ВВЕДЕНИЕ
Когда я был маленьким мальчишкой, то я всегда с нетерпением ждал летних каникул. Мне очень нравился летний лес и летняя рыбалку. Дни были длинные, теплые. В лесу было много ягод, а в реках и озерах — рыбы. Также в то место, где жили мои дедушка и бабушка, съезжались мои летние друзья, которые приезжали к своим дедушкам и бабушкам. И мы проводили дни и ночи напролет — играя, плавая и общаясь.
Но особенно мы любили рыбалку. Мы готовы были пораньше встать или вообще не спать. Мы могли перекопать весь огород или прополоть все грядки — только бы нас отпустили порыбачить на речку или на далекое озеро. Нас не интересовало как далеко нужно будет ехать на велосипеде или какой-то видео-фильм или мультик мы пропустим по телевизору — мы очень сильно желали оказаться на берегу и начать ловить рыбу.
Мое отношение к рыбалке было таким же, каким было отношение моего отца к работе. Он мог уйти на самом интересном месте фильма и пойти спать, потому что ему завтра необходимо было оказаться на рабочем место пораньше. Он работал днем и ночью, я думаю часов по 18 в сутки. По его словам — он все это делал ради семьи. Но по причине интенсивности и загруженности его работы — мы, с моим братом, не всегда могли проводить с ним время — он просто был очень занят. Даже когда он был с нами он часто думал про работу. Да, и мы с братом — будучи с ним — думали в основном про рыбалку.
В нашей жизни не было ничего необычного или странного — так жило большинство людей вокруг нас. Но что меня впоследствии стало удивлять так это то, что наши жизни во многом определялась нашими интересами. Мой отец как-то сказал мне — «знаешь сын, я, когда ем, думаю о работе, когда сплю думаю о ней же, даже мои мечты связаны с ней.» Когда я подумал о себе, то увидел, что и у меня все было связано с рыбалкой и некоторыми играми.
Такое наблюдение может оказаться справедливым в отношении любого человека. Кто-то из нас посвящает себя работе или игре или семье. Кто-то делает это явно и ревностно, кто-то сдержанно. Но каждый человек ищет что-то, что больше его самого. Что-то, что он сознательно или подсознательно ставит в центре своей жизни. Это наша внутренняя нужда сердца. Нет ни одного человека на земле, который жил бы иначе. Библия объясняет нам почему — такими сознал нас Бог. Он создал нас для поклонения Ему. Мы не можем не поклоняться. И если мы не поклоняемся Богу, то мы будем поклоняться чему-то или кому-то другому. Это как наша нужда в воздухе или в еде. Мы не можем жить без этого.
1. БОЖИЙ ЗАМЫСЕЛ О ПОКЛОНЕНИИ
Писание описывает это явление, буквально, с самых первых своих страниц — в книге Бытие. Но мы часто, читая эту историю, не замечаем всей ее глубины. Для многих — это история о том, как Бог создал сад и поместил туда первых людей. Дал им задание — не кушать какой-то плод с дерева. А они взяли и ослушались. И Он, естественно — их выгнал оттуда.
Но эта история не о немилосердном Боге с Его какими-то странными правилами, и глупых, или смелых, кто как видит, людях. Это история о поклонении.
Давайте послушаем Святые Слова Божии:
27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. 28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. 29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, — вам [сие] будет в пищу; 30 А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, [дал] Я всю зелень травную в пищу. И стало так. 31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. (Быт.1:27-31)
Бог сотворил первых людей — Адама и Еву для поклонения. Он создал горы и леса, поля и луга, звезды и моря, чтобы они могли отражать красоту и величие Своего Творца. Но Бог задумал, чтобы Адам с Евой могли отражать Его славу, ведь они были сотворены по образу Божьему. Они были как будто бы ходячие зеркала, в которых можно было узреть образ Божий. Бог так задумал, чтобы наши прародители и их дети были живым напоминаем на земле, что есть Бог, и этот Вселенский Владыка — благой и любящий.
