Сегодня мы будем читать удивительный библейский отрывок о браке.
Но, чтобы увидеть его красоту, актуальность и величественность, я хотел бы начать с признания важного факта — если вы состоите в браке, то ваш брак, вероятно, принес в вашу жизнь самые непростые отношения, которые когда-либо были у вас . И он также подарил свои радости и удовлетворения. Но он точно непростой. Брак — это самые сложные и в тоже самое время потенциально наиболее удовлетворяющие человеческие отношения, которые у вас когда-либо будут.
Я подтвержу эти слова обычной статистикой.
Главной ценностью россиян всех возрастов является семья (96-98%). Но вот идеалом семейной жизни свой брак считают чуть больше половины опрошенных россиян (51%). Любопытно, что среди тех, кто считает свою семью практически идеальной — заметно больше мужчин, чем женщин (56% против 46%). Кроме того, абсолютная удовлетворённость браком снижается с возрастом. И это легко объяснимо склонностью молодёжи к максимализму.
Кроме того, больше половины людей, находящихся в отношениях, в сущности не находятся в реальном браке, а только в гражданских отношениях.
Но хотя семья и является главной ценностью, к сожалению, по данным демографического ежегодника ООН 2012 года, Россия — первая среди стран с самым большим числом разводов. Далее Белоруссия, Украина, Молдова. На 5-м месте в мире — Каймановы острова. На 6-м – США. Вдумайтесь только в цифры — у нас 829 разводов на 1000 браков. Больше половины браков распадаются.
Один из мудрых как-то сказал, что самое сложное стать счастливым в браке, и если у тебя это получится, то и в других сферах своей жизни ты вероятно также преуспеешь. Поэтому разговор о вашем браке — это разговор также и о вашем жизненном успехе!
Творец не случайно сотворил нас мужчинами и женщинами. Он дал нам одну человеческую сущность, но она преломляется по разному — в мужчине и в женщине. Бог создал нас по образу и подобию Своему, чтобы мы могли отразить Его совершенные отношения внутри Святой Троицы через наши семейные взаимоотношения. Создатель задумал, чтобы каждый из нас мог стать радостью и благословением для другого. Но по причине грехопадения Адама и Евы, теперь отношения между мужчиной и женщиной становятся источником конфликтов и напряженностей.
Поэтому не стоит наивно думать о браке, как о безопасной гавани от последствий грехопадения наших прародителей… Самая серьезная борьба в нашей жизни будет происходить именно в семье. Потому что все наши земные отношения затронуты грехом, как внутри нас, так и снаружи. Мы грешники, и живем не в святом мире. Все, что мы делаем, все к чему притрагиваемся — повреждено грехом. Когда грех через Адама вошел в этот мир, то он разрушил потенциал всех браков. Поэтому наши отношения с кем-либо, и тем более в нашем браке — не такие, как бы нам хотелось. Когда два грешника сближаются так близко — обязательно возникнет греховная напряженность.
Все наши отношения, так или иначе, несовершенные по причине греха, как внутри нас, так и снаружи. Сами по себе мы не в состоянии создать успешного брака. Сносного — да, терпимого — да, моментами приятного — да. Но по-настоящему счастливого — нет. Потому что наша греховная человеческая природа — эгоистичная и самолюбивая, вспыльчивая и капризная, доминирующая и манипулятивная, не будет позволять нам этого достичь.
И мы не в состоянии это исправить самостоятельно. Наша проблема не в поведении или в непросвещенности, не в обстоятельствах и не в других людях. Наша проблема — в нашем сердце, в нашей испорченной грехом человеческой природе. Мы уже рождаемся грешниками. И это еще не самое страшное. Наша греховная природа не только ведет нас к плохим поступкам, но и разделяет нас со Святым Богом и Его благодатью, которая могла бы нам помочь. Но еще и обрекает нас на вечный ад. И здесь просто свечкой в храме, или даже крещением, себе не поможешь.
