Само название немного интригующее — протестант, баптист, а говорит о любви к земной Родине. Но здесь намного больше евангельского, чем кажется на первый взгляд. Скажу даже больше, только подлинный христианин может по-настоящему любить свою земную Родину!
В этом году особая юбилейная дата — 150 лет со дня рождения выдающегося служителя Российского Евангельского движения — Ивана Степановича Проханова. Его еще при жизни многие называли русским «Лютером».
Конечно, можно написать о его стратегической прозорливости, об организаторских способностях, об интересной семье, об умении понимать время и использовать открывающиеся возможности, о широте сердца и теплоте души. Полагаю, что многие скажут и напишут об этом.
Но есть нечто, о чём не особо принято говорить в нашей евангельской среде, что нередко ускользает от нашего взгляда, что заметно отличало пионеров евангельского Пробуждения прошлого века, что является серьёзным препятствием для успеха Евангелия сегодня. Я имею в виду любовь к своему народу, подвижничество ради него!
К сожалению, в советское время произошла трансформация богословского мышления — оно стало весьма узким, сектантским и ущербным в отношении окружающего общества, и как справедливо подметил Дмитрий Бинцаровский:
Отношение протестантов к реформации церкви и общества в постсоветских странах можно описать так: церковь реформировать незачем, потому что в ней и так все хорошо; а мир реформировать незачем, потому что в нем и так все будет плохо.
Дмитрий Бинцаровский. Протестантизм без Реформации
Но так не было изначально. Не таких взглядов придерживался Проханов. Несомненно, ему был свойственен социальный идеализм (тот же город Солнца в Сибири), но всё же — он любил свой народ, и желал ему всестороннего евангельского преображения, которое начавшись в духовном, привело бы и к общественно-социальным преобразованиям.
Конечно, нам не стоит идеализировать и романтизировать все идеи и взгляды Проханова. Он также был человеком своего времени и своей культуры. По собственному признанию Проханова, ему были близки идеи социализма: «я полностью симпатизировал всем этим идеалам и желал, чтобы они осуществились как можно скорее» («В Котле России», с.111). Разумеется, он не мог принять свойственного социализму отрицания Христа и вообще религии: «Я думал, что это не логично, потому что их идеи свободы, равенства и братства и социалистических принципов заимствовались часто из учения Христа и его религии». Как отмечал богослов Андрей Пузынин, по замыслу Ивана Проханова, «христианство должно было стать пятым элементом социализма, чтобы сделать его совершенным». (Пузынин А.П. Традиция евангельских христиан. Изучение самоидентификации и богословия от момента её зарождения до наших дней. — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2010, с.239) Христианский социализм Проханова («идея освобождения в евангелической форме»), по мнению Пузынина, был помещен в «модернистские и романтические рамки XIX столетия» (там же, с.240)
Уже в 1918 году появляется его брошюра «Евангельское христианство и социальный вопрос», где он пишет следующее:
Мы твердо держимся мнения, что христианство не есть только слово, но и дело, не только учение, но и преобразованная жизнь. Поэтому мы верим, что евангельское движение в России должно выразиться не только в проповеди, но и в создании новых форм социально-экономической жизни
В 1925 году Проханов завершает программную работу «Новая или евангельская жизнь», где контуры христианской социальной этики обрисованы более глубоко и основательно. Гражданский долг, по утверждению Ивана Степановича, не отделим от христианского:
Если бы мы могли так переустроить мир, чтобы не было голодных или нуждающихся, не только верующих, но и неверующих, то это было бы хорошо, ибо этого только и желает видеть от нас Бог.
Известно также, что Иван Степанович баллотировался в Государственную думу. Его интересовали и религиозная свобода, и преобразование России на основании Евангельских принципов. Он был движим не страстью к власти или материальной наживе. Им двигала Любовь ко Христу и своему многонациональному народу! Он желал видеть, как Евангелие преобразит и изменит жизнь окружающего общества. Он желал не просто спасения души, но спасения всей жизни человека.
Вот как он говорит об этом в своей известной автобиографии «В котле России»:
Хотя я был свидетелем развития революции и ее экстраординарных политических событий, мое сознание было наполнено не политикой, а исключительно нашими религиозными вопросами. Вместе с моими соратниками мы провозгласили на одной из конференций лозунг: «Нет политике, да — Евангелию.»
