Иисус Христос сказал одну известную притчу в конце одной Своей проповеди:
«47 Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. 48 Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился, и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода напёрла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне. 49 А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда напёрла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое» (Луки 6:47-49).
В этой притче Иисус говорит о строителях, один из которых мудрый, а другой неразумный, один построил дом на прочном фундаменте, другой построил дом без основания. Первый строил свою жизнь на верном и непоколебимом Слове Божьем, второй проигнорировал единственный фундамент жизни – Божье Откровение, Библию – и построил свою жизнь на пустоте. Ибо все, что мы ни нашли бы в этом мире, в сущности, есть пустота и суета, как говорил мудрый Екклесиаст. Ни богатство, ни слава, ни красота, ни мудрость этого мира, ни власть, ни деньги, ни статус, ни что-либо иное не может быть крепким основанием для нашей жизни – все это всего лишь песок, как мы и поем в известном гимне: «В других основах лишь песок…».
Но здесь-то и находится самая большая проблема. Мы обнаруживаем в себе то, что мы можем декларировать, провозглашать, заявлять, что хотим строить на Божьей истине свою жизнь, говорить: «Господи, Господи», но в действительности строим на чем-то ином – на человеческих схемах, идеологиях, идеях, ценностях и представлениях.
Понимаете, друзья, все люди живут какой-то надеждой. Нет ни одного человека, который бы о чем-то не думал, не мечтал, не планировал. Осознаем ли мы это или нет, но всеми нашими поступками движет какая-то надежда. И у каждого из нас есть определяющая, основная надежда, которая находится в центре нашего сердца. У каждого из нас есть какая-то мотивация, какая-то мечта, какой-то внутренний драйв.
- Зачем я живу?
- Для чего я существую?
Внутри нашего сердца есть двигатель, который вдохновляет наше сердце. Именно он дает силы и направление для всех наших дел и поступков. Все, что мы делаем, почему утром встаем с кровати, почему идем на работу или на учебу, встречаемся с друзьями и общаемся с френдами в соцсети. И этим внутренним двигателем является надежда. Возможно, ты никогда не задумывался об этом, но это так и есть – твоя внутренняя мотивация, твой внутренний драйв связан с твоей надеждой. Именно она направляет тебя во всех твоих делах. Она определяет все в твоей жизни.
Твоя надежда формирует твое восприятие взаимоотношений с другими людьми, твое отношение к деньгам, твое свободное время. Она определяет всю твою жизнь. Неважно, христианин ты или нет, надежда движет тобой. Под этим словом я имею в виду не просто надежду на что-то или на кого-то, но самую главную, основную надежду. Мы все на что-то надеемся, уповаем, чего-то ожидаем – это не в счет, это общая надежда. Я же сейчас говорю про основную, главную, центральную надежду.
На чем сегодня человек может строить свою жизнь? Что стоит в центре его надежды?
- Супруг или супруга
- Семья и дети
- Работа и карьера
- Деньги и имущество
- Удовольствия и комфорт
- Взаимоотношения с окружающими и принятие с их стороны
- Добрые дела
- Нравственность
Вот здесь и рождается эта проблема. Я ее опишу в трех пунктах.
1. Эта надежда обманывает нас
2. Эта надежда дает трещину
3. Эта надежда, в сущности, является идолопоклонством.
Я поясню все эти три пункта.
1.Наши надежды ненадежны.
Они не дают того, что мы от них ожидали, на что надеялись.
Если центр нашей надежды и нашей жизни – супруг или супруга, которые являются не совершенными людьми, а, если более точно, грешными, как и ты, то со временем ты станешь эмоционально зависимым, ревнивым и деспотичным. Проблемы с твоим близким человеком будут казаться тебе непреодолимыми, потому что он не будет делать все так, как тебе бы хотелось.
Если центр твоей надежды – обретение супруги или супруга, то ты будешь готов(а) продать себя ради этих отношений, будешь готов(а) поступиться чем-то важным ради того, чтобы заполучить его/ее. А если он или она откажут тебе, не ответят взаимностью, то жизнь покажется разрушенной.
