Этот семирнар для родителей я недавно проводил в родной церкви РБЦ.
Сегодня я хотел бы поговорить с вами о мифах и реальных проблемах, связанных со школой и воспитанием детей, взглянуть на самого ребенка и на вас, родители, предложить некоторые варианты решений и практических советов, и в конце семинара вы сможете задать интересующие вопросы. Надо отметить, что я не считаю себя экспертом, но являюсь также, как и вы родителем, поэтому молюсь и рассуждаю о том, как лучше действовать так, чтобы и в этом прославился Бог и наши дети могли возрастать духовно.
Мифы.
Первый миф, который следует отметить, это популярная конфронтационная парадигма: школа испортит моего ребенка, поэтому решение простое: надо либо переходить на домашнее обучение, либо отдавать ребенка в христианскую школу.
Почему я говорю, что это миф? Потому что на самом деле это не принципиальная парадигма. Это не тот конфликт, который должен стать самым главным для нас. Самое важное – мы видим это в Священном Писании – чтобы наши дети познакомились с Иисусом Христом. Христианская школа не делает ребенка христианином. Домашнее образование не защитит его от влияния этого мира. Потому что самое страшное влияние, которое есть – это сердце нашего ребенка. Сам Господь Иисус сказал: «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи» (Мф. 15:19). Страшные вещи исходят из сердца, и куда бы мы ни спрятали нашего ребенка, мы не сможем защитить его от его же греховного сердца. Оно с ним везде. И какая бы прекрасная среда вокруг него ни была, она не способна защитить ребенка. Даже когда Иисус (совершенный Человек!) был на земле, в его команде оказался предатель. Иуда находился в общении и под влиянием Христа, но стал предателем. И первое, о чем нам стоит молиться – это о том, чтобы наш ребенок мог встретиться с Богом и узнать Его.
Второй, довольно распространенный миф состоит в том, что я не способен чему-либо сам научить ребенка и мне нужна помощь экспертов, специалистов, одаренных преподавателей. От части, эти мысли являются правдой, ведь мы не можем, например, научить ребенка английскому, испанскому или китайскому языкам, если сами их не знаем. Тут потребуется помощь квалифицированных специалистов. Но наша главная задача не просто научить ребенка каким-то знаниям и навыкам. Главная задача родителей – воспитать его характер. И наилучшим образом это может сделать только родитель. Характер – это не просто глубина, широта или объем знаний. Это то, что мы вкладываем в ребенка через пример нашей собственной жизни, посредством Божьей благодати, через молитву, через Божье Слово. Это их ценности и убеждения, это то, что они копируют прежде всего с нас.
Эти две вещи принципиальны: мы хотим, чтобы ребенок познакомился с Богом, и мы воспитываем в нем характер. И тут не важно, где именно ребенок будет находиться, важно, чтобы мы были в жизни этого ребенка.
Теперь перейдем к теме:
Ребенок. Родитель. И реальные проблемы.
Мы знаем, что есть реальные проблемы, связанные со школой, в которой находится наш ребенок. И мы должны их хорошо понимать.
1) Первая проблема – это мощнейшее влияние светского гуманизма. Я думаю, что мы с вами до конца не осознаем, что светского гуманизма очень много в нас самих. Он пропитал наше мышление, наше восприятие, наши отношения. И постепенно мы начинаем замечать, как происходит трансформация/деформация и нашего ребенка.
В основе светского гуманизма лежит идея того, что сам человек является Богом. Человек становится самоцелью. Он в центре всего. Он верх всего. И ребенок вместо того, чтобы утверждаться, что Бог надо всем, находясь под влиянием светского гуманизма и своей греховной природы, начинает все больше и больше укореняться в эгоцентризме.
Мы должны четко понимать, что это влияние присутствует. Его не надо игнорировать. О нем надо знать и разумным образом бороться.
2) Вторая проблема – дурное влияние сверстников. Наш ребенок находится в окружении таких же духовно поврежденных, не возрожденных, подверженных всему этому тлетворному влиянию ребят. Оно есть даже внутри церкви. И чем старше становятся дети, тем сильнее это влияние.
3) Третья проблема, которая даже может стать основанием для перевода на домашнее образование, – это слабое образование. В некоторых школах не хватает уровня знаний. И на сегодняшний день, бывает так, что школа становится временным складированием детей, пока их родители на работе. Преподаватели становятся надзирателями, которые присматривают за детьми, но не дают им должного развития и образования.
