салоны тату можно встретить в центре нашего города. Это стало практикой не только криминального мира. Татуировки можно увидеть у совершенно разных людей: от подростков до домохозяек. Поэтому для меня вполне понятно, почему я стал все чаще получать следующий вопрос: «А нормально ли христианам сделать себе тату?» Что Библия говорит об этом?
Прежде всего, какие-то знаки на коже упоминаются в нескольких стихах. Первый находится в книге Левит, а остальные в книге Откровения, и имеют дело с меткой зверя.
1. Книга Откровения (Откр.13:16-17)
16 И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, 17 И что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.
Фактически, вся 13 глава – это фальсификация эпохи Христианства. Здесь присутствует и подделка Троицы (дракон, Лжехристос и лжепророк), и смерть и воскресение, и «вселенская церковь» со специальным знаком принадлежности к ней.
У лжепророка только два рога, что указывает на то, что он обладает меньшей властью, чем первый зверь. Сравнение его с агнцем свидетельствует о том, что он более мягок. Он не говорит с жестокостью первого зверя, но тем не менее его слова от Сатаны. Он обладает обманчивыми, изысканными и соблазнительными манерами, уводящими людей от истинного Христа и убеждающими их поклоняться Лжехристу. Его служение – это ложное служение Святого Духа, которое указывает людям на Христа.
Первый зверь ведёт битву дракона, а второй – поддерживает первого. Второй зверь стремится к тому, чтобы весь мир поклонился первому зверю на основании того, что он исцелился от смертельной раны. Второй зверь совершает знамения для того, чтобы доказать своё призвание пророка. Они будут настолько впечатляющими, что почти введут в заблуждение даже избранных (Мф. 24:24), но в конечном счёте верные поймут их истинную сущность, увидев цель, с которой они совершаются, и доктрину, которую стремятся доказать при их помощи.
Второй зверь прикажет живущим на земле сделать образ зверя, возможно похожий на истукана, созданного Навуходоносором в третьей главе книги пророка Даниила или на храмы, построенные для поклонения Римским императорам в дни Иоанна. Этот образ послужит объектом поклонения жителей земли. (Заметьте, что вновь воскресение первого зверя является основанием для поклонения в конце 14-го стиха).
С божественного позволения, второй зверь способен даже оживить образ первого зверя. Образ зверя сможет не только говорить, но и уничтожать всех не поклоняющихся образу. 144 тысячи понесут на себе всю тяжесть этой бойни поскольку в течение всего этого периода останутся верными Христу.
Второй зверь также требует того, чтобы у каждого человека был видимый знак верности первому зверю и поклонения ему. Этот знак должен ставиться на правой руке или на лбу. Это тоже подражание печати, данной ранее 144 000 верным. Подобно их печати, защищающей от Божьего гнева, последователи зверя получат его знак для защиты от гнева, направленного против последователей Агнца. Этот знак, возможно, будет товарным знаком или татуировкой, подобным тем, что имели солдаты, рабы и религиозные фанатики в дни Иоанна. Он будет означать верность зверю и его планам. Для того, чтобы удостовериться в том, что такой знак есть у всех, зверь сделает невозможным для тех, кто не обладает этим знаком, приобрести необходимое для жизни. Знак – это имя, которое в то же время является и числом. И тогда перевод звучит так: «имя, которое есть число имени».
Несомненно, христиане не будут соглашаться принимать на себя начертание зверя, каким бы оно ни было. Но вряд ли разговор здесь идет про современные татуировки.
2. Книга Левит (Левит.19:28)
28 Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь.
Давайте посмотрим на весь контекст (Лев.19:26-30)
26 Не ешьте с кровью; не ворожите и не гадайте. 27 Не стригите головы вашей кругом и не порти края бороды твоей. 28 Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь. 29 Не оскверняй дочери твоей, допуская ее до блуда, чтобы не блудодействовала земля и не наполнилась земля развратом. 30 Субботы Мои храните и святилище Мое чтите. Я Господь.
Контекст ясно показывает, что татуировки были связаны с древними языческими ритуалами. Но означает ли это, что тату плохи сами по себе, потому что их делали неверующие? Или что все современные тату обязательно связаны с древними нечестивыми религиозными обрядами?
