Последние пару дней бурно обсуждается недавний очередной брак Ксении Собчак. На этот раз она вышла замуж за режиссёра Константина Богомолова. Причём , у них было церковное венчание. Да ещё в храме, где были повенчаны Александр Пушкин со своей супругой Натальей Гончаровой.
Этот православный храм - «Большое Вознесение» — давно уже облюбовала московская интеллигенция. Утончённый ампир, венчание Пушкина, прекрасная акустика привлекали прихожан со всей Москвы.
Но само венчание выявило несколько интересных проблем, которые присутствуют в религиозной сфере в нашей стране.
1. Кажется, что сами крещённые Собчак и Богомолов не понимали сути обряда венчания. Я не могу сказать наверняка, почему они приняли такое решение. Многие сегодня венчаются в храме, потому что надеются, что это убережёт их от развода, принесёт Божье благоволение в их семейную жизнь, для кого-то это просто дань традиции или желание порадовать родителей. Причин множество. Но следует признать, что мало кто желает угодить Богу и поискать Его помощи в реализации Его замысла о браке. Очевидно, что этого не было и у этих звёздных брачующихся. Их поведение во время свадебного торжества (а видео с их свадьбы заполонили информ-каналы) подтверждает это.
2. Возможно это был просто перформанс или особый стёб. Но сама их поездка на катафалке была весьма символична (я не оправдываю нарушение ими правил ГИБДД), и даже надпись на нём. Вот, её видно на этом фото.
Брак — точно на всю жизнь. И брак означает, что теперь мои первичные верность и посвящение будут направлены на мои новые взаимоотношения - на мою семью. Как и говорится в Писании:
Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть.
Бытие 2:24
Чего не знали или забыли или проигнорировали Ксения и Константин - без Бога счастливого брака просто невозможно построить. Ведь Бог есть любовь!
3. Очевидно, что это сочетание выявило две серьёзные проблемы в Русской Церкви сегодня:
- низкий уровень воцерковления,
- приходской характер большинства храмов.
Как можно сочетать человека, у которого нет никакого церковного практического опыта? Когда Константин и Ксения последний раз исповедовались, причащались? Верят ли они по-настоящему? Живут ли они христианской жизнью в своей повседневности? Прошли ли курс добрачного христианского консультирования? Уверен, что на все вопросы мы получим неутешительные ответы.
Скажу даже больше — их обоих давно была пора отлучить от церкви за их нехристианский образ жизни. Но этого не происходит не только с ними, но и со многими другими миллионами наших сограждан. Поэтому церковь становится формальностью, а церковная общинность (членство) едва живо только в некоторых приходах. Очевидно, что катехизация находится на очень низком уровне.
Если бы им отказали в сочетании — то это вызвало бы огромный резонанс, и стало бы хорошим уроком не только им, но другим, чтобы они задумались о своей вере.
Кстати, по церковным канонам в подобных случаях (как с Собчак и Богомоловым) священник должен был потребовать от них покаяния в прежних грехах. Более того, кроме словесного покаяния они должны были доказать своё желание измениться конкретными делами, а именно - публично принести извинения за кощунственные выходки, творить дела милосердия, ходить в храм и тд. В общем, они должны были стать, хотя бы внешне, христианами.
В древней Церкви такой «искус» (испытание веры) могло продолжаться от года до трех. Например, если христианином хотел стать языческий жрец, то он не мог рассчитывать на Крещение ранее, чем через три года. И это не воспринималось как отвержение от Церкви, нет. Его никто не гнал. Ему просто говорили, что ты, мол, три года походи в церковь, послушай Писание и проповедь, покайся, пройди катехизацию, а потом мы тебя крестим. И так всё и было.
Согласитесь, что если бы Собчак и Богомолову поставили такие условия, то они, скорее всего, отказались бы венчаться. То есть, формально не священник бы им отказал, а они сами бы отказались. Тогда и венчания бы не было.
С другой стороны, если бы они согласились на такие условия, то мы увидели бы совсем другую пару.
Данное событие поднимает много актуальных тем. И показывает, что так мало людей знает Евангельскую истину, и уж тем более - воплощает её. Вот почему так хорошо для города, когда в нём рождается больше христианских браков. Они показывают этому миру, что такое христианская семья, что такое семейная жизнь с Богом, что такое подлинное счастье жизни, что такое красота Евангелия, отражённая в семейных отношениях.