Дополняют друг друга, служат друг другу
или воют друг против друга
2 Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.
1 Коринфянам 11:2-16
3 Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог.
4 Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.
5 И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.
6 Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
7 Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.
8 Ибо не муж от жены, но жена от мужа; 9 и не муж создан для жены, но жена для мужа.
10 Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.
11 Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе.
12 Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога.
13 Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?
14 Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него,
15 но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?
16 А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии.
Универсальный ключевой принцип (стихи 2-3)
Недавно Левада-центр провел исследование отношения жителей России к равноправию полов. Большинство россиян полагает, что полного равноправия нет и разница в отношении к гендерному вопросу проявляется в нюансах. Для женщин иметь «полностью равные права с мужчинами» считают «важным» и «очень важным» 51% мужчин и 75% женщин. На это возражают, считая равные права мужчин и женщин «неважным» или «не слишком важным», 40% мужчин и 21% женщин. Ясно видно стремление женщин сделать этот вопрос хотя бы предметом обсуждения, а возможно, и решения. Среди мужчин такой интерес распространен гораздо слабее. Это дает основания подозревать, что существует скрытое желание сохранять гендерную асимметрию.
Это подозрение усиливают данные об ответах на вопрос о том, надо ли, чтобы «женщины занимали высшие государственные посты наравне с мужчинами». Этого хотели бы 50% мужчин и 78% женщин. Вообще участие женщин в политике среди мужчин одобряют 66% и не одобряют 30%, среди женщин одобряют 86% и не одобряют 12%. Хотели бы, чтобы в России в ближайшие 10–15 лет президентом стала женщина, 44% женщин, но вдвое меньше мужчин (21%).
Все эти примеры говорят о наличии противоречия между «мужской» и «женской» позициями, которое раскалывает мужское сознание, не оставляет единым и женское. Из приведенных данных видно, что немало мужчин считает справедливой «женскую» точку зрения на проблему, но есть и женщины, которые присоединяются к «мужской». В то же самое время не только принципы феминизма, но и сам термин «феминизм» вызывают резко негативные реакции как у мужчин, так и у женщин на массовых площадках в российском интернете. И чем больше ты погружаешься в обсуждение данной тематики, тем лучше понимаешь проблематику и видишь, что предлагаемые пути решения далеки от Божьего замысла, который один несет нам счастье и полноту жизни.
Сегодня мы приступаем к важной теме противостояния разных групп в церкви города Коринфа. Речь пойдет о нормах поведения в церкви на богослужении.
Обратим внимание на стихи 1 Кор. 11:2–3: «2 Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам. 3 Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава — Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог».
Мы начали изучение этой главы со 2-го стиха, потому что первый вполне логично и последовательно относится к предыдущему размышлению апостола Павла о христианской свободе. Как известно, деление на стихи и главы не является богодухновенным и было сделано для удобства чтения и проведения богослужений.
В этой главе ап. Павел говорит о двух проблемах, которые имели место в церкви Коринфа и были связаны с беспорядком во время церковных собраний. Первая касалась поведения женщин, вторая – отношения к Вечери Господней. Многое из того, что говорит здесь Павел, противоречит общепринятым современным представлениям нашего общества – как в отношении женщин, так и в отношении мужчин.
В конце прошлого столетия и начале нашего одной из самых обсуждаемых тем в церковных кругах был вопрос ролей мужчины и женщины, их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом во всех сферах человеческого бытия, включая и церковную среду. Обычно в религиозных кругах эта тематика поднимается в контексте обвинений или осуждения женщин за их поведение, одежду, непокорность мужьям.
Но мне хотелось бы дать библейский честный ответ на многочисленные вызовы взаимоотношений полов, с которыми мы сегодня встречаемся. И начать я должен с честного признания – эта проблема отношений между полами возникла не по причине женского феминистского движения, а по причине слабого мужского руководства как в доме, так и в церкви. Сатана добился невероятной тактической победы, распространив представление о том, что Божий призыв к лидерству мужчин рожден из грехопадения и гордыни. Тогда как именно гордость препятствует подлинному духовному руководству. Духовная бесцельность и апатия, вялость и недостаток самодисциплины среди мужчин – вот главная проблема, а не рост интереса женщин к серьезному служению в церкви.
