Мне очень нравится христианская апологетика ― интеллектуальная, аргументированная защита христианской веры. Однако нужно признаться, что никто не уверует благодаря силе наших аргументов. Необходимо живое Божье прикосновение. И хотя апологетика может помочь преодолеть множество стереотипов о вере и открыть дверь для внимательного чтения или изучения Писания, всё же есть ещё один способ, который доступен абсолютно всем и весьма эффективен. Заградить уста атеистов и агностиков помогут добрые дела во имя Христа. «Вы столкнулись с критиками, которые придираются и осуждают? Не отвечайте в ответ, но действуйте ― „ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей“ (1 Пет. 2:15). Подлинный христианский путь приобретения доброй репутации для поместной церкви ради Евангелия ― начать помышлять о том, что доброго и полезного она может сделать для окружающих ее людей»⁸. Это должно происходить как на индивидуальном уровне, так и на общественном⁹.
Библейский стих из 1 Петра 3:15 ― один из самых обличительных в Писании: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением». Он даёт, казалось бы, обетование, особенно тем, кто боится начать благовествовать. Мы хотели бы поделиться Евангелием, но нам трудно начать разговор. Но в этом стихе говорится, что нас самих будут спрашивать, нам только нужно быть готовыми дать ответ. Замечательно! Какая надежда! Но вся проблема в том, что такое происходит крайне редко. Неужели Пётр ошибся, написав такое? Или что-то не так с нашим опытом христианства?
Сначала нам следует понять, что апостол Пётр обращается не просто к отдельным индивидуумам, но ко всей церкви. Чуть выше в стихе 8-ом он говорит: «Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры». В контрасте с нашим индивидуалистическим обществом, где каждый старается жить ради себя любимого, церковь является гармонично функционирующим сообществом веры и любви. Именно такая общинная жизнь вызывает вопросы, о которых мы читаем в стихе 15. Пётр уже намекал на это в 2:9–10, используя аллюзию к Древнему Израилю, благословленному Богом, ради того, чтобы язычники увидели и пришли узнать этого Удивительного и Единственного Бога во всей Вселенной. В сущности, поместная церковь становится форпостом продвижения Евангелия в этом мире: она не только посылает миссионеров, завоевывая новые территории для Христа, но и свидетельствует миру о Нём через свою жизнь по Евангелию. Если мы не получаем вопросов о своей вере, то, определённо, что-то не так в нашей церковной жизни, что-то не так в нашем ежедневном хождении перед Богом.
Здоровые отношения внутри общины укрепляют сердца и разум верующих Евангелием так, что они начинают продуманно и активно наполнять им свою повседневную жизнь, с готовностью реагируя на неожиданно¹⁰ появляющиеся возможности для свидетельства как на личном уровне, так и на уровне малой группы или даже всей церкви. Христианин будет рассуждать о том, где ему покупать продукты и товары для своей семьи, какое кафе посещать и т.д., ища подходящего случая построить отношения, завести друзей и светить там Евангелием. Верующий также будет основательно подходить к тому, где работать, чтобы у него была возможность свидетельствовать коллегам. Его свободное время и отдых также будут подчинены этой же цели. Малая группа может поучаствовать в каком-то общественно полезном деле в районе, где они собираются, и тем самым у неё могут появиться новые контакты и новое общение ради Евангелия. Такие вещи нельзя создать какой-то программой или проектом, потому что такое видение рождается через созидание евангельской и благовестнической культуры внутри самой поместной церкви.
Алан Хирш советует периодически задавать себе такие вопросы, чтобы не потерять миссионерского фокуса своей жизни¹¹:
- Есть ли у вас близкое общение с теми, кого Бог, как вы полагаете, привёл в вашу жизнь?
- Проводите ли вы регулярно время с ними?
- Не слишком ли вы перегружены, что не можете построить серьёзных взаимоотношений?
Читая апологетов Церкви 2-го и 3-го веков, можно сразу же заметить, что все они ссылаются на жизнь христиан как один из самых сильных аргументов в защиту христианства и в даровании ему свободы продвижения. Эти верующие видели себя ни иудеями и ни эллинами, а совсем другим сообществом. Они жили в свободе, но служили окружающим людям, проповедуя Христа. Именно таким образом христиане «перевернули вверх дном весь мир» (Деян. 17:6)¹².
Комментируя бурный рост Церкви в I веке, американский учёный-социолог Родни Старк отмечает, что у неё не было какой-то особой стратегии или выдающихся известных личностей, кроме того, отсутствовали средства массовой коммуникации¹³. И всё же Евангелие распространилось по всей Римской империи и даже за её пределами. Уже в середине II века Иустин говорит, что отныне верующие есть среди всех народов ― греков и варваров, кочевников и тех, кто живёт в шатрах, каким бы именем их ни называли. Христианами становились люди, принадлежащие к самым разным общественным слоям¹⁴. В «Апологетике» Тертуллиан утверждает, что к началу III века количество христиан в Римской империи было огромно. Языческие жрецы жаловались на опустевшие храмы, в то время как во всех городах и деревнях умножалось число уверовавших во Христа. «Все возрасты, состояния и звания переходят к нам, ― писал Тертуллиан с присущим ему красноречием. ― Мы появились вчера, но мир уже полон нами»¹⁵.