Какие решения этих проблем обычно предлагают?
Давайте пообщаемся с ребенком.
Давайте помолимся.
Прочитаем им мораль или поругаем.
Но сегодня мне бы хотелось уйти от такой логики, от решения проблем за 5 шагов, потому что это не тот путь, который действительно поможет. Мне хотелось бы поговорить о том, что на самом деле можем сделать мы, родители.
И я начну с ребенка.
1. Ребенок.
В конце второй главы Евангелия от Луки мы читаем историю о том, как происходит период взросления ребенка Иисуса, когда Он идет на свою особую Пасху в Иерусалим (вероятно, это уже была бармицва – т. е. Он стал подростком по-нашему). Родители потеряли Его там, а затем нашли в Храме, где Он беседовал с людьми. В 51-52 стихах мы читаем: «И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них», — таким образом мы видим, что в этой семье была дисциплина, — «И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков». Это именно то, что мы, родители, хотели бы слышать про своих детей. Детей, которые преуспевают в премудрости, развиваются в возрасте, развиваются в любви у Бога и человеков. Наше желание, чтобы дети стали зрелыми личностями, которые могут функционировать в обществе, взаимодействовать с Богом и приносить радость, в конце концов, нам, родителям. Мы хотим видеть зрелых людей. Не просто образованных, физически развитых, религиозных, но видеть некую цельность. Поэтому нам необходимо помогать ребенку развиваться во всех направлениях.
Христиане часто делают одну ошибку: они хотят сделать ребенка прежде всего духовным христианином и много вкладывают в это. Особенно в этом усердствуют дедушки и бабушки. Родители же обычно думают, что надо бы «мозгов» побольше, надо бы дать образование получше.
А зрелая личность – это цельная личность. Ей необходимо развиваться цельно и в духовной, и в физической, и в интеллектуальной сфере. Для того, чтобы помочь ребенку развиваться цельно, нам, во-первых, необходимо иметь программу воспитания.
Во-вторых, необходимо иметь дома соответствующую дисциплину. Даже Иисус был в повиновении у родителей. Если дома нет дисциплины, значит нет безопасной площадки для развития ребенка. В книге Притчей 19:18 Писание говорит: «Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его. Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его». Не надо даже прислушиваться к крикам непокорного ребенка, потому что завтра будет хуже для него же самого.
Иисус был в повиновении у родителей. Дальше мы видим, что эти родители были призваны формировать его правильные ценности, поэтому они взяли Его в храм. Он был в любви у взрослых людей и Бога. В книге Притчей написано, что по поведению юноши можно определить каким он будет в будущем, потому что его поведение сейчас показывает ценности его жизни. (Притчи 20:11: «Можно узнать даже отрока по занятиям его, чисто ли и правильно ли будет поведение его»). Друзья мои, ценности – это не вера. Веру дает только Бог. Но система ценностей, во многом, закладывается родителями. Мы показываем жизнью, подчеркиваем своими словами и решениями, что является для нас важным. Поэтому следующий момент – мы призваны воспитывать прежде всего характер.
Характер – это стержень всего. Можно быть богатым, бедным, талантливым и не очень, но если нет характера, то и таланты потеряешь и ничего добиться в жизни не сможешь. В Послании к Титу в первой главе 6 стихе говорится о характеристиках пресвитера. И там написаны такие слова: «если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности». Слово «верных» не означает «верующих», т. к. вера не в нашей власти. Бог уже отдал Своего Сына в жертву за наши грехи. Но вот, чтоб они не были «укоряемы в распутстве» — это уже характер, и это мы должны воспитать. Да, ребенок может оказаться не спасенным, но он должен быть приличным светским человеком, а это напрямую зависит от нашего воспитания. За характер ребенка должны отвечать мы. Также как родители мы призваны помогать ребенку приобретать нужные навыки. Если он не убирает за собой посуду, если не говорит «спасибо», это значит мы его не научили. Не помогли приобрести доброго навыка. Мы желаем видеть зрелого человека, который имеет верные ценности, и тут не важно верующим он станет или нет, мы должны делать все, что в наших силах, чтобы дать ему необходимые навыки и воспитать цельный характер.
Дальше будем говорить о родителях.