Господь Бог сделал все так, что Он Сам был в центре внимания, жизни и самого существования Адама и Евы. Они воспринимали свою жизнь как дар от Него, и возвращали ее обратно своему Дарителю в благодарном поклонении.
Но само поклонение не было только вертикальным, напрямую по отношению к Богу. Оно совершалось также и горизонтально, потому что касалось и Божьего творения. Посмотрите на стих 28:
28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. (Быт.1:28)
Адам и Ева были призваны также поклоняться Богу через управление всем Божьим творением от имени Бога. В сущности, у них двоих было одно общее задание от лица своего Творца, которое они должны были исполнить вместе. Они были сотворены по образу и подобию Божьему, поэтому и были Его представителями на земле. Они стали Его послами на нашей планете. Они представляли власть Божию на земле. И как хорошие послы своей страны — они желали воплощения Божьего замысла во всей Вселенной. Кстати, и мы сегодня — будучи представителями Бога на земле, призваны поддержать и защищать то, что задумал Бог, продвигать то, что Он запланировал. Как Его представители, мы должны делать не то, что нам хочется или желается, но то, что Он желает. Бог и сегодня достигает многих Своих целей на земле через нас, Своих детей.
Но эта идиллия была вскоре разрушена грехом и сатанинской ложью.
2. САТАНИНСКАЯ ЛОЖЬ — БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА
Но, как известно, Адам и Ева поверили сатанинской лжи, которой верят и сегодня многие из людей.
…И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: «не ешьте ни от какого дерева в раю»? 2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, 3 Только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. 4 И сказал змей жене: нет, не умрете, 5 Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. (Быт.3:1-5)
Первые люди, которые жили, наслаждались и существовали благодаря Богу, вдруг подумали, что они могут, и сами с усами, и могут стать богами, и поэтому могут отказаться от поклонения единственному Живому Богу. Люди решили, что теперь они будут судьями и вершителями своей судьбы, что они теперь создадут свой собственный закон и правила жизни и проживут жизнь, которую им подарил Бог, своею силой.
К сожалению, все мы, с самого нашего рождения, последовали путями наших прародителей. И поэтому Божий замысел о нас не в фокусе нашего внимания, а Божий образ в нас был помрачен и поломан. Но эта поломанность, которую все мы испытываем, не мешает нам создавать неплохие браки или совершать хорошие вещи в нашем мире. Но мы потеряли нечто важное, нечто принципиальное. Что-то, что затронуло все в нас и все вокруг нас, потому что мы заменили объект подлинного поклонения на ложные. Люди были созданы для поклонения, чтобы быть счастливыми и благословлять окружающий их мир. Но они отвергли поклонение Богу, и самым простым для них оказалось поклоняться самим себе.
Такое ложное поклонение имеет тринитарную природу — я, мне и мое. Кажется странным, что мы поклоняемся самим себе. Ведь мало кто из нас скажет, что я считаю себя богом. Но, как однажды сказал один мой товарищ: «Я знаю, что я не Бог, но я поступаю так, как будто я бог». Все мы можем поступать подобным образом. Но такое поклонение не дает нам настоящей радости, не несет нам подлинного счастья, не несет благословения нашему окружению. Потому что все это приносит только поклонение настоящему и единственному Богу. Только тогда, когда мы признаем и прославляем Его как единственного достойного славы и хвалы, то мы приобретаем мир и радость, которых так сильно жаждет наше сердце.
3. СИСТЕМНЫЙ СБОЙ
Но с момента грехопадения в человеке произошел системный сбой. Подмена объекта поклонения привела к радикальным переменам в их жизни. Мы получили греховную природу. Мы получили искаженную любовь. И вот, в чем это стало выражаться.
3.1. МЫ СОВЕРШАЕМ ПОСТУПКИ РАДИ СОБСТВЕННОЙ СЛАВЫ.
