В наше время все чаще встречается неверное, искаженное, поврежденное и пагубное отношение к поместной церкви.
Сегодня я начну серию постов о поместной церкви, о библейской экклезиологии, о правильном отношении к поместной церкви.
В свое время Джона Стотта, известного богослова прошлого века, спросили какой доктриной, по его мнению, современные христиане больше всего пренебрегают, то он без колебания, ответил —
”Экклезиология”
(см. Евангелие Как Центр: Обновление Веры И Реформирование Служения. /Под ред. Д.А.Карсона и Тимоти Келлера; пер. с англ. -. Чернигов: In Lumine Media, 2014, 235).
Ситуация не изменилась и до сего дня.
Ниже находится конспект моей воскресной проповеди из серии на 1-ое Коринфянам 3:16-17
16 Разве не знаете, что вы — храм Божий, и Дух Божий живет в вас? 17 Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог:ибо храм Божий свят; а этот [храм] — вы
Церковь — Величайший Божий проект!
Что Бог строит?
(1 Кор.3:16-17)
Некоторые из нас расслабились в прошлое воскресенье, услышав, что 15-й стих относится к церковным лидерам, и говорит о Божьей награде (а не об их спасении) за их труд по созиданию церкви на основании Креста Иисуса Христа и через Евангелия. И не дает основания думать, что можно быть мирским христианином, но все равно спастись. Да и следует сказать, что жизнь так называемого плотского мирского христианина — лишена настоящей радости и счастья.
Но сегодня мы будем говорить о всех верующих. Потому что мы будет говорить о том, что есть Церковь? Апостол Павел продолжает развивать свою мысль о самом величайшем строительном проекте в истории человечестве, о созидании Церкви Христовой. О проекте, которым руководит Сам Бог!
Ап.Павел заложил верный фундамент — Крест Иисуса Христа, который является силой и мудростью Божьими. Последующие учители и служители несут ответственность, чтобы строить именно на этом и только на этом фундаменте, то есть на Евангелии Христовом, на Личности Христа и Его деяниях. И из правильных материалов, которые отражают, подтверждают, рождаются и вытекают из истины о Христе, и притом Распятом. Поэтому мы узнали, что не все, что называет себя Церковью является церковью, и даже у настоящих Божьих служителей сохраняется опасность начать созидать не прекрасный стройный Храм Божий, а убогую религиозную хибару, которая может быть даже привлекательной и влиятельном в нашем обществе, но в день Божьего Беспристрастного Суда — она полностью сгорит. И хотя Бог в гневе не отвергнет нерадивого строителя, все же награды он не получит за свой неверный труд.
Сейчас же Павел намеревается усилить свою аргументацию о центральности Церкви Христа и величии Божьего Проекта. И уже в привязке к каждому члену коринфской церкви.
Прочитаем Божье Слово
1 Кор.3:16-17
Как сегодня россияне воспринимают Церковь? Что у них возникает в голове, когда они слышат слово «церковь»?
- Один из главных образов Церкви, существующий в общественном сознании, в нашем бытовом пространстве, это «Церковь – комбинат духовно-ритуальных услуг». (Протоиерей Алексий Уминский. Мы с тобой одной крови.с.52). Причем церковь воспринимают как, храмовое здание, прежде всего. Поэтому многие считают церковь религиозной структурой, живущую в параллельном мире
- второе представление, что Церковь – это огромная организация, с четкой вертикалью власти, с жестко выстроенной идеологией, с очень сильным политическим компонентом. Это привело к тому, что кто-то считает церковь «закулисьем и второй властью в стране». А некоторые даже видят в церкви инструмент политического влияния.
Реальность такова, что почти две трети россиян говорят о том, что религия не слишком важна в их жизни. А посещают церковь регулярно — всего 8,5% религиозных людей в нашей стране. Причем далеко не все — каждую неделю. Причем верующими-христианами в нашей стране называют себя целых 67%.
Это говорит не только о том, что Россия очень даже светское общество, но и то, что россияне плохо понимают, что такое церковь. И это справедливо даже в отношении людей, которые заявляют о своей вере в Бога.
Несомненно некоторые могут встречаться с рядом объективных препятствий для церковного общения — не могут найти настоящую церковную общину рядом, серьезно заболели и т.д.
