(1 Кор. 7:29-35)
Я вспоминаю, когда мы вернулись с моей молодой женой из нашего свадебного путешествия, то меня попросили организовать важное мероприятие в нашем церковном объединении. И вот, в день праздника мы шли с моей супругой к месту проведения. Около здания нас встречала пожилая вдова одного известного служителя, который почил уже давно. Неожиданно она упала мне на грудь и сказала — «Женя, не бросай Таню». «Так я и не собираюсь её бросать, мы только поженились» — с недоумением ответил я ей. «А мой муж часто оставлял меня одну с детьми, и уезжал надолго, на несколько месяцев из дома, говоря, «я поехал на дело Божие». Тяжело мне было очень, не бросай Таню…» — с печалью сказала она!
Наш сегодняшний текст покажет как не попасть в две опасные крайности:
- Семье-центризм
- Семье-игноризм!
Мы читаем наш текст:
Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего. А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно [служили] Господу без развлечения.
1 Коринфянам 7:29-35
1. Время уже коротко — стих 29а.
Во-первых, он говорит, что «время уже коротко»! Что он имеет в виду? И что тебе приходит сразу на ум, когда ты слышишь такую фразу?
Некоторые могут подумать:
- мало времени на сон,
- надо бы успеть на просмотр своего сериала или футбольного матча,
- мало времени на отдых перед началом рабочей недели,
- недостаточно времени на общение с друзьями,
- вот уже и конференция заканчивается!
Кто-то из верующих может вспомнить известный 89 псалом Моисея и процитировать его:
Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
Псалом 89:10
Лучшая пора жизни — когда человек в максимуме своих сил — это труд и болезнь! И Моисей говорит достаточно неожиданное слово для того времени — “мы летим”. Неужели он летал на рейсах Аэрофлота :-)?!
Чем старше мы становимся, тем больше кажется, что наша жизнь становится всё более ускоренной. Я вспоминаю своё детство, когда мы играли с братом, спали днём, и снова играли, и казалось, что день не закончится никогда. Сейчас же год ещё не начался, а он уже закончился :-).
Вообще у нас у всех одинаковый ресурс времени. Вопрос только в наших приоритетах.
Недавно было проведено ещё одно исследование о том на что тратит человек своё жизненное время, если он проживает 78 лет.
Вот, что из этого получилось.
Я отмечу:
- сон — 28,3 года — треть жизни. И мы не можем его отменить. Сон напоминает о нашей ограниченности и зависимости. Мы просто люди!
- работа — 10,5 года
- дорога на работу и домой — 6 лет
- учеба — 3,5 — 5 лет
- еда — 4 года
- детство — 7 лет
- школа — 10 лет
- душ и туалет — от 3-х лет
Понимаете — простая математика показывает, что у меня не так много лет жизни, чтобы потратить их на что-то действительно стоящее и полезное. А если я посчитаю сколько у меня лет уходит на стояние в пробках, очередях и на болезни, то у меня действительно очень и очень мало времени для жизни.
В действительности у нас очень мало времени — всего 9 свободных лет! И его нужно проинвестировать во что-то стоящее. Впрочем, это касается всей нашей повседневности.
Кроме того, мы не молодеем, а стареем. И никто из современных врачей в принципе не способен остановить нашу генетику. Все наши клетки могут делиться 50+/- 5 раз. И потом умирают. Врачи могут попытаться скрыть процесс старения, немного его замедлить. Они не могут его остановить — потому что это часть человеческой сущности. И все современные предложения от трансферинга реальности до трансгуманизма не помогают и не помогут в этом. Это последствия греховности всего рода человечества перед Богом, следствия Божьего наказания. Только Он один может его снять. Никто иной!!! Наш враг — это не наше старение, а наша греховная сущность, греховная плоть.