Как такое могло произойти, когда христианство было под запретом, не было церковных зданий, Библий, семинарий, молодёжных собраний, музыкальных коллективов, учебной литературы?! Основная причина состояла в том, что развитие христианства происходило через простых и обычных членов церкви, которые знали Христа и жили Им.
Старк утверждает, что христианство разрослось благодаря заботе верующих о людях как внутри церкви, так и вне её. В тот период вспыхнуло две сильных эпидемии чумы, которые поразили большие территории, и он предполагает, что именно то, как христиане заботились о больных, оказывая им помощь, в отличие от языческих жрецов, убегавших в безопасные места, сыграло наибольшую роль в изменении отношения к верующим.
Христианство процветало в культуре, где люди заботились только о тех, кто был из их племени. Популярные развлечения включали в себя пытки и убийства на арене, когда толпа кричала «Ударь его! Топчи его!». В противоположность этому варварству христианство принесло настоящую гуманность¹⁶.
Христианский историк Генри Чадвик пишет:
Благотворительность на деле была одной из основных причин успеха христианства. Отзывы язычников: „Смотри, как христиане любят друг друга“ (как говорит Тертуллиан) не были иронией. Христианское милосердие проявляло себя в заботе о бедных, вдовах и сиротах, в посещении братьев, заключенных в темницах или осужденных пожизненно на каторжный труд в шахтах, и в социальной активности во времена бедствий таких, как голод, землетрясение, чума или война¹⁷.
Это то, о чем говорит здесь апостол Пётр. Несмотря на гонения и преследования, рядовые христиане несли Евангелие во все уголки Римской империи.
Говоря уже о нашем времени, Тим Честер и Стив Тиммис отмечают:
Конечно, жить отличительной жизнью по благодати нелегко. Бог не сделал никого из нас экстраординарной индивидуальностью с многочисленными дарованиями или ораторскими способностями, привлекающими толпы. Но через смерть Христа и неизменную работу Духа Святого Он сделал нас способными жить так, чтобы другие были влекомы ко Христу. При любых обстоятельствах, когда вы созидаете церковь, пусть она будет не чем иным, как собранным вместе народом Божьим на миссии. Тогда мы будем городом на холме и светом для этого мира.¹⁸
Евангелие является основанием и причиной того, почему мы свидетельствуем о Христе этому миру. Чтобы оно производило кардинальные перемены в нашей жизни, нужна здоровая церковная среда, без которой библейская истина не возымеет должного эффекта в жизни отдельного верующего. Ведь именно в воскресном общецерковном собрании мы напоминаем себе о нашей греховности и незаслуженной благодати Христовой. Совместное исповедание, прославление и назидание укрепляют нашу душу. Обновлённые духовно и полные радости мы идём в этот суетный мир делиться благой вестью со всеми. Такое восстановление и укрепление духовных сил происходит только через поместную церковь.
⁸ Spencer N. The Responsive Church: Listening to Our World — Listening to God. Inter-Varsity Press, 2005. С. 99.
⁹ Более подробно о создании общественно-значимых площадок для благовестия читайте в Приложении № 4 книги Бахмутского Е.Ю. Faithbook: Евангелие для города. М.: РС ЕХБ, 2014.
¹⁰ Они могут быть неожиданными для людей, но очевидно, что это Сам Бог дарует их. Разговор идет про встречи в самолетах или поездах, на городских праздниках или на отдыхе и т.п.
¹¹ Hirsch A., Darryn A. The Forgotten Ways Handbook. Grand Rapids, MI: Brazos, 2009. С. 97.
¹² Перевод РБО. Радостная Весть.
¹³ Stark R. The Rise of Christianity: How the Obscure, Marginal Jesus Movement Became the Dominant Religious Force in the Western World in a Few Centuries. New York: HarperCollins, 1997.
¹⁴ Жан Д. Христианское миссионерство // Символ. 06.1983. №9. Париж. С. 61–76.
¹⁵ Буквально он пишет: «Мы существуем со вчерашнего дня и наполнили собою все ваши места: города, острова, крепости, муниципии, места собраний, самые лагери, трибы, декурии, дворец, сенат, форум. Одни только храмы ваши мы оставили вам» (Тертуллиан. Апологетик: пер. Н.Н. Щеглова. XXXVII. Цит. по: URL: http://www.tertullian.org/russian/apologeticum_rus.htm (дата обращения: 01.01. 2016).
¹⁶ Aquilina M. A Double Take on Early Christianity: An Interview with Rodney Stark [Электронный ресурс] // The National Institute for the Renewal of the Priesthood. 22.07. 2004. URL: http://www.jknirp.com/stark.htm (дата обращения: 01.01. 2016).
¹⁷ Цит. по: Chester T., Timmis S. Everyday Church: Gospel Communities on Mission. Wheaton, Illinois: Crossway, 2012. С. 109.
¹⁸ Там же. С. 110.