Дополняют друг друга, служат друг другу
или воют друг против друга
2 Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.
1 Коринфянам 11:2-16
3 Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог.
4 Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.
5 И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.
6 Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
7 Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.
8 Ибо не муж от жены, но жена от мужа; 9и не муж создан для жены, но жена для мужа.
10 Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.
11 Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе.
12 Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога.
13 Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?
14 Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него,
15 но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?
16 А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии.
Божья перспектива (стихи 4-16)
Если вы приедете в православную Грецию и надумаете посетить там богослужение, то сразу же заметите отличие между русскими православными прихожанками и прихожанками-гречанками. Гречанки, что называется, рушат российские представления о том, как должна выглядеть женщина, пришедшая в храм.
Во-первых, гречанки почти никогда не носят в храме платков на голове, чем, бывает, очень смущают российских паломников. Если в греческом храме вы увидите женскую голову, покрытую платком, знайте – это либо россиянка, либо престарелая гречанка-вдова.
Еще одним ярким отличием православных гречанок является то, что почти все они приходят в храм в брюках. Не в юбке, как это принято в Русской Церкви, а в брюках, чем, надо сказать, совершенно не смущают греческих священников. Что же это такое?! Греки попирают благочестивые традиции!
Мы продолжаем наш разговор о том, кто такой мужчина, кто такая женщина, и какова природа их взаимоотношений друг с другом во свете Божьего откровения. В прошлый раз мы сконцентрировались на 3-м стихе, который передает основной богословский смысл отрывка – универсальный Божий принцип власти и подчинения: Христа – Богу-Отцу, мужчины – Христу, женщины – мужчине. Теперь же мы будем читать с 4-го стиха и ниже и обязательно коснемся вопроса женских косынок!
У нас три основных вопроса:
1) Что это за покрывало, о котором здесь говорит Павел?
2) Почему он так обеспокоен этим покрывалом?
3) Как это связано с нашей современной ситуацией?
Но прежде, чем погрузимся в этот отрывок, стоит обратить внимание на ст. 10 – на эту таинственную фразу «для Ангелов». Все, кто читал этот отрывок, хотели бы знать, что это такое? Почему Апостол говорит: «Посему жена и должна иметь на голове своей [знак] власти [над нею], для Ангелов». У нас возникает естественный вопрос: что это за знак власти, и как это связано с Ангелами?
Как вы видите, в нашем переводе слова «знак» и «над ней» стоят в квадратных скобках или написаны курсивом. Это попытка переводчика достроить фразу, чтобы она была понятна читателям. Потому что здесь не совсем простая фраза.
Существует два основных понимания этого текста. Согласно первому, власть, о которой здесь идет речь, – это исключительно власть мужчины над женщиной и ее верности и покорности ему. Это отсылка к известной практике, когда женщины носили у себя на голове что-то как знак власти ее мужа над ней. Таким образом она подтверждала принцип, идущий от создания мира, описанный в стихах 8–9, и в то же самое время не огорчала ангелов, Божьих послушных созданий.
Но как можно смутить ангелов? Ангелы являются хранителями божественного порядка. Ангелы присутствовали при сотворении мира и были свидетелями Божьего замысла в отношении мужчины и женщины. И они огорчаются, когда нарушается Божий замысел, например, когда женщины не покоряются своим мужьям, пренебрегая установленным Богом порядком.
Второй взгляд включает в себя власть мужчины над женщиной, а также знак ее власти по отношению ко всему творению, включая, следовательно, и ангелов, которые есть «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр. 1:14). Женщина не была помещена в рабское положение слуги мужчины, как это нередко мы встречаем во многих современных культурах Ближнего Востока или Азии. Она была помещена над всем творением, включая и ангелов. Поэтому она обладает огромной властью, даже несмотря на то, что находится под авторитетом своего мужа или мужчин в церкви. Поэтому знак власти – это не только символ ее покорности мужчине, но также знак ее власти над сотворенным Богом миром, как и учит Писание в начале книги Бытие. В конце концов, она дочь Небесного Отца, Царя Царей. Соответственно ее волосы или покрывало является символом этой власти. И поэтому она вполне может поклоняться Богу на церковном собрании!
Вы можете изучить этот вопрос самостоятельно. Но я думаю, что второе объяснение наиболее точное. Есть еще одно объяснение, о котором я скажу чуть позже.
Но пусть разномыслие по этому вопросу не станут ни для кого основанием для разделения. Это не касается серьезных доктринальных вопросов.
И во втором взгляде все равно присутствует мысль о том, что покрывало на ее голове является знаком ее покорности своему мужу или покорности женщине мужчине.
Теперь мы готовы рассмотреть наши три вопроса.
1. Что такое покрывало?
О каком покрывале здесь говорит ап. Павел?
«4 Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову».
Этот вопрос озадачивал христиан практически в каждом поколении. В контексте вопроса про Ангелов существует два основных взгляда.
ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД
Покрывало, о котором говорит здесь Павел, – это волосы женщины и только волосы. Апостол выражает здесь озабоченность, что некоторые женщины, члены коринфской общины, распускали свои волосы и позволяли им падать на их плечи. Таким поведением, особенно в их культурном контексте, они пренебрегали Божьим порядком творения.
Приверженцы такого взгляда считают, что апостол Павел желает, чтобы женщины собирали свои волосы, так чтобы они, будучи природным покрывалом, не болтались, что могло восприниматься в той культуры предосудительно. Женщину с распущенными волосами воспринимали как женщину легкого поведения, или ярую мужененавистницу, или какую-то языческую жрицу. Такого не должно быть в церкви. Поэтому женщины-христианки должны были носить свои волосы собранными в пучок на голове. Кстати, это было распространенной традицией во многих христианских церквах, включая и ЕХБ.
Данная интерпретация имеет ряд сильных сторон.
Во-первых, Павел нигде не говорит «вуаль», или «косынка», или «покрывало», кроме стиха 15: «14 Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, 15 Но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?». Это единственное место во всем этом отрывке, где употребляется слово «покрывало». Причем здесь Павел говорит о волосах как о покрывале.
Во-вторых, покрывало не было обязательной практикой в ветхозаветное время и весьма сомнительно, чтобы такое требование возникло среди евреев во времена Иисуса Христа, разве что в больших и богатых городах. Мы даже читали в Библии, что в древности покрывало обычно использовали блудницы, чтобы их не узнали, на примере истории с Фамарью и Иудой (Быт. 38 гл.).
В-третьих, в греко-римской и еврейской культурах распущенные или коротко остриженные волосы были знаком того, что человек был отвержен или порицаем обществом за какое-то поведение. Например, женщина могла быть острижена за прелюбодеяние. Да и древнегреческие гетеры всегда ходили простоволосыми.
В-четвертых, глагол, который переводится у нас как «покрывать» (κατακαλύπτῳ), связан с другим труднопроизносимым словом, которое может быть найдено в Септуагинте в Числах 5:18. Здесь идет разговор о женщине, которую муж подозревает в измене: «16 А священник пусть приведет и поставит ее пред лицо Господне, 17 И возьмет священник святой воды в глиняный сосуд, и возьмет священник земли с полу скинии и положит в воду; 18 И поставит священник жену пред лицо Господне, и обнажит голову жены, и даст ей в руки приношение воспоминания, — это приношение ревнования, в руке же у священника будет горькая вода, наводящая проклятие».
Слово «обнажит» голову жены – то же самое слово, которое Павел употребляет в нашем отрывке – означает распустить волосы.
На основании этих основных четырех причин некоторые библейские комментаторы утверждают, что Павел говорит здесь исключительно о волосах.
ВТОРОЙ ВЗГЛЯД, которого и я лично придерживаюсь. Павел здесь говорит о каком-то покрывале для волос. Он говорит, что мужчина не должен покрываться. Если мы думаем о том, что покрывало – это волосы, тогда мужчине надо быть лысым или побрить свою голову, чтобы помолиться или провозгласить Божье Слово! Аргументы в пользу этого взгляда следующие:
1. Глагол, который переводится у нас как «покрываться» и который мы встречаем, например, в 6–7 стихах, обычно употреблялся для описания покрывания чего-либо. Например, в Ис. 6:2 сказано, что серафимы у престола Божьего двумя крыльями закрывали лицо свое и двумя закрывали ноги свои.