Единственным ответом на наше трагическое состояние стал Иисус Христос, Который пришел на эту землю не просто исправить последствия наших злых деяний, но искупить нас и дать нам новое сердце, родить нас духовно, чтобы дать нам новую природу, сделать нас сынами и дочерьми Бога.
Благодаря этой перемене мы получили способность изменить и наши отношения с другими.
Текст Библии, который мы прочитаем, показывает, как Божия сила и благодать меняют наши отношения в браке, чтобы он становиться тем, каким его задумал наш Создатель изначально.
То, что мы будем читать, называется семейным кодексом. Это описание наших обязанностей и отношений в наших семьях. Такой библейский кодекс не является уникальным явлением — мы встречаем его в самых разных культурах и религиях. Но его уникальность состоит в том, каков он. Евангелие Иисуса Христа описывает отношения между мужем и женой по-настоящему революционным образом. Никто и никогда ничего подобного не писал ни до, ни после!
Евангелие Иисуса Христа меняет и направляет наши отношения в браке по трем направлениям!
Давайте прочитаем Библейский текст. Я прочитаю в новом русском переводе. Послушаем святое Апостольское наставление для нас, послушаем библейский семейный кодекс.
21. Подчиняйтесь друг другу из страха перед Христом. 22. Вы, жены, подчиняйтесь вашим мужьям, как Господу. 23. Ведь муж – глава своей жене, как и Христос – Глава и Спаситель Церкви – Своего тела. 24. И как Церковь подчиняется Христу, так и жены должны во всем подчиняться своим мужьям. 25. А вы, мужья, любите ваших жен так, как Христос полюбил Свою Церковь. Он Самого Себя отдал за нее, 26. чтобы сделать ее святой, очистив ее водным омовением через слово, 27. чтобы Ему поставить ее перед Собой как славную Церковь, не имеющую пятна, или порока, или чего-то подобного, чтобы она была святой и непорочной. 28. Точно так и мужья должны любить своих жен, любить, как свое собственное тело. Тот, кто любит свою жену, любит самого себя. 29. Ведь нет такого человека, кто бы ненавидел свое тело, но каждый питает свое тело и заботится о нем. Так и Христос заботится о Церкви, 30. потому что мы – члены Его тела. 31. «Поэтому оставит человек отца и мать и соединится со своей женой, и двое станут одной плотью». 32. В этих словах скрыта великая истина, и я говорю вам, что они относятся к взаимоотношениям Христа и Церкви. 33. А что касается вас, пусть каждый муж любит свою жену, как самого себя, и жена пусть почитает своего мужа.
(Послание к Ефесянам 5:21-33)
1. От соперничества к сотрудничеству равных
Когда Апостол Павел писал эти слова, то отношение в обществе к женщинам было весьма печальным, если не сказать даже больше — ужасным. Например, Семонид Аморгский — древнегреческий поэт, говорил, что женщина — худшее из зол, созданных Зевсом. Ему вторил другой известный поэт Гиппонакт: «Два дня всего бывают милы нам жены: В день свадьбы, а потом в день похорон (выноса тела)». В общем, и эпические, и лирические поэты открыто демонстрировали негативное отношение к женщинам/женам, в чем немалую поддержку им оказывали и драматурги.
В тогдашнем еврейском сообществе также отношение к женщинам не отличалось особым почетом и уважением. Например, один еврейский раввин как-то сказал: «Не разговаривай много с женщиной». Другой раввин добавил: «Даже с женой».
В то время, в Древне-Римском обществе, женщины воспринимались как низшие существа, и им была предоставлена очень небольшая свобода. Они не могли выступать в качестве свидетелей в суде, не могли усыновлять детей или заключать бизнес-контракт, а также не могли владеть имуществом или наследовать. Философ Аристотель и историк Иосиф Флавий говорили, что женщины во всех отношениях уступают мужчинам. Их считали менее умными, менее нравственными, источником греха и постоянных искушений.
Именно поэтому слова апостола Павла звучат так революционно. Он вводит женщин в формирование брачного завета как равноправных участников. Они не просто дополнительный вынужденный элемент. Они не те, кто должны дать законное потомство, создать домашний уют и комфорт мужу, удовлетворить его сексуальные желания. Она не призвана жить по известной нам сегодня более поздней немецкой социальное парадигме для жены — Kinder, Küche, Kirche (с немецкого — «дети, кухня, церковь»).