Гордость и жалость к себе, страх, лень и путаница загоняет многих людей в самозащитные, самодовольные коконы молчания и пассивности. И это приводит к тому, что у женщин появляется пространство и нужда в том, чтобы взять лидерскую инициативу в свои руки, что сегодня особо восхваляется в культуре нашего общества. Но я уверен, что в глубине души многие мужчины и женщины сознают, что здесь что-то не так.
Где мужчины с моральной и духовной ответственностью за свои семьи? Где мужчины, ревнующие о деле Божьем и расширении Божьего Царства, посвящающие себя Христовой Церкви и Ее миссии в мире? Где мужчины, мечтающие не о реализации своих амбиций и поиске своего удовлетворения, а о реализации Божьих планов и замыслов?
Я молюсь о том, чтобы Господь посетил сегодня нас и создал в нашем собрании могущественную армию духовных мужчин, посвященных Божьему Слову и миссии Евангелия. Подавляющее большинство женщин возрадуется такому руководству мужчин и будет с ними сотрудничать в деле Божьем. Именно такой подход будет почитать и возвышать Библейский замысел взаимоотношений и сотрудничества между мужчинами и женщинами.
Сегодня мы рассмотрим только первые два стиха – 2 и 3. В стихе втором мы читаем похвалу Апостола коринфянам, а в третьем – его переживание за них.
1. Похвала Апостола (стих 2)
За что Павел хвалит своих читателей? Вероятно, вы помните, что, начиная с 7-ой главы, Павел отвечает на вопросы коринфян: «А о чем вы писали ко мне…». И в последующих главах Апостол отвечает на их вопросы. Мы видим особые маркеры в тексте послания, которые указывают на то, что начинается ответ на очередной вопрос. Например, в ст. 8: «Безбрачным же и вдовам говорю». Коринфяне, вероятно, спрашивали, что делать таким людям, то есть, несемейным и вдовам. В ст. 10: «А вступившим в брак» – теперь разговор идет о семейных. В ст. 12: «Прочим же я говорю» – теперь Павел обращается ко всем остальным. В ст. 25: «Относительно девства я не имею повеления Господня» – Павел пишет для безбрачных. В глава 8:1 «О идоложертвенных [яствах] мы знаем…» – Павел пишет о пище, посвященной идолам. И так можно продолжить. Читая ответы Павла, мы понимаем, о чем переживали коринфяне.
Несмотря на всю непоследовательность коринфской общины, которая встретила многочисленные культурные и социальные вызовы, ап. Павел говорит, что он доволен тем, что они не забыли его наставления: «вы все мое помните и держите предания».
Изучая это послание, мы можем заметить, что в Коринфе не было дефицита как здравого библейского наставления, так откровенной ереси. Проблема коринфян была в том, что они не применяли Евангельскую доктрину, поэтому неправильно поступали и жили. Их проблема была не в доктрине, а в ее применении, не в знаниях, но в области нравственного воплощения. Их образ жизни отрицал то, во что они верили, отвергал Евангелие. Они походили на людей, которые услышали истину, но придя к себе домой, или на рабочее место, или в семью, или на учебу, напрочь забывали все наставления и поступали не по истине, а по своим собственным представлениям или веяниям того мира. Коринфяне знали истину, но не всегда и не во всем жили по ней.
Итак, Павел хвалит их за две вещи здесь: за то, что они помнили, и за то, чего они придерживались: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам».
1.1. Помнили верную доктрину
Основывая церковь в Коринфе, Павел приложил немало стараний, чтобы эта община была укоренена в Евангелии. Давайте немного освежим в памяти, как появилась церковь в Коринфе: «5 А когда пришли из Македонии Сила и Тимофей, то Павел понуждаем был духом свидетельствовать Иудеям, что Иисус есть Христос. 6 Но как они противились и злословили, то он, отрясши одежды свои, сказал к ним: кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам. 7 И пошел оттуда, и пришел к некоторому чтущему Бога, именем Иусту, которого дом был подле синагоги. 8 Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим, и многие из Коринфян, слушая, уверовали и крестились… 11 И он оставался [там] год и шесть месяцев, поучая их слову Божию» (Деян. 18:5–11).
