В прошлый раз мы остановились на том, что узнали о благодарности Павла за церковь в Коринфе, потому что она принадлежала Богу и Бог работает в ней через Свою благодать.
Теперь Павел желает показать им, что Церковь, где трудится Господь — призвана являть Его миру через свое внешнее единство. Они уже имеют духовное единство друг с другом через Бога во Христе. Теперь же им нужно стремиться к воплощению этого духовного единства в практической сфере церковного единства.
Вопросы в зал:
- кто уверовал во Христа до 20 лет? 30? 40? 50?
- кто вырос в христианской семье? Кто в нехристианской?
- кто родом из Москвы? Кто в нее переехал?
- Кто имеет высшее образование? Кто нет?
- Кто пробовал наркотики? Кто никогда к ним не прикасался?
- Кто верит, что Иисус есть Господь и Спаситель Его?
Когда Иисус был на земле, то Он обещал основать Церковь и молился за ее единство. Это звучит немного странно, но может показаться, что основание Церкви оказалось проще, чем ее видимое единство. И все потому, что Иисус основал Церковь через Свою смерть на Голгофском кресте. Это был Его труд. Единство же церкви связано с трудом, действиями, поступками несовершенных грешных людей. Иисус Своей смертью искупил все наши грехи, чтобы мы могли примириться с Богом и могли примириться друг с другом. Грех всегда разъединяет. Иисус всегда объединяет и ведет нас к миру и согласию с Богом, что позволяет нам приходить к взаимопониманию и единению друг с другом.
После того, как Павел выразил благодарность Богу за Его благодать, которую Он излил и продолжает изливать на незрелую коринфскую церковь, он прямо начинает говорить об их первой и серьезной проблеме. Это один из самых смертельных врагов для любого брака, семьи или церкви — Апостол говорит о разделении.
Мы завершили прошлое изучение стихом 9-м
Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Мы все вошли в общение, единение со Христом, тем самым став ближе друг ко другу. Через Христа мы стали Божьими детьми. Бог Своей милостью привлек нас, Своим Словом возродил нас, Своей благодатью принял нас. Мы увидели, как Христос возлюбил нас — гордецов и грешников, как Он отказался от Своей славы ради нашего искупления, как Он подчинил Свои желания воле Отца, чтобы смиренно послужить нам. Входя в церковную семью мы увидели, что здесь сообщество веры и Божьей благодати, где каждый призван подчинять свои собственные желания нуждам и пользе других, где каждый имеет привилегию, не теряя своей индивидуальности, использовать свои способности и дарования для единственно верной цели, миссии жизни — прославлять Христа. Коринфская же церковь в то время была заполнена большим количеством индивидуалистов, которые соперничали друг с другом, желали воплощать свои замыслы и планы, которые искали славы себе, а не Богу.
Сатана, отец всякой лжи, клеветник и древний змий желает разрушить единство общения Церкви Христовой — как снаружи, так и изнутри. Он умеет использоваться самые незначительные и неважные вещи, чтобы причинить огромный вред единству семьей и церквей. И когда единство разрушено, истина извращена и любовь отвергнута, тогда миссия церкви и ее предназначение будут в пренебрежении. Все будет сконцентрировано на внутренней вражде и войне. Друзья, в войне братьев победителей не бывает. Только сатана выигрывает.
Мы живем в то время, когда весь мир вокруг нас серьезно разделен. Мировое сообщество разделено политически, социально, экономически, национально, и религиозно. Сегодня даже разделен христианский мир. Разделение стучится в двери нашей церкви ежедневно.
Моя молитва и проповедь о том, чтобы Бог побудил нас задать себе самые простые и одновременно трудные вопросы:
- почему мы все здесь
ради чего мы здесь
какова наши миссия
По мере количественного роста церкви, так легко начать себя идентифицировать только с людьми из своего служения, со своими дарами и способностями, со своими близкими друзьями, с кем-то из пасторов, даже только с нашей поместной церковью, а не с Церковью Христовой во всем мире.
Поэтому слова Павла для нас сегодня звучат очень актуально. Давайте их прочитаем.
10 Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. 11 Ибо от [домашних] Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. 12 Я разумею то, что у вас говорят:«я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». 13 Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? 14 Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, 15 Дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя. 16 Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю. 17 Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова
1.Единство (ст.10-11)
1.1.Духовное (ст.10а) — по духовному рождению
Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа
Павел уже отметил четко и ясно в 1-ом стихе, что он Апостол, и поэтому говорит со властью царя Иисуса. Но вместо того, чтобы аппелировать или использовать свою апостольскую власть или положение — он обращается к ним как их близкий родственник — как член духовной семьи, как брат во Христе. Друзья, не забывайте, что Ваш пастор является вам братом, таким же спасенным Божьей благодатью грешником. И даже несмотря на то, что Бог избирает и поставляет служителей в церкви, которых нужно признавать и уважать, нам всем стоит помнить, что мы все является сопричастниками и соучастниками Божьей благодати. Положение в церкви не делает человека ближе ко Христа или более духовным или более зрелым или защищенным от искушений. Мы все нуждаемся в благодати Христовой и духовном росте, как и говорит ап.Павел молодому служителю Тимофею в 1 Тим.4:14-15
14 Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. 15 О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден
Павел говорит Тимофею, чтобы его духовное развитие, его покорность Богу и жизнь по Евангелию была очевидна людям в церкви. Чтобы он своим примером побуждал их так жить, но такая жизни была бы также свидетельством того, что он также нуждается в благодати как и другие.