Оба, муж и жена, призваны послужить друг другу. Она участница, со своими правами и ответственностями, как и он.
Посмотрите, в стихе 21 показано, что они все подчинены Богу, и поэтому должны прислушиваться друг ко другу.
В 22-ом стихе подчеркивается ее свобода религии, свобода совести. Она имеет личные отношения с Богом. Не через мужа и не так, как муж сказал, а это ее личный выбор! Ниже, в этом отрывке, отмечается их равенство в сексуальных отношениях.
Вообще, слова о повиновении жены мужу в 22-ом стихе были по-настоящему шокирующими. В те времена — это вообще не был вопрос обсуждения — она должна была во всем угождать и покоряться своему мужу. Но этим Павел подчеркивает их равенство как человеческих существ! Только равный может свободно повиноваться. Он показывает ее добровольный и ответственный выбор. Он подчеркивает ее святую привилегию быть послушной мужу по причине ее покорности Богу, а не из-за страха или обязанности перед мужчиной или обществом.
Причем, если мы посмотрим еще раз на весь этот текст, то увидим, что Апостол говорит о послушании жены в контекст широких ответственностей мужа. В те времена брачные договоры были переполнены обязанностями жен, но совсем малым упоминанием обязанностей мужей. Здесь же совсем наоборот. Муж призван любить и служить своей жене, чтобы вполне законно и естественно ожидать от нее послушания и почтения.
Но Павел не идет туда, куда уводит нас современный феминизм. Он не ставит женщину выше мужчины, но наравне в их достоинстве и ценности. Он не уничтожает различие в их роли и ответственности, предлагая искаженное понятие равенства. Апостол показывает их как одну команду, где каждый дополняет друг друга, чтобы сформировалась гармония и красота человеческих отношений в семье.
У каждого своя роль, у каждого свои преимущества, каждый приносит свои особенности в эти брачные отношения равных.
Война полов началась в Эдемском саду после грехопадения, но она заканчивается не на улицах, не в постели, не в судах. Она была закончена на Голгофском кресте, где Иисус Христос умер за наши грехи, чтобы искупить нас и помочь нам вернуться к изначальному замыслу нашего Создателя. И мы здесь переходим к второму элементу.
2. От эгоцентризма к жертвенному служению
После грехопадения наших прародителей все люди, мужчины и женщины, уже с самого рождения появляются на свет грешниками. Мы грешники как по нашей природе, так и по нашему выбору. Мы грешим не потому, что нас научили, а потому что мы такие по своей человеческой сущности. Нас может сдерживать воспитание или страх наказания, или какие-то вознаграждения, но в целом, мы в своем сердце склонны к гордыне и себялюбию.
Наша греховная природа — эгоистичная, вспыльчивая, капризная, доминирующая и манипулятивная.
Причина, по которой Апостол Павел отмечает различие ролей мужчины и женщины в браке, заключается в том, что наша греховная природа преломляется по-особенному в мужчине и в женщине.
Когда Павел говорит о важности повиновения женщины в браке, то он подчеркивает ее склонность к независимости и манипулированию. Поэтому Апостол показывает, что наличие власти мужа над ней поможет ей в этой борьбе, чтобы она насладилась полнотой радости и счастья жизни, чтобы она могла почитать Бога и стать благословением для своего окружения.
Когда Павел обращается к мужчине и говорит о важности жертвенной любви-агапэ по отношению к жене, то он указывает на его проблемы — склонность к пассивности и агрессии. Ему важно умирать для себя, чтобы мудрым любящим руководством созидать дом мира и любви, теплоты и заботы, где бы его жена и дети процветали и развивались!
Эти божественные повеления — повиноваться для жены и любить для мужа — служат важной помощью на пути их личного преображения и созидания счастливого брака.