Павел трудился усердно, чтобы убедиться, что важнейшие библейские истины были поняты и приняты новой общиной. Он вел себя как мудрый и заботливый родитель по отношению к своим детям, который всячески старается, чтобы его отпрыски запомнили самое важное и необходимое. Чему же научил коринфян Павел, о чем он здесь вспоминает? Чуть ниже в главе 11 ст. 23 он говорит: «23 Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб». Он учил их о важности Причастия. В гл. 15 ст. 1 мы читаем: «1 Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,… 3 Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то есть] что Христос умер за грехи наши, по Писанию».
Итак, что помнят коринфяне? Природу Евангелия, значимость Причастия и суть смерти Христа. На первый взгляд в этих доктринах нет ничего особо привлекательного, выдающегося, харизматичного, но в них самое главное для церкви.
Подумайте только, как много мы забыли из того, что изучали в школе или в вузе. Но есть то, что забывать нам никак нельзя. Для того Павел и трудился так основательно, чтобы коринфяне не забыли самое важное, ключевые истины, сердцевину Евангельского послания. Эти истины остались важными и по сей день, потому что Евангелие не изменилось. Прощение наших грехов через смерть Христа на Голгофе является центром спасительной Божьей работы в этом мире. Там на кресте свершилось невероятное – наш Создатель примирил с Собой род человеческий. Теперь всякий верующий может прийти к Богу за прощением, примирением и усыновлением в Божью семью.
Проведя в Коринфе 18 месяцев с момента основания там церкви, Павел радовался, что они помнят все его наставления.
1.2. Держались предания апостола
Но они не только помнили, но и придерживались наставления Апостола. Конечно, не во всех сферах, как мы уже видели в этом послании. Вероятно, под давлением внешних и внутренних факторов им было все сложнее и сложнее придерживаться наставления Павла, особенно во время общецерковных собраний.
Прежде, чем мы пойдем дальше, необходимо сказать пару замечаний касательно слова «предание». Можно сделать ошибку, подумав, что ап. Павел начал формировать какую-то дополнительную базу знаний церкви под названием «Предания» или «Традиция». Само слово «предание» (древнегреческое «парадосис») означает «то, что передается через учение». Оно указывает на то, чему апостол учил их, что они слышали от него.
Слово «предание» особенное слово для людей, живущих в православной религиозной культуре. Ему предается большое значение. Ведь в русской православной традиции Предание воспринимается как полнота знания об Истине, которая выражена не только в Библии, но и в церковных правилах веры. Поэтому для православного человека, как пишет известный православный сайт: «Предание и есть вся жизнь Церкви в Духе Святом. Теперь этот Дух в союзе с Церковью творит, производит жизнь. Он вдохновил Апостолов, и они написали Евангелия и послания. Таким образом, и Писание является Преданием, так как оно есть «то, что передано», передано Апостолами Церкви».
Другой автор утверждает, что «апостольское предание состоит из нескольких частей: передачи вероучения, духовного опыта и особой благодати в рукоположении. Все это передавалось лично, от человека к человеку, и обязательно внутри Церкви».
Но такое понимание Предания встречает немало трудностей, в частности, в том, что можно составить список апостольских преданий, которые не исполняются. Например, крещение только в проточной воде, молитва только на восток. Поэтому дьякон Кураев отмечает, что апостольское происхождение предания не означает его неизменности. Но тогда мы должны признать избирательность применения Предания и его недостаточный авторитет для веры и жизни церкви. Должен быть какой-то высший авторитет. Если Писание поместить в Предание, сделать его частью предания церкви, тогда мы лишимся единственного бесспорного авторитета – Божьего Слова. Вот почему во время Европейской Реформации важным лозунгом стал «Sola Scriptura» – «только Писание», чтобы вернуть Церковь Христову под авторитет Божьего откровения, а не человеческих традиций и представлений.
Само слово «Предание» буквально переводится как «традиция, то, что передается», и означает «преподавание, переданное учение». Например, Павел пишет к Фессалоникийцам: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2 Фес. 2:15). Слово «предание» означает двусторонний процесс слушания и передачи информации другим, ее распространение.
