31-го октября я получил поздравление с Днем Реформации от многих моих православных знакомых и даже от совершенно незнакомых людей через различные социальные сети. Было приятно. Поначалу мне показалось, что они присоединились к Президенту Путину и другим общественным и политическим деятелям, оценившим вклад российских протестантов в религиозную и социальную жизнь России и признавшим значимость для последних события далекой древности. Все-таки, как никак, особенный юбилей ㅡ 500-летие Реформации.
К поздравлению был прикреплен ролик, который, как оказалось, представлял собой незамысловатую религиозную пропаганду и приглашение перейти в Православную Церковь Московского Патриархата.
Тезисно представлю десять мыслей, которые посетили меня при просмотре данного ролика. Поскольку видео снято в жанре апологетики через личное свидетельство, ㅡ скорее душевное, нежели аргументированное Писанием и здравым смыслом, ㅡ то и мое изложение будет тезисным, нежели исследовательским.
- Прежде всего, хотелось бы похвалить сотрудников центра «Атриум» за тщательно продуманный, психологически выверенный и технически прекрасно реализованный ролик. По всему видно, что данный проект потребовал основательной работы. Жаль только, что он не о Христе. Вообще, Христа практически нет в этом ролике, что вызывает законный вопрос: а живут ли эти люди Христом, ведь «от избытка сердца говорят уста». Да и сама Реформация была о именно Христе, а не о людях и даже не исключительно о Церкви.
- Сразу бросается в глаза, что герои данного видео понимают, что говорят. Это не «подсадные утки». У них точно есть опыт нахождения в протестантских церквах. И режиссер учел этот опыт при формировании контента. Хотя странно, что смешали всех в одну кучу ㅡ харизмата, лютеранина, баптистов, свидетеля Иеговы, солдата Армии Спасения и пятидесятника-единственника. Ведь некоторые из них в самом протестантизме не считаются протестантами и не являются носителями исторического христианского учения, будучи, по сути, еретиками.
- Сама канва сценария проста и рассчитана на протестантов: показать, что люди обрели отношения с Богом, испытали встречу с Ним в протестантской, надо заметить, церкви, что побуждает зрителя-протестанта смотреть дальше с желанием узнать, чем же это все закончится! Но ближе к середине происходит серьезный разворот: внезапно начинается разговор о том, что пора бы вам, зрители-протестанты, вернуться «домой», то бишь в православие, чтобы получить более реальный, глубокий, подлинный опыт общения со Христом. Конечно, у честного зрителя возникает вопрос: а разве у этих людей не было прежде общения со Христом, разве они прежде не верили в настоящего Христа? Вроде, сначала герои свидетельствовали, что знали Его, затем заверили, что в православии познали Его еще больше, а потом вдруг заявили, что в протестантизме и не знали Его вовсе. Где здесь логика? В чем подвох? Человек говорит, что Бог сказал ему идти в православие. Но как Бог мог ему что-то сказать, если он Его не знал? Бог ли это ему говорил?! А если человек знал Бога, то почему теперь говорит, что не знал, что это был не настоящий Иисус?!
- Вообще, очевидно, что авторы не особо желают утруждать зрителя глубиной аргументации и логичностью мысли. Очевидно намерение авторов затронуть чувства зрителя, помочь ему на нахлынувших эмоциях сделать первый робкий шаг в сторону православия. Разумеется, апелляция к божественному авторитету во фразах «спроси Бога» или «Бог мне сказал» призвана создать иллюзию реальности и возбудить самые светлые чувства в сердце зрителя-протестанта.
- Будет вполне логично и справедливо спросить: а если их первоначальный опыт был не вполне подлинным, то можно ли нам доверять их теперешнему опыту христианства? А не занимаются ли герои этого фильма самообманом или аутотренингом? Особенно это ярко видно в конце ролика, когда молодой парень, как бы убеждая себя, говорит: «Так надо было!». У меня возник естественный вопрос: а вдруг это «возвращение домой» не навсегда? Ведь сегодня в нашем российском православии множество примеров расцерковления тех, кто весьма ревностно и активно жил православной жизнью.