2.Родители.
Есть хорошая лекция Водди Бокама на Послание к Ефесянам 6:4: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем».
Очень рекомендую ее послушать. Там изложена целая программа воспитания.
Во-первых, хочу отметить, что ответственность за воспитание лежит на отцах. Никто из нас не способен дать всеохватывающее воспитание. Если ваша семья не полная, вовлекайте в процесс воспитания братьев церкви, чтобы на ваших детей было мужское влияние.
Во-вторых, наше воспитание не должно приводить к раздражению. Как мы можем раздражать детей?
- если будем безразличны к их жизни и развитию. Если мы делаем какие-то замечания детям, но не участвуем в их жизни, то они не станут воспринимать их. Мы должны понимать, что родительство – трудное дело, сложная работа, но нельзя совершать ее как бремя. Надо молиться и с радостью нести это служение своим детям. Обратите внимание на то, что вы проповедуете вокруг себя словами и поступками.
- когда мы чрезмерно их опекаем. Чем старше становятся дети, тем больше они нуждаются в зоне свободы. Если мы постоянно спрашиваем их: «Поел ли? Все ли собрал? Ничего не забыл?» — мы тем самым раздражаем их. И когда дети станут старше, они будут огрызаться на такие постоянные вопросы и контроль со стороны родителей.
- когда мы не участвуем в жизни ребенка, мы становимся критиканами. Мы видим только проблемы и пытаемся их постоянно решать, критикуя ребенка. И логично, что дети начинают отстраняться от нас. Божье Слово нас и ободряет, и обличает. И нашему ребенку необходимо полноценное развитие. Ему нужна и похвала, и мудрая критика, помогающая скорректировать его мышление и поведение. И ведь зачастую, мы раздражаемся на детей из-за того, что хотим своего комфорта, а дети мешают нам.
- еще одна беда (чаще у матерей), когда мы не хотим смиряться с тем, что наши дети взрослеют. И конечно, проще, когда мы сказали – а ребенок сделал. Но дети растут и требуют не только строгой дисциплины, но и терпеливого обучения, наставления и близкого общения.
- сюда же можно отнести грубость;
- несправедливость;
- наш личный плохой пример и многое другое.
Но посмотрите, что написано: «воспитывайте их» — это значит, что у нас должна быть программа воспитания. Часто нам просто хочется прийти в жизнь ребенка, что-то исправить и уйти по своим делам. А тут написано «воспитывайте». Постоянный процесс, программа, а не хаотичное внедрение, когда у нас есть на это время. Программа влияния и воспитания должна быть продуманной. И это полностью наша ответственность.
Сейчас начался новый учебный год, и мы должны подготовить программу того, как мы хотим помочь своим детям возрастать и развиваться в навыках, в характере, в ценностях, в общении. И нам нужно самих себя проверять и контролировать. Раз в квартал мы можем подводить итог, смотреть на результаты. Дети должны знать этот план, и тогда мы вместе с ними можем работать в одном направлении.
Водди Бокам делает прекрасный вывод, который мне очень понравился, потому что он очевидно библейский. Он отмечает, что в сущности, программа воспитания должна состоять из трех элементов:
1) Вы должны приобрести внимание ребенка. Создать дисциплину, площадку для обучения, порядок. Когда есть ясные задачи мы можем проследить весь процесс их выполнения.
2) Заниматься катехизацией ребенка – т. е. наполнять его разум нужной информацией. Разъяснять правильные вещи.
3) Заниматься наставлением. Показывать проблемы сердца ребенка. Учить его приобретать добрые привычки и навыки. И тут я бы посоветовал прочитать книгу Теда Триппа «Как быть пастырем своему ребенку».
3 фазы воспитания: (1) внимание, (2) знание, (3) навыки.
3.Теперь мне хотелось бы чуть больше поговорить о практике.
1) Я хотел бы дать вам такой совет – прочитайте книгу Теда Триппа «Как быть пастырем своего ребенка». Он показывает принципиальные вещи: мы хотим получить не выдрессированную собаку, а человека с измененным сердцем.
2) Каждому ребенку лично подарите детский катехизис. Он должен быть у каждого свой собственный. Это набор библейских вопросов и ответов. Даже если ребенок не уверует, он четко будет знать во что верят его родители.