В культуре, которая не основывалась на литературных источниках, большое значение приобретали достоверные предания. Устное предание может быть действительно весьма достоверным, как показывает простой пример детских стихов. То, что некогда впитала в себя культура общества, становится составной ее частью. Размышляя о богослужении в коринфской церкви, мы должны помнить, что Павел полтора года обучал и воспитывал эту церковь и, таким образом, создал учение, необходимое всем церквам (ср.: 1 Кор. 14:33). Сейчас можно с определенной долей вероятности утверждать, что оно было своего рода катехизисом для ранней христианской церкви, в основе которого лежали обучение и воспитание учеников.Это было ясное и системное изложение Евангелия – как доктрины, так и правила жизни церкви и отдельного верующего. В конечном итоге необходимые Апостольские наставления под водительством Духа Святого были записаны окончательно в книгу, которую мы называем Новый Завет.
Если внимательно прочитать оба послания к Тимофею, то можно увидеть, насколько большим приоритетом для Павла была передача верного учения. Для Апостола было важно, чтобы Тимофей держался образца здравого учения, чтобы он понимал истину, чтобы именно ее он передал другим верным людям, которые были бы способны и других научить. Апостол говорил о Евангелии. Он не передавал форму или обряды. Он передавал учение!
Апостол хвалит коринфян за то, что они держатся евангельского учения и сохраняют его апостольскую традицию. Как отмечает Тисельтон: «Церквям не было необходимости вырабатывать свои учение и правила путем проб и ошибок. Одной из проблем коринфян, которая прослеживается в послании, было желание выделяться на фоне других церквей собственным пониманием духовной зрелости. Павел не отрицает контекстуальное богословие (ср. 1 Кор. 9:19–23), однако настаивает, чтобы оно не расходилось с общей апостольской традицией». Сейчас мы называем это христианской ортодоксией.
В этом отрывке содержится пара полезных уроков для нас.
1. Именно Евангелие сильно спасать!
Ситуация в церкви Коринфа была далека от идеальной. Если говорить прямо, там царил самый настоящий хаос. Мы уже прочитали, какой беспорядок у них был в сфере брака и сексуальности. Церковь была в таком состоянии, что хотелось поскорее из нее уйти, вымыть руки и больше к этому не возвращаться. Они не были духовно сильными и зрелыми. Но несмотря на все это, истина Евангелия все еще была в их собрании. И Павел хвалит их за это. Именно поэтому там продолжали спасаться люди.
Друзья, церковь не зависит от людей – церковь зависит от наличия в ней Евангелия. Не стоит также искать в ней совершенства. Наш подсознательный поиск совершенства должен быть обращен на Бога, а не на людей. Не стоит обижаться на людей из-за их несовершенства и не стоит их идеализировать.
Подумайте вот над чем, дорогие! Какую роль вы играете среди несовершенных людей в нашей несовершенной церкви? Какое бы служение вы ни совершали здесь, вы обязательно встретите несовершенства и незрелость людей. Не стоит искать в нашей церкви идеала и безукоризненности. Но мы можем благодарить Бога за то, что мы помним истину, за Евангелие, которое мы получили, за то, что наши уши не закрыты для истины, и что Божьей благодатью мы держимся здравого учения.
2. Полезность традиций
Молодые люди естественным путем пытаются перестроить многие вещи. Им кажется, что традиции их душат, закабаляют. И такое может быть. Ведь традиция – это не учение Писания. Но, как здесь отмечает Павел, хорошо для церкви иметь полезные библейски обоснованные традиции. Каждая семья имеет какие-то свои традиции. Я говорю о традициях, которые не имеют ничего общего с каким-то мистическими, псевдо-духовными практиками и ритуалами, но традиции, которые помогают нам воплощать, помнить и держаться истин Божьего Слова.
Какие традиции есть в вашей личной жизни, например, не садиться завтракать, пока вы не покормите своего духовного человека? Какие есть семейные традиции? Какие церковные?
2. Божий порядок (стих 3)
В третьем стихе Павел высказывает свое переживание за коринфян. Его наставление начинается с фразы «хочу также, чтобы вы знали». Апостол собирается сказать нечто важное, принципиальное, нечто чрезвычайно необходимое для коринфян. Он собирается внести коррективы в их восприятие реальности, укрепив одних, обличив других, дав понять всем, как следует думать в сфере взаимоотношений мужчины и женщины.
