Современный город ассоциируется с дорогами, высотными домами, автомобилями, магазинами. Неотъемлемыми спутниками города являются движение, люди, шум, реклама. Город существует как социокультурная система, которая функционирует автономно, самостоятельно, но при этом открыта для взаимодействия с другими системами и субъектами.
Каждый город имеет свои специфические черты. Ресурсами развития выступают население, территория, история, а в соответствии с этим экономический, социальный, культурный капитал. Человек, проживающий в городе, привык или как минимум стремится к таким благам, как комфортный транспорт, благоустроенное жилье, разнообразие досуга, питания и товаров.
Но это только одна сторона. Город – это также нескончаемый список проблем: экология, пробки, преступность, грязная вода, мусор, многочисленные стареющие коммуникации, перенаселенность, психологические стрессы, межнациональная напряженность и прочее.
Городские власти пытаются как-то решать все эти проблемы. Не всегда удачно. Некоторые точки напряжения порой игнорируются или забываются. Мы, христиане, не можем стоять в стороне, и участвуем во многих общественно-социальных проектах нашего города.
Но есть то, что является нашим долгом, и чего никто, кроме нас, не сможет сделать. Это молитва. Молитва за город.
Чтобы побудить нас к такой молитве, я хочу рассмотреть с вами разные тексты из Библии.
И начнем мы с Иеремии 29:7, где Бог призывает Свой народ молиться за город. Как называется этот город? Вавилон, где они оказались в изгнании.
«И заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет мир».
Как нужно молиться о городе, где Бог поселил тебя? Особенно о таком городе, как Вавилон, – откровенно богопротивном?
Как нам молиться за тех, кто не является частью церкви? Частью Божьего народа?
Как молиться за город, который являет прискорбную реальность состояния падшего человека?
- Авраам. Неотступное ходатайство
Нам понадобится открыть книгу Бытие — главу 18 главы, где мы находим специфическую молитву за город. И не за какой-нибудь, а за город Содом. Он, возможно, был даже более безбожным, чем Вавилон. Его разврат, сексуальные извращения и преступления дошли до крайней точки (Бытие 19:4-9).
Библия не говорит о нем пространно. Но и этого материала вполне достаточно, чтобы понять, насколько ужасным было его население.
- Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом. (Бытие 13:13)
- Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как содомляне, не скрывают. Горе душе их! Ибо сами на себя навлекают зло. (Исаии 3:9)
- Живу Я, говорит Господь Бог; Содома, сестра твоя, не делала того сама и ее дочери, что делала ты и дочери твои. Вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей ее: в гордости, пресыщениии праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала. И возгордились они, и делали мерзости пред лицом Моим, и, увидев это, Я отверг их. (Иезекииля 16:48-50)
Бог говорит Аврааму, что желает пойти посмотреть на то, что там происходит, потому что услышал плач жертв на его улицах (20-21 стихи).
20 И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; 21 Сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю.
И Авраам запереживал, потому что там жил его племянник Лот. И Авраам хорошо знал, что город был настолько безнадежно плохой, что Бог после Своего посещения может решить уничтожить его.
И он начинает молиться за город, как бы торгуясь с Богом. Он умолял не уничтожать его, опираясь на справедливость Бога, на то, что Он не будет уничтожить праведных с нечестивыми вместе. Его молитва-просьба о милости к городу начинается с надежды, что там живет хотя бы 50 праведников:
«Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? Неужели Ты погубишь и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников в нем? Не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?» (Бытие 18:24-25).
И Бог отвечает, что если будет хоть 50 праведников, город не будет уничтожен.
Дальше, в отчаянии, Авраам предлагает помиловать и за 45, 40, 30, 20 праведников. И наконец он дошел вовсе до 10 человек.
Это прекрасный пример заступничества за город. Авраам, Божий человек, переживает за жителей чужого ему города, и молится за него Богу. (Кто-то может сказать, что Авраам думал только о Лоте. Да, думал. Но мы видим, что это была не единственная причина молитвы Патриарха. Он думал и обо всех прочих жителях того селения.) На чем основано его упование? На Божьей справедливости и одновременно милости.
Мы видим его постоянство и усердие: он не только один раз помолился, но снова и снова обращается к Богу, принося свою просьбу перед Троном благодати.
Это настоящее ходатайство за город.
Так и наши молитвы должны быть постоянными и усердными, особенно за неспасенных людей. Должны опираться на характер Божий. И сопровождаться нашим постоянным ожиданием ответа от Господа.
Несмотря на молитву Авраама, город был разрушен. Там не нашлось и 10 праведников. Но заступничество Авраама остается великим примером для нас с вами – примером ходатайственной молитвы.