Но когда ап. Павел говорит — “время уже коротко”, то он употребляет особенное слово “время”. В древнегреческом языке есть два слова, которые можно перевести как “время”. Слово “хронос”, от которого мы получили наше слово “хронометр” или “хронометраж”, обозначающее хронологическое время. Хронологическое время видится как линейное и последовательное. И слово “кайрос”, которое именно здесь и употребляется. Оно означает краткосрочную возможность, благоприятный момент, некий стратегический момент, который скоро будет потерян.
Китайцы, говоря о возможности, нередко используют поговорку, описывая возможность как быстро бегущего молодого человека с большим чубом на голове, чтобы попытаться поскорее ухватиться за него, потому что он весьма быстро пробежит мимо!
И у нас в действительности появляются определённые возможности и они также быстро проходят. Причём нам не нужно думать о возможностях, которые так и не пришли в нашу жизнь, достаточно подумать о тех, которые уже были и оставили нас, или прошли рядом, нами так и не замеченные.
Иллюстрация:
Проезжая в 1824 году через Екатеринославскую губернию, император Александр остановился на одной станции пить чай. Пока ставили самовар, государь разговаривал со станционным смотрителем и, увидав у него на столе книгу Нового Завета в довольно подержанном виде, спросил:
— А часто ли ты заглядываешь в эту книгу?
— Постоянно читаю, ваше величество.
— Хорошо. Читай, читай,— заметил император,— это дело доброе. Будешь искать блага души, найдёшь и земное счастье. А где ты остановился в последнее чтение?
— На Евангелии святого апостола Матфея, ваше величество.
Государь выслал за чем-то смотрителя и в его отсутствие проворно развернул книгу, отыскал одну из страниц евангелия от Матфея и, положив в неё несколько ассигнаций, закрыл книгу.
Прошло несколько недель. Возвращаясь обратно по той же дороге, государь узнал станцию и приказал остановиться.
— Здравствуй, старый знакомый,— сказал он, входя к смотрителю,— а читал ты без меня своё Евангелие?
— Как же, ваше величество, ежедневно читал.
— И далеко дошёл?
— До святого Луки.
— Посмотрим. Дай сюда книгу.
Государь развернул её и нашёл положенные им деньги на том же месте.
— Ложь — великий грех! — сказал он, вынул бумажки, вышел, отдал деньги на бедных села и уехал, оставив смотрителя в полном отчаянии.
И ап. Павел показывает нам почему он считает, что наше время коротко? И он поясняет как нам нужно жить во свете этой реальности, включая и нашу семейную жизнь.
2. Причина — смена декораций — стихи 29б-31.
Он говорит в конце ст. 31 такие слова — “ибо проходит образ мира сего.”
Слово “образ” взято из театрального лексикона и буквально означает “декорация, форма, очертания.”. В театре для каждого акта, для каждого действия есть свои особенные декорации. Для каждой постановки свои актёры и своё убранство. Павел говорит – театральная сцена меняется. Другими словами – всё, что в этом мире скоро будет изменено. Всё что мы видим в мире и кажется нам весьма ценным и важным – потеряет свою значимость в связи с грядущей переменой. Сегодня одни актеры имеют ведущие роли, а завтра они будут совсем непригодны для новой сцены. Сегодня что-то крайне важно и нужно, завтра может оказаться совершенно бесполезно и не нужно.
Я проиллюстрирую это одной японской сказкой, которую мне читала моя мама.
И мораль простая — нужно иметь не то, что важно сегодня, но то, что может понадобиться завтра.
Так и наше время имеет свои особенные декорации. И ап. Павел перечисляет их здесь в стихах 29-31.
Причём обратите внимание на глагол “проходит”, точнее на его время — это настоящее время. Только процесс смены декораций совершается прямо сейчас. Это не просто дело далёкого будущего. Прямо сегодня Сам Бог готовит планету к новому времени, к новой сцене Своего Божественного Замысла, описание которого мы находим на страницах Библии.
Именно поэтому Павел говорит, что надо относиться к системе ценностей этого мира совсем по-другому, как к преходящей и временной.