2. Фило́н Александри́йский или Филон Иудей, который был современником Павла (25 г. до н.э. по 50 г. н.э.) использует такую же терминологию, что и Павел в 11:5, для описания удаления головного убора священником («Об особенных законах», 3:60). Также слово akatakalyptos означает «непокрытый» или «раскрытый» у него в книге «Аллегорические толкования» том 2, 29.
3. В книге Эсфирь 6:12 мы находим такое же выражение, как и в стихе 4 (kata kephales): «И возвратился Мардохей к царским воротам. Аман же поспешил в дом свой, печальный и закрыв голову». Здесь не сказано, что он закрыл свою голову волосами. Буквально здесь написано: «закрыв от горя голову». Вероятно, он накрыл свою голову своей одеждой, как человек порой надевает капюшон или прячет свою голову под пиджаком по причине стыда или вины. Особенно это бывает видно на видео из залов суда.
4. Еще один современник Павла древнегреческий писатель и философ Плутарх (45–127 н.э.) использует точно такую же терминологию, что и Павел, когда пишет о покрытии головы тогой. Описывая Публия Корнелия Сципиона Эмилиана Африканского, он использует фразу: «kata tes kephales echon to himation», что буквально означает «с тогой, покрывающей его голову».
Поэтому у нас есть все основания считать, что Павел говорит здесь о каком-то покрытии головы, каком-то головном уборе или что-нибудь подобном. Не стоит правда сразу же думать, что Павел здесь имеет в виду платочек, или вуаль, или шапочку, или даже современный хиджаб на основании того, что с такой традицией мы встречаемся в нашей среде. Главное, о чем здесь говорит Павел, что женщины должны каким-то определенным образом отличаться от мужчин, чтобы по их внешнему виду было понятно, что она не мужчина и она не находится в состоянии бунта против своего подчиненного положения мужчине.
Но что же должно быть покрывалом? У нас нет четкого ответа. Поэтому нам следует применить важный принцип герменевтики: основные идеи понятны и просты, и именно простые и понятные идеи являются основными идеями текста. Понятно и ясно в этом отрывке то, что апостол желает, чтобы женщины отличались от мужчин. В данном случае знак отличия связан с тем, что они помещают на свою голову. В этом тексте нет ясного ответа на вопрос, какой головной убор должен быть на голове христианки: платочек, шапочка, берет, шляпка или вуаль. Но Апостол точно желает, чтобы голова у них была покрыта.
2. Почему Павел был так обеспокоен этим покрывалом?
Стих 3 дает нам ответ на эти вопросы: «3 Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава — Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог». Апостол закладывает принцип мужского руководства и подчиненности женщины.
В прошлый раз мы отметили, что руководство мужчины над женщиной, которое является Божьим замыслом от сотворения мира, не умаляет ценность и значимость женщины, подобно как власть Бога-Отца над Христом не делает Иисуса менее значимым или менее божественным. Но равенство в значимости и сущности не удаляет также и наличие принципа власти и подчинения. Поэтому мужчины не должны покрывать свою голову: «4 Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову».
Интересно отметить, что мужчины-иудеи покрывали свои головы. Эта традиция началась где-то в 4-ом веке, чтобы они помнили, что «над нами — Всевышний, что мы склоняемся перед Ним, покорно принимая на себя Его волю». А вот в Древнем Риме, как и в Древней Греции, голову покрывали очень редко. Но аристократы носили шляпы и шапки, по форме заимствованные у греков. Делались они из фетра, соломы, кожи, плетеных волокон растений. Служители культа полностью покрывали головы. Головные повязки сочетались с венками из листьев, цветов, веток. Поэтому богатые мужчины-верующие из элитарного общества демонстрировали свою принадлежность к нему, покрывая свои головы, когда руководили богослужением в церкви точно так же, как это было принято делать в их социальном классе руководителю гражданского греко-римского религиозного поклонения. Этим самым они выставляли себя напоказ. А Богатые жены из элитарного класса снимали с себя головное покрывало/вуаль, принятое в их культуре, чтобы с гордостью подчеркнуть свое равенство не только во Христе, но и в общественном устройстве, как это делали и другие римские женщины того времени.