В библейской теологии есть важная концепция — богоцентричность Бога. Она говорит о том, что Бог является единственным существом во Вселенной, Который может быть сконцентрирован на Себе, и только у Него на это есть право. Бог заслуживает прославления, потому что Он один этого воистину достоин. Поэтому для Него верно и справедливо желать, чтобы Его обожали и Им восхищались. И когда Бог получает Свою законную славу, то наш мир получает то, что ему в действительности необходимо.
Когда же наше поклонение направлено не на Бога, то мы начинаем совершать дела не ради Божьей славы, а ради своей. И по причине нашей греховности, желания нашего сердца обычно связаны именно с нами. Даже когда мы делаем добро другим, в центре нашего внимания все равно остаемся мы. Мы все делаем ради себя любимых. Послушайте одну притчу:
В одной далекой стране правил хороший и щедрый царь. Однажды он заметил, что на поле, находящемся у границы его владения, выросла огромная морковка. Он пригласил фермера, который ее вырастил, и похвалил его за столь старательный труд и успешный результат. На следующий день фермер снова пришел на встречу с царем и, представ перед ним, сказал примерно следующее: «О, добрый царь, вы действовали справедливо и правили мудро. Я желаю подарить вам эту морковку. Это лучшее, что я когда-либо выращивал, и возможно, лучшее, что я когда-либо выращу. Это мое высочайшее достижение. Но я желаю, чтобы вы приняли этот дар в знак моей признательности за все то хорошее, что вы сделали для нашей земли». Царь, обрадованный этим подарком, обратился к этому фермеру и перед лицом своих дворян, произнес: «Все поля вокруг твоего поля — мои. И я вижу, как ты хорошо управляешься со своим участком. Поэтому я дарю тебе все эти земли. Продолжай выращивать там такой прекрасный урожай! Пусть это будет благословением для людей моего царства».
На следующий день один из дворян пришел и предстал перед царем, сказав: «О добрый царь, вы правили мудро и справедливо. Царство и наша земля более безопасна и защищена, чем когда-либо. Я выращиваю лошадей и желаю подарить вам одну из них, в знак моей признательности за все, что вы сделали». Царь принял лошадь, поблагодарив дворянина. Но дворянин посмотрел на своего царя, ожидая, что он добавит что-то еще. Когда же он понял, что царь больше ничего не скажет, то направился к выходу из зала.
Царь же заговорил и сказал: «Подожди еще немного. Вы слышали, что я сделал для того фермера вчера, не так ли? Фермер дал мне морковь, и ты дал мне эту лошадь, но это не единственная разница. Фермер отдал мне морковь, но ты отдал мне лошадь для себя»
3.2. МЫ СЧИТАЕМ, ЧТО НАШЕ МНЕНИЕ И ЕСТЬ БОЖЬЕ МНЕНИЕ
Мы живем в век толерантности. Поэтому большинство людей скажут, что мнение каждого человека важно, и к нему следует прислушаться. Но такое восприятие продлится не очень долго, до того, как мнение другого будет совпадать с нашим. Мы можем вести себя так, как будто бы все имеют право на свое мнение, и у каждого оно одинаково ценно. Но в действительности, большинство из нас желает, чтобы у всех было правильное мнение, которое и есть наше мнение.
Даже когда мы ошибаемся, у нас есть склонность, подобно Адаму, выгораживать себя, обвинить других, искать объяснения своему поведению.
3.3. МЫ ОЖИДАЕМ, ЧТО ДРУГИЕ БУДУТ ОТНОСИТЬСЯ К НАМ, КАК К БОГУ
Нет ничего более раздражающего, чем когда люди не воздают нам, как нам кажется, должного — будь то дополнительную оплату за работу или ожидаемую похвалу дома. Что-то глубоко внутри нас хочет быть почитаемым, уважаемым и обожаемым. Каждый человек хочет получить похвалу других людей, и, позволю сказать себе более смело, — получить поклонение. Эта проблема хорошо проявляется в нашем сердце, когда мы ожидаем, что другие будут относиться к нам, как к Богу. Мы вряд ли заявим об этом открыто и громко, но оно проявит себя через наши различные опасные эмоции. Например, наша зависть скажет: «Жизнь задолжала уже мне». Вина проговорит: «Я тебе обязана». Жадность завопит: «Я должен себе». И гнев прокричит: «Ты (люди или Бог) должен мне». Такое ожидание превращает наши браки в отношения должников, а не любящих супругов.