Итак, из чего состоят декорации жизни любого человека, живущего на этой планете, на этом этапе развития человечества:
1. Семья — это наши мотивы.
2. Скорби — наши надежды.
3. Радости, успехи — говорят о наших целях.
4. Имущество — наше богатство.
5. Удовольствия, увлечения — наши наслаждения.
Все эти вещи полезны для нас и вполне законны. Но Павел добавляет, говоря, что образ этого мира, с его системой ценностей проходит. Т.е. в системе ценностей или наших обязанностей присутствуют те вещи, которые законны и вовсе не греховны. Но есть также и греховные и богопротивные. Но даже и законные и вполне естественные могут послужить нам ко злу и не к нашей пользе, если они станут нашими целями или ориентирами жизни. Потому что сцена мира скоро изменится и нужно к этому готовиться.
Давайте посмотрим на все эти декорации с позиции вечности:
1. Семья — на небесах не будет мужей и жён. Но мы будем намного ближе друг ко другу, чем здесь на земле.
2. Скорби — Писание говорит нам, что однажды Сам Бог отрёт всякую слезу с глаз верующих и скорби уже больше не будет (Откр. 7:17)
3. Радости — не будет больше радости, чтобы уже жить окончательно свободно от греха и в присутствии Святого Бога.
4. Имущество — мы будем жителями нового Иерусалима. У нас будут свои квартиры. У каждого.
Шутка про русского бизнесмена и кусок золота.
5. Наслаждения — предала нашему восторгу не будет — мы будем славить и познавать Бога всегда, общаясь с Ним лицом к лицу. И этому наслаждению не будет предела. Мы получим новые бессмертные тела, чтобы мы просто не умерли от восторга. Наши теперешние, даже здоровые, не смогут выдержать такого наплыва чувств!
Именно поэтому слова Ап. Павла не должны восприниматься нами как какие-то странные, но напротив — он желает помочь нам оказаться готовыми к новой жизни, к новым декорациям. Он наставляет нас, чтобы мы занимаясь нашими обычными земными делами, смотрели на них через призму вечности. Чтобы вектор нашей жизни был направлен на небеса и Царство Божие, чтобы мы в нашей повседневности могли жить ценностями Божьего Царства, а не преходящего земного. Чтобы мы не оказались проигравшими и с пустыми руками, когда Бог в мгновение ока окончательно сменит декорации на сцене истории человечества.
Поэтому жизнь настоящего христианина будет вращаться вокруг Бога и Его Царства.
Проблема Марфы не в том, что она заботилась об угощении и порядке в доме, а в том, что Иисус перестал быть фокусом её внимания и центром её служения!
3. Опасность — стих 32а.
Причём апостол продолжает и даёт еще одну причину, почему нельзя увлекаться подобными естественными вещами – это поможет избежать забот. Посмотрите как он говорит в ст.32:
А я хочу, чтобы вы были без забот.
1 Коринфянам 7:32
Другими словами — можно оказаться порабощённым всеми этими обязанностями и временными декорациями, и не только забывая о своём высоком призвании христианина, но и оказаться несчастным озабоченным рабом всех этих временных декораций.
И у нас есть такая опасность всегда. В ст.33 ап. Павел говорит одну фразу, которую наши переводчики почему-то вообще опустили: «Женатому же приходится заботиться о насущных нуждах, о том, как угодить жене. Его интересы раздвоены.»
Поэтому для нас всегда будут актуальны слова Господа Иисуса Христа из Его Нагорной проповеди:
Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
Матфея 6:31-33
Есть определённые обязанности в этом мире, которые мы должны исполнять. Иметь крышу над головой, пищу, необходимую одежду и т.д. Но предаваться им и ставить это самоцелью – грех и очевидно рабство, ведущее нас к нескончаемой заботе и печали.
Люди ищут счастья, смысл, цель, ценность, значимость в вещах, имуществе, детях, семье, удовольствиях. Одним словом — во всех этих преходящих декорациях. Но они не могут этого дать. Они станут нашими идолами, и оставят нас пустыми, неудовлетворёнными и порабощёнными.