Каждый пастор побеждает грех, исповедуется, если согрешает, и растет в зрелости во Христе.
И мы все одна духовная семья! Все рождены через веру во Христа Духом Святым. Все питаемся одним духовным хлебом — Слово Божьим. Все живем благодатью Божьей. Все крещены Духом Святым в одну Христову Церковь. Мы призваны общаться друг с другом как родные. Не иначе.
1.2.Внешнее (ст.10б-11) — согласие и сотрудничество
чтобы все вы говорили одно и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.
Во-первых, этот отрывок не говорит о мистическом единстве в Духе Святом, которое имеют все настоящие верующие, являющиеся частью Вселенской Церкви. Как это описывается в послании к Ефесянам 4-ой главе.
Во-вторых, здесь не говорится о доктринальном единстве, как мы читали в послании к Римлянам.
Здесь идет речь о видимом единстве как выражении их духовного единства во Христе.
Ап.Павел, как брат во Христе, обращается к своей семье, чтобы они разрешили конфликты и устранили проблемы, которые привели к разделениям.
Он узнал от домашних Хлоиных, что между ними споры (ст.11)
Ибо от [домашних] Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры.
Вообще, первые 6 глав этого послания есть ответ на устное свидетельство о проблемах в церкви, очевидно от домашних Хлоиных. А последующие с 7 по 16 — ответ на записанные вопросы от Коринфской церкви.
И в самом 11-ом стихе есть потрясающий совет для всех нас, совет который поможет предотвратить многие напряженности и сохранить от потенциальных разделений. К сожалению, у нас может быть такое искушение — поговорить с кем-то о ком-то, но попросить, чтобы не называли нашего имени. Что-то вроде — «я тебе скажу вот о нем или о ней, но ты не говори, что это я сказал тебе». Но Хлои не была такой — она не боялась, чтобы ее имя было упомянуто. Она не говорила за глаза. Она не искала своего. Она искала пользы церкви. Она искала славы Христу. И она видела как проповедь Христа угасает по причине разделений и споров внутри церкви. Она не желала повредить кому-то сплетнями. Она желала послужить и помочь!
Когда мы сталкиваемся с проблемами, то нужно поступать как подобает христианам и взрослым людям. Не говорить за глаза, не обижаться, не строить какие-то планы или выдумывать что-то про людей, а подходить, выяснять, молиться, укреплять и бороться за единство.
Друзья, разделение в церкви не является чем-то новым или неожиданным в истории христианской церкви — так было с самого начала. Когда Иисус молится Первосвященнической молитвой, записанной в Евангелии от Иоанна 17 главе, то Он снова и снова говорит, просит, молит Отца о единстве
Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святой! соблюди их во имя Твое, [тех], которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы (ст.11)
21 Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. 22 И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им:да будут едино, как Мы едино. 23 Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены́ воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня (ст.21-23)
Иисус знал, что Его ученики будут сталкиваться с разделением, как это происходит в мире вокруг них, потому что нашему греховному сердцу свойственно думать о своем имени, о своей известности, о своей чести больше, чем о Божьих, больше, чем о других людях.
Павел пишет церкви, которая страдала от проникшего в нее горделивого и эгоцентричного индивидуализма. Он же умоляет их, чтобы они были едины, чтобы они:
- помышляли об одном
- говорили об одном
- и делали одно дело
Он так и пишет:
чтобы все вы говорили одно и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.
Фраза «говорить одно» имеет оттенок дипломатичного предупреждения, он просит их прийти к примирению (см. Jos., Ant., 18:375; Polybius, 5:140, 1; NW, 2:237), это выражение использовалось в могильных надписях для описания гармоничных отношений мужа и жены (Schrage). Она указывает на согласии и командный труд в жизни. У такой семьи точно не будет разделения.