Апостол говорит здесь о власти, которую установил Господь. Это далеко не культурный аспект, но вопрос устройства всего мироздания. Возможно, Павел не стал бы затрагивать вопрос о соблюдении традиций в ходе богослужения, но, как видно из нашего отрывка, в Коринфе были люди, которые стремились посеять рознь в церкви, и в качестве основного предмета спора они выбрали вопрос о головных покрывалах для женщин.
2.1. Главенство Христа над мужчинами
В 3-м стихе Павел делает мощное утверждение: «всякому мужу глава — Христос». Апостол говорит не только про верующих. Это относится и к нехристианам, к неверующим мужчинам также. Здесь стоит слово ἀνήρ, что значит «мужчина» в своем первичном значении, не просто муж, но мужчина.
В нашем отрывке это слово переводится как мужчина. Ни один из аргументов и пояснений Павла в отношении мужчины в нашем отрывке не предполагает его семейного статуса. Более того, я бы сказал, что и под женой в большинстве случаев нужно понимать просто женщину, не зависимо от семейного статуса. Ведь нельзя же подумать, что неженатый мужчина не находится под главенством Христа.
Оттого что неверующие не знают главенства Христа в их жизни, сам факт не перестает быть истиной. Христос является главой для всякого мужчины. И однажды каждый мужчина преклонит свои колени и исповедует, что Иисус есть Господь! Многие мужчины проводят свою жизнь бесцельно и бестолково, не находят полноты счастья и радости, потому что они не живут под Господством Христа! Как физические законы действуют вопреки нашему отношению к ним или знанию о них, так и духовные. Без подчинения Христу мужчина никогда не достигнет своего потенциала и радости жизни! Никогда!
Божий закон подчиненности, покорности власти пронизывает всю Вселенную! Павел учит, опираясь на Божий порядок творения, ссылаясь на сотворение первых людей в стихах 8 и 9. В этой последовательности сотворения мужчины и женщины находится принцип власти и подчиненности, который был заложен Богом изначально и который даже записан в нашей человеческой сущности. И этот принцип применим не только к мужу и жене, но и ко всем мужчинам и женщинам. Павел говорит о мужчинах и женщинах, об их взаимоотношениях, об их взаимосвязи друг с другом, об их ролях.
Те, у кого есть проблемы с принятием этого принципа в своем браке, должны быть шокированы сейчас, потому что Павел говорит об отношениях между мужчинами и женщинами в общем. Это Божий замысел от начала творения. Это принцип вселенского масштаба и на все время существования человеческой цивилизации.
Для кого-то это звучит чересчур радикально. Но если мы сейчас начнем смотреть на применение принципа, не разобравшись как следует в самом принципе, то мы попадем, как и коринфяне, в самый настоящий хаос в сфере взаимоотношений полов. Кстати, именно из-за этой поспешности у нас в церквах этот отрывок низвели до странного обсуждения – носить косынку или не носить. И во многом это связано с непониманием первоначального, базового принципа.
Заметьте, что вопрос отношений мужчины и женщины помещен в контекст двух сфер, где проявляется власть и подчиненность, – главенства Христа над мужчиной и главенства Небесного Отца над Сыном Божьим. Женщины в коринфской церкви говорили: я не буду поступать так, я буду распускать мои волосы, я буду поступать, как хочу, в конце концов, я свободна во Христе. Но Павел уже готов им сказать, что такое поведение порочит Христа и дискредитирует Евангелие и Божественный порядок власти в творении, в человеческом обществе, в семье и в церкви. Взаимоотношения мужчин и женщин, мужа и жены помещены в одну цепочку, где первые два звена не должны вызывать никаких сомнений – власть Христа над мужчиной и власть Бога-Отца над Богом-Сыном. В этом проявляется Божественная мудрость Божьего Слова, чтобы мы могли с ним согласиться даже в непростых вопросах.