Например, непокорные Богу люди строили Вавилонскую башню — должны ли мы теперь отказаться от строительства каких-либо высотных зданий? В роде Каина появились музыканты и кузнецы. Неужели мы теперь будет предвзято относиться к музыке и металлическим орудиям?!
Мы должны быть осторожны, чтобы не допустить логической ошибки, известной как генетическая ошибка. Эта ошибка говорит о том, что что-то ложно или плохо из-за своего происхождения. Например, было бы заблуждением считать, что раз нацистский режим разработал Volkswagen Beetle, то VW Beetle — это точно плохая машина. Точно так же, только потому, что неверующие делают татуировки, не означает, что христиане не должны их делать.
Несомненной внешней причиной этого закона было то, что Израиль после освобождения от рабства находился между Египтом и Ханааном. Недавние археологические находки показали, что, хотя в Египте и были татуировки, но они были распространены среди женщин. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что татуировка определенных частей тела, связанных с женской фертильностью (грудь, бедра и живот), считалась талисманом удачи для защиты во время родов. Женщины часто наносили на себя печать/символы богини плодородия Бастет.
В Ханаане, как показывают археологические данные, вместо маркировки тела чернилами использовались более радикальные формы — такие, как клеймение, разрезание или повреждение кожи. Библейские тексты, в созвучии с археологией, говорят, что хананеи обычно резали свои тела в ритуальных целях (1 Царств 18:28), особенно чтобы оплакивать своих мертвых и чтить своих богов. Поэтому, в Левит 19:28, по-видимому, именно это. В свете этой информации из Египта и Ханаана, мы может говорить, что Бог запрещал скарификацию или религиозное шрамирование кожи, а не татуировки, которые существуют в современном обществе.
В этом отрывке книги Левит мы также видим, что Бог не позволяет израильтянам выстригать волосы на голове по кругу и не сбривать края бороды. По-видимому, это то, что делали египтяне, и Божьи люди были призваны отличаться от них.
Но почему такая деталь о волосах? Возможно, Моисей был обеспокоен суеверными верованиями египтян, для которых бритье головы и бороды имело религиозное значение. Божий народ, безусловно, был призван быть отделенным от ложных суеверий других народов.
Эти запреты, по-видимому, имели в виду языческие религиозные обычаи, которых израильтянам следовало избегать, включая погребальный ритуал язычников (стихи 27-28), а также культовую проституцию (стих 29), спиритизм (стих 26, 31) и вызывание духов умерших людей (стих 31).
Но такие религиозные практики, которые требуют татуировок, а также подстригания волос на голове и бороде, не встречаются в современной западной культуре. Таким образом, утверждение, основанное на культурно-религиозной норме прошлого, на сегодняшней день не всегда может быть применимо.
Например, если мы скажем, что татуировки в сущности плохи, опираясь на книгу Левит, тогда мы также должны сделать вывод (впрочем, некоторые люди делают такой вывод), что подстригание волос на голове и подстригание бороды — также плохи. Но раз мы думаем, что прическа на голове и подрезание бороды не являются греховными, то почему татуировки становятся автоматически плохими? Мы не можем делать подобных логических выводов из рассматриваемых текстов Писания.
Хотя в Библии мы не можем найти прямого запрета на татуировки, это вовсе не дает нам лицензию на них. Вы должны задумать о своих мотивах и последствиях такого поступка. Ниже приведены вопросы, которые помогут вам обдумать свое решение.
Модификация — Поскольку Библия прямо не запрещает татуировки, есть ли ограничения? Мы знаем, что наше тело — не наше собственное, а храм Божий (1 Коринфянам 6:19-20). Библия высоко ценит наше физическое тело как дело Божьих рук, которое нельзя уродовать (Пс.138:16). Народы, которые окружали Древний Израиль, так не думали. Сегодня, все чаще, некоторые люди намеренно изменяют свои тела, чтобы больше походить на животных или инопланетян, чем на людей, которые одни созданы по Его образу. (Некоторые меняют свой пол, хотя и не в состоянии изменить свои хромосомы и ДНК. Но это уже другая тема, хотя немного связанная с этой). Мы должны спросить себя, насколько мы можем изменить наши тела в соответствии с нашими желаниями, не искажая при этом красоту формы человеческого тела и сущности, как это задумал Бог.