Адам не стал подобным Богу. Ни в святости, ни в чистоте, ни в праведности. Он стал грешником, знающим добро и зло.
4. КОГДА БОГИ СКРЫВАЮТСЯ
Мы поклоняемся сами себе, но мы также поклоняемся собой. То есть мы тратим свое время, используем свои способности и вкладываем наше материальное имущество во что-то или в кого-то. И причина довольно проста — поклонение самому себе со временем становится скучным. В какой-то момент мы вдруг начинаем искать что-то большее, чем мы сами, что-то вне нас, чтобы сфокусировать и сконцентрировать свою жизнь на этом. Наше человеческое сердце ищет объект для поклонения, на который можно будет возложить свое упование и надежду. Наше сердце жаждет безопасности и мира, которые приходят только через поклонение. Подобно, как наш желудок требует пищи. Мы не можем не есть вообще, мы также не можем не поклоняться. Кто-то видит смысл в статусе, кто-то в семье, в детях, в деньгах, во власти, в имуществе, в удовольствиях, в благотворительности, в общественном труде и т.д.
В Библии мы встречаем известного героя, человека по имени Моисей. Он особенно известен тем, что Бог через него даровал нам знаменитые Десять Заповедей. Он поднялся на гору с пустыми руками и вернулся оттуда с десятью законами: не убивай, не лги, не прелюбодействуй, почитай отца и мать и т.д. Это важные духовные и моральные установления. Когда я прочитывал их раз за разом, то думал: если я буду их соблюдать, то Бог будет доволен мной и благословит меня. Но у меня не особо получалось. Я старался угодить Богу, но я проваливался раз за разом, и никак не мог безукоризненно выполнять все Его требования. Я, как и многие из нас, искренно искал Бога. Но не испытывал в этом ни радости, ни удовлетворения. Я сам задавал себе честные вопросы: Неужели Бог желает, чтобы я чувствовал себя постоянно неудачником? Неужели духовная жизнь заключается в том, чтобы неизменно проваливаться в соблюдении всех необходимых требований Божьего Закона, чтобы затем чувствовать себя виноватым за их нарушение?
Первые заповеди из десяти, которые Бог даровал Моисею, касались не горизонтальных грехов — то есть грехов против других людей — например, таких, как ложь, воровство, прелюбодеяние, — но они были вертикальными грехами — которые касались, прежде всего, нашего ложного поклонения, а точнее — не поклонения Богу. Именно они говорили о поклонении Богу и задавали направление для всех остальных. Невозможно их реализовать, если отсутствует поклонение Богу!
Поэтому, когда мы читаем Ветхий Завет, то мы постоянно встречаемся с одним и тем же словом — «идолопоклонство», которое и употребляется в отношении ложного, неверного поклонения. Бог посылал Своих пророков древним израильтянам, чтобы они вернулись к подлинному поклонению, чтобы в фокусе их внимания, их любви был Бог, и только Бог один. Пророки обличали израильтян в том, что их стремления, ревность, время, деньги были направлены на служение ложным богам, которые не заслуживали их внимания. Они убеждали свой народ, чтобы они не тратили свою короткую земную жизнь на служение божкам, которые не были достойны, и которые не могли им дать, чего они так желали получить через них.
Писание говорит, что люди будут поклоняться либо Богу, либо чему-то или кому-то другому. Наши божки могут иметь разные формы и виды – это могут быть люди или вещи, или места, или положение. Мы приобретаем нашу идентичность и отдаем свое поклонение Богу или чему-то еще — успеху, отношениям, имуществу, семье или репутации.