Мы считали, что Евангелие было лучшим лекарством для всякого рода духовных болезней. Наш долг заключался в том, чтобы избавить большевиков и меньшевиков, мужчин и женщин от всех политических цепей с помощью веры в Иисуса Христа.
В соответствии с Евангельскими принципами евангельские христиане от всего сердца приветствовали всякую справедливость, содействующую свободе и благу всех людей. Но мы не могли принимать участие ни в какой политической партии, потому что их методы, основанные на ненависти и преследованиях противоречили христианским методам, базирующимся на любви и сострадании. Мы сделали наш главный выбор и были верны ему всегда.
Иван Степанович Проханов вдохновлялся примером правления российского императора-освободителя Александра II, великого реформатора политической и экономической жизни страны. Его новые законы освободили миллионы крепостных людей, что привело к великому подъёму в жизни народа. Поэтому евангельский проповедник был убежден, что теперь реформы следовало продолжить уже в духовно-религиозной сфере, чтобы произошло окончательное преображение Российского общества. Теперь России нужно было принять Христа и Его Евангелие.
Наставления и воззвания Ивана Степановича вливали в души верующих истинный евангельский оптимизм. Его цикл статей в журнале «Христианин» в 1925-1926 годах даже называли «социальным евангелием Проханова». Но в отличии от движения так называемого «социального Евангелия» — Проханов проповедовал о Христе не просто как о каком-то социальном реформаторе или революционере, но как о Господе и Спасителе, об Искупителе наших грехов, и всей нашей жизни!
Евангельский подвижник был убежден, что человек, принявший Христа,
вдохновленный Евангелием, получает силу исполнить великие деяния самоотверженной любви для исцеления страждущего человечества.
И.С. Проханов, В котле России
К сожалению, за годы гонений и намеренной маргинализации евангельского движения в России, среди верующих сложилось искажённое мировоззрение касательно физического мира, и окружающего их общества.
Некоторые видят проблему в советском коммунистическом влиянии (хорошим будет только будущее — коммунизм), некоторые обвиняют эсхатологию (всё хорошее на земле будет потом, а сейчас всё будет только ухудшаться), кто-то отмечает ложный духовный дуализм с оттенком неоплатонизма (материальное — плохо, духовное — хорошо), сложившийся по причине исключения церкви из общественного пространства, где под запретом была даже благотворительность. Поэтому многие верующие вообще не думали об их окружающем обществе, как о тех, кому надо принести полный Шалом Христов, максимум — рассказать о возможности получить прощение грехов и нравственной жизни.
Но такое отношение показывает проблемы понимания сути сердцевины Евангелия — Воскресения Христа из мёртвых.
Воскресение Христа доказывает, что Бог любит этот мир. Любая другая религия воспринимает спасение как побег из этого материального мира. Ваша душа отправляется на далекие небеса, или вы уходите в другое измерение или что-то в этом роде. Воскресение же Христа из мёртвых показывает, что Бог хочет спасать не только души, но и тела. Он хочет не просто спасти духовное, но физическое.
Это доказывает, что Бог ненавидит болезни, бедность, голод и смерть. Это против Его природы. Он есть Создатель. Он есть жизнь! Всё это зло мира — плоды греха, и нашего греха также! Всё это воюет против Бога, всё это пытается разрушать Его мир! Поэтому мы не можем быть более равнодушными к болям и скорбям людей вокруг нас. Бог начал процесс восстановления! Он воскресил Иисуса! Первенца из мёртвых! Однажды Бог обновит весь мир! Пасха означает, что материальный мир имеет значение. Теперь я свободен от мира, но я призван служить в этом мире Божьим целям и замыслу!
Мартин Лютер — великий европейский реформатор — однажды сказал:
Если мне скажут, что завтра наступит конец света, то еще сегодня я посадил бы дерево
Почему он так сказал? Я посмотрел в интернете как люди относятся к этому высказыванию. В основном с ухмылкой — типа зачем сажать дерево, если всё погибнет. Люди не понимают истину о воскресении. Они не понимают, что наша обычная жизнь — это и есть то, что будет искуплено и обновлено Богом! Конец света — это не уничтожение материи, а её обновление и восстановление. Грех будет уничтожен окончательно, но не материя!