Мотивация — зачем делать тату? Если это бунт в отношении родителей, то это явно недопустимо (Ефесянам 6:1-3). И хотя Писание не запрещает личное самовыражение в стиле или форме, например, одежды и т.д., в конце концов — Сам Бог создал нас всех уникальными в своей личности, и даже теле, все же стоит напомнить себе, что основным мотивом для всего, что мы делаем в нашей жизни — должна быть слава Божия, прославление нашего Создателя, Спасителя и Господа Христа! (1 Коринфянам 10:31). Это означает, что мы будет почитать Его и стараться обращать взоры всех к Нему, а не к себе. Конечно, татуировка с мотивацией благовестия может оказаться уместной в том случае, но следует себе напомнить, что это не основной и не самый эффективный способ благовестия. Все-таки вера от слышания (Рим.10:17), а не от рассматривания татуировки на чьем-либо теле. Она никоим образом не заменит устное провозглашение Евангелия. Вы не исполняете Великое поручение Христа просто потому, что у вас есть татуировка с библейским стихом.
Скромность — скромность означает не заниматься саморекламой. Вы стремитесь направить мысли людей к Богу или к себе? Татуировки часто подчеркивают определенные области тела и заставляют обратить внимание на эту часть тела. Трудно поверить, что кто-либо с татуировкой на нижней части спины, действительно стремится направить мысли людей к Богу. Скромное мышление заставит вас задуматься и даже ограничить размер, количество, расположение и даже вообще наличие татуировок на своем теле. Вероятно, ради нашего смирения и скромности — они нам вообще противопоказанны.
Работа и социум — Пожелают ли вас взять на работу с вашими татуировками? Многие компании не хотят, чтобы ваша татуировка была видна, и это может помешать вам устроиться на ту или иную работу. На некоторых местах работы вас попросят скрывать свои татуировки. Для каких-то людей наличие татуировок на вашем теле может послужить препятствием для общения с вами.
Проповедь Татуировки — Что вы хотите сказать своей тату? Татуировки — это мощные послания, сообщающие другим, что вы особенно цените. Они, вероятно, останутся с вами на всю жизнь. Растущая услуга по удалению татуировок говорит о том, что существует немало людей, которые сожалеют, что сделали себе татуировки. По мере взросления вы также можете пополнить армию этих людей. Вы можете просто перерасти послания своих тату или изменить свои ценности.
Деньги — является ли это мудрым инвестированием своих денег? В среднем, один сеанс работы мастера стоит от 6 до 15 тысяч рублей. Редкие татуировки будут сделаны за один сеанс. Мы несем ответственность перед Богом за то, как мы используем наши деньги. Также важно помнить, что технологии удаления тату стоят дороже, чем стоимость татуировки.
Медицинские вопросы — есть ли реальные риски для здоровья, связанные с татуировками? Аллергия, бактериальные и вирусные инфекции, грибковые поражения – последствия нанесения тату могут быть самыми неприятными, даже когда выполняются профессионалом с соблюдением необходимых санитарно-гигиенических требований — говорится в одном медицинском издании. По данным исследований американских ученых процесс нанесения тату на кожу во много раз увеличивает риск заболевания вирусными гепатитами, что зачастую в итоге приводит к развитию цирроза и рака печени.
Татуировка открывает кожу и подвергает вашу кровь воздействию неизвестных бактерий. Тату-салоны не являются медицинскими клиниками.
Свобода во Христе
Как реагирует ваша совесть на желание татуировки? Все, что не по вере — грех (Рим.14:23). Не кажется ли мне это открытым непослушанием Богу?
Как отреагируют ваши братья и сестры во Христе, неверующие люди, не стану ли я для кого-то соблазном и препятствием на пути к вере или духовном развитии?
Является ли это лучшим способом реализации моей свободы во Христе?
Очень рекомендую послушать мою серию проповедей о свободе во Христе из 1-го послания к Коринфянам.
Пожалуйста, подумайте серьезно, прежде чем наносить татуировки. Не принимайте это решение поспешно или второпях. Помолитесь, просмотрите мои вопросы, поговорите со зрелыми христианами.