Здесь Павел ясно говорит, что покрытие головы женщиной-христианкой в Коринфе указывает на ее покорность мужского руководству. Оно указывает на их различия в ролях, которые Бог заложил от сотворения мира. Поэтому для мужчины бесчестие и смущение приносит надевать покрывало, а женщине – не носить его. Через это покрывало женщина показывает покорность вечному Божьему принципу в своей жизни, а мужчина демонстрирует свое принятие Божьего установления быть руководителем для женщины.
Для Павла пренебрежение этим принципом несет бесчестие, и он сравнивает это с обритой головой в стихе 5: «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо [это] то же, как если бы она была обритая». Обритая голова у женщины в то время указывала либо на то, что она была вовлечена в какую-то аморальность, например, проституцию или была уличена в прелюбодеянии, либо впала в крайний феминизм. В любом случае остриженная или обритая голова была точно позором в то время!
Для Павла это был вопрос репутации Церкви в обществе, ее адекватности в благовестии и верности в почитании Бога. Он говорит, что если женщина так поступает и отказывается носить на своей голове знак власти над ней, знак покорности и послушания Божьему замыслу, то она не только стыдит своего мужа, порицает Бога и пренебрегает Божьем принципом, но и ставит свое поведение в один ряд с таким аморальным или маргинальным поведением, как проституция или феминизм.
Если принять то, что под ангелами в ст. 10 значатся посланники граждан Коринфа, которые хотели побольше узнать о том, что же из себя представляет Христианская церковь, прежде чем туда прийти, то мы можем только догадываться, какой печальный отчет приносили такие слуги своим хозяевам: нормальные женщины превращаются там в фривольных барышень, благородные мужчины кичатся своим статусом, вместо мужчин выступают женщины с распущенными головами и т.д. Насколько это сильно дискредитировало Евангелие и ставило барьеры для благовестия! Наше поведение может стать серьезным препятствием для других.
Для Павла это не второстепенный вопрос, впрочем, таковым он остается и в наше время. Бесчестие настигнет нас, если неправильно поступать в этой сфере. Где же это бесчестие возникает? Мы читали, что «3 всякому мужу глава — Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. 4 Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову» (ст. 3–4). Поэтому, когда мужчина так поступает, то он бесчестит Христа или постыжает себя? И когда женщина поступает неверно, то она бесчестит мужчину, прежде всего своего мужа, или этим она позорит только себя?
Можно долго спорить об этом. Но разумнее будет прочитать этот текст, подобно как написано в книге Притчей о непослушном сыне, что он бесчестит себя и позорит своих родителей. Когда мужчина и женщина поступали неправильно в отношении покрытия головы в Коринфе, они бесчестили себя и Того, под чьей властью они находились.
Стоит также заметить, что разговор о покрывале идет в контексте беседы о пророчестве и молитве: «4 Всякий муж, молящийся или пророчествующий 5 и всякая жена, молящаяся или пророчествующая». Как такое могло быть, что женщина публично молилась или пророчествовала в собрании. Ведь чуть позже в конце 14-ой главы мы читаем стихи 34–35: «34 Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. 35 Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают [о том] дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви».
Итак, что нам известно:
1. Дух Святой не противоречит Сам Себе.
2. Павел не собирается противоречить своим словам, особенно в таком близком контексте: 3 главы отделяет наше рассуждение от 14 главы.
Поэтому должно быть объяснение. Возможно, пророчествование и моление в этих двух главах отличаются друг от друга. Но мне кажется это слишком странным объяснением.
Есть другое возможное объяснение: пророчество и моление 11-ой главы происходило в другом, нецерковном контексте, в отличие от 14-ой главы. Например, женщина благовествовала кому-то. Вероятнее же всего, Павел дает пояснение проблем коринфской общины пошагово, не вываливая все сразу. Здесь он рассуждает о проблеме непокорности Богом установленному порядку власти, где женщины Богом призваны быть покорными мужчинам. Поэтому, когда Павел пишет о том, что какая-то женщина пророчествует или молится с непокрытой головой, и говорит, что ей следует покрываться, то это вовсе не означает, что он одобряет ее практику молитвы или пророчествования. Он подойдет к этому вопросу позже в 14-ой главе. А сейчас он рассматривает вопрос власти и покорности. Поэтому Павел и пишет в стихе 7: «Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа».