И знаете, что еще важно отметить — люди мыслят в парадигме — что я могу получить для себя от церкви, а не то, что я могу вложить. Секуляризм, эгоцентризм и индивидуализм процветают во всей красе.
Своеобразный опрос не так давно провели «Московские ведомости» в центре Москвы на Пушкинской площади — специально не у храма с тем, чтобы получить ответ, что называется, у толпы… — С какой целью вы ходите в церковь?
— С какой целью? Чтобы грехи свои замолить. Ведь обычно обращаются к Богу, когда человеку плохо…, — отвечает первая наша респондент Елена Ставровская, которой мы первой задали наш вопрос.
— Чтобы очистить душу свою! – считает приезжий из Ярославля Сергей Яковлев. – Нужно ходить в церковь не просто так, а к конкретному батюшке, чтобы через него передать свои мысли и прошения к Богу….
— А я пока хожу в церковь только по большим церковным праздникам, — признается 16-летний Артем Новиков. – Почему так редко? Не дорос, наверное…
Таковы мнения обычных россиян.
Но мое отношение к поместной церкви — показывает и мое отношение к Богу и мое понимание церкви. И оно также расскажет многое о качестве моей земной жизни. Да, да. Даже моя обычная земная жизнь напрямую зависит от моего отношения к церкви Христовой.
И это отношение показывает мое понимание Божьего замысла о Церкви, понимания, что Он строит здесь на земле.
Итак, что же такое Церковь в глазах Бога, что Он строит?
1.Церковь есть Храм Божий (ст.16)
16 Разве не знаете, что вы — храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
Ап.Павел начинает этот стих с часто употребляемой им фразы «разве вы не знаете». Он собирается им напомнить то, что было очевидно, что было известно, что должно было быть понятно для всякого, кто называет себя мудрым, называется себя христианином.
Бог не строит из нас подсобный сарай с инструментами, социальный клуб с классными членами, поликлинику для больных, склад для хранения коробок с традициями, витрину, привлекательно презентующую христианство, кинотеатр, где нас будут развлекать, или ресторан, где мы сможем “заказать все, что вам захочется”.
Бог не строит что-то, что должно конкурировать со светским миром или просто повлиять на него. Это слишком мало. Бог строит из нас ХРАМ БОЖИЙ, место Своего обитания на земле! Место поклонения и прославления Бога!
В Ветхо-заветном периоде, периоде Древнего Израиля , Иерусалимский храм был центром идентичности, самосознания Израиля. Построенный царем Соломоном, храм был святилищем, которому не было подобного на всей земле. И не по причине величественности и красоты самого здания. Но потому, что он назывался Домом Божьим. Это было единственное место на планете, где обитал Сам Бог, там хранился Ковчег Завета!
Приблизительно в 1450 году до рождества Христова пророку Моисею на горе Синай были даны Богом две каменные скрижали, на которых были записаны 10 заповедей Божьего закона. По велению Божьему они были помещены в изготовленный из специального дерева и оббитый чистым золотом ящик (Втор.10:2), украшенный золотыми херувимами, который первоначально хранился в разборной скинии. Он назывался Ковчег Завета. Там также находились сосуд с манной, которой питались евреи, ходя 40 лет по пустыне и расцветший жезл Ааронов (Евр.9:4). При переходе по пустыне, только священное колено Левитов могло носить Ковчег Завета на специально изготовленных для этого шестах. Было строжайше запрещено прикасаться к Ковчегу и заглядывать под крышку, чтобы не умереть. Ковчег, являлся символом завета Бога с народом Израиля и служил свидетельством присутствия Бога в его среде (Исх.25:22, 2Пар.6:41).
После многих лет строительства, царь Соломон созвал старейшин и лидеров Израиля для особого пира и жертвоприношений пред Ковчегом. После того, как священники поместили Ковчег в Святое Святых Храма случилось следующее:
10 Когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень; 11 И не могли священники стоять на служении по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень — 1 Цар.8:10-11
Сам Бог видимым образом показал Свое присутствие Израилю в Храме. Бог поселился в нем.
Друзья, Церковь Христова — не по названию, а по живой вере, состоящая из возрожденных спасенных людей — является сегодня Божьим Храмом на земле, где обитает слава Божия!
Что это означает для нас.