Если центр твоей жизни и надежды – твоя семья и дети, то ты наверняка попытаешься жить их жизнью, пока дети не подрастут и им твоя опека станет не очень приятна или пока они просто не станут самостоятельными. В худшем случае ты можешь начать поступать жестоко по отношению к ним, когда они не реализуют твои ожидания.
Если центр твоей надежды – твоя работа и карьера, то тебе грозит стать закоренелым трудоголиком и неинтересным занудой. В худшем случае ты лишишься семьи и друзей, а если карьера не сложится, впадешь в глубокую депрессию.
Если центр твоей надежды и жизни – деньги и имущество, то тебя, как кислота, будет разъедать беспокойство и зависть, связанные с финансовыми делами. Ты будешь готов совершать плохие поступки, лишь бы иметь желаемый уровень дохода. И именно эти поступки начнут тебя разрушать.
Если центр твоей надежды и жизни – удовольствия, вознаграждения и комфорт, то у тебя наверняка разовьется какая-нибудь зависимость. Ты будешь стремиться всеми способами избежать жизненных трудностей, чтобы не брать на себя обязательств и обязанностей. Такой человек весьма опасен для брачных отношений, потому что он их развалит своим эгоизмом и себялюбием.
Если в центре твоей надежды и жизни – взаимоотношения и принятие со стороны окружающих, то тебя постоянно будет ранить критика, поэтому ты не сможешь долго поддерживать дружеские отношения. Боясь вызвать недовольство окружающих, ты окажешься бесполезным в качестве друга.
Если центр твоей надежды и жизни– «благородные» поступки, ты будешь делить мир на «добро» и «зло», демонизировать своих противников. Как ни парадоксально, тобой будут управлять враги: без них твоя жизнь не будет имеет смысла.
Если центр твоей надежды и жизни – религия и нравственность, то ты станешь самодовольным законником, безжалостным ханжой, особенно если в точности будешь соответствовать своим стандартам праведности. Не сумев соответствовать им, ты будешь страдать от угрызений совести.
Поймите, друзья, все эти надежды не могут сделать нас счастливыми. Они несовершенны и даже опасны. Но есть и другая трудность.
2.Эти надежды дают трещину.
Непрочные, как треснувшие сосуды, нестабильные, как погода, наши надежды нас подводят и порождают в нас страх, озабоченность, гнев, ярость, неудовлетворенность, неуверенность, разочарование, огорчение, депрессию, дух контроля или жажду манипулирования. И этот список можно продолжить. Понимаете, Бог по Своей милости, показывает нам, что эти надежды обманчивы и разрушительны. Они не могут удовлетворить нас, они не могут сделать нас счастливыми. Это миражи, которыми живут люди этого мира.
3.Эти надежды, в сущности, являются идолопоклонством.
Идол – это все, что занимает первое место в жизни человека, что стоит вместо Бога, становясь больше и значимее, чем Бог. Идол забирает наше внимание и чувства. Идол контролирует нашу жизнь. Мы поклоняемся идолу, потому что наши надежды на завтрашний день связаны с ним, наши чувства направлены на него, наш разум находит успокоение в нем. Это могут быть деньги, друзья, дети, семья, статус, успех, достижения, красота, сила и т.д.
Поклонение идолу вместо Бога приводит к разочарованиям и вот почему.
1. Идол не может удовлетворить наши души, которые не успокоятся, пока не окажутся в общении со Своим Создателем.
2. Поклонение идолу искажает нас. Поклонник всегда преображается в объект или субъект своего поклонения. Поклонение кому-то или чему-то вместо Бога делает нас хуже.
3. Идол рано или поздно будет раскрыт и обнаружит свою поддельную личину и сущность. И мы будем весьма огорчены, осознав, на что мы потратили свою жизнь.
Единственный способ преодоления склонности к идолопоклонству – поклоняться только Живому Богу. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Матф.22:37).
Но как это возможно? Только через Евангелие. Через отказ от себя и полной передачи своей жизни в руки Божии, в руки Христа, Который умер за нас.
В сущности, Иисус говорит, что нам нужно умереть для себя, чтобы жить. Он говорит нам:
- Ты хочешь жизни? Тогда умри для себя.
- Ты жаждешь счастья? Тогда возьми крест и следуй за Мной.