Мы не можем не поклоняться. И чему мы поклоняемся — получает нашу жизнь. Народная мудрость говорит: «С кем поведешься, от того и наберешься». Объект или субъект нашего поклонения ваяет нашу жизнь и делает нас такими, какие мы есть сейчас.
Словарь старорусского языка Даля говорит, что «поклониться — это чтить, как Бога, обожать, признавать Богом, божеством».
То, что мы считаем достойным нашего поклонения, в действительности формирует нас — наше поведение, нашу мотивацию, наши мечты и наше мышление. Именно поэтому Библия не относится к идолопоклонству просто как ко греху, подобному обжорству, похоти или лжи. Она говорит об идолопоклонстве как об ужасной альтернативе поклонению и любви Единственному Истинному Богу. Мы грешим, потому что ценим наших идолов больше, чем любим нашего Бога. Если мы не посвящаем нашу любовь Богу, то мы посвящаем ее чему-то другому. Если Бог не является центром нашей жизни, то что-то другое находится там.
Первая земная пара — Адам и Ева — была вместе на особой миссии — миссии поклонения Богу через восхищение Им и управления созданным Им миром. Они любили Бога выше и больше всего! Они покорялись и ценили Его Слово! И поэтому они могли служить и любить друг друга. И эта любовь и забота не становилась основой для их идентичности и самовосприятия самих себя. Они могли любить и служить друг другу, не требуя от другого поклонения себе. Поэтому она была чиста, созидательна и полна святой радости и счастья. Когда же они согрешили, то они увидели и познали, насколько ужасно самопоклонение или поклонение другим вещам, вместо Живого Бога.
5. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
Когда Бог не является центром нашей жизни, то что-то другое займет это место.
Полагаю, что уже многие начали спрашивать: А как же это все связано с браком? Очень просто. Позвольте мне пояснить.
В Писании есть один текст, который говорит сжато, но достаточно полно и ясно о том, что такое брак. Я говорю про послание к Ефесянам, 5-ую главу. В ней мы встречаем неожиданную метафору, что даже апостол Павел вынужден был сказать, что это удивительная тайна, которая была нам отрыта. (Еф.5:25-32). Апостол говорит, что отношения между мужчиной и женщиной в браке призваны отражать отношения Христа и Его Церкви. И в этом отрывке мы можем увидеть следующее:
- Иисус — Жених, Который заботится о Своей Невесте (Церкви).
- Иисус жертвует Своей жизнью ради Своей Невесты
- Иисус руководит Своей Невестой с помощью корректирующей благодати и прощения
- Иисус преисполнен решимости раскрыть всю красоту Своей Невесты.
Дорогой брат, дорогой муж, это твоя задача. Это твое призвание — быть для своей жены, как Христос для Своей Церкви. Если ты желаешь, чтобы твой брак процветал, то необходимо стать мужем, который слышит сердце своей жены, и также раскрывает свое для нее. Ты призван заботливо и разумно обличать свою жену и смиренно принимать обличение с ее стороны. Аккуратно и целенаправленно планировать ритмы своей работы и отдыха, чтобы ты мог продолжать расти в зрелости во всех сферах твой жизни. Ты призван осуществлять духовное руководство и жертвенно служить своей жене.
Но здесь и сокрыта одна из самых больших проблем мужчин — ни ты, ни я — не сможем этого достичь. Мы, мужчины, все так или иначе пытались это реализовать, и если мы будем честными сами с собой, то каждый из нас потерпел фиаско.
Мы все потерпели неудачу в нашей попытке стать совершенными и быть такими, какими нас желают увидеть наши жены. Мы даже можем сделать наши усилия нашим идолом и стараться еще больше и лучше угодить нашим невестам. Мы можем продолжать читать книги о браке и желать стать идеальными мужьями. Но мы все равно провалимся, потому что божок наших усилий недостаточно силен, чтобы помочь нам стать мужьями, какими мы призваны быть. Мы можем сделать из своих жен наших идолов и направлять наше поклонение, обожание, сосредоточенность и внимание на них. Но проблема в том, что и они нас подведут. Быть богом — слишком тяжело, и такой груз не под силу поднять даже нашим замечательным женам.