2.2. Главенство мужчины
Здесь употребляется слово «глава», что значит «начальник, самый главный» За последние несколько десятилетий было предпринято множество попыток, чтобы это древнегреческое слово «глава» или «кефале» толковалось как «источник», а не как «глава». Это попытка феминистского движения перетолковать Библию под культурные представления, решить проблему руководства мужчины над женщиной и духовного лидерства мужчин внутри Церкви Христовой.
Не требуется быть знатоком древнегреческого языка, чтобы сознавать, что у некоторых слов может быть достаточно широкая коннотация, и в зависимости от контекста они могут переводиться по-разному. Так в некоторых библейских отрывках слово «кефале» и вправду означает «источник». Например, в послании Колоссянам в 1–2 главах или Ефесянам 4 главе. Но, когда Павел употребляет это слово как «источник», он не устанавливает принцип взаимоотношений между мужчинами и женщинами. Когда Апостол говорит о таких взаимоотношениях и о ролях мужчин и женщин, он употребляет это слово в контексте власти, и оно должно переводиться как «глава». Например, в 5-ой главе послания к Ефесянам, где он говорит об отношениях мужа и жены в браке, и в Ефесянам 1:22–23.
Но даже не зная об этих дебатах и различных значениях слова «кефале», мы можем легко увидеть значение этого слова в нашем контексте. Если мы переведем это слово как «источник» вместо «главы» в смысле власти, то мы попадем в непростые богословские коллизии. Получится следующее: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу источник — Христос, жене источник — муж, а Христу источник — Бог». Получается, что Павел тогда бы говорил, что Христос был сотворен из какой-то части Бога. Но этого быть не может. Не мог Павел также сказать, что Христос не существовал вечно. Не мог Павел думать, что Бог-Отец создал Бога-Сына. Ибо вся Библия ясно учит, что Божьи Ипостаси в Троице равны и вечны. Они одинаковы в сущности, но они отличаются Своими уникальными ролями в Троице.
Поэтому если так перевести, то мы обязательно попадем в ересь. Следовательно, единственно верный перевод – это глава, то есть тот, кто выше, тот кто обладает властью над кем-то. Так, Христос обладает властью над всяким мужчиной.
- В семьях Он стоит над всеми мужьями. Они призваны строить отношения со своими женами, руководствуясь примером Христа, ища помощи и силы у Него для воплощения Его замысла.
- В Церкви Христос есть глава над всеми служителями и лидерами общины. Он есть Пастыреначальник. Поэтому они должны брать пример для своего служения с Него.
Друзья, это Божий порядок. В семье муж глава жены, в церкви мужчины получили от Бога ответственность осуществлять духовное руководство над всем собранием. Не важно, нравится ли мне это или нет, оскорбляет ли это меня или нет, принимаю ли я это или нет, воспринимает ли это наша культура или нет. Важно, что именно так говорит Писание и не иначе! Все остальные подходы – каким бы образом они ни оправдывались или ни защищались – это противоречит Божьему порядку. И там не будет Божьей благодати.
- И в-третьих, Христос от лица всего рода человеческого был полностью покорен во всем воле Отца Небесного, как говорит Павел в послании к Филиппийцам, даже до смерти и смерти крестной. В этой покорности Сына Отец выше. Христос молил Отца – «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лук. 22:42).
Что здесь Иисус показывает нам? Он покорился воле Отца. Иисус, будучи равным в Своей божественной природе Небесному Отцу, поместил Себя в подчиненное положение. Но Иисус не стал второсортной Личностью в Троице. То, что Он подчинился воле Отца, не сделало Его неравным Отцу, ниже Отца, не сделало Его менее божественным в Своей сущности. Его покорность Отцу – как в Небесах, так и на земле – указывала и осуществляла Божественный замысел нашего искупления, Который Господь приготовил от вечности!
Также и женщины, покоряясь руководству мужчин в обществе, дома и в церкви, никак не должны восприниматься или считаться второсортными людьми, и сами они не должны воспринимать или считать себя ниже мужчин. Они никак не становятся менее значимыми. Но их покорность является видимым выражением их согласия с Божьим замыслом, их покорность своему мужу или мужчине в каком-либо деле лишь подтверждает и утверждает их покорность Всемогущему Суверенному Мудрому Владыке этого мира.
