(1 Коринфянам 5:6-13)
Некоторое время назад я читал один религиозный журнал по весьма важному вопросу. Заголовок был более, чем актуальным: «Святые в большом городе, или бежать ли в деревню?»
Корреспондент вопиял серией вопросов:
Чтобы спастись, нужно ли все бросить и уехать в деревню? Стресс в большом городе — как его преодолеть по-христиански? Как победить одиночество, когда в толпе каждый — сам по себе? Можно стремиться к святости, если вокруг — суетная столица, средоточие искушений и греха?
В целом, его идея интервью была весьма простой — в городе практически невозможно быть святым. Нужно бежать из него. В надежде, что город потом прибежит к тебе, притянется к твоей личной святости.
Рассуждения большинства людей в нашей стране о том, чтобы жить святой и праведной жизнью, сводится к трём распространённым концепциям:
- святым в городе быть невозможно;
- если и есть святые, то только в прошлом или далеко где-то в малоизвестных монастырях или скитах;
- святые люди в нашем обществе — это закрытые, избегающие общения, нелюдимые люди.
Все эти утверждения являются ничем иным как самыми настоящими мифами и заблуждениями. И мы сегодня посмотрим, как Божье Слово поможет нам лучше разобраться с этими вопросами.
Первые четыре главы 1-го послания к Коринфянам были обращены к вопросу единства и чистоты доктрины Евангелия в местной церкви. Последующие — применению Евангелия к разным сферам нашей жизни. Потому что только подлинное Евангелие обладает властью и наставлением, чтобы исправить и изменить наши жизни.
В последней проповеди на это послание мы начали разговор о моральном состоянии церкви в Коринфе. Павел ярко показывал, что наша вера во Христа влияет на то как мы живём каждый по отдельности и как церковь в целом. Эту главу послания так и хочется поскорее пройти, потому что здесь говорится о позорном сексуальном грехе одного из членов этой церкви и о церковной дисциплине, теме, которая так не популярна сегодня в современном церковном сообществе.
В прошлый раз мы говорили о том, что церковь призвана являть чистоту и святость в этом мире. И для того, чтобы пойти путём исцеления духовно-больной церкви необходимо сначала удалить, вырезать саму болезнь, грех, который в ней обосновался. Сегодня же мы будем говорить о следующем шаге — укреплении иммунной системы церкви, и затронем важный вопрос о нашем отношении к окружающему нас миру. Итак, как нам укреплять иммунную систему церкви.
1. Правильное мышление — Евангельская искренность (ст. 6-8)
Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? Итак, очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины.
1 Коринфянам 5:6-8
В предыдущем отрывке Павел показал, что необходимость скорейшего отлучения согрешающего важна для его личного избавления от греха. Здесь же он показывает, что это нужно поскорее сделать ради чистоты церкви. Потому что аморальное поведение и попустительство греху в церкви намного разрушительнее влияет на христиан, чем распущенность окружающего общества. Медлительность коринфян показывала их гордость и плохое понимание порочной природы греха.
И Павел объясняет это с помощью важной исторической иллюстрации — Пасхи.
Во время Пасхи, всё квасное должно было быть удалено из домов (Исх. 12:15). Закваска часто служила символом греха. Грех проникает везде очень быстро как и закваска быстро квасит всё тесто.
Апостол вопиёт к церкви. Потому что вся община оказалась вовлечена в этот грех своим равнодушием. И это вскоре приведёт к серьёзным последствиям. Потому что грех подобен инфекции, опасной инфекции. А духовная иммунная система коринфской церкви была весьма слабой. Там где легко относятся ко греху, играют в толерантность с ним, готовы терпеть его и бояться как бы не обидеть грешащего — там происходит быстрый рост греха внутри самой общины. Постоянный публичный грех одного приведёт к многочисленным грехам других. Требуется совсем немного закваски, чтобы заквасить большую массу теста. Одно прогнившее яблоко легко испортит целый ящик хороших яблок. Ложка дёгтя портит всю бочку меда.
Апостол не случайно использует здесь известные образы из Еврейского праздника Пасхи — закваска и опресноки. Он желает побудить церковь не оставаться равнодушной ко греху в своей среде и напомнить им об их новой идентичности.
В Египте, много лет назад, закваска спешно была удалена из домов евреев. И это символизировало их свободу от египетского рабства. Очищение от старой закваски для Коринфской церкви также должно быть совершенно быстро. Это бы символизировало их свободу от греха, особенно от такого жуткого греха как инцест.
«Избавьтесь от старой закваски!» — говорит Апостол. Отлучите этого негодного человека. Чтобы вы как церковь были чистыми опресноками. Чтобы вы были теми, кто вы есть во Христе — новым творением. Будьте теми, кем Вас сделал Христос. Показывайте это ежедневно.
Павел напоминает церкви, что через смерть Христа они уже очищены:
Итак, очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.