А фразы «в одном духе» и «одних мыслях» лучше и понятнее для нашего времени перевести так, как это делает Новый Перевод
«но будьте едины в мыслях и в целях»
Первое слово обозначает общие принципы, второе — применение этих принципов (Lightfoot, Notes). Эти термины призывают к согласованности воли и намерений (Schrage). Иоанн Златоуст отмечает, что первое относится к познанию, а значит и к вере, последнее же к воле, а значит, к любви.1
Он пишет:
«Кто согласен в одном, но не согласен в другом, тот еще не соединен, не достиг совершенного единомыслия. Бывает и то, что при согласии в мыслях, еще нет согласия в духе, – например, когда мы, имея одну и ту же веру, не соединены между собой любовью. В этом случае мы согласны в мыслях, – думаем ведь одинаково, – но еще не согласны по духу. То же было и в Коринфе, где один держал сторону того, а другой – иного. Потому Павел и говорит, что надобно быть соединными «в одном духе и в одних мыслях». Разделения у них происходили не от различия в вере, но от несогласия в духе, по человеческому тщеславию.»2
Ап.Павел не говорит об унификации, о том, чтобы всех сделать серой массой. Он говорит о единой любящей и смиренной духовной семье. Ведь церковь призвана быть единой группой последователей-учеников Христа, которые говорят единым голосом, решают одним единым сердцем, и двигают в одном направлении — к прославлению Христа.
Церковь есть духовная семья, состоящая из многих семей, которые соглашаются думать одно, что приводит к единству, или они будут думать и делать каждый, что им нравится, что несомненно приведет к разделению. Без такого умонастроения и мышления, каждый будет планировать будущее, исходя из своего личного опыта и представлений, решения будут приниматься на основании личных предпочтений, и служение будет совершаться ради личной выгоды и пользы. И если в церкви появится что-то, что не согласуется с нашими личными представлениями, предпочтениями или целями, то мы легко покинем эту церковь или еще хуже, начнем разрушать ее единство. В сущности, церковь может перестать быть духовной семьей, состоящей из самоотверженных членов, жертвующих своими интересами во имя интересов других, и стать группой зацикленных на себе индивидуалистов, которые могут объединяться с кем-то, только если это принесет им какую-то пользу. Индивидуалисты могут временно быть вместе только, когда они против кого-то. Быть за что-то и ради кого-то могут только любящие и жертвенные люди.
К сожалению, никто не желает признаться, что именно он является тем самовлюбленным эгоистом, который причиняет боль общине и разрушает ее единство. Каждый из нас склонен думать, что именно его представление и является самым лучшим. Не потребуется долгого времени, чтобы даже наша собственная семья начала переживать разделение. Ситуация может не дойти до развода, но муж с женой могут принять внутреннее решение просто терпеть друг друга, что приводит к тому, что даже женатые люди живут как холостяки.
Древне-греческое слово, которое Павел употребляет здесь в самом начале, и которое переводится у нас как «соединены» является хирургическим термином. И оно означает — «восстанавливать, исправлять, чинить, вновь приводить в порядок». Разделения в коринфской общине нельзя было терпеть. Это была серьезная проблема.
Иллюстрация
В начале этого года у меня была серьезная физическая проблема. У меня болел позвоночник, почти не прекращая. И я не мог даже спокойно разгибаться. Я откладывал визит к врачу, в надежде, что все само образуется. Но ситуация не улучшалась. И во время одной конференции в конце февраля местные братья взяли и отвезли меня к врачу, который обнаружил, что у меня одна кость вышла из своего привычного положения, так, что у меня одна нога стала длиннее другой, и поэтому во время ходьбы это причиняло мне боль. Во время того, как мне вплавляли или ставили кость на ее место, было достаточно больно, но как только кость встала на свое место, я сразу же почувствовал серьезное облегчение. Но также потребовалось укрепить мышцы, которые уже стали отвыкать от правильного расположения кости.
Друзья, нельзя относится спокойно к тому, что у нас возникает разделение с кем-то из братьев и сестер или даже с церковью. Это чревато серьезными последствиями. Сначала мысли, затем поступки, потом реальные сдвиги. Восстановление может быть очень болезненным и длительным. Разделение в теле Христа всегда несет боль и страдания, а также делает церковь слабее. Не может быть здоровья, роста и радости, когда наши кости смещены, нужно их вправить и поставить на их место — и это всегда болезненно. Это болезненно, потому что восстановление единства не только требует доверия, но также требует самопожертвования, самоотречения. И только, когда ты решишь идти путем самоограничения, только тогда твое восприятие реальности через призму твоих предпочтений начнет наконец умирать. Это не означает, что надо отказаться от своего ума или своей оценки и анализа, отказаться от того, чтобы мыслить самостоятельно, и подчиниться мнению и позиции кого-то. Нет. Иначе это будет какое-то сектанство, какая-то промывка мозгов. Наш текст говорит о другом. Он говорит об отказе от своей самости, гордыне, самолюбия, эгоцентризма, чтобы искать возможности для помощи другим, и вместе созидать единство церкви в миссии и послушании Христу. Как и говорит ап.Павел в послании к Филиппийцам
1 Итак, если [есть] какое утешение во Христе, если [есть] какая отрада любви, если [есть] какое общение духа, если [есть] какое милосердие и сострадательность, 2 То дополните мою радость:имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; 3 Ничего [не делайте] по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. 4 Не о себе [только] каждый заботься, но каждый и о других. 5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе — Филип.2:1-5
Павел потом приводит пример Христа, как Он подчинился воле Отца и искал пользы другим, нам, грешникам.