3) Начните молиться с вашими детьми за преподавателей и воспитателей. Очень важно, чтобы дети увидели другой взгляд. И вы заметите, как Бог творит чудеса.
4) Говорите детям, чтобы они учились думать, как они могут помочь своим одноклассникам. В конце недели вы можете обсудить с ними у кого и как это получилось. Своих детей я спрашиваю перед молитвой: Что нового ты узнал? За что можешь сказать Богу «спасибо»? Кому смог помочь?
5) Обязательно старайтесь общаться с людьми (не только из церкви) разных профессий, приглашайте их в гости. Дети должны быть осведомлены о разных профессиях и сторонах жизни.
6) Проводите больше времени с детьми и учитесь жить, отдыхать и общаться с ними.
7) Имейте еженедельные собрания семейного поклонения. Читайте вместе Библию и молитесь. Для детей должна быть еще одна духовная точка на неделе помимо церкви, где они могут задавать вопросы (даже на школьные темы) и получать ответы. Мы можем и должны намеренно требовать от детей вещей, которые считаем важными. Мы не можем требовать покаяния, но поговорить с родителями на духовную тему – можем. Пока дети живут под вашей крышей – проводите эти общения. Молитесь за ребенка вместе с ним. Мы не должны «покупать» внимание детей какими-то подарками. Дети живут вместе с нами и поэтому они должны делать то, что делаем мы, по одной простой причине – потому что так живет наша семья.
8) Полезно вместе читать или слушать книги. Разные. Важен диалог и общение. Например, прочитать абзац из учебника и сказать, что тут правда с позиции Библии, а что ложь? Таким образом развивается навык критического мышления, и мы можем научить их чему-то духовному.
9) Обязательно используйте дни рождения для благовестия. Приглашайте друзей из школы. Это дает возможность войти в жизнь родителей и одноклассников детей, выйти на личностный уровень. Школа – площадка для благовестия другим детям и взрослым. Чем больше мы создаем точек пересечения, тем больше мы можем благовествовать. Ищите нейтральные территории и умейте создавать эти возможности. Чем больше мы проводим времени с людьми, тем больше можем благовествовать. Ваши дети должны видеть искренность этого желания и открытость.
10) Введите в вашу семью несемейных людей из церкви. Возможно, на каком-то этапе жизни, эти люди смогут помочь вашим детям в формировании их личности. Если раньше между родителями и детьми была тоненькая черточка, то сейчас – это пропасть. И иногда нам нужна помощь людей моложе нас. Бог не задумал, чтобы родители были самодостаточными. Нам нужны другие люди. И не ревнуйте, если какие-то тайны вы не будете знать.
11) Не отдаляйтесь от церкви. Ваша программа жизни и календарь должны быть наполнены церковными мероприятиями. Чтобы церковь в жизни вашего ребенка была не только по воскресениям и не только во время богослужения. Воспитывайте это, чем раньше – тем лучше.
12) Дружите с другими христианскими семьями. Поверьте, почти все семьи испытывают такие же переживания, как и у вас. И тут вы можете много помогать друг другу. Нам нужно участие разных людей.
Касательно школы еще скажу:
Школа – это один из инструментов воспитания, но само воспитание совершается нами, родителями. Школа помогает нам замечать некоторые нюансы, на которые стоит обратить внимание.
Делайте небольшие подарочки всем детям в классе на Рождество, на дни рождения. Выходите на уровень отношений чуть шире. Старайтесь быть активными в родительских комитетах. Воспринимайте школу как миссионерское поле.
Учите детей не защищаться от тлетворного влияния, а наступать. Единственный пусть защиты и победы – наступление. Недавно мы беседовали с сыном про спиртное, сигареты и секс, которые пропагандируют в школе. Я посоветовал ему в таких случаях давать простой ответ одноклассникам: «Таким как ты я могу стать прямо сейчас, а таким как я у тебя может не получиться стать никогда». Вместо того, чтобы дети защищались и чувствовали себя ограниченными неудачниками, мы должны научить их видеть свою свободу и преимущество в жизни с Богом.
Вопросы:
В: Как добиться послушания, не раздражая ребенка?