1 Коринфянам 5:7
Поэтому необходимо удалить всякую закваску греха из церкви. Она не наша идентичность, она чужда нам. Иисус освободил нас от рабства греха. Мы не рабы нашей греховной плоти. Мы можем исповедоваться, бороться, падать, снова вставать, но не соглашаться с тем, чтобы жить в грехе. Божия благодать ведёт к победе над грехами в нашей жизни. И хотя мы не станем безгрешными и совершенными как Иисус, мы точно будем испытывать красоту и силу благочестивой жизни со Христом, свободу и мир через Евангелие.
Именно Иисус стал истинным пасхальным ягнёнком, а его смерть принесла окончательное победное освобождение всему миру. Вся христианская жизнь становится, в сущности, непрестанным пасхальным торжеством. Во Христе заключается вся полнота истины. Каждый вздох, каждая мысль, каждый шаг, становятся тихим или громким пасхальным гимном, посвящённым Богу, спасшему мир через Иисуса, истинного пасхального Агнца. Каждое действие, которое совершает христианин, становится частью нескончаемого священнодействия Пасхи.
Целый духовный пир готов для церкви — Агнец был распят за наши грехи. И чтобы в нём участвовать — необходимо приходить с верой в Евангелие, которая будет подтверждена чистотой жизнью, где нет места не исповеданному греху и есть подлинная вера в достаточность жертвы Христовой, вера в Евангелие.
Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины.
1 Коринфянам 5:8
Мы уже не живём как мы жили раньше, как язычники, в пороке и лукавстве, но как новые творения во Христе, с чистотой и истиной.
Необходимо сделать небольшое пояснение. Ибо фраза «не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» крайне важна и может быть не совсем верно понята. Эту фраза лучше передает современный перевод РБО:
Так будем праздновать Пасху не с хлебом старой закваски — пороком и злом, но с пресным — искренностью и правдой.
1 Коринфянам 5:8
Апостол здесь не противопоставляет греховное и святое поведение, но греховное мышление или намерение и чистоту намерений и помыслов. Он показывает на то, что греховные намерения (переведено как порок) претворяются в жизнь (зло), а вот искреннее мышление по истине Евангельской приводит к чистоте жизни. Наши мотивы, и наши действия должны иметь своё начало в искреннем желании прославить Бога. Упоминание «истины» подчёркивает тот факт, что в основании всякого дурного поведения лежит всегда ложь: ложь о том, что Бог не имеет ничего против того-то или того-то, ложь о том, что один бесчестный поступок не так уж и страшен, ложь, под влиянием которой мы воображаем, что в конце концов так делают или не считают это зазорным очень многие люди. А в основании всякого чистого поведения лежит истина Евангелия — Агнец умер за нас. Бог принял нас. Мы теперь освобождены, чтобы не быть более рабами греху, но быть рабами праведности!
Бог знает, что мы будем согрешать, но Ему важно видеть, что мы любим Его и верим и принимаем достаточность жертвы Христа для нашего спасения, и по этой причине мы стремимся уподобляться Христу и очищать свою жизнь от всякого греха.
Друзья, чистота церкви — это не какие-то странно-одетые, ограниченные, неразвитые, скучные, отталкивающие своих ближних люди, но люди особой красоты, красоты их личной чистоты, которая одновременно отталкивает и притягивает, запоминается и не оставляет равнодушным. Наши жизни и наши поступки призваны показывать очарование и силу Христа всем людям вокруг нас. Братья и сёстры, подумайте только о Сына Божьем, Который стал ради нас Пасхальным Агнцем, чтобы мы стали чистыми Его опресноками.
Братья и сёстры — радуйтесь тому, что Бог очистил вас от ваших грехов и даровал вам новую жизнь как Его детей. Вы теперь это можете видеть даже через вашу духовную борьбу с грехом, который пытается вновь поработить вас. Но он более не наш господин — у нас один господь — Господь Иисус Христос — наш Освободитель и Искупитель!
Вывод
Апостол показывает, что мы христиане живём как будто бы в стеклянном доме. Весь мир наблюдает за нашим поведением. В слове и в деле Церковь призвана показывать свою полную ненависть ко греху и ревность по святости. Такая личная святость возможна только при нашем полном уповании на благодать Господа, вере в то, что Он полностью заплатил за наши грехи на кресте. Вера в Евангелие приводит к появлению в нашем сердце горячей любви к Иисусу и покорности Божьим заповедям. Это не означает, что мы будем или сможем стать совершенными или безгрешными. К сожалению, мы можем согрешать, но мы не должны оставаться в грехе. Поэтому не впадайте в отчаяние, если вы вдруг согрешите. Христос от вас не откажется и не отвернётся. Но если мы не оставляем грех, то Бог предусмотрел для любого из нас — церковную дисциплину, чтобы восстановить нас в полноценной жизни с Богом и для Бога. Защитить нас от ужасов греха и сатанинского измождения. Она случается не часто, но всегда совершается из любви к Богу и человеку.
Читайте продолжение в следующей публикации