Слово «чувствования» в ст.5 буквально переводится как «образ мышления». Так вот — библейский образ мышления, или разумение Христово, которое является свидетельством того, что Христос живет в нас, формирует такой порядок приоритетов в нашем мышлении:
- и только затем, что я хочу
- что Бог желает и повелевает
- в чем нуждаются другие
2.Человеческое единство (ст.11-12)
11 Ибо от [домашних] Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. 12 Я разумею то, что у вас говорят:«я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов».
Разделение в Коринфе произошло по причине того, что члены церкви отожествляли себя с разумом других людей, а не Христа. В попытке превознестись друг над другом, люди стали отожествлять себя с разными служителями, которые прежде посещали эту церковь. Люди начали делить церковь путем формирования церковных партий, они почитали конкретных людей с намерением получить почтение и уважение для себя от большего количества людей.
Человеческое единство всегда построено на противопоставлении себя кому-то!
2.1.Группировки в церкви
Кто-то говорил, что он следует ап.Павлу, другие — Аполлосу, некоторые — Петру, а кто-то утверждал, что следует Христу. Основная проблема заключалась в том, что все эти группировки умудрились отвернуться от Господа Иисуса Христа.
Каждая из групп громко высказывала свои мнения, имела свои привычки, собственный лексикон, по которому они узнавали друг друга, и очевидно превозносились над другими.
Интересен (хотя и печален) тот факт, что Климент Римский (писавший приблизительно в 95 г.) говорит о тех же самых группировках и разделениях (он не упоминает лишь «партию Христа»), что существовали в Коринфе и во времена Павла. Таким образом, через сорок лет проблема не исчезла. Это свидетельствует о том, что нам следует быть настороже, ибо в любые времена могут появиться тенденции к разобщению. А теперь рассмотрим каждую группу.3
2.1.1.Партия Павла
Ап.Павел был основателем этой церкви (4:15), и поэтому мы можем предположить, что эта церковная группа была достаточно многочисленной. Все-таки привязанность к своему первому настоящему пастору будет очень сильной. Бог совершил Свое спасение многих коринфян через него, поэтому все они были в неоплатном долгу перед ним. Даже, когда Павел покинул Коринф, их преданность ему осталась. Очевидно, что люди были эмоционально привязана к нему.
В нашей церкви есть немало людей, которые переехали из других городов сюда или стали членами церкви на время своей учебы. У многих из Вас уже был пастор. И мы это понимаем. Мы сознаем, что прилепиться к новой церкви, и полностью принять пасторство новых служителей не так просто. Наш текст подскажет как это сделать правильно и верно. И как такое отожествление с новой общиной должно произойти.
Проблема состоит в том, что оказавшись в новом месте, в новой церкви, мы начинаем сравнивать теперешних служителей с прежними. Иногда это бывает не в пользу новых служителей. И у нас появляется оправдание, не принимать их пасторского попечения и заботы о нас. Но нередко мы просто еще не узнали новых пасторов, и не позволили им стать нашими пасторами. Наш прежний опыт, внутренний страх или личные предпочтения могут стать серьезным препятствием для нашего духовного роста.
Более того, возникающие разногласия между верующими внутри общины, приводящие к раздорам и спорам, чаще всего возникают в силу личной неприязни, личных отношений. При ближайшем рассмотрении так называемые «личностные столкновения» являются всего лишь нашей неспособностью или нежеланием дать Божьей любви возможность изменить нас в наших взаимоотношениях друг с другом. Мы позволяем каким-либо расхождениям (а не Божьей любви) определять качество, степень открытости и глубину наших отношений. Только Божья любовь может принести в наши взаимоотношения гармонию и доброжелательность.
Партия Павла почти наверняка возникла в ответ на образование в Коринфе других групп, формировавшихся вокруг вышеупомянутых лиц. До тех пор, пока не появились эти другие группы, каждый, вероятно, поддерживал Павла. Иными словами, сторонники Павла ответили на появление различных группировок тем, что сформировали свою группу. Ведь так легко в ответ на «плотское поведение» (о котором Павел говорит в 3:1,4), возникшее в церкви, прибегнуть к таким же мирским методам, вместо того чтобы вооружиться силой Святого Духа. В послании к Римлянам Павел дает мудрый совет — Рим.12:21
2.1.2.Партия Аполлоса
Хотя об Аполлосе сведений относительно мало, но то, что мы знаем, рисует нам его ясный портрет и дает удовлетворительное, хотя и гипотетическое объяснение причин, по которым его имя стало во главе формирующейся коринфской группировки. Согласно Деяниям святых Апостолов (Деян. 18:24 — -19:7), Аполлос пришел из Александрии Египетской, вероятно, самого известного и передового университетского города Средиземноморья. Как известно, Тарс, откуда был Павел, был тоже большим городом, но все же Александрией он не был: когда в Коринф пришел Аполлос, с его интеллектом, красноречием, умением толковать ветхозаветные Писания, с его взвешенным и выверенным знанием о Мессии, с его горячим рвением, публичным и уверенным противостоянием иудеям, и смелой проповедью, — не было ничего удивительного в том, что он стал привлекать к себе людей.