О: Мы не Бог. Мы сами нуждаемся в Боге и в молитве. В первую очередь спросите себя – как много и часто мы молимся о детях? Никогда не позволяйте себе гневаться! Но проявляйте любовь к ребенку. Своим раздражением мы рождаем раздражение у детей. Спокойно излагайте правила жизни. Имейте твердость и замечайте необходимость объяснения вещей с разных сторон. Если ребенок не делает того, что вы сказали, то он получает ограничения, либо физическое наказание. Иначе завтра будет хуже. Дисциплина начинается с нас. Мы дисциплинированы и требуем этого же от детей.
В: Испытываете ли Вы страх, что Ваши дети не уверуют?
О: Конечно, этот страх есть. Но я понимаю, что спасение не в моей власти. В моей власти воспитать их характер. И если мы делаем все, что в наших силах, то имеем моральную свободу – я сделал, что мог.
В: Можем ли мы в процессе воспитания указывать детям на их греховность и недостатки, и говорить, что им нужен Христос?
О: Да, мы можем и должны говорить эти вещи постоянно, не боясь и не смущаясь реакции детей. Если мы поступаем несовершенно, то уж тем более дети. Водди Бокам сказал одну хорошую вещь: «Если ты не готов говорить одно и то же тысячу раз, то лучше не становись родителем». Надо говорить, напоминать и помогать ребенку двигаться в этом направлении.
В: Нужно ли проверять уроки?
О: Да, если даже мы, взрослые люди подотчетны другим, то и дети должны быть подотчетны. Если ребенок говорит, что он уже взрослый — так это замечательно! Сейчас мы проверим, действительно ли это так. Не для того, чтобы унизить, но для того, чтобы помочь.
В: Нужно ли обсуждать с детьми такие моменты, когда, например, родители неправильно себя повели перед ребенком? Или случился у родителей конфликт с какими-то внешними людьми? Стоит ли проговаривать эту ситуацию с ребенком?
О: Первое: не позволяйте детям давать вам оценку. Они еще не в том статусе, чтобы много чего понимать. Второе: если наше неправильное поведение повторилось при ребенке – вы можете просто помолиться вместе с ним и попросить прощения у Бога, но не надо сильно акцентировать внимание детей на это, так как они еще не все могут понять правильно. Третье: не бойтесь, что вы потеряете свою репутацию перед детьми, если признаетесь, что нуждаетесь в Иисусе Христе. Им важно видеть, что вам тоже нужен Спаситель. Не ссорьтесь при детях. Ну, а если уж случилось – то помолитесь вместе с ними и примиритесь. Признавайтесь, что вы тоже проявляете греховную сущность и просите прощения.
В: Есть ли какие-то рекомендации, практические советы по поводу написания программы воспитания?
О: Да, я пришлю некоторые материалы, но скажу так: поставьте перед собой задачу помогать детям развиваться в духовной, физической и интеллектуальной сфере. Завоюйте внимание детей, вкладывайте в них знания и учите навыкам.
В: Чем старше дети, тем больше они проявляют свой характер. До какого периода мы можем формировать этот характер?
О: Ребенок проявляет характер, но характер – не зацементирован. С годами он может портиться, а у христиан должен улучшаться, т. к. мы должны преображаться в образ Христа. Характер может меняться у любого человека, просто чем старше – тем сложнее происходит этот процесс.
Да, у ребенка есть характер. Но есть и дефекты характера. И мы продолжаем показывать правила и границы, объясняем то, что ожидаем от него, последствия его поведения и бонусы. Мы не сдаемся до тех пор, пока живем вместе. Мы работаем и влияем на детей. Не надо насиловать волю ребенка, но мы ни в коем случае не должны позволять ребенку управлять нашей жизнью. Мы управляем своей жизнью перед Богом и влияем на сколько это возможно на его жизнь. Мы должны дать ребенку понять «закон сеяния и жатвы». Не смущайтесь, если ребенок будет обижаться. Постепенно он изменится. Покажите ему, какие последствия будут, если он будет поступать так или иначе.
Мы занимаемся дисциплиной и разъясняем, разъясняем и дисциплинируем дальше. Уступать нельзя. Если дети уже взрослые, то они либо живут самостоятельно и отдельно от вас так как им нравится, либо, если они еще в нашем доме – живут по нашим правилам.
Мы, конечно, делаем ошибки, но Бог больше наших ошибок. Он все знает, и пусть эти обстоятельства жизни приведут нас к Божьей славе. Не отчаивайтесь. У нас есть надежда.