1.1.Церковь — не здание
Очень часто мы встречаем представление, что церковь и есть храмовое здание. Но Библия так не дает основания так помышлять. Павел показывает, что здание, которое строит Бог, и которое называется церковь — состоит из людей, уверовавших во Христа людей. Ведь само слово церковь означает собрание призванных или вызванных.
Посмотрите ст.16
Разве не знаете, что вы — храм Божий
Когда писалось это послание, то Второй Иерусалимский Храм или так называемый Храм Ирода ещё не был разрушен. До его разрушения оставалось приблизительно 15 лет. Но Бог же уже начал строить новый подлинный Свой Храм — Церковь!
И знаете, друзья, именно в настоящем Божьем храме, в Живой Церкви, состоящей из рожденных свыше душ, даже восстанавливается наша человечность и обретается наша ценность.
Человек – это не тот, кто ходит на двух ногах, говорит на человеческом языке и пользуется мобильными средствами связи. Человек – это тот, кто обрел свою идентичность в Боге, вернулся к Своему Создателю, примирился с Ним через Христа, понял Божий замысел о человечестве и стал его воплощать в своей жизни и в своем окружении. Потому что, как только человек удаляется от Бога, вся его ценность опускается до нуля. Без Бога он вообще ничего не стоит. Мы прекрасно видим ценность человеческой личности, человеческой жизни в таких обществах, где нет Бога. Советский Союз, например, показал, насколько ценен Человек с большой буквы, как он гордо звучит. Миллионы уничтоженных во время гонений верующих, миллионы уничтоженных в сталинских лагерях. Человеческая личность вообще перестала что-то значить, чего-то стоить! Да и во всем мире так, по большому счету, – как только человек от Бога отлучен, он свое человечество теряет, он становится высокотехнологичным человекообразным существом, не более того. А приобретает человеческое тогда, когда соединяется с Богом.
Именно в церкви человек начинает расти в своей человечности. Учится поклоняться Богу и быть человеколюбивым как его Спаситель. Становится настоящим человеком. Это такое место, где человек может получить то, чего он никогда ни в каком другом месте получить не может.
1.2.Церковь — место Божьего присутствия
Кроме того, Апостол употребляет здесь особое древнегреческое слово в отношении слова «храм». Древние греки имели два слова, обозначающих храм: (1) хиерон, которое означало храм со всеми его постройками и (2) наос, внутреннее помещение, где Бог проявлял Свое присутствие. Коринфское сообщество верующих является наос, место для жилища Божьего Духа в них. Поместная церковь является внутренним святилищем, святое святых. Подобно древнему Храму в Иерусалиме — Дух Святой пребывает в Церкви. И здесь Павел намеренно показывает, что церковь — это все верующие, говоря — «вы — Храм Божий» и «Дух Божий живет в вас». Каждый по отдельности не представляет собой церкви, он является представителем церкви, но сам из себя не представляет церкви.
Поэтому, чтобы быть в присутствии Божьем необходимо быть в церкви. А это означает, как минимум два аспекта:
1.Быть действительно соединенным с церковью.
То есть жить и служить внутри церковного сообщества. Не просто быть крещенным. Не просто посещать иногда церковные богослужения, или даже приходить на собрания церковной общины. Но отожествлять себя с ней. Видеть в ней свою духовную семью. Нести ее радости и горести. Быть в общине. Не рядом. Не вне. Но внутри. С ней. Потому что быть в общине, для Павла — означало быть со Христом. Или я перефразирую — те, кто со Христом точно будут в общине. Потому что Бог строит Храм Свой из уверовавших людей.
2.Быть на собраниях церкви
Несомненно посещения церковных собраний не говорит о том, что человек по-настоящему верующий. Мы можем встретить людей, которые приходят на богослужения — потому что их мучает совесть, и они желают очищения и освобождения, другие надеются, что их посещение церкви зачтется им Богом, и Он их в чем-то благословит, кто-то ходит из-за чувства долга перед родными, кто-то приходит как дань традиции. И т.д. Мало того, что нельзя требовать от человека посещений церкви — таким давлением его душу не спасешь, так и не стоит наивно считать, что благодаря посещению церковных собраний он спасется или он обязательно станет ближе к Богу. Все это может быть, а может и не быть.