Некоторые считают, что, в силу своего образования, Аполлос, даже того не желая, мог способствовать формированию в коринфской церкви чего-то, похожего на интеллектуальную элиту. Что кается молодых христиан, то они, конечно же, могут увлекаться какой-либо личностью, высоко ценя дары и добродетели красноречивых ораторов, особенно тех, кто действительно помогает своим учением и наставлением. Аполлос, вероятно, недолго пробыл в Коринфе, однако для некоторых этого оказалось достаточно, чтобы успеть сравнить его с Павлом (причем не в пользу последнего), который не уступал Аполлосу в рвении или знании ветхозаветных Писаний, но (по собственному признанию апостола) не обладал большим красноречием (ср.: 2 Кор. 10:10 и 1 Кор. 2:3,4). Мы не можем обвинить Аполлоса, что он желал создать напряженность в общине, напротив, он служил ей, созидая ее в истине. Но как только люди начинают прилепляться к каким-либо внутренним или сторонним учителям, пренебрегая или игнорируя других, то они могут дойти до создания напряжения в общине, вплоть до ее раскола.
2.1.3.Партия Петра
Почти все исследователи согласны с тем, что «группа Кифы» представляла собой определенный вид иудео-христианства. Петр, наверное, сам посетил Коринф, что и стало причиной возникновения этой группировки. Некоторые из его последователей, по-видимому, тоже побывали в этом городе и обозначили «правильный путь» от самого главного или известного Апостола. Существует много свидетельств наличия в коринфской церкви законнических тенденций, особенно в споре о том, как поступать с идоложертвенной пищей (гл. 8—10). Достаточно прочитать о столкновении Павла с Петром (Гал. 2) по поводу законов о еде, чтобы понять, что проблема «кошерной» пищи по-прежнему напоминала тлеющий огонь в отношениях между апостолом язычников и тем, кому было «вверено благовестие для обрезанных» (Гал. 2:7). С самого начала среди коринфских иудеев было немало обращений к Иисусу как Христу, но искушение вернуться к законничеству, вероятно, оказалось очень сильным, особенно в коринфском обществе, печально известном своим распутством.
Понимаете, друзья — законничество кажется вполне естественным шагом в христианской жизни, по трем основным причинам:
1.Пустая религиозность
Наше греховная сущность всегда норовит снова перевести в нас в систему зарабатывая Божьего благоволения.
2.Самоправедность
Она также ведет нас к тому, чтобы гордиться своими достижения перед другими и сравнивать себя с другими, чтобы найти тех, кто похуже.
3.Самонадеянность и законничество
Видя развращения окружающего мира, можно думать, что мы можем противостоять ему своими правилами и формами. Сегодня можно привести немало примеров подлинного обновления в Духе, незаметно превращающегося в такой вид законничества, когда некие учителя усиленно говорят о важности соблюдения конкретных, внешних норм поведения, о строгом соблюдении церковных обязанностей или покорности слову пастора. Многие христиане чувствуют себя уверенно в такой смирительной рубашке. Дело доходит даже до того, что о наличии подлинной духовности судят на основании внешних проявлений.
Нам нельзя свести христианскую веру к списку правил — что делать и что не делать. Подлинное христианство есть отношения со Христом. Преображение духовное через веру. Обновление сердца и жизни через дисциплину Божьей благодати. Церковь не сообщество по предотвращению греха, но сообщество прославления Христа. Только тогда церковная община сможет помочь побеждать греха в жизни каждого ее отдельного члена.
2.1.4.Партия Христа
Это очень интересная группировка. Они видимо не желали следовать какому-либо авторитету, поэтому провозгласили — «А мы Христовы». Само наличие в Коринфе этих трех группировок, чрезмерно привязанных к своему руководителю, могло привести к возникновению четвертой, члены которой осуждали всякий «культ поклонения герою». С присущей им немалой долей неприязни к авторитетам, они могли занять вполне благовидную позицию: «Зачем вообще эти руководители? Нами руководит Христос. Он — Глава Тела. Мы зависим только от Него и направляемся прямо к Нему. Он говорит, что нам делать, Он являет нам Свою волю. Мы просто любим Христа»
Но вся беда состояла в том, что они таким образом превозносили себя над другими, считая себя духовнее и лучше, и осуждали других, считая их заблудшими, с промытыми мозгами, больными людьми.