- Зрелый протестант, просмотрев данный ролик, сразу отметит, что протестантский опыт представлен здесь очень коряво и в чем-то даже лукаво. Признается, что жизнь этих людей изменилась еще до перехода в православие. Это же очевидное действие Божьей благодати! Но авторы ролика находятся в своей религиозной парадигме ㅡ с одной стороны, не оттолкнуть протестантов, с другой, остаться верными ясной убежденности, что вне православия ㅡ гибель. Поэтому они очень мягко и душевно пытаются сказать протестанту, что его церковь ㅡ это заблуждение, ересь. А что до положительного опыта, который он получил в протестантской общине, то он вовсе и не опыт христианства, потому что подлинный опыт присутствует только в православии. Налицо внутреннее противоречие.
Самое забавное, что даже внутри самого православия признается наличие положительного религиозного опыта. Что только значит рекомендация к прочтению католического монаха Фомы Кемпийского «О подражании Христу».
Авторам ролика стоило бы задуматься об опыте живого общения со Христом огромного христианского мира, который превосходит православие в несколько раз, как минимум, количественно, и задаться вопросом о действии Бога и в других местах, а не только в православном храме.
Прямое же отождествление Московского Патриархата с церковью первого века звучит, по крайней мере, наивно и навязчиво. Любой маломальский историк церкви отметит, что это очень предвзято и необъективно.
- Вообще, само православие представлено в несколько идеализированном виде, я бы даже сказал фэнтезийно, как некий совершенный Кристалл с идеальными гранями. Церковь показана с единым учением и единой практикой, во всем соответствующей учению Отцов Церкви, с апостольской исторической преемственностью, с миссионерским духом и многочисленными мучениками. Тот, кто хотя бы немного знаком с жизнью современной православной церкви, будет, как минимум, удивлен такой идеалистической картиной. В ролике только однажды показана проблема возможной человеческой холодности в том или ином храме. И все на этом! Но ведь в самом православии идут серьезные богословские споры. Например, что произошло на кресте? Есть ли искупление личных грехов? Как хлеб и вино становятся плотью и кровью Христовыми? Где границы действия благодати Божьей? И т.д. И все это не второстепенные, а центральные богословские вопросы.
Авторы ролика пытаются ввести зрителя в заблуждение или сами пребывают в наивной уверенности, что все православие ㅡ это монолитное учение в рамках их уютного круга. За кадром остаются серьезные конфликты, скандалы, обвинения в ереси. Взять хотя бы раскол Украинского патриархата, никем не признаваемого, но ничем не отличающегося от остальных православных. С точки зрения некоторых православных верующих, и сами авторы ролика окажутся не вполне православными. Почему следует верить им, а не другим? А как быть с неканоническим православием? Как реагировать на неспособность всех признанных автокефальных православных церквей собраться вместе и провести полноценный всеправославный собор, который завершился летом прошлого года. Как относиться к известным напряженностям в самом Московском Патриархате в связи с отцом Даниилом Сысоевым или Георгией Кочетковым?
Да и Отцы Церкви, на которых так любят ссылаться мои православные друзья, зачастую противоречат друг другу и даже самим себе (например, нужно ли «освящать руку ударом» по богохульникам, как однажды посоветовал Иоанн Златоуст, или выбрать более миролюбивые советы, которые тоже есть в его «12 томах»?).
Вообще, на фоне православия те же католики намного более едины и могут использовать все эти аргументы ролика с большей моральной свободой и уверенностью. Неудивительно, что есть немало протестантов, которые после православия, опираясь на все те же аргументы, переходили в католицизм.
- В ролике, возможно, даже помимо замысла авторов, возникает противопоставление двух концепций или реальностей: церковь как реальная община (что типично для протестантов) и церковь как некая идеалистическая сущность. Правда, авторы, вероятно, неосознанно и в угоду протестантам говорят, что в православии община тоже часто присутствует, но это, по их же словам, явно опционально, главное ㅡ есть литургия с чашей, прочее не так важно. Получается, что есть сущность, имеющаяся где-то в исторической и идеологической сферах, помимо видимой некомфортности, непонятности и очевидного недружелюбия. А ведь Иисус сказал, что «по тому узна́ют все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан. 13:35). Постоянный рефрен противопоставления «людей» и «Бога» выглядит духовно и благочестиво, но за этим здесь, похоже, стоит именно непонимание важности общинности, непонимания того, как Истина Христова и Сам Христос формируют общину братской любви из таких разных и несовместимых грешных людей, как мы. Тем не менее, все эти грешные и несовершенные люди, призванные Христом и Духом Святым, соединены в Единую Божью Церковь ㅡ Тело Христово, которое «составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Послание к Ефесянам 4:16).