Мужчина ходит под властью Бога, а женщина – под властью мужчины. Мужчина помещен на землю как представитель Бога, для того чтобы владычествовать над нею. Непокрытая голова мужчины безмолвно свидетельствует об этом. Однако важна не столько физическая форма выражения принципа, сколько понимание самого установленного Богом порядка о ролях и взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. Это касается сущности мужчины и женщины, Божьего замысла для них. Поведение женщины будет показывать, что она понимает Божий порядок – Бог над Христом, Христос над мужчиной, мужчина над женщиной. Поведение мужчины будет также показывать его понимание.
Дорогие братья, берите ответственность за себя, семью, церковь, общество! Для Павла важно не то, что на голове, а то, что в голове!
Своим разумным поведением подчинения женщина «делает заметной власть мужчины» (Vine, Expository Dictionary, under Glory, p. 154.) и помогает ему реализовывать его предназначение.
Сначала Павел ссылается на порядок творения, показывая руководящую роль мужчины в ст. 8–9: «8 Ибо не муж от жены, но жена от мужа; 9 И не муж создан для жены, но жена для мужа». А затем он уравновешивает эту истину, чтобы не получилось крайности, показывая в ст.11–12 взаимозависимость и взаимодополняемость мужчины и женщины: «11 Впрочем, ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. 12 Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога». Мужчины и женщины созависимы. И хотя Бог определил мужчине быть лидером, он не сделал его автономным или независимым от женщины. Они нуждаются друг в друге. Таков Божий замысел: «все же – от Бога».
Иоанн Златоуст так прокомментировал эти стихи: «Так как (апостол) приписал большое преимущество мужу, сказав, что жена от него, для него и под его властию, то, чтобы не возвысить мужей более надлежащего и не унизить жен, смотри, какую вносит поправку, говоря: «впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе». Не указывай мне, говорит, только на первоначальные преимущества и на сотворение, а обрати внимание на последующее и увидишь, что каждый из них зависит от другого или, лучше, не один от другого, но все от Бога».
Принцип взаимной зависимости хорошо выражен в ст. 11: «Женщина ничто без мужчины; мужчина ничто без женщины». Другими словами, мужчина будет настоящим мужчиной только на фоне отношений с женщиной, которую действительно можно назвать женщиной; женщина будет настоящей женщиной только на фоне отношений с мужчиной, которого действительно можно назвать мужчиной.
Не стоит поддаваться искушению думать, что стихи 3–10 учат мужскому доминированию, а стихи 11–12 нивелируют различия и роли мужчины и женщины. Эти стихи должны не противопоставляться или подменять друг друга, а напротив, дополнять, чтобы получить полноту библейской картины взаимоотношений мужчины и женщины: равенства и разности их ответственностей по отношению друг ко другу.
Мужское главенство – это ответственность за создание среды, в которой процветают те, кто находится в его заботе. Речь идет о том, чтобы быть орудием благодати, а не инструментом контроля! Женская покорность мужскому руководство укрепляет среду, в которой Дух Божий беспрепятственно созидает души и жизни людей.
3. Как нам все это применить в нашем контексте
Стих 13 подводит нас к следующему, финальному вопросу: «13 Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою [головою]? 14 Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, 15 Но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?».
Как это применимо к современному контексту жизни?
Здесь Павел ссылается на традиционную практику того времени и одновременно на естественные физические особенности мужчины и женщины. «Древние авторы, особенно философы-стоики, любили иллюстрировать свои мысли примерами из природы. Природа учит, говорили они, что только у мужчин растут бороды; у женщин волосы длиннее, чем у мужчин. Как и все городские жители, Павел прекрасно знает, что есть исключения из общего правила (варвары, философы, эпические герои, а также библейские назареи); но «природный» аргумент апеллировал к порядку творения, известному каждому из его читателей по собственному опыту».
Павел ссылается на человеческую природу, на естественные различия мужчин и женщин. Слово природа (физис) несет на себе представление и об инстинкте, и о внутреннем чутье того, что правильно, а что нет. В этих словах Павел взывает к человеческой совести. Павел говорит, что, если мы оглянемся вокруг себя, мы признаем, что, за редкими исключениями, и природа, и человеческий инстинкт подсказывают одно и то же: женским волосам положено быть длиннее мужских, что вполне нормально и правильно. Греческое слово (коме), переведенное как «растит волосы», может означать длинные волосы и хорошо сделанную опрятную прическу. Красиво уложенные волосы – это честь для женщины, особый дар от Бога, подчеркивающий ее мягкость и нежность.
