Skip to content
Сайт пастора Евгения БахмутскогоСайт пастора Евгения Бахмутского
Сайт пастора Евгения Бахмутского
  • Евангелие
  • Блог
  • Видео
  • Книги
  • Вопрос-ответ
  • Обо мне
FacebookСайтTwitterYouTube
 
  • Евангелие
  • Блог
  • Видео
  • Книги
  • Вопрос-ответ
  • Обо мне

Спасибо за поздравление #Реформация500 — помощь друзьям-протестантам

Ноя32017
500летРеформацииДень РеформацииПравославие

31-го октября я получил поздравление с Днем Реформации от многих моих православных знакомых и даже от совершенно незнакомых людей через различные социальные сети. Было приятно. Поначалу мне показалось, что они присоединились к Президенту Путину и другим общественным и политическим деятелям, оценившим вклад российских протестантов в религиозную и социальную жизнь России и признавшим значимость для последних события далекой древности. Все-таки, как никак, особенный юбилей ㅡ 500-летие Реформации.

К поздравлению был прикреплен ролик, который, как оказалось, представлял собой незамысловатую религиозную пропаганду и приглашение перейти в Православную Церковь Московского Патриархата.

Тезисно представлю десять мыслей, которые посетили меня при просмотре данного ролика. Поскольку видео снято в жанре апологетики через личное свидетельство, ㅡ скорее душевное, нежели аргументированное Писанием и здравым смыслом, ㅡ то и мое изложение будет тезисным, нежели исследовательским.

  1. Прежде всего, хотелось бы похвалить сотрудников центра «Атриум» за тщательно продуманный, психологически выверенный и технически прекрасно реализованный ролик. По всему видно, что данный проект потребовал основательной работы. Жаль только, что он не о Христе. Вообще, Христа практически нет в этом ролике, что вызывает законный вопрос: а живут ли эти люди Христом, ведь «от избытка сердца говорят уста». Да и сама Реформация была о именно Христе, а не о людях и даже не исключительно о Церкви.
  2. Сразу бросается в глаза, что герои данного видео понимают, что говорят. Это не «подсадные утки». У них точно есть опыт нахождения в протестантских церквах. И режиссер учел этот опыт при формировании контента. Хотя странно, что смешали всех в одну кучу ㅡ харизмата, лютеранина, баптистов, свидетеля Иеговы, солдата Армии Спасения и пятидесятника-единственника. Ведь некоторые из них в самом протестантизме не считаются протестантами и не являются носителями исторического христианского учения, будучи, по сути, еретиками.
  3. Сама канва сценария проста и рассчитана на протестантов: показать, что люди обрели отношения с Богом, испытали встречу с Ним в протестантской, надо заметить, церкви, что побуждает зрителя-протестанта смотреть дальше с желанием узнать, чем же это все закончится! Но ближе к середине происходит серьезный разворот: внезапно начинается разговор о том, что пора бы вам, зрители-протестанты, вернуться «домой», то бишь в православие, чтобы получить более реальный, глубокий, подлинный опыт общения со Христом. Конечно, у честного зрителя возникает вопрос: а разве у этих людей не было прежде общения со Христом, разве они прежде не верили в настоящего Христа? Вроде, сначала герои свидетельствовали, что знали Его, затем заверили, что в православии познали Его еще больше, а потом вдруг заявили, что в протестантизме и не знали Его вовсе. Где здесь логика? В чем подвох? Человек говорит, что Бог сказал ему идти в православие. Но как Бог мог ему что-то сказать, если он Его не знал? Бог ли это ему говорил?! А если человек знал Бога, то почему теперь говорит, что не знал, что это был не настоящий Иисус?!
  4. Вообще, очевидно, что авторы не особо желают утруждать зрителя глубиной аргументации и логичностью мысли. Очевидно намерение авторов затронуть чувства зрителя, помочь ему на нахлынувших эмоциях сделать первый робкий шаг в сторону православия. Разумеется, апелляция к божественному авторитету во фразах «спроси Бога» или «Бог мне сказал» призвана создать иллюзию реальности и возбудить самые светлые чувства в сердце зрителя-протестанта.
  5. Будет вполне логично и справедливо спросить: а если их первоначальный опыт был не вполне подлинным, то можно ли нам доверять их теперешнему опыту христианства? А не занимаются ли герои этого фильма самообманом или аутотренингом? Особенно это ярко видно в конце ролика, когда молодой парень, как бы убеждая себя, говорит: «Так надо было!». У меня возник естественный вопрос: а вдруг это «возвращение домой» не навсегда? Ведь сегодня в нашем российском православии множество примеров расцерковления тех, кто весьма ревностно и активно жил православной жизнью.
  6. Зрелый протестант, просмотрев данный ролик, сразу отметит, что протестантский опыт представлен здесь очень коряво и в чем-то даже лукаво. Признается, что жизнь этих людей изменилась еще до перехода в православие. Это же очевидное действие Божьей благодати! Но авторы ролика находятся в своей религиозной парадигме ㅡ с одной стороны, не оттолкнуть протестантов, с другой, остаться верными ясной убежденности, что вне православия ㅡ гибель. Поэтому они очень мягко и душевно пытаются сказать протестанту, что его церковь ㅡ это заблуждение, ересь. А что до положительного опыта, который он получил в протестантской общине, то он вовсе и не опыт христианства, потому что подлинный опыт присутствует только в православии. Налицо внутреннее противоречие.