Нет ничего лучше обычной жизни, кроме того, что она всегда уходит. Она всегда разваливается. Она несовершенная из-за присутствия греха. Что такое обычная жизнь? Пища, прогулки в парках, хобби и развлечения, объятия и разговоры, и реки, и моря, и горы… весь этот материальный мир, всё, включая и людей! Бог любит его так сильно, что отдал Своего Единственного Сына (Ин.3:16), чтобы его можно было искупить и сделать совершенным. Вот что нас ждет! И если вы понимаете смысл воскресения, то теперь вы сможете жить практической любовью по отношению к нуждам людей и с подлинной свободой отдавать себя им, чтобы исцелились их тело и душа!
Неудивительно, что ап. Павел говорит в послании к Галатам такие слова:
Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.
Галатам 6:10
Смысл воскресения в том, что этот мир имеет значение! Что с несправедливостью и болью нынешнего мира следует бороться, черпая вдохновение в будущем полном исцелении, и окончательном установления царства справедливости и любви. Если Пасха означает, что Иисус Христос воскрес лишь духовно, значит, речь идёт только обо мне и поиске новых высот в моей личной духовной жизни. Но если Иисус Христос действительно воскрес из мёртвых, христианство становится доброй вестью для всего мира. Пасха означает, что в мире, где царствуют несправедливость, насилие и упадок, Бог не собирается всё время терпеть их, и теперь наш труд, совершаемый благодатью Божьей, будет показывать силу победы Иисуса над смертью и злом, и указывать на окончательное исцеление и восстановление всей Вселенной. Упраздните Пасху – и окажется, что Карл Маркс был, вероятно, прав, обвиняя христианство в пренебрежении к проблемам материального мира. Устраните её, и окажется, что Фрейд, вероятно, был прав, утверждая, что христианство представляет собой воображаемое исполнение желаний. Избавьтесь от неё, и окажется, что Ницше был, вероятно, прав, утверждая, что христианство существует для слабых и безвольных людей (вторая часть абзаца — переписанная идея Н. Т. Райт, Ради всего, что значит Бог: истинное поклонение и призывы церкви (N. Т. Wright. For All God’s Worth: True Worship and the Calling of the Church, Eerdmans, 1997), c. 65–66.).
Иван Степанович так верил, так молился, так жил. Послушайте слова из его последнего пасхального приветствия:
В первом веке условия для Его последователей были ужасны, их пытали, их отправляли на растерзание зверям, их сжигали в огне, но тем не менее христианство распространялось через живых свидетелей, преодолевая греческую философию, преодолевая римскую военную силу, и на руинах древней цивилизации возникла церковь — замечательное здание христианской культуры, христианской религии. Мы жаждем веры евангельской в атеистической стране, и мы верим, что Бог даст нам духовную победу над всеми доктринами, отвергающими существование Бога, и надеемся на грядущую новую счастливую жизнь в нашей стране. С этой верой, в наших сердцах, мы чувствуем вдохновение сказать миру, наполненному пессимизмом, братское слово веры и оптимизма. Возьмите древнее и вечное Евангелие, основу нашей жизни, и перестройтесь в вашей жизни в соответствии с учением Иисуса Христа, и тогда земля и небо обновятся. Это есть основа призыва воскресения. Христос воскрес! И мы воскреснем!
И.С.Проханов, 17 марта 1933 г., Нью-Йорк, «В котле России»
Это становится весьма актуальным в свете недавней печальной статистики — только половине российских семей хватает финансов на еду и одежду, а за последний год число выпивающих россиян увеличилось до 67%.
Хотя все верующие граждане неба, но они не равнодушны к своей земной родине. Их патриотизм не построен на ненависти или превосходстве над другими нациями, он не укоренен в страхе или гордыне, но он основан на любви к окружающим их людям. Они подобно ап. Павлу испытывают «печаль и непрестанное мучение» в своём сердце, и желают положить душу свою ради своих единоплеменников и сограждан (Рим. 9:2-3). Они жаждут полного преображения и обновления всего мира, вокруг них (Рим. 8:20-23). Они ждут, когда все народы, включая и их собственный, принесут свою славу к ногам Христа (Откр. 21:22-26).
Иисус сказал:
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.
Ин. 15:13
Сегодня Россия нуждается в таких людях! Подвижниках Христа, которые любят свой народ всем сердцем!
Любовь к Родине – это, прежде всего, Любовь ко Христу, которая питает Любовь к людям, желающая их всестороннего преображения силой Евангелия. В сущности, это проявление любви Христовой — словом и делом. Это желание не только спасения своей души, но и евангельского обновления всего окружающего мира во всей красе и чистоте во славу Божию!