Мне довольно часто приходится становиться свидетелем, как христиане совершают одну распространённую ошибку – подменяют Евангелие обычным морализаторством. Жизни их слушателей (особенно, если говорить в контексте проповедников) не меняются, потому что не происходит внутреннего преображения, а внешняя корректировка поведения временна и опирается на человеческие силы и мотивацию.
Я напишу небольшую серию понятных примеров, которые проиллюстрируют эту проблематику и помогут лучше разобраться в этом вопросе.
Пример 1: Супружеская любовь
Давайте представим, что Вам пришлось выступать перед группой неверующих мужчин на тему взаимоотношений мужа и жены. И вот вы делаете такое заявление: «Мужья должны любить своих жен». Это, конечно, неплохое заявление, не так ли? Это библейское утверждение. Весьма лаконичное. Но давайте зададим себе честный вопрос: «Вызовет ли это предложение принятие или отвержение со стороны неверующего человека?». Вероятно, нет! Почти уверен, что большинство российских мужчин согласятся с ним, что действительно мужья должны любить своих жен. Скажу даже больше, если вы сделаете такое заявление в церкви, то его там, еще с большей радостью, точно воспримут.
Но вся беда в том, что каждый мужчина может, и скорее всего будет, интерпретировать его на свой лад. Один подумает, что надо бы почаще говорить своей жене, что он ее любит. Другой скажет себе, что следует побольше заниматься бытовыми вопросами. Третий вспомнит о том, что он уже давно не водил свою супругу в ресторан, чтобы провести совместный романтический вечер. В церкви братья подумают о том, что следовало бы почаще молиться за жену и читать с ней Писание, проявлять к ней снисхождение и великодушие, оказывать честь как сонаследнице благодатной жизни. Понимаете, у каждого своя концепция реализации любви к своей жене. Но в этом восприятии может не быть вообще ничего библейского. Это просто представления того или иного человека.
Но как мы можем проповедовать Евангелие и не впадать в морализаторство в таком случае? Как нам не скатиться просто в набор требований и принципов для мужей, давя на их волю с помощью чувства стыда или гордыни?
Следует поступать, как это делал Ап.Павел. Послушайте, что он пишет:
25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф.5:25).
Вот теперь неверующий человек увидит, что любовь к жене не вписывается в его привычные моральные представления. Потому что мерилом и лекалом для нашей любви является пример жертвенной любви Христа. Наша любовь к женам укорена в том, что сделал для нас Иисус на кресте. В действительности, наша любовь формируется крестом Христа. Это и самопожертвование, и самоотдача, и самозабвение.
Это больше, чем просто вынести мусор или сказать: «Я тебя люблю, дорогая!».
Муж, который любит свою жену таким образом, должен быть готов умереть за нее. И теперь мы не только видим, что такое настоящая любовь к жене, мы также начинаем сознавать, что в нас такой любви нет, и нам требуется Божья помощь, чтобы любить наших жен по-настоящему! Нам нужен Иисус – и как пример, и как Спаситель! Потому что наша любовь к нашим женам, в сущности, является отражением Христовой любви к нам, и поддерживается Божьей благодатью.
Это не просто моральное поведение. Это поведение, основанное на Евангелии, вдохновленное Евангелием, поддерживаемое Евангелием.