Самое забавное, что даже внутри самого православия признается наличие положительного религиозного опыта. Что только значит рекомендация к прочтению католического монаха Фомы Кемпийского «О подражании Христу».

Авторам ролика стоило бы задуматься об опыте живого общения со Христом огромного христианского мира, который превосходит православие в несколько раз, как минимум, количественно, и задаться вопросом о действии Бога и в других местах, а не только в православном храме.

Прямое же отождествление Московского Патриархата с церковью первого века звучит, по крайней мере, наивно и навязчиво. Любой маломальский историк церкви отметит, что это очень предвзято и необъективно.

  1. Вообще, само православие представлено в несколько идеализированном виде, я бы даже сказал фэнтезийно, как некий совершенный Кристалл с идеальными гранями. Церковь показана с единым учением и единой практикой, во всем соответствующей учению Отцов Церкви, с апостольской исторической преемственностью, с миссионерским духом и многочисленными мучениками. Тот, кто хотя бы немного знаком с жизнью современной православной церкви, будет, как минимум, удивлен такой идеалистической картиной. В ролике только однажды показана проблема возможной человеческой холодности в том или ином храме. И все на этом! Но ведь в самом православии идут серьезные богословские споры. Например, что произошло на кресте? Есть ли искупление личных грехов? Как хлеб и вино становятся плотью и кровью Христовыми? Где границы действия благодати Божьей? И т.д. И все это не второстепенные, а центральные богословские вопросы.

Авторы ролика пытаются ввести зрителя в заблуждение или сами пребывают в наивной уверенности, что все православие ㅡ это монолитное учение в рамках их уютного круга. За кадром остаются серьезные конфликты, скандалы, обвинения в ереси. Взять хотя бы раскол Украинского патриархата, никем не признаваемого, но ничем не отличающегося от остальных православных. С точки зрения некоторых православных верующих, и сами авторы ролика окажутся не вполне православными. Почему следует верить им, а не другим? А как быть с неканоническим православием? Как реагировать на неспособность всех признанных автокефальных православных церквей собраться вместе и провести полноценный всеправославный собор, который завершился летом прошлого года. Как относиться к известным напряженностям в самом Московском Патриархате в связи с отцом Даниилом Сысоевым или Георгией Кочетковым?

Да и Отцы Церкви, на которых так любят ссылаться мои православные друзья, зачастую противоречат друг другу и даже самим себе (например, нужно ли «освящать руку ударом» по богохульникам, как однажды посоветовал Иоанн Златоуст, или выбрать более миролюбивые советы, которые тоже есть в его «12 томах»?).

Вообще, на фоне православия те же католики намного более едины и могут использовать все эти аргументы ролика с большей моральной свободой и уверенностью. Неудивительно, что есть немало протестантов, которые после православия, опираясь на все те же аргументы, переходили в католицизм.

  1. В ролике, возможно, даже помимо замысла авторов, возникает противопоставление двух концепций или реальностей: церковь как реальная община (что типично для протестантов) и церковь как некая идеалистическая сущность. Правда, авторы, вероятно, неосознанно и в угоду протестантам говорят, что в православии община тоже часто присутствует, но это, по их же словам, явно опционально, главное ㅡ есть литургия с чашей, прочее не так важно. Получается, что есть сущность, имеющаяся где-то в исторической и идеологической сферах, помимо видимой некомфортности, непонятности и очевидного недружелюбия. А ведь Иисус сказал, что «по тому узна́ют все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан. 13:35). Постоянный рефрен противопоставления «людей» и «Бога» выглядит духовно и благочестиво, но за этим здесь, похоже, стоит именно непонимание важности общинности, непонимания того, как Истина Христова и Сам Христос формируют общину братской любви из таких разных и несовместимых грешных людей, как мы. Тем не менее, все эти грешные и несовершенные люди, призванные Христом и Духом Святым, соединены в Единую Божью Церковь ㅡ Тело Христово, которое «составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Послание к Ефесянам 4:16).

На основании свидетельств некоторых героев можно сделать вывод о том, что их взгляд на Церковь был искажен еще до прихода в православие. Очевидна тоска по оставленным друзьям и потерянной общинности.  А как же обетование Христа: «истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради Меня и Евангелия, И не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной» (Марк 10:29-30)? Получается, в православии это обетование Христа не работает?

Вот эта подмена, кстати, и не позволяет православным авторам ролика понять, что ни Лютер, ни другие реформаторы не создавали новую церковь. Они просто создавали общины, где действительно есть вариации в учении и свои сложности и несогласия. Но центральным является возрождающее действие Бога. Поэтому в подлинной Церкви Христовой Христос и Его Евангелие всегда будут находиться в фокусе внимания. Эти разные христианские общины принадлежат к той же Церкви Христа, которая была и существует со времён Апостолов, даже если православные решили не считать их своими братьями.

  1. При этом заслуживает также внимания постановка вопроса о единстве: протестанты, якобы, ценят свою общину и плохо относятся к другим течениям (насколько же это не соответствует реальности!). Поэтому, утверждается в ролике, нужно как можно скорее присоединиться к православию, чтобы в правильной общине, читай Церкви Христовой, хорошо относиться к ней и ㅡ бинго! ㅡ относиться плохо к другим христианским течениям. Причем на практике у протестантов плохое отношение подсознательное (хотя это и противоречит, в сущности, протестантской догматике), а в православии его сделали обоснованным и догматичным: «все еретики, а мы единственная правильная Церковь»; это у протестантов община накладывает плохой отпечаток на толкование, поэтому нужно его подменить хорошим отпечатком правильной православной общины. И т.п.
  2. Теоретически те же христиане-баптисты могли бы снять подобный ролик «для православных друзей» и выложить его, например, в День Торжества Православия. Это очень просто. У нас полно людей, не нашедших Бога в православии и «вернувшихся» в Божью семью. Мы легко можем вспомнить миссионерскую православную активность не только по проповеди Христа, но и по истреблению несогласных, насильственному крещению или изъятию детей из баптистских семей, ссылки в отдаленные места по решению православных епископов просто за чтение Евангелия дома и т.д.

