2.Иона. Горькое равнодушие
Теперь мы переносимся к еще одному безбожному городу — к Ниневии. Бог отправил туда Своего пророка, чтобы предупредить о наказании Божьем за грех. Чтобы проповедовать необходимость покаяния, единственное, что могло избавить их от гнева Божьего.
Пророк долго не покорялся Божьему призыву: Ниневия была врагом Израиля, и Иона не желал, чтобы Бог оказывал ей милость. И Богу понадобилось время и даже необычный способ (большая раба, которая проглотила непослушного пророка), чтобы убедить Иону, поступить так, как Он сказал ему. Три дня пророк учился послушанию во тьме рыбьего нутра. Он учился слушаться Владыку Вселенной.
Наконец Иона идет и начинает проповедовать, говоря, что город будет разрушен через 40 дней, если город не покается. И результат его проповеди был невероятным — город, включая и его правителя, смирился перед Богом и раскаялся в своих грехах.
Этот факт сильно расстроил Иону (ст.1). Он не желал успеха своей проповеди. Он разозлился, что город был помилован (ст.3). Он желал бы, чтобы город был разрушен за свой грех. Но получилось совсем наоборот. В сердце проповедника поселилась обида на Бога.
В пятом стихе 4-ой главы мы узнаем, что «вышел Иона из города, и сел с восточной стороны у города, и сделал себе там кущу, и сел под нею в тени, чтобы увидеть, что будет с городом».
Он расположился на востоке от города и внимательно наблюдал. Он до последнего питал надежду. Но не на спасение, а на падение этой цитадели.
Иона сидел там, и не молился. Он был не ходатаем, а просто зрителем.
К сожалению, многие верующие похожи на Иону, они может быть не пылают такой же ненавистью к городу, как пророк, но они точно не переживают за него или просто равнодушны к нему, поэтому они не молятся о нем, не молятся за его искупление, за дарование ему искреннего покаяния перед Богом.
И тем из нас, которые похожи на Иону, стоит внимательно прочитать, что Бог сказал Ионе о Ниневии:
«Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» (11 стих).
Выражение «не умеющих отличить правой руки от левой», вероятнее всего, относится ко всем жителям Ниневии, а не к детям, потому что все горожане не имели духовного разумения и правильного понимания, как жить и как поступать.
Кстати, было время, когда некоторые критики серьезно сомневались, что в тогдашней Месопотамии мог существовать город с населением около ста двадцати тысяч человек. Между тем, археологические раскопки в Нимруде, неподалеку от Ниневии, обнаружили большой монумент ассирийского царя Ассурнасирпала II, чья армия нападала на Израиль. Среди прочего на монументе расшифрован и текст, указывающий порядок блюд на банкете в честь освящения дворца владыки, на который собралось семьдесят тысяч человек. В числе гостей перечислена и знать Ниневии. Она столь многочисленна, что явно свидетельствует о плотной заселенности ассирийской столицы. Так археологическое открытие вновь подтвердило библейское сообщение.
И если Бог проявил жалость по отношению к тем древним ниневитянам, то и нам стоит сострадать и сочувствовать и ходатайствовать за наших сограждан, за тех, с кем мы живем рядом. И желать им не наказания и справедливого возмездия, а раскаяния и искупления.
Нам стоит посмотреть на наш великий город, Москву, и осознать, что люди в нем также отчаянно нуждаются в покаянии. Миллионы, не могущие отличить правой руки от левой!
Нам нельзя уподобляться Ионе, который сидит в стороне и наблюдает. Нам стоит сострадать, и сочувствовать, и ходатайствовать за этих людей. Нам следует молиться, как Авраам!