Рост волос у людей регулируется половыми железами. Мужские гормоны заставляют волосы на лице расти быстрее, а на голове медленнее. Что касается женщин, то их гормоны работают в противоположном направлении — волосы на голове растут быстро, а на лице либо совсем не растут, либо растут совсем незаметно. У женщин нет усов и бород, так как гормоны, находящиеся в их организме, подавляют рост нежелательной растительности на лице.
Длина волос, как и наша сущность – мужская или женская, – отличается. Это то, что заложил в нас Господь! Хотя наши сущности находят себе выражение различным образом в разных культурах, сам Божий замысел не меняется: как Он определил мужчине и женщине создавать семью, так оно и остается по сей день. Как Он решил, чтобы мужчины были руководителями, а женщины в подчинении, так оно и есть по сей день. Кстати, молодые юноши в Коринфе остригали свои длинные волосы при переходе из детства в возраст возмужания (т.е., по достижении десяти лет). Сохранение длинных волос в той культуре было признаком женоподобия или гомосексуальности (ст. 14).
Насколько длинными должны быть волосы, Павел не говорит. Мы можем это долго обсуждать и не придем к результатам, потому что нам здесь не даны четкие маркеры. Но вот, что Павел точно желает донести до нас, так это то, что мужчина не должен походить на девушку, а женщина не должна быть похожей на мужчину – ни во внешности, ни в поведении. Жена не должна выказывать перед церковью свой бунтарский настрой против своего мужа, и муж не должен показывать надменное отношение к своей жене.
Не должно быть смешения мужских и женских черт, потому что Бог создал мужчин и женщин разными – и в том, что касается физиологии, и в том, что касается их ролей и взаимоотношений. Бог хочет, чтобы мужчины были мужественными, руководя с ответственностью и любовью, а женщины – женственными, покоряясь с послушанием и любовью.
В Коринфе это можно было показать через то, что у тебя было на голове. Как я уже говорил, мы не знаем точно, что там было на голове. Это не принципиально. То, каким образом женщины демонстрировали свои волосы, каким образом они их покрывали в Коринфе, указывало на нечто более важное – на их отношение к Божьему замыслу. Покрывая свою голову, они демонстрировали, что рады согласиться с реальностью Божьего замысла.
Затем Апостол добавляет: «16 А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии». Он увещевает коринфян: «Не игнорируйте в себе очевидные признаки сотворения. Такими создал нас Бог. Не перечьте здравому смыслу и соблюдайте благопристойность в своем поклонении. Пусть оно будет христоцентричным и во славу Божью». Всегда найдутся христиане, которые любят поспорить, и таких, по-видимому, было немало в Коринфе. Павел не навязывает им форму, он передает им принцип, но если культурная форма помогает передавать принцип, то зачем спорить с ней и не применять?! Не нужно бороться за непринципиальное.
Каково же применение этого отрывка для нас сегодня?
Мы на большом расстоянии от того Древнего Коринфа исторически и географически. Должны ли мы сейчас учить наших женщин в церкви носить платки или вуали? Нет! Следует понимать различие между принципом, неподвластным времени, не ограниченным культурой, и его применением, которое будет различаться в зависимости от времени, географии и культуры.
Представьте себя миссионером в Африке. Как бы вы учили африканских женщин тому, что они должны носить головной убор, когда многие племена вообще не носят никакой одежды. Только представьте себе обнаженную женщину с платком на голове. Это какой-то абсурд! Прежде всего, нам следует обучить библейскому принципу, а не нашей форме его применения. В данном случае следует учить принципу власти Бога над Христом, Христа – над мужчиной, мужчины – над женщиной, учить, что мужчины и женщины отличаются и внешне, и по своей внутренней сущности. Следовательно, мы будем учить женщин-христианок поступать в своей культуре так, чтобы ни у кого не возникло мысли о том, что они отвергают свою женскую сущность и необходимость покорности мужскому руководству.