Идолопоклонство убьет нас. Наши заменители Бога оставляют нас с пустыми и бессильными руками и не могут помочь нам стать такими, какими мы должны быть. Наши жены-христианки не хотят нашего поклонения. Они желают, чтобы их мужья знали, Кому необходимо поклоняться всегда. Они хотят, чтобы мужчины, знающие Бога, искали Его водительства и любили других, как Бог любит нас. И такая жизнь становится возможной, только благодаря Иисусу.
Иисус есть наш Спаситель, Который не подведет нас. Когда Он был на земле, Он прожил совершенную жизнь, в которой не было места ложному поклонению. Он был безгрешным, и поэтому смог стать заместительной жертвой за наши грехи. Как наша замена, Он взошел на крест Голгофы и принял на Себя справедливый Божий гнев за все наши несовершенства, провалы и грехи. И умер вместо нас. Но через три дня Он победил смерть и воскрес из мертвых, потому что Он был Святым Сыном Божьим.
Это Он есть Бог, не мы. Он Тот, Кто слышит наши молитвы. Он Тот, Кто всегда говорит правильные слова. Он Тот, Кто умело обличает нас, чтобы мы могли расти дальше. Он Тот, Кто трудится постоянно и не изнемогает, так, чтобы мы могли покоиться в Нем. Он покорился Своему Отцу ради служения нам. Он искал нас, когда мы не искали Его. Он единственный, Кто заслуживает и достоин нашего поклонения.
Он единственный совершенный Муж.
И это Благая Весть для всех людей, особенно для несовершенных мужей, как все мы.
Когда мы поклоняемся Богу через личность Иисуса Христа, то мы можем увидеть, как наши браки будут становиться такими, какими они были задуманы Богом изначально. И вот, что мы увидим в наших семьях, на основании Ефесянам 5 главы:
- Покорность без деспотизма (стих 21)
- Любовь без манипуляций (ст. 22-25)
- Освящение без раздражительности (ст. 26-29)
- Единение без взаимозависимости (ст. 31)
- Оставление без заброшенности (ст. 31)
- Счастье без изоляции (ст. 30, 32)
Лучшие браки могут созидаться и цвести только внутри поместной церкви. Ни ваши друзья, ни ваши родные не смогут обеспечить вас всем необходимым разнообразием для полноценного развития вашего брака. Ты и твоя невеста нуждаетесь в других верующих, которые живут верой во Христа и желают преуспевать в своем браке.
Возможно, вы выросли в доме, где не получилось хорошего брака. Может быть ваши родители даже развелись. Церковь становится таким местом, где помогают несведущим мужьям и неразумным женам стать такими, какими их замыслил Бог. Одна из ее задач — помочь вам приобрести счастливый брак.
Возможно, сейчас в вашем браке создалось напряжение, и у вас конфликт между друг другом, потому что, вероятно, вы так зациклены на себе. Но поместная церковь становится намного интереснее, когда вы там служите. Так и ваш брак. Когда вы трудитесь над развитием брака, а не просто потребляете, то вы обнаружите новую близость в семейных отношениях. Помните, что брак начался как совместная миссия мужа и жены, которую Бог приготовил для них, чтобы они созидали Божий порядок в этом мире. Моя молитва заключается в том, что вы приняли это Божье предназначение для вас.
Прошло уже 15 лет, как я в браке. И я все еще продолжаю замечать свои недостатки и несовершенства. Но когда я применяю Библейские принципы, то вижу реальный прогресс в нашем браке. Прогресс — это не совершенство. Но насколько прекрасно сознавать, что наше с женой путешествие для созидания славного брака направляется и укрепляется Тем Единственным, Кто воистину совершен, то есть Христом!