- Ты желаешь удовлетворения и хочешь обрести верный смысл жизни? Тогда не трать ее на всякие временные безделушки, а потеряй ее ради Меня и Евангелия.
Иисус знает наши сердца, Он видит их, Ему не нужно особо рассказывать, что там внутри. Мы все перед Ним как на ладони. Несмотря на это, Он приходит на нашу землю и умирает за нас – грешников и идолопоклонников, чтобы избавить нас от рабства греха и вернуть нас к истинному поклонению, которое насыщает, спасает, благословляет и имеет вечное будущее. Иисус полностью отдает Себя, чтобы спасти нас от наших ложных надежд.
Только Евангелие, только Божия благодать может произвести в нашей жизни нужный плод! Нам нужно отказаться от себя и отдать себя Богу.
Люди поклоняются себе или сотворенному миру, животным или каким-то предметам. Но эти идолы обманывают надежды и не дают ничего настоящего. Они закабаляют человека, делают его рабом похоти, страстей, греха.
Бог же предлагает свободу и настоящую дружбу. Нужно лишь полностью отказаться от себя и отдать себя Ему!
Молодые люди не сразу это постигают. Они все еще могут надеяться, что у них есть время и силы, удача и способности, чтобы сделать себя счастливыми, добиться и найти свой путь. Люди постарше начинают со временем понимать, что все, что они искали, к чему стремились, ради чего жили, никак не может сделать их счастливыми, никак не может дать ответы на самые сокровенные вопросы, не способно успокоить мечущуюся душу и удовлетворить пытливый разум. Они начинают понимать, что их пути ведут в тупик, маня лишь призраком счастья.
Что действительно важно осознать, так это свою нужду в исповедании, покаянии, признании своей неспособности самостоятельно сделать себя счастливым. Признай свой самообман, а затем покорись Христу, согласись с Ним, что смерть для себя принесет тебе настоящую жизнь.
И я скажу вам, друзья, что все мы можем хорошо понять то, о чем я сейчас говорю. Например, когда мы наблюдаем за какой-то семьей, видим, какие прекрасные отношения между мужем и женой, то мы можем думать про себя: «И я желаю, чтобы такие же отношения были в моей семье». Рассуждая о примере такой семьи, мы понимаем, что мы видим такую счастливую жизнь по причине смерти, а не по причине жизни. Понимаете, о чем я говорю? Потому что если вы придете в свою семью и скажете: «Вот пример, который я видел, это то, что мне нужно и что я хочу, это то, что сделает меня счастливым», – то вы придете в свою семью с человеческим мышлением, и поэтому у вас ничего не получится, но если вы придете в своей дом с готовностью умирать для себя, то это даст нужный эффект.
Послушайте, если вы придете к себе домой с таким евангельским мышлением: «Дорогая, ты мой подарок от Бога, и я был дарован тебе от Него, чтобы позаботиться о тебе настолько, насколько я могу, чтобы твои дарования и чистые желания сердца реализовывались ради славы Божьей. Я буду создавать финансовые, временные и прочие необходимые возможности, чтобы ты расцветала как дочь Небесного Царя. Я буду вновь и вновь полагать свою жизнь, чтобы так и было», – тогда вы верно поняли смысл этого сообщения.
Тогда и женщина начнет поступать таким же образом. У нее будет живой пример. У нее будет необходимая поддержка. Они оба будут умирать для себя, чтобы настоящая жизнь пришла, прекрасная, счастливая, красивая. Пусть она умнее или способнее, сильнее или духовнее, она будет умирать, потому что так говорит Господь!
Друзья, жизнь, настоящая счастливая жизнь возможна, только если мы будем умирать для себя! Смерть ведет к жизни. Это сделал Иисус. Он не только показал пример, но и дает нам Свою благодать. Прими решение умирать ради Него, чтобы жить ради других. Он же даст тебе сил и благодати для такой самоотверженной, жертвенной и посвященной жизни.
Жизнь через смерть – это библейский принцип.
Я закончу удивительными словами Ап.Павела, обращенными к Коринфской церкви и к нам:
Так что смерть действует в нас, а жизнь — в вас (2 Кор. 4:12).