Кроме того, они отвергали библейскую идею о церковном руководстве, которая не была выдумкой людей, но была Божьим повелением. Сам Иисус поставлял служителей для Своей церкви, наделяя их соответствующими дарами и полномочиями.
Также они заявляли, что у них прямой особенный контакт с Богом. Поэтому им особенно и не нужно быть в церкви, быть в сообществе веры. Интересно отметить, что присутствие таких людей в церкви в конце концов приводит к тому, что практически все начинают чувствовать собственную несостоятельность: «А мне вроде Бог ничего прямо и не говорит; моя молитва не такая живая и непосредственная; в отличие от них я не так уверен, в чем заключается воля Господа для меня». Когда члены этой группы присутствуют в церкви, всегда чувствуется хотя и слабый, но вполне ощутимый дух превосходства. Нелегко сразу возразить что-либо, когда тебе говорят: «Господь сказал мне, что…»
Нередко основой для такого поведения и мышления служит сочетание внешнего проявления сильно развитого индивидуализма со скрытой внутренней неуверенностью. Это ведет к внутреннему нежеланию исполнять то, что тебе говорят, и выражается в потребности оправдать свою неуверенность разговорами о значимости глубоко субъективных переживаний. Такие люди утверждают, будто их переживания нельзя оценить (не говоря уже о том, чтобы показать их ложность), поскольку они выше всякого анализа. Они заявляют, что давать оценку таким переживаниям неуместно и неправильно, так как они не предназначены для обсуждений.
Нет почти никаких сомнений, что партия Христа в немалой степени способствовала возникновению гностических тенденций в Коринфе. Если группа Аполлоса, по всей вероятности, несла ответственность за формирование интеллектуальной элиты в коринфской церкви, то партия Христа, скорее всего, способствовала возникновению элиты сверхдуховной. Обе тенденции веками присутствуют в христианской церкви. Возможно, партия Христа возникла в результате чрезмерного разрастания мистических религий Коринфа с их акцентом на духовном опыте и полным пренебрежением к разуму.
Интересно, что члены партии Христа (часто с самого начала) тяготеют к отделению и образованию собственной «церкви», в основном потому, что, в конце концов, начинают чувствовать: обычная поместная церковь недостаточно духовна. Этим объясняется тот факт, что в своем послании, написанном в 95 г. н. э., Климент Римский, касаясь трех других партий, не упоминает о коринфской партии Христа.
Посмотрите какая разнообразная и лоскутная община:
- искренние лоялисты
- интеллектуалы
- законники
- особо духовные или самоуверенные индивидуалисты
Но Апостол молится и надеется, что все они смогут трудиться вместе ради славы Христовой. Что они могут соединиться в одних мыслях и в одной цели, не теряя своей самобытности и идентичности. Что они не позволял разногласиям привести к разделению.
Павел призывал их к гармонии, а не к монотонному звучанию. И это возможно только по причине любви и желания прославить Христа. Тогда они смогут свободно высказывать свои переживания, мысли, идеи, и не конфликтовать, но находить и лучше понимать волю Божию. Тогда они будут в одном духе и в одних мыслях. В духовно-здоровой церкви единство не означает соглашательство, но оно означает, что ее члены знают как доброжелательно обсуждать, не соглашаться и взаимно смиряться
2.2.Их общие проблемы
Поведение коринфян показывало их духовную незрелость.
2.2.1.Ударение на слово «Я»
Первая их очевидная проблема состояла в том, что они делали ударение на последнюю букву в алфавите «Я». Евангелие указывает на нашу общность, наше единство, а не на наши различия. Библия говорит, что во Христе:
Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского:ибо все вы одно во Христе Иисусе — Гал.3:28
Другими словами, Евангелие берет «Я» и «Мое» и заменяет их «Мы» и «Наше». Иисус не только Мой Господь, это не Моя церковь, и мое призвание и миссия не являются МОИМИ Собственными. Иисус есть НАШ Господь, это есть НАША Церковь, и у НАС есть миссия и призвание как церкви, которую мы можем исполнить только вместе.
2.2.2.Человекоцентричность
Их вторая проблема состояла в том, что они придавали слишком большое значение личностям. Они отожествляли себя с конкретными учителями больше, чем с учением Иисуса Христа. Одно дело сказать, что я признателен и поддерживаю кого-то служителя, но совсем другое заявлять, что я стою за него или следую за ним. Это уже лексикон культа. К сожалению, наша современная светская культура, которая построена на знаменитостях и звездах, подталкивает нас к этому. Я имею в виду создание знаменитых и звездных пасторов, которые может быть даже к этому и не стремятся и не желают. Мой знакомый, и хорошо известный и в России, пастор из Калифорнии — Фрэнсис Чен, оставил свою большую церковь и перешел в служение поменьше, потому что, как он сказал — он стал слышать больше о Фрэнсисе Чене, чем о Духе Святом. Чье имя мы слышим чаще всего в нашей церкви? Кого вы цитируется, изучаете, читаете — Писание или каких-либо пасторов? Христа через Слово Божие или свои идеи, прикрытые как бы Христом?
