(Псалом 18)
Введение
Материал составлен на основе труда Джона МакАртура.
Давайте откроем наши Библии на псалме 18. Сегодня мы поговорим о достаточности Писания.
Пуритане прекрасно понимали важность Слова Божия. Один из них – Томас Ватсон как-то сказал: «Сатана и его слуги пытаются освещать его своим светом, чтобы уничтожить его, но истина состоит в том, что освещается оно только светом небес».
Но мне хочется сказать, что сегодня атака на Слово Божие происходит не со стороны тех, кто отрицает его богодухновенность, но со стороны тех, которые признают его за Слово Божие. Наибольшая опасность состоит в том, что люди, веря в Библию как Слово Божие, проявляют серьёзное недоверие достаточности Писания.
Чтение Писания, научение Слова Божия, провозглашение Слова, послушание Слову – уже не кажется многим сегодня достаточным для жизни и поведения. Они готовы дать некоторые подпорки Библии. Им кажется, что Библию надо пересмотреть, чтобы она могла иметь большую силу. Но, в сущности, этим они просто отвергают её достаточность.
В результате мы видим, что в евангельских церквах происходит движение в сторону:
- Психологии, как средства для разрешения проблем человека.
- Поиск методов роста церкви в методиках бизнеса и корпоративных структур.
- Требование политической силы как ключа к пробуждению в стране.
- Поиск чудес и знамений и каких-то новых откровений и каких-то сверхъестественных действий.
- Превращение простой проповеди Евангелия в проповедь о преуспевании, вседозволенности и успеха.
- Превращение церкви почти в светский клуб, чтобы всем неверующим было хорошо.
У меня возникает вопрос:
- Достаточна ля Библия для разрешения духовных вопросов?
- Достаточна ли она для народа Божия, чтобы жить полноценной христианской жизнью и знать волю Божию?
- Или мы должны признать, что в Библии есть некоторые ограничения и недосказанности, которые прекрасным образом раскрываются со временем через технический прогресс и развитие человечества?
Чтобы ответить на все эти вопросы нам необходимо посмотреть на Псалом 18, который, как мне кажется, лучшим образом в Библии, говорит о достаточности Писания во всём. Давид, автор псалма, был человеком, который понимал крайности и превратности и трудности и переживания и скорби жизни настолько, насколько порой возможно это понять в жизни. Он знал, что такое быть преданным, быть постоянно в опасности, упасть в ужасный грех, когда собственные дети восстают против тебя, трудности в семейных отношениях. Этот человек говорит из глубины человеческих эмоций. И находит Писание – достаточным для всего.
Общее откровение
Со стихов 1-7 мы читаем о Божьем откровении в природе. Бог явил Себя через небеса (ст.1), которые провозглашают его славу…..
Это похоже на послание к Римлянам 1-ую главу.
Особое откровение
Но есть более специфическое откровение и это откровение называется особым откровением в богословии – с 8-го по 15-ый стихи.
В этом псалме мы находим три вещи:
- Достаточности Писания
- Ценность Писания
- Посвящение Писанию
1. Достаточность Писания – (ст.8-10)
Давайте посмотрим на структуру этих трёх стихов. Здесь шесть линий мыслей. Каждый из шести включает в себя три элемента:
- название Слова Божия,
- характеристика Слова Божия,
- и польза от слова Божия.
Мы видим, что Писание даёт всё необходимое для человека в его духовной жизни.
***
Также шесть раз в этом отрывке мы читаем – «Господа». Шесть раз Божье имя завета – Яхве – употребляется здесь — Сам Бог свидетельствует о достаточности Слова Божия.
Божественное наставление
Закон Господа совершен, укрепляет душу;
Псалом 18:8
1. Здесь Писание называется законом. Здесь акцент делается на Писании как на Торе, буквально означающее библейское или божественное учение. Это показывает дидактическую или наставительную природу Писания. Сам Бог наставляет человека. Это говорит о Писании как о доктрине, открытой Богом человеку. Это относится к нашему вероисповеданию, которое определяет наше поведение. Это полное учение Бога для жизни человека.
Или если говорить современным языком — Библия — это учебник по особому предмету, который называется жизнь.
Важное применение этого принципа заключается в том, что доктрина Библии — это не отвлечённое понятие, которое изучают в семинариях и христианских колледжах — это то, что позволяет мне иметь правильную практику жизни и служения.
2. Но здесь сказано, что «закон Господа» совершен. Иаков как-то называет Его закон совершенным. Закон Господа показан в контрасте к несовершенным переменчивым планам людей.