Как любой Богом установленный принцип вне времени и культуры, так и наша внутренняя сущность – мужская или женская – также вне времени и культуры, но применение этого принципа в той или иной культуре будет разниться. Например, если наша культура рассматривает какую-либо прическу как исключительно женскую или мужскую, нам, как христианам, следует быть внимательными к этому. Если, например, ношение сережек воспринимается в нашем обществе как признак женственности, то мужчины не должны носить сережки. Если какая-то прическа или какая-то одежда воспринимается как принадлежность к определенному полу, то нам не следует ее носить, если мы другого пола. Если одежда стирает наши половые различия или вульгарно подчеркивает их, то нам также стоит задуматься, подходит ли она нам, не станем ли мы тем самым поддерживать искаженный взгляд на мужчину и женщину.
В то время как в нашем обществе происходит размывание границ между мужчинами и женщинами, то мы, как церковь, напротив призваны их всячески подчеркивать и поддерживать. Если актриса Кира Найтли запрещает своей дочери смотреть «Золушку» или другие диснеевские фильмы, потому что, как она заявляет, у женских персонажей там слабые характеры, то я, напротив, буду подбирать такие фильмы и мультики, которые бы подчеркивали различие между мужчиной и женщиной, показывая их красоту и значимость.
В коринфской культуре покрытие головы что-то сообщало человеку. Сегодня то, что у тебя на голове, не несет ясного послания. Разве только то, что ты мусульманка или христианка, которая зашла в храм, или крестьянка, которая только что подоила корову, или молодая девушка, которая следует современным трендам и решила надеть бандану себе на голову. Здесь нет ясного послания о том, что ты покорна Богу и признаешь мужское руководство!
Если я сейчас скажу, чтобы все сестры купили себе платочки на голову, что мы этим добьемся? Какое послание мы понесем в этот мир? Мы не донесем самую важную принципиальную идею, о которой здесь говорит Апостол. Кстати, в царское время дворянство обычно не носило платки на голове в храмах. Это было уделом крестьян и слуг.
Итак, для нас этот отрывок весьма важен по ряду причин:
1. Мы призваны показывать в этой меняющейся культуре Божий взгляд на мужчину и женщину, их роли и взаимоотношения. Даже то, как мы одеваем наших детей, не должно оставлять у людей сомнений, что перед ними мальчик или девочка.
2. Мы также призваны показать, что существует прямая взаимосвязь между женственностью и соответствующей покорностью женщины мужчине. Мужеподобная женщина не покоряется мужчине с радостью. И женоподобный мужчина практически не способен проявить лидерство над женщиной. Этим они вредят себе и бесславят Бога.
3. Женщины в Коринфе, пророчествуя без головного убора, посылали ясное послание в свое окружение, и они это хорошо понимали: «Мы более не покоряемся мужскому руководству, во Христе все равны, нет никаких особенных ролей и ответственностей у мужчин и женщин». Это то, что они пытались сказать другим через свое поведение, через свой внешний вид. Поэтому Павлу так важно было обличить это опасное греховное поведение. Проблема была не в том, что у них было на голове или что у них там отсутствовало, но в том, что они пытались донести до других, не покрывая свою голову.
Мы сегодня видим все возрастающую роль женщин, ее пытаются продвинуть на лидирующие позиции в обществе, и одновременно мы наблюдаем стагнацию лидерской ответственности мужчин. Это ведет наше общество и наши семьи к умножающемуся хаосу.
В нашем обществе пытаются показать, что и мальчики, и девочки могут смело играть в одни и те же игры. Например, девочки – в хоккей, а мальчики – в куклы. Существует попытка перепрограммировать наших детей, повлиять на родителей. Телевидение, фильмы, мультики несут идеологию подмены или просто идеологию, что нет ничего страшного в похожести мальчиков и девочек, например, в одежде унисекс и т.д.
Непреходящий принцип – наша сущность, мужская или женская, остается неизменной. А вот ее культурное проявление меняется. Поэтому мы покоряемся Божьему замыслу, чтобы Бог получал всю славу, а мы – благословения жизни по Его установленному порядку.
Посмотрите, не сильно ли вы пропитаны мирской идеологией касательно мужчин и женщин, их взаимоотношений, ролей и сущностей?
Вопросы:
1. Почему нам так важно различать вечный принцип и его применение?
2. Как наше поведение влияет на продвижение Евангелия?
3. Как вы будете применять принцип мужского руководства и женской покорности?