Церкви делятся и умирают, потому что они объединяются вокруг неправильной личности, неправильной власти и неправильной цели. Глава Церкви никогда не менялся- это Иисус Христос. Власть Церкви никогда не менялась — это Дух Святой, Дух Христов. Миссия церкви никогда не менялась — провозглашение Христа. Но люди в церкви всегда меняются. К сожалению, не всегда они изменяются в сердце. И это нередко приводит к конфликтам и разделениям церквей. Моя молитва, чтобы для всех нас РБЦ стала духовным домом, и последней церквью, куда вы перешли. И если вы уйдете отсюда то только для участия в основании новой церкви. Мы должны быть собранием не индивидуалистов, но духовной семьей на миссии прославления Христа.
3.На пути к подлинному единству (ст.13)
13 Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?
Павел мог бы радоваться, что у него есть такие лояльные люди в поместной церкви в Коринфе. Но он думал не о своей славе или о своей репутации. Он думает о развитии Евангелия и славе Христовой. Поэтому он старается привести Коринфян к здравому мышлению. Он задает им три риторических вопроса. В них даже мы можем ощутить некоторый сарказм, который сопряжен с печалью Павла за такое плохое и огорчительное для Христа, поведение коринфян.
3.1.Превознесение Христа (ст.14-17)
3.1.1.Неделимость Христа
Разве разделился Христос?
Или буквально: «Разве Христос распался на части?» И ответ очевиден — конечно нет. Тело Христово задумано так, чтобы быть единым и мощным духовным организмом, состоящим из многочисленных членов церковной семьи. Разделенное тело просто не может жить, не может функционировать. Что может быть хорошего, когда рука занята одним делом, а нога совершенно противоположным? Если части тела не трудятся в согласии, тогда все они будут бесполезными и возможно даже опасными. И единственная причина, по которой части тела начинают трудиться раздельно, и даже против друг друга, когда они отсоединяются от головы — которая есть Иисус!
3.1.2.Искупление Христово
разве Павел распялся за вас?
Конечно же, нет. Никто из людей не умирал за них, чтобы искупить их грехи. Даже если бы и был тот, кто готов был отдать за них свою жизнь, все же не мог через свою смерть принести им примирение с Богом и прощение их грехов.
Именно Евангелие, слово о распятом Спасителе, принесло им прощение и освобождение от рабства греха. Коринфяне на личном опыте познали, что значит быть искупленными и спасенными. Они были обязаны Христу всем, неважно к какой бы группе в церкви они себя не причисляли.
Знаете, так легко начать в церкви Христом, а потом прибиться к какой-либо человеческой фракции, забыв, что это именно Христос меня призвал, Христос за меня умер, и Христос меня спас.
Именно Христос, а не Аполлос, Петр или Павел, умер за их грехи и принес им прощение и очищение.
Как только я прилепляюсь к человеку, то я сразу же отворачиваюсь от Христа, что приводит к разобщению в моих взаимоотношениях в церкви. Только Иисус может всех объединить, и Он делает это через крест, потому что к Богу мы можем прийти только через крест Христа, и нет исключений: перед крестом все равны. Нам никогда не уйти от креста. Если же мы это делаем, то покидаем место примирения — с Богом и людьми (Кол. 1:19-22).
Всякий раз участвую в Вечере Господней мы напоминаем себе о том, что каждый из нас прощенный грешник, нуждающийся в Божьей благодати. И приходя ко Христу в этот день, обновляя свое веру, посвященность и упование, мы начинаем лучше замечать наших братьев и сестер, сознавать наше единство и важность нашего совместного служения Спасителю и Господу нашему.
3.1.3.Посвящение Христу
во имя Павла вы крестились?
Крещение означает отожествление со смертью и воскресением Христа. Это не просто исполнение обряда или исполнение традиции. Крещение есть акт публичного отожествления себя с Иисусом и Его Церковью. Это декларация о преданности и принадлежности, видимый знак полного посвящения себя владычеству Иисуса Христа.
Ни один человеческий лидер не может быть поднят на уровень со Христом. Только через смерть Христа Бог примирил с Собой мир. Кровь пастора ничего не простит вам. Мы не собрали здесь клуб по интересам, и пригласили на него Иисуса. Это Иисус нас избрал и пригласил. Он наш Господь, Учитель и Наставник. Он есть Глава Церкви. Старший Пастор РБЦ есть Иисус. Мы, пасторы, можем ошибаться, Иисус нет.