Люди постоянно придумывают разные системы или концепции для жизни, цивилизации и места человека в ней. Мы ещё со школьной скамьи помним о рабовладельческом строе, который сменил феодальный, ренессанс, индустриализации, модернизм и прочие понятия — это попытка объяснить место человека в этом мире и его предназначение, путь развития цивилизации и смысл её существования. И эти воззрения постоянно меняются, в отличии от Закона Господа, который неизменен, потому что правилен и верен.
Теперь нам надо понять слово «совершен». Оно обозначает совершенный или цельный или достаточный. В сущности, это слово можно перевести как – «касается всех аспектов, полностью затрагивая все вещи». Это слово говорит о всесторонности и полноте охвата. Писание затрагивает все вопросы жизни перед Богом на этой земле. У него нет недостатка ни в чём. Это всестороннее научение Божьей воле полное и достаточное для духовной жизни человека, для его полноценного и счастливого развития.
Вся жизнь человека в целом состоит из 5 сфер:
- Семья
- Имущество
- Горести
- Радости
- Удовольствия
Библия говорит о каждой из них прекрасно, цельно и основательно.
3. А затем идет слово «укрепляет душу». Этот еврейский термин означает – «возрождает, восстанавливает, освежает, обращает». Мой любимый термин – трансформирует или изменяет.
Здесь видна важная мысль – Писание настолько всесторонне, что может буквально трансформировать жизнь человека. Оно даёт полную жизнь, затрагивая все аспекты души человека.
Слово «душа» — нефеш – означает не просто человека – а его личность или его сердце. Это относится к нашему внутреннем человеку в целом…
4. В общем – Слово Божие в себе самом имеет силу для полного изменения. Так чтобы человек полностью соответствовал тому, каким его желает видеть Бог:
Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину.
Римлянам 1:16
5. Посмотрите – Слово Божие может обратить человека, изменить его жизнь и т.д. Но, что происходит в современном христианском мире. Почему-то на первом плане во время всех евангелизаций сегодня становится не Слово Божие, а:
- какие-то известные люди и что-то весьма привлекающее людей – но кто дал им власть… — тем самым сила Божия стоит в стороне.
- Маркетинговые стратегии.
- Обещание благополучия и т.д.
Божественное свидетельство или откровение
Откровение Господа верно, умудряет простых.
Псалом 18:8
1. Теперь Писание называется не божественным наставлением, но божественным откровением. И это откровение верно.
И снова эти слова даются в контрасте с изменяемыми, переменчивыми, неверными и т.д. идеями людей. Но Божье Слово не такое.
Ап. Пётр говорит:
И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших
2 Петра 1:19
Это не просто слово о Боге – это слово Самого Бога открытое для нас.
Иначе бы мы не знали, что нам и как делать. Какова природа тех или иных вещей. Только Библия является единственным верным и безукоризненным источником, который нам дал Сам Бог.
2. И какая же польза от Писания – умудряет простых. Корень еврейского слова имеет идею открытой двери. Это относится к человеку, который нерассудительный. Он не понимает, когда надо закрыть дверь или открыть её. Он наивный, неопытный, неразумный. Он может стать мудрым. И источник для этого – Слово Божие. Мудрый – означает опытный в благочестивой жизни на практике. И посмотрите опять Бог и Его Слово – источник такой жизни. Иаков называет такую мудрость – сходящей свыше. Ветхозаветное учение о мудрости можно описать такой формулировкой: «способность принимать правильные решения о правильных вещах в правильное время» И здесь находится невероятное обетование Божие – Божье слово может взять наивных, неопытных, невежественных людей и сделать из них благочестивых людей, живущих по воле Божьей. Слово Божие – это источник применения Божьей воли в нашей практической жизни. Божия мудрость – это не повышение интеллекта, научение правильной благочестивой жизни в этом мире.
Посмотрите — источник Авторитета — это Писание. Никто и ничто другое. Нет ничего плохого в том, чтобы использовать какие-то наработки из светских наук в своей жизни — например, как лучше организовать процесс общения в группе людей, но духовных целей мы можем достичь только духовными средствами, поэтому мы не спешим использовать идеи не из Писания.
3. Верим ли мы теперь, что Слово Божие достаточно? или мы продолжаем верить во все человеческие ресурсы – социологию, антропологию, психологию, философию и человеческую мудрость, которая заполняет пустоту в Слове Божьем? Или причина в том, что мы просто плохо его изучаем или не умеем изучать? Само Слово Божье и только оно может сделать мудрыми простых.
Посмотрите, псалмопевец знал, где находится источник мудрости. Писание – достаточно!
Божественные принципы
Повеления Господа праведны, веселят сердце
Псалом 18:9
1. Где верующему искать счастье, радость, освобождение, утешение в его скорбях, в его депрессии и отчаянии? Куда ему идти в таких случаях? Автор псалма свидетельствует – к Слову Божию. Это Слово Божие веселит сердце.
