Проповедовал ли Иисус Буддизм? Чтобы понять это, давайте рассмотрим особенности христианства и буддизма.
Люди нередко сравнивают буддистскую этику с христианской. Действительно, в буддизме мы находим возвышенное учение о непричинении вреда и сострадании ко всем существам; учение, которое явно перекликается с евангельским. Но если говорить о нашей надежде, о том, что предлагает обрести буддизм и христианство и что предлагает для этого делать – мы обнаруживаем, что эти две религии в определенном отношении противоположны.
Христианство есть теистическая религия. В центре христианской веры стоит Бог – всемогущий, личностный, нравственно благой Создатель мироздания. Библия говорит о том, что Бог из чистой доброты и щедрости пожелал разделить ту вечную жизнь, любовь и радость, которой обладает Он Сам, с сотворенными существами. Бог уготовил человеку блаженную вечность, красота, радость и величие которой, превосходит всякое разумение. Люди сотворены для того, чтобы познать Бога лично и возрадоваться Ему вовеки. Именно Бог является источником всего доброго, как и самого существования. Он определяет нашу временную и вечную участь. Спасение, о котором говорят христиане, предполагает личные взаимоотношения с Богом. Сам Иисус говорит в Евангелии:
«Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Иоан.17:3).
Буддизм, напротив, атеистичен. Будда не интересуется Богом. Путь спасения, который он предлагает, никак не связан с Богом и не ведет к Богу. Цель буддиста – обретение нирваны — состояния, которое описывается в терминах отрицания, как отсутствие привязанностей, страданий, желаний. Один из основополагающих текстов буддизма — Сутра-питака характеризует нирвану, как «освобождённый разум, не имеющий более привязанностей». Сам переход в состояние нирваны чаще всего сравнивается с пламенем, постепенно угасающим, по мере иссякания топлива.
Это диаметрально противоположно христианскому пониманию спасения, которое предполагает обретение личных, близких, доверительных отношений с Богом, самой тесной и сердечной привязанности к Создателю.
Резко различен и путь спасения. Ключевым понятием в христианстве является благодать – незаслуженное расположение, любовь Бога к грешным людям, любовь, которая проявляется самыми разными путями, но особенно и более всего – в жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа. Как говорит псалмопевец:
«Он простер [руку] с высоты и взял меня, и извлек меня из вод многих» (Пс.17:17).
Очень важно, что в библейской картине мира не мы себя спасаем, но нас спасает Бог. От нас требуется капитулировать, сдаться на Его милость, принять Его благодеяние. В Буддизме нет никакого Бога-спасителя. Буддист в достижении нирваны может рассчитывать только на себя – другие могут помочь ему советом, наставлением, но не больше.
Итак, что же проповедовал Иисус – обретение новых отношений с Богом и ближними или отказ от всяких привязанностей? Вспомним хотя бы молитву, которой Он учил своих последователей:
«Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» (Матф.6:9-13).
В центре стоит Бог, к Которому Иисус учит обращаться, как к Отцу. К Нему обращаются с просьбой о прощении и заботе в наших повседневных нуждах. Был ли Иисус Буддистом? Ответ достаточно очевиден.
Христианство считает, что человек — это венец творения, сотворенный по образу Бога, и поэтому человек должен «властвовать» над остальными живыми существами, что приводит к определенной иерархии. Поэтому христианское «не убий» скорее имеет отношение к человеку, а не к другим живым существам. Буддийский подход не отделяет человека от остального мира. Мир, в котором рождается человек — это всего лишь один из множества миров. В буддизме есть понятие драгоценное человеческое рождение — именно в мире людей у существ есть возможность встретиться с методами Дхармы и, используя их, познать природу вещей и явлений. Большинство буддистских медитаций заканчивается фразой: «для блага всех существ», к которым относятся абсолютно все существа, в том числе и из миров, невидимых для людей. После нескольких лет практик у меня изменилось отношение к другим формам жизни. Например, я перестал убивать комаров. Клещей, которых я нахожу на одежде, я не убиваю (а съедаю:), а отпускаю. Не потому, что это «запрещено» или «разрешено» — просто я перестал считать, что остальные формы жизни «хуже» или «лучше» человека, и я не вправе лишать кого-то жизни только потому, что в мире людей есть забавный стереотип, что человек — венец творения. Если бы я родился комаром (или милиционером:), у меня бы не было выбора поступать по-другому.