В стихе 7 сказано, что мужчина не должен покрывать свою голову, потому что «он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа». Нравится ли вам это? Как это понимать? Ведь, вроде, мужчины-иудеи покрывали свои головы?! Эта фраза понимается во свете стихов 8 и 9: «8 Ибо не муж от жены, но жена от мужа; 9 И не муж создан для жены, но жена для мужа».
Что вы имеете в виду, пастор? Каждый отражает славу того, кем и для кого он был создан. Бог сотворил первого мужчину из праха земного. Адам был призван провозглашать и отражать Божию славу. Затем Господь посылает сон Адаму, берет у него одно ребро и из этого материала творит первую женщину Еву. Первая женщина явилась в этот мир как слава ее мужа, из которого она была сотворена. Это Божий порядок, Божий замысел. Когда мы следуем Божьему установлению, мы видим Божественный порядок и устройство и Божия благодать пребывает с нами.
Сегодня же мы видим все больше хаоса и беспорядка в сфере взаимоотношений мужчин и женщин. Например, вспомните только, сколько сейчас придумали различных видов сексуальности человека. Насколько у нас поломан Божий порядок в обществе, на работе, в семьях. Нам, верующим, не стоит поддаваться влиянию нашей современной культуры и капитулировать перед ней. Библия очень ясно учит: «9… не муж создан для жены, но жена для мужа».
Мы можем увидим прямую параллель этого отрывка с Бытие 2:18–25. В книге Бытие мы читаем, что мужчина не был сотворен из женщины и не был сотворен быть ей помощником. Но женщина была создана, чтобы стать помощником мужчины.
Здесь следует сказать, что покорность женщины мужчине не является абсолютной – ведь ее первая покорность Саму Господу. Поэтому, если мужчина просит или требует от нее сделать что-либо неблагочестивое и богопротивное, она не должна этого делать.
Мужчины в Божьем замысле призваны принимать ответственность за то, чтобы вести, обеспечивать и защищать женщин в соответствии со своими Богом данными особенностями. Женщины призваны добровольно поддерживать, получать и развивать силу и руководство достойных мужчин в соответствии со своими Богом данными особенностями.
3. Божественная цепочка
Мужчинам—шовинистам хочу сказать, что мое объяснение библейского текста не следует воспринимать как оправдание того, почему ты не пылесосишь дома, почему не загружаешь стиральную машину, почему не наводишь порядок дома. Если ты так слышишь библейские отрывки о мужчинах и женщинах, то скажу тебе, мой дорогой, у тебя даже не каша в голове, у тебя в мозгах построены огромные крепости заблуждений.
В этом тексте апостол дает нам важный принцип, но он не говорит о том, что мужчина не должен помогать женщине или что муж не должен принимать активное участие в заботе о доме вместе со своей супругой. Наш текст говорит о принципе Божьего творения, о роли мужчины и женщины. Здесь нет ничего уничижительного в адрес женщины. Здесь нет ничего, что возвышает мужчину над женщиной. Это ужасный мужской шовинизм, который все еще жив в нашем обществе. Мужской шовинизм и женский феминизм – это человеческие глупости, которые никак не помогают улучшить взаимоотношения полов. Они побуждают их бороться друг против друга, бороться за то, чтобы захватить права одних над другими, поменять их роли, но они никак не помогают людям расти в мужском характере и женственности.
Друзья дорогие, заметьте, что этот божественный порядок появился до грехопадения, а не после, как учат некоторые апологеты так называемого библейского феминизма. Павел ссылается на 2-ую главу книги Бытие, которая описывает события до грехопадения, когда мужчина и женщина радостно сотрудничали и взаимодействовали в своих Богом данных ролях. В Божьем замысле ничего не изменилось, как пишет ап. Павел в ст.11 и 12: «11 Впрочем, ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. 12 Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога».
Женщина не является независимой от мужчины, также и мужчина не является автономным от женщины. Особенно это важно заметить мужчинам, чтобы увидеть, насколько мы зависимы от участия и труда женщин как дома, так и в обществе, как в церкви, так и в семье. Но также мы не можем отказываться от библейского принципа подчинения женщины мужчины, ссылаясь на ужасную практику злоупотреблений в прошлом или настоящем.