Вполне возможно и нужно быть хорошим бизнесменом, адвокатом или юристом, инженером или продавцом, менеджером или домохозяйкой, учёным или студентом, но жить ради Божьего Царства. Ключевой вопрос — каковы мои ценности, потому что они определяют мои приоритеты, которые формируют моё мировоззрение, которое создаёт мой характер и направляет мою жизнь.
Если мы любим своих детей, то мы будем готовить их к будущим декорациям. И последующий отрывок показывает как будут строить свою жизнь люди, которые живут во свете вечности, и как стоит молодёжи строить свою жизнь
4. Программа избавления — стихи 32б-34.
4.1. Мотивация жизни — угождение Господу — стих 32б.
Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу;
1 Коринфянам 7:32б
Мотивация жизни — это центр нашего внимания. Когда Бог в центре, тогда всё становится на свои места, и мы испытываем удовлетворение. Наша мотивация — это любовь и благодарность Богу за спасение!
4.2. Программа жизни — служение Богу — стихи 33-34.
а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.
1 Коринфянам 7:33-34
Слово «мирской» не означает греховное, а просто временное, преходящее, земное. И по причине того, что мы должны посвятить себя и своё время этим семейным задачам, мы можем попасть в ловушку и сконцентрироваться на семейных обязанностях и привидениях.
Служение — это наш отклик на Божию благодать и милость к нам!
Использовать своё время для служения Богу, даже занимаясь удовлетворением наших естественных нужд и потребностей. Всё, что мы делаем — есть наше служение ради славы Божьей.
Ап. Павел в послании к Колоссянам говорит такие прекрасные слова:
всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.
Колоссянам 3:17
Например, если молодая мать устаёт — это нормально. И если её заботы были мотивированы Христом, то она испытает удовлетворение. Если только долгом, обязанностью или чем-то иным — разочарование, огорчение, обиду и т.п.
5. Правильный отклик — посвящение Христу — стих 35.
Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения.
1 Коринфянам 7:35
Слово “польза” — коммерческий термин — прибыль, выгода, благо. Когда я живу в достаточности Бога, наслаждаясь Богом и служа другим во славу Его, то я испытываю довольство!
Фраза “наложить узы” — поймать в петлю. Напротив — защитить от петли.
Ап. Павел видит правильную и благословенную жизнь в том, что у моей жизни будет две принципиальных характеристики:
- постоянное верное служение Богу
- без внутреннего конфликта.
- И это приводит к полноте радости и счастья!
Понимаете, когда мы думаем о себе, ставим себя в центр нашей жизни, свою семью в центр всей Вселенной, то мы будем крайне неудовлетворёнными и порабощёнными людьми на земле.
Только умирая для себя, я начинаю созидать.
Только находя удовлетворение в Боге, я обретаю счастье, и несу его другим, включая и свою семью.
Только жизнь для Бога даёт подлинный смысл всему в моей жизни, включая и мою семью.
Только посвящая себя Богу я могу избежать порабощения преходящим декорациям этого мира.
Только живя Грядущим Царством Божьим — вся моя повседневность обретает смысль и цель, несмотря на текущие трудности и сложности!
История: говорят, что на небесах есть два стула для пары, которая прожила самую счастливую семейную жизнь. И говорят, что они ещё не заняты. Но я знаю кто там сядет! Иисус и Его Невеста — Церковь — мы с вами! Мы там сядем, потому что Христос Своей любовью посадит нас туда! Не за наши заслуги, но по причине Его благодати и любви!
Когда я сознаю это, то я не буду искать счастья в семье, потому что оно только во Христе. Наша семья только напоминает об этой святой и вечной реальности!
Когда я сознаю это, то я не буду игнорировать свою семью, потому что она особый инструмент по моему развитию и созиданию Божьего Царства здесь на земле!