Бог таким образом поместил мужчину и женщину в браке не для того, чтобы один унижал или подавлял, или манипулировал другим, но чтобы каждый наилучшим образом послужил другому, сознавая свою нужду в Боге и свою ограниченность.
В этом есть особая красота брака. Брак постоянно помогает мне избегать искушения поставить себя в центр Вселенной. Он вызволяет меня из мелководья моего эго в глубину взаимоотношений. Он напоминает мне, что я обретаю себя, когда теряю себя ради другого. Брак помогает преодолевать мой эгоцентризм и призывает меня стремиться к чему-то более глубокому, более богатому, несущему большее удовлетворение. Однажды Бог спросит с меня, как я любил мою жену, как я умирал для себя ради нее. Он спросит меня, насколько я служил ей, воспринимая ее равной мне, насколько я показал ей любовь Христа через мою посвященную и жертвенную заботу о ней, как она расцветала и развивалась в наших взаимоотношениях.
3. От самости к Божественному
Наш брак — это не просто отношения между двумя людьми, мужчиной и женщиной. Наш брак — это прекрасное отражение Божьей любви.
Люди воспевают человеческую любовь. Но она ограниченная, недолговечная, хрупкая и не совершенная.
Павел же показывает нам, что наши отношения друг с другом в браке — это отражение отношений, которые происходят внутри Вечной и Святой Троицы, это отражение отношений Христа и Его Церкви. Другими словами, брак — это не просто отношение двоих, это отражение Божественной реальности.
Никакие другие отношения не отображают отношение Бога с нами и Его замысел для нас так, как это делает брак. Брачные отношения помогают нам лучше понять себя и помогать друг другу в личном духовном росте. Семья не принесет нам счастья, если она не помогает нам расти в личной святости. Мы обретаем больше счастья и радости, когда растем духовно вместе перед Богом.
Наши браки показывают нашу нужду в Боге, помогают нам жаждать высшего брака — Христа и Церкви, брака, который никогда и ни в чем нас не разочарует, отношений, которые совершенны и вдохновляющие.
Когда мы вступаем в брак, то у нас есть высокая честь и невероятная привилегия отразить удивительные и глубокие отношения, которые Иисус имеет со Своей Церковью. Любовь Христа меняет все, включая наш брак. Семьи призваны к высшей форме отношений — подражанию божественной любви. Сам Бог приглашает вас вступить в священный брак, вступить на Его святую территорию!
Я не знаю никого из нас, кто соответствует тому, что говорится в этом библейском отрывке. Но я знаю, Кто это исполняет совершенно. И это Господь Иисус Христос. Он совершенно послушен Отцу Небесному, и Он совершенно любит Свою Церковь. Он и пример для нас, и своевременная помощь на нашем пути подражания Ему!
Дорогие мои гости, еще не слишком поздно начать. Познакомиться с Ним лично! Чтобы, просыпаясь утром под одной крышей, посвящать себя высокому божественному призванию — строить самые близкие человеческие отношения на земле. Просыпаться каждое утро, будучи готовыми прощать своего супруга или супругу, подчиняться и любить, как Христос и Церковь показывают нам это. Просыпаться каждое утро и искать благодати и помощи от Совершенного Мужа — Христа и у Безукоризненно послушного Сына Божьего, чтобы нам построить семьи, где процветает святость и чистота, радость и счастье, мир и свобода. Это непросто, но это того стоит! Это то, в чем Сам Бог будет нам помогать!
Я обращаюсь к тем, кто еще не женат. Не ищите счастья в человеке. Он вам его не даст. Он всего лишь человек. Это может дать только Бог.
Те, которые семейные — может быть вы уже попробовали многое — и книги, и семейных консультантов, и психологов, и подруг с друзьями, и наркотики с алкоголем, и новые техники секса — но вы все еще не ощущаете полноты счастья и радости в ваших взаимоотношениях? Не стоит ли обратиться к Божьей программе построения семьи — от соперничества к сотрудничеству, от эгоцентризма к служению, от человеческой модели к божественной?
Я буду готов с радостью помолиться за вас и пообщаться с каждым из вас, кто этого пожелает.