Как и поступает ап. Петр в своем первом послании в 1 Пет. 3:7, чтобы не позволить утвердиться неверной культуре взаимоотношений между мужчинами и женщинами: «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах».
Кто-то скажет: но, пастор, вы еще не процитировали текст из Гал. 3:28. Хорошо, вот он: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе». Это любимый стих христианского феминистского движения. Главный его тезис в том, что здесь нет идеи власти или подчиненности. Достаточно забавно слышать такой аргумент от многих весьма интеллектуальных людей. Они придерживаются этого взгляда потому, что хотят его придерживаться. Павел здесь не говорит о вопросе взаимоотношений между людьми, в контексте этой главы он говорит о вопросе спасения. Что касается спасения, и мужчины, и женщины абсолютно равны.
Спасение никак не связано с нашими интеллектуальными способностями, социальным статусом, общественным вкладом, спортивными достижениями, полом, расой и т.д. Именно это и показывает Павел. Мы же часто склонны думать, что вот этот человек заслуживает спасения, а этот – нет. Не должно так быть!
Библия постоянно подчеркивает равенство мужчин и женщин. Это справедливо в вопросе их ценности, значимости, способностей, интеллекта, духовности. Они равны. И нередко в некоторых сферах женщина превосходит мужчину. Посмотрите, кто дольше ищет ваши носки в квартире – вы или она.
Женщины-христианки призваны покорятся мужскому руководству не потому, что они менее ценны, менее интеллектуальны, менее образованы, менее духовны, менее способны. Они могут нас даже превосходить в какой-то сфере. Но они это будут покорны по причине их покорности Богу и Его Слову. Так учит Священное Писание! Именно поэтому жена покоряется своему мужу, а муж любит свою жену вопреки всему, включая и ее поведение. Потому что так сказал Бог.
Я люблю свою жену,
— не потому, что у меня сегодня такое настроение,
— не потому, что она реализовала все мои ожидания,
— не потому, что я такой духовный гигант и провожу малую группу у себя дома трижды на неделе.
Я просто желаю покориться Божьему Слову!
И когда я, как мужчина, покоряюсь Христу, то женщина видит мой пример покорности и понимает лучше, как ей покоряться мне.
Видите, Павел показывает нам здесь неразрывную цепочку: Христос покоряется Небесному Отцу, мужчина покоряется Христу, женщина – мужчине. Нельзя требовать реализации последнего звена – покорности женщины мужчине и пренебречь первыми двумя. Если вы потеряли какое-либо звено, то вы потеряли все.
Покорность и власть в каждом элементе основаны на любви, не на манипуляции или подавлении. Христос равен Отцу, но Он покоряется главенству правления Отца из любви. Женщины равны мужчине перед Богом в своей человечности, значимости и духовной сфере, но они проявляют любящую покорность мужчине.
Если мы это не поймем, то наше исследование последующих стихов не будет понятным. Прежде, чем понять, какой же головной убор необходимо носить на голове женщине, нам требуется понять, что у нее в голове. Многие люди попадают в ловушку с различными видами женских покрывал, потому что у них в голове множество ошибок.
Как мы будем применять этот принцип? Должна ли женщина отращивать волосы, и можно ли женщине носить короткие волосы? Должна ли женщина носить покрывало, и если да, то каким оно должно быть?
Ответы на эти вопросы зависят от того, думаем ли мы, что Павел считал длинные волосы у женщины воплощением божественного принципа покорности или он просто считал это культурным выражением вневременного и надкультурного принципа.
Но прежде, чем мы двинемся дальше, давайте ответим себе на несколько вопросов
1. Как вы относитесь к вопросу покорности всякого рода власти в своей жизни? Если мы спросим у ваших начальников, как бы они вас охарактеризовали – как покорного и ответственного?
2. Рассматриваете ли вы библейскую идею покорности – как негативную или положительную концепцию? Принимаете ли вы ее как Божий замысел или то, что вам просто надо перетерпеть?
3. Какие философии и идеологии оказали влияние на ваше мышление в этом вопросе? Как это отражается в ваших словах и поступках?
4. Воспринимаете ли вы подчинение как возможность быть более похожим на своего Спасителя, и с радостью ли вы стремитесь быть похожим на Него в этой важной сфере вашей жизни?