На основании свидетельств некоторых героев можно сделать вывод о том, что их взгляд на Церковь был искажен еще до прихода в православие. Очевидна тоска по оставленным друзьям и потерянной общинности. А как же обетование Христа: «истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради Меня и Евангелия, И не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной» (Марк 10:29-30)? Получается, в православии это обетование Христа не работает?
Вот эта подмена, кстати, и не позволяет православным авторам ролика понять, что ни Лютер, ни другие реформаторы не создавали новую церковь. Они просто создавали общины, где действительно есть вариации в учении и свои сложности и несогласия. Но центральным является возрождающее действие Бога. Поэтому в подлинной Церкви Христовой Христос и Его Евангелие всегда будут находиться в фокусе внимания. Эти разные христианские общины принадлежат к той же Церкви Христа, которая была и существует со времён Апостолов, даже если православные решили не считать их своими братьями.
- При этом заслуживает также внимания постановка вопроса о единстве: протестанты, якобы, ценят свою общину и плохо относятся к другим течениям (насколько же это не соответствует реальности!). Поэтому, утверждается в ролике, нужно как можно скорее присоединиться к православию, чтобы в правильной общине, читай Церкви Христовой, хорошо относиться к ней и ㅡ бинго! ㅡ относиться плохо к другим христианским течениям. Причем на практике у протестантов плохое отношение подсознательное (хотя это и противоречит, в сущности, протестантской догматике), а в православии его сделали обоснованным и догматичным: «все еретики, а мы единственная правильная Церковь»; это у протестантов община накладывает плохой отпечаток на толкование, поэтому нужно его подменить хорошим отпечатком правильной православной общины. И т.п.
- Теоретически те же христиане-баптисты могли бы снять подобный ролик «для православных друзей» и выложить его, например, в День Торжества Православия. Это очень просто. У нас полно людей, не нашедших Бога в православии и «вернувшихся» в Божью семью. Мы легко можем вспомнить миссионерскую православную активность не только по проповеди Христа, но и по истреблению несогласных, насильственному крещению или изъятию детей из баптистских семей, ссылки в отдаленные места по решению православных епископов просто за чтение Евангелия дома и т.д.
Мы также можем указать на пару процентов воцерковленных православных на фоне огромной массы православных безбожников и задать вопрос о плодах православного учения, удивиться, как так случилось, что «Православная Русь» стала первой в мире по количеству абортов, динамика которых не уменьшается, несмотря на законодательные препоны и якобы «повсеместное возрождение православной веры». Но всё же ролик сняли они, а не мы. Это радует. Мы все-таки не сектанты, как нас пытаются показать. Мы дети Божии, которые любят даже авторов и участников этого ролика и проповедуют Христа своим ближним. А вот на меня от этого ролика повеяло настоящим махровым сектантством.
Я не удивлюсь, если кто-то из героев фильма однажды повернется ко Христу вновь или даже впервые, обретя с Ним живые близкие взаимоотношения, и, возможно, запишет уже другой ролик. В конце концов, Сам Господь пишет «ролик» про жизнь каждого из нас (Малахия 3:16). Он Сердцеведец. Ему и дадим отчет в нашем уповании.
Мне бы хотелось пожелать сотрудникам центра «Атриум» направить свои силы на работу с невоцерковленными православными. Это будет лучшее, что они смогут сделать для Христа и Духовного Пробуждения России на данном этапе.
Стоит также помнить, что некоторые, например, такие, как я, стали русскими баптистами не по рождению, детскому крещению, родительском внушению, безысходности и т.д. и т.п., но потому что Бог прикоснулся к их сердцу через Писание Духом Святым, а изучение Отцов и Апологетов первой Церкви дало им укрепление своей вновь обретенной веры!
Евгений Бахмутский
пастор Русской Библейской церкви rbcerkov.ru
p.s. Также интересны к прочтению наблюдения моего друга Дениса Жегалина — Ссылка