2. Слово Божие называется здесь – «повеления». Здесь идея не божественного научения, хотя оно и есть здесь, здесь не идея божественного свидетельства, хотя оно и присутствует, но здесь идея божественных принципов, божественного руководства. Писание полно божественных директив для жизни перед Богом. И все эти указания праведны, т.е. правильные и прямые. Они указывают на правильный путь (слово «праведные» указывает на идею правильности, прямоты). Наверное, все из нас сталкивались с такой ситуацией, когда мы не знали куда идти дальше и что делать – и какое утешение и уверенность можно обрести в том, что Слово Божие имеет ответ. Бог не оставил нас без карты и компаса на пути – Он дал нам Слово Своё. Мы не оставлены в окружении многочисленных мнений и взглядов людей, философий и теорий – у нас есть праведное или правильное направление.
Иеремия посреди невероятного человеческого горя, отвержения его личности, гибели целой нации, обретает радость от свидетельства пророчества через Слово Божие: «Обретены слова Твои, и я съел их; и было слово Твое мне в радость и в веселие сердца моего» (Иеремия 15:16). Ему вторит ап. Иоанн: «И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна.» (1 Иоанна 1:4) Радость совершенна, т.е. полная. Это значит, что когда мы ходим в послушании Господу мы испытываем радость.
3. Нужны ли нам голоса с неба или беседы с ангелами или сверхъестественный опыт или чудеса? Или стоит нам полагаться на мистическую науку, чтобы быть ведомым Богом к радости? Или нам просто необходимо следовать Его Слову? Те, которые в депрессии, или в страхе, или в сомнениях и не знают, что делать дальше или куда идти, не стоит ли обратиться за советом и помощью к Слову Бога.
Всё, что предлагает этот мир в виде развлечений и увеселений – на самом деле представляет собой не попытку обрести радость, а побег от радости и счастья.
Но радость верующего в Слове!!!
Божественные повеления
Заповедь Господа светла, просвещает очи
Псалом 18:9
1. Этот стих помогает нам посмотреть на Писание под другим углом – Писание наставляет, предупреждает, советует, свидетельствует, но также оно представляет собой божественные декреты или повеления. Это ссылка на авторитет Писания. Писание – это не книга полная советов и пожеланий. Это повеления, соединённые вместе с самым высшим авторитетом. Именно поэтому Бог говорит о тех, которые покорятся – будут благословлены, кто не покорится – получат суд.
2. И Слово Божие, которое пришло к нам как повеление Божье, является светлым. Или ещё лучше – ясным. Оно не таинственно и непонятно как у каких-то мистических культов, оно не сверхнаучно или суперинтеллекуально, понятное только для ограниченного круга людей, оно не завуалировано и гадательно, как мнимые пророчества Нострадамуса и прочих. Оно понятно. Оно даёт ясные указания для жизни. Даже если и неопытный пойдёт, не споткнётся.
3. Оно освещает тьму. Когда мир становится всё более мрачным и тёмным – и мы не понимаем куда всё идёт и как надо поступать – у нас есть Слово Бога, ясное и светлое, которое позволит нам идти правильной дорогой посреди слепых людей этого мира. Можно ли искать истину в этом мире тьмы?
ибо заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни,
Притчи 6:23
4. И здесь возникают вопросы: неужели Библия не достаточна, чтобы объяснить нам всё и нам надо надеяться и полагаться на человеческую мудрость? Должны ли мы идти к людям, чтобы они нам объяснили, что происходит с нами или в нашей жизни? Нужно ли нам больше откровения от Бога? Нужен ли нам психоанализ для решения наших духовных проблем? Неужели Библия не достаточна, чтобы объяснить происхождение жизни, философию, жизнь, социологию и т.д.? У нас есть свет – свет Слова Божия!
Другими словами автор псалма говорит, что Слово Божие вполне достаточное, чтобы дать мне необходимую информацию. Оно освещает тёмный путь. Оно даёт мне понимание. Да, Писание достаточное для спасения, для жизни, для радости и счастья и довольства, для ясного понимания сложных вещей.
Божественное поклонение
Страх Господень чист, пребывает вовек.
Псалом 18:10
1. Здесь синоним к Слову Божию – страх. Здесь говорится о том, что производит в нас Слово Божие – богобоязненность, почитание, благоговение и поклонение Богу. И Писание нас учит как поклоняться Богу. И это учение чистое, т.е. безо всякого греха, недостатка, помарки, искажения, ошибки. Слово Божие отличается от человеческого.
Сегодня можно услышать – что Библия писалась в древние времена и авторы её не могли учитывать и даже предполагать с чем нам придётся столкнуться — и поэтому в ней есть пропуски, например принятие геев, или нет учёта достижений техники и науки. Но Библия абсолютно чиста, она безо всяких изъянов и без ошибок, и без греха, и поