Пример 2. Щедрость
Давайтесь представим, что вы беседуете о распоряжении своими материальными ресурсами и говорите своим слушателям: «Мы должны быть щедрыми» или «Мы призваны использовать наши материальные ресурсы для помощи нуждающимся». Эти утверждения справедливы, и оба соответствуют библейскому учению. Но теперь давайте спросим: а каково будет их применение? Как насчёт неверующего человека? Как он воспримет эти заявления? Возникнет ли у него несогласие? Скорее всего, нет! Ведь большинство людей согласится с тем, что стоит быть щедрыми. Об этом учат и другие религии. В конце концов, милостыня является одним из пяти столпов ислама!
По сути, данные призывы, хотя и справедливы, но не несут Евангелия. Это обычная мораль, с которой точно согласится большинство людей. Кроме того, ваши слушатели будут интерпретировать «щедрость» на свой лад, через призму своего понимания и опыта. Например, кто-то может помышлять, что ему уже давно бы пора начать давать десятину в церковь. Другой почувствует себя виноватым перед голодающими детьми Африки и постарается найти себе ребёнка, которого он мог бы спонсировать. Третьи начнут активнее давать милостыню, оправдывая свои неблагочестивые формы материального обогащения и т.д. Другими словами, люди, которые примут близко к сердцу слово о необходимости щедрости, будут вносить какие-то непринципиальные корректировки в своё поведение. Что же нам тогда делать? Как нам избежать морализаторства? Снова посмотреть на пример Ап.Павла, который, говоря о щедрости, обосновывает свое повеление Евангелием Христа, где Иисус отдал всё Своё ради нашего спасения.
Апостол пишет:
«Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою.» (2 Кор.8:9)
И тут мы начинаем сознавать, что наше понимание щедрости было сформировано концепциями и взглядами этого мира. В Евангелии же мы видим, что Христос отдает всего Себя ради Божьей миссии. Такая щедрость выглядит радикально. Но поскольку мы снова и снова сталкиваемся со славным Евангелием Иисуса Христа, Который отказался от всего, чтобы приобрести наше спасение, то мы начинаем понимать, что такое Евангельская щедрость или щедрость, сформированная Евангелием. Она не мотивирована виной, но Божьей Благодатью, любовью к Богу и благодарностью Ему.
Я помню, как в одной группе мы обсуждали историю о мытаре Закхее, как он принимал Иисуса в своём доме, и как раскаялся в своей жадности и решил воздать всем обиженным и обманутым вчетверо. Многие из нас говорили о полезности давать больше десятины и расти в своей щедрости. Неожиданно, один из нас вдруг сказал, что сожалеет, что в Библии не написано, что теперь надо отдавать в церковь 25%, как это сделал Закхей. Но он не понял суть этой истории. Ведь Иисус не сказал, сколько должен воздать этот мытарь. Иисус даже не сказал ему, что следует делать. Дело в том, что Закхей встретил Христа и уже не мог не быть щедрым. Нам не требуется электронная таблица Excel, чтобы показать, сколько ещё нужно отдать другим и пожертвовать в церковь (хотя это может быть и полезно при бюджетировании), но нам нужна встреча со Христом, так чтобы мы жертвовали усердно, радостно и щедро. Тогда мы точно будем испытывать удовлетворение от нашей щедрости.