Мы также можем указать на пару процентов воцерковленных православных на фоне огромной массы православных безбожников и задать вопрос о плодах православного учения, удивиться, как так случилось, что «Православная Русь» стала первой в мире по количеству абортов, динамика которых не уменьшается, несмотря на законодательные препоны и якобы «повсеместное возрождение православной веры». Но всё же ролик сняли они, а не мы. Это радует. Мы все-таки не сектанты, как нас пытаются показать. Мы дети Божии, которые любят даже авторов и участников этого ролика и проповедуют Христа своим ближним. А вот на меня от этого ролика повеяло настоящим махровым сектантством.

Я не удивлюсь, если кто-то из героев фильма однажды повернется ко Христу вновь или даже впервые, обретя с Ним живые близкие взаимоотношения, и, возможно, запишет уже другой ролик. В конце концов, Сам Господь пишет «ролик» про жизнь каждого из нас (Малахия 3:16). Он Сердцеведец. Ему и дадим отчет в нашем уповании.

Мне бы хотелось пожелать сотрудникам центра «Атриум» направить свои силы на работу с невоцерковленными православными. Это будет лучшее, что они смогут сделать для Христа и Духовного Пробуждения России на данном этапе.

Стоит также помнить, что некоторые, например, такие, как я, стали русскими баптистами не по рождению, детскому крещению, родительском внушению, безысходности и т.д. и т.п., но потому что Бог прикоснулся к их сердцу через Писание Духом Святым, а изучение Отцов и Апологетов первой Церкви дало им укрепление своей вновь обретенной веры!

Евгений Бахмутский

пастор Русской Библейской церкви rbcerkov.ru

 

p.s. Также интересны к прочтению наблюдения моего друга Дениса Жегалина — Ссылка

Рубрика: 500летРеформации, День Реформации, Православие03.11.2017
Тэги: 500летРеформацииапостольскаяпреемственностьДень РеформациизаблуждениеправославиеРеформацияРеформация 500. Друзьям протестантам...экумения

Навигация по комментариям

ПредыдущаяПредыдущая записьКритический анализ книги Уильяма Пола Янга «Хижина»: взгляд пастораСледующаяСледующая записьПодарок всем на День Реформации

Похожие записи

Подарок всем на День Реформации
31.10.2017
Пастор Рягузов и «православный» плагиат
07.12.2016
Записи по тегам
1Коринфянам 500летРеформации День Реформации ДеньРеформации Евангелие Ересь ИскажениеЕвангелия Конец года Молитва Молитва за город Новый год Ответы на вопросы Планирование времени Подарок Реформация Рождество Фетлер Христос Церковь апостольскаяпреемственность благовестие блог ЖЖ брак воспитание лидеров доктрина заблуждение книги крест лидерство любовь морализаторство мысли наставничество номинальныеверующие подготовка лидеров подготовка служителей подменыЕвангелия поместнаяцерковь проповедь семья счастливая жизнь фильм #Фетлер характер цитатыизмоейпроповеди чудеса
Видеопроповедь
  • Рождество. Потерянный Эдем

    Мы остановились на том, что всё было прекрасным и всё было в гармонии. Все люди и все созданные существа, вся земля и вода были в отличном состоянии. Но история первых людей не оставалась такой радужной. Она сталкивается с ужасающей трагедией. Этот сдвиг имеет большое значение для лучшего прочтения рождественской истории. Без него Рождество было бы очень запутанным и не вполне понятным. Зачем Богу приходить на землю младенцем? Почему Адам и Ева сделали то, что они делали (а теперь все мы будем делать то же самое), несмотря на то, что у них была идеальная генетическая структура и идеальная среда обитания? История объяснит нам это. На сцене появляется змей. Два важных момента ясно видны в этом действии большой истории:

    05.01.2020
3 случайных записи
  • Грешная троица, владеющая умами невозрожденных людей

    Апостол Иоанн довольно четко написал в своем 1-ом послании —

  • Интересное видео о религии в России

  • «О том, как некие сектантцы зовут рабочего на танцы»

    Это стихотворение написано Владимиром Маяковским в 1928 году. Атака на евангельские

© 2013

Сайт Евгения Бахмутского