3.2. Умаление себя ради Христа (ст.14-16)
14 Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, 15 Дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя. 16 Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю.
Вероятно, коринфяне придавали чрезмерное значение крещению. И по этой причине Павел отказался от того, чтобы много крестить самому. Да и это не позволяло кому-либо начать думать, что он крестил во имя свое.
Павел радуется, что он сделал не так много в области крещения, чтобы придать еще больший статус себе. Он сознавал, что внешний обряд крещения легко может быть использован незрелыми людьми для создания культа личности служители. Ведь даже до сих пор встречаются люди, которые с немалой долей невежества рассуждают так, словно личность того, кто крестит, имеет важное значение.
Павел делал все возможное с его стороны, чтобы не собирать себе последователей, не становится знаменитостью, но возвышать Христа, указывать на Него.
Понимая испорченность сердца человеческого, служители, и каждый из нас, должен делать все от нас зависящее, чтобы отвернуть людей от внимания к нам, и направить их ко Христу, от наших речей к Слову Божьему, от наших желаний к Божьему замыслу, от наших достижений к Евангелию. Чтобы мы не стали человеко-центричными в чем-либо, а оставались Христоцентричными и Богоцентричными во всем, что мы делаем, думаем и говорим.
Если бы Павел крестил всех сам, то возможности возникновения Павла-центрицности в общине была велика. Апостол даже не мог вспомнить всех, кого он крестил. Не потому, что он пренебрегал или уничижал значение крещение. Нет, вовсе. Он объясняет это в ст.17
3.3.Проповедование Христа (ст.17)
17 Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова
Он был озабочен славой Христовой, благовестием и расширением Божьего Царства.
В этом стихе Павел говорит о своей миссии. И это миссия — проповедовать Христа. Он пришел в Коринф не для того, чтобы построить славу своему имени. Он был в Коринфе не для улучшения своей репутации и расширения своего влияния. Он был там ради появления новых учеников Христа. Он не пришел в Коринф, чтобы построить церковь или взрастить ее. Он даже не пришел, чтобы изменить хотя бы одно человеческое сердце. Все это было не в его власти.
Павел пришел в Коринф, чтобы проповедовать Евангелие, если нужно умереть, и быть забытым, но чтобы помнили и знали Христа. Это миссия каждого из нас. Она не требует красноречия, образования или особых способностей. Она требует всего лишь открыть свои уста и говорить просто и ясно о личности и деле Христа на кресте. Как и говорит Павел об этом во 2-ом Коринфянам 4:1-5
1 Посему, имея по милости [Божией] такое служение, мы не унываем; 2 Но, отвергнув скрытные, постыдные [дела], не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом. 3 Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, 4 Для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого. 5 Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса
Мы глашатаи Христа, Его проповедники. Если мы верим, что сила изменять сердца и преображать жизни, открывать глаза слепым и освобождать от власти греха находится в Евангелии, тогда нам нужно проповедовать его всегда. Расскажите его всем в вашем окружении. Расскажите, как Евангелие изменило вас. И пусть в центре рассказа будете не вы, а Христос и Его Евангелие. И пригласите их в собрание святых, в церковь, которая живет Христом и только Им, и поэтому ее духовное единство проявляется внешне. Павел был уверен, что человеческими ресурсами, человеческой политикой или дипломатией невозможно улучшить состояние церкви. Только во Христе и через Христа и во имя Христа можно испытывать подлинное и живое единство и укрепление в вере.
Если я живу Христом, то я буду созидать, соединять, объединять. Потому что это желание и замысел Христа.
Наша единство важно — ради славы Христовой, ради проповеди Христа, ради Креста нашего Господа, который во всем противоречит человеческой мудрости. И об этом мы будем говорить в следующий раз.
Вопросы для лидеров малых групп
1.Единство (ст.10-11)
1.Почему так важно поговорить о видимом единстве церкви?
2.Как будет выражаться наше духовное единство в жизни?
3.Почему нельзя долго мириться с отсутствием внешнего единства церкви? Почему нельзя мириться со своим внутренним разделением с кем-то или с церковью?
2.Человеческое единство (ст.11-12)
1.На чем основано человеческое единство? (см.также начало проповеди)
2.К какой группе вы могли бы отнести потенциально себя?
3.Могут ли эти группы взаимодействовать или они обречены на разделение? Чем они могут обогащать друг друга? В чем им нужно измениться или исправить свое мышление?
3.На пути к подлинному единству (ст.13)
1.Как понимание личности и служения Христа помогает нам осознать наше единство и нужно в его видимом выражении?
2.Ради чего нужно единство церкви?
3.Как наша духовная зрелость влияет на единство нашей общины?
4.Какие шаги я предприму, чтобы наша церковь стала более единой в прославлении Христа!