Но, непосещение собрания точно говорит о том, что я Бога не люблю и не уверовал в Евангелие. Частые же пропуски собрания могут говорить о следующем:
- у нас есть физическое заболевание, и мы объективно не может быть в церкви. Обычно община знает о такой ситуации и помогает человеку
- у нас есть особенная работа, и мы не можем быть постоянно в воскресенье. Таким людям следует посоветовать поискать новую работу. Или помолиться и попробовать реорганизоваться свою жизнь или работу, чтобы было время на жизнь и служение в церкви. Мне также следует проверить свои приоритеты во свете Библии и моих отношений со Христом.
- у нас сейчас особенно трудная ситуация с работой или учебой, где требуется наше интенсивное целенаправленное участие, включая и воскресные дни. Но это временное явление.
Но если у меня частые пропуски собрания по необъективным причинам, то очевидно, что у меня слабые отношения со Христом и я не особо люблю Его Церковь. Или и то и другое отсутствует вообще.
У меня есть просьба ко всем членам церкви — посмотрите, кого давно не было на богослужении. И свяжитесь с ними, помогите им. Это не только ответственность пастора. Это высокая привилегия всего собрания. Может быть у кого-то чисто финансовые затруднения, чтобы приезжать на богослужения, а кто-то переживает тяжелое душевное отчаяние или уныние, кто-то оказался в непростой ситуации. Бог благословил нас быть в числе первых, кто приходит на помощь в любви, будь-то с поддержкой или наставлением или обличением или вразумлением или участием.
Друзья, нам всем следует хорошо уяснить и понять, что именно в церкви, и только в церкви, по-настоящему присутствует Бог, чтобы общаться и трудиться над нами. Нет другого места на земле, когда собирается вместе церковь, чтобы оказаться ближе всего к небесам, оказаться ближе всего к Богу, испытать полноту общения и познания Его на земле!
Дорогие братья и сестры — я хочу быть на небе, я хочу иметь близкое общение со своим Создателем, и поэтому я в церкви. Здесь Сам Господь! Здесь Его присутствие.
Собрание церкви — это собрание поклонения, назидания и духовного общения, и оно дает нам особое благословение — соприкоснуться с Живым и Святым Богом. Это самое близкое место к небу на земле.
Церковь — самое место, где присутствует Бог. Если ты ищешь присутствие Бога, то Его можно найти во всей полноте на земле только в церкви.
Но здесь надо сделать одно важное пояснение. Очень часто люди оценивают присутствие Духа Святого своими чувствами или эмоциональной реакцией. Но мы можем прослезиться и испытать внутренний трепет не только во время церковного собрания. Присутствие же Божие чаще всего проявляется через работу Духа Святого через наше служение друг другу духовными дарами. Этот опыт часто болезненный, потому что мы обличаем, наставляем, укрепляем, помогает друг другу, но он прекрасный и преображающий.
1.3.Церковь — место поклонения
Подобно древнему Храму Соломона, Церковь является сообществом людей, собранных вместе для поклонения Богу. В Иерусалимском храме люди прославляли Бога в пении, читали Слово Божие, совершали жертва за свои грехи, и приносили подношения Господу. Наше призвание как христиан не состоит в том, чтобы мы стали более духовными или узнали лучше библейскую доктрины, но чтобы мы стали поклоняющимися людьми.
И поклонение означает намного больше, чем исполнение каких-либо ритуалов, песен или даже совершение добрых дел во имя Бога. Поклонение — это все возрастающая любовь и восторг в отношении Бога. По мере того, как Бог созидает нас, мы начинаем все больше поклоняться Ему в разных сферах нашей жизни: отношениях, служении, времени, деньгах, речи, работе, родительстве, интимной сфере и т.д. Мы преображаемся в образ Христа, по Его характеру и примеру!
Понимаете, настоящее христианство — это не делание чего-то или неделание чего-то, это возрастание в любви к Богу, когда исполнение Божьих заповедней и жизнь по ним становится для нас все более радостными и приятным. Мы всегда делаем с удовольствием то, что любим! Богопоклонники — любят Христа, и поэтому живут для Него по Его заповедям во всей своей повседневности. Не уходя в монастырь, но живя по Евангелию день за днем своей привычной и обычной жизнью. Поэтому следующий момент
1.4.Церковь — место святости и посвящения Богу
Обычно люди приходят в церковь, чтобы что-то попросить у Бога, чтобы Он в чем-то помог или что-то дал им. Но лучший приход в церковь случается тогда, когда мы приходим во имя Бога, а не во имя себя. И учимся и просим Бога помочь нам посвящать себя Ему, а не Его сделать что-то для нас.
Более того, мы сознаем к Кому приходим. Мы входим в присутствие Святого Бога. Поэтому наши грехи обнажаются, наше несовершенство раскрывается, наша самоправедность обличается, наши неправильные приоритеты выясняются, наши неверные убеждения высвечиваются, наши неверные ценности выявляются и т.д. В Божьем присутствии нам нечем хвалиться.
Но именно в Божьем присутствии мы начинаем больше хвалиться Христом и прославлять Его — за Его искупление и прощение, заботу и любовь, благодать и всепрощение. Именно находясь в Божьем присутствии мы сокрушаемся о своих грехах и ликуем о Божьей благодати. Мы исповедуемся в своих плохих делах и перепосвящаем себя Божьим делам. Церковь это святое место. Здесь присутствует и действует Святой Бог!
Вот как Павел описывает соприкосновение с Божьим присутствием неверующего человека, оказавшегося в церковном собрании
24 Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится. 25 И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет:«истинно с вами Бог» — 1 Кор.14:24-25
Нет другого места очищения и освобождения от грехов, как Церковь. Здесь течет живая вода исцеления и обновления! Здесь особенным образом трудится Дух Святой!
Понимаете, друзья, мне необходимо постоянно влияние Евангелия, чтобы я не скатывался в плотское или законническое поведение. Поместная церковь — это единственное место, где на меня будет полноценно влиять Евангелием. Церковь — это место созидательного духовного влияния. Является ли твоя поместная церковь важным влиянием в твоей жизни?
В городе одиноких людей, церковный человек имеет массу прекрасных друзей. Такое церковное сообщество является привлекательным для нашего мира порушенных отношений, одиноких сердец, и отчаявшихся потерянных грешников.
Можно оказаться одиноким. Но если я в церкви, даже не видясь постоянно со своими братьями и сестрами, но я ощущаю себя внутри, в духовной семье, я точно не одинок!
1.5.Церковь — место явления Божья славы!
Подобно древнему Храму, Церковь являет мудрость и силу Божию этому миру. Божий народ призван показать этому миру картину Царства Божьего на земле. Бог не строит из нас христианизированную репродукцию нашего мира, но Он созидает радикально отличающееся от этого мира — Свое Царство на земле. Мы не предлагаем лучший образ жизни, что-то типа Адам версия 2.0., но совершено новый — во 2-ом Адаме, в Иисусе Христе.
Люди, наблюдая за настоящей церковью, начинают видеть подлинное братство народов, воистину преображенные и измененные жизни, сообщество живущее по Евангелию, а не по Закону, прощающих и благословляющих, служащих и любящих, помогающих и заботящихся, святых и верных. Нет другого подобного сообщества на земле. Через Церковь Бог растит Свое Царство на земле. Через Церковь — Бог является Себя этому миру!
2.Серьезное предупреждение (ст.17)
17 Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] — вы.
Апостол Павел говорит эти слова не случайно. И говорит он их уже не только в отношении церковных лидеров коринфской церкви, но и всех уверовавших коринфян. И я даже думаю, что это вообще общий принцип.
Многие люди, которые восставали против Церкви Христовой редко проживали спокойно свою жизнь. Бог покарал их уже даже не земле, защищая Свою Церковь и воздавая наглым расхитителям.
Потому что церковь является храмом Божьим, и Бог любит Свою Церковь и ревностно оберегает её как место пребывания Своего Духа.
Итак, здание из ст.9 есть храм Божий, над которым в сущности трудятся все верующие. И поэтому каждый может причинить какой-то вред.
Во свете увещевания Павла в двух предыдущих главах становится понятно, что Павел показывает, что коринфяне разоряли храм двумя путями. И им нужно было срочно это прекратить делать. Они, отводя взор от креста Христова, стали внимать человеческой мудрости, и поэтому у них возникла фракционность и стала появляться ересь. Они перестав опираться на Евангелие, стали находить ему подмены в идеологиях окружающего мира, а христианская концепция благодати во взаимоотношениях была заменена мирскими парадигмами, с их высокомерием, пренебрежением, непрощением, и гордыней, что ввергло коринфскую церковь в распри, зависть, споры и разногласия.
Некоторые коринфяне, вероятно, не вполне сознавая, становились богопротивниками через свое конфликтное поведение, потому что разрушали Божью Церковь, которую строил и созидал Сам Бог. Церковь не принадлежала им, впрочем как и наша, но принадлежала Богу. Они пренебрегая Крестом Христа, Евангелием, не вполне сознавали, что восставали против самой сущности Церкви.
Поэтому Павел и говорит:
ибо храм Божий свят; а этот [храм] — вы.
То есть посвящен, принадлежит Богу. А этот Храм и есть сама Церковь.
Нельзя легковесно относится к поместной церкви. Это не только люди. Это живые камни, из которых состоит Самое Святое и Ценное для Бога сообщество на земле — Церковь. Нельзя принижать Евангелие — без Евангелия не будет жизни, будет происходить только разрушение.
Как мы можем разрушать церковь сегодня?
1.Удалять Центральность Евангелия
2.Пренебрегать поместной церковью
3.Фракционность
4.Ересь
5.Поверхностное христианство, где есть форма, но нет жизни и сути
6.Не проповедовать о святости, чистоте, посвящении Христу, а только о том, что приятно слушателям, и что не требует от них ничего.
7.Конечно это и сплетни, и непрощение и зависть и пренебрежение молитвой, лесть, библейская безграмотность, отсутствие библейской рассудительности, увлечение материальными вещами — все это и многое другое может разрушать церковь. Но поступать так опасно: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (1 Кор. 3:17). Страшно впасть в руки живого Бога.
Эти истины Коринфские группировки игнорировали. И эти истины слишком часто игнорируются современными христианами. Это служит призывом к внимательному самоисследованию и покаянию.
Например, я дам простую иллюстрацию на примере семьи. Мотивация для поступков христианина не внутри него и не снаружи — она в кресте Христа. Именно Крест должен быть причиной наших поступков и решений, слов и действий. Я отношусь к своей жене, к своему мужу, не по причине его или ее поступков, но по причине поступка Христа на кресте! Если же мотивация моя связано с моими надеждами, ожиданиями, настроениями или с ее или его поведением, то у нас будут все новые конфликты и распри, которые будут вредить нашим отношениям, и могут даже разрушить наш брак. Так и в церкви, если Евангелие перестает быть основной мотивацией наших поступков, то мы обречены на конфликты, зависть, споры, разногласия, что разоряет церковь Божию!
3.Строительство продолжается (ст.14)
Читая этот отрывок невозможно не заметить одну важную деталь — строительство все еще продолжается, Бог спасает людей, и призывает нас участвовать в созидании Его Церкви! Мы не совершенные, мы учимся, иногда ошибаемся, но Бог не отказывается от нас, поднимает, и ставит, чтобы мы шли дальше и участвовали в Его славным труде!
Знаете ли вы, что мы, церковь, место пребывания Бога, здание Божие, строящееся на Христе и для Бога? Поэтому, благодаря Духу Святого, это то, кто мы есть и кем нас делает Бог! Если мы понимаем это, тогда все в нашей жизни, в нашем восприятии, приоритетах и решениях будет подчиненно и будет отражать эту Божию цель и предназначение. Мы перестанем задавать эгоцентричные вопросы — Смогу ли я здесь реализоваться? Сделают ли меня здесь счастливым? Поможет ли мне то или это стать лучше других? Приобрести больше уважения и принятия? И т.д. и т.п.
Вместо них, зная кто мы и кем мы становимся, мы начнем задавать себе Бого-ценричные вопросы, например такие:
1.Поможет ли мне это стать ближе к Богу, быть в Его присутствии, чтобы я познавал Его и полагался на Него больше?
2.Принесет ли это больше славы и чести Богу? Даже несмотря на то, что у меня будет меньше комфорта и появятся какие-нибудь трудности.
3.Позволит ли это мне лучше свидетельствовать о Боге и прославлять Его — даже несмотря на то, что я заплачу цену за свою веру и потеряю что-то?
Никогда не поздно начать строить свою жизнь верно, потому что Бог никогда не сдается и не прекращается созидать Свою Церковь.
Как и сказал ап.Павел
6 Будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа — Филип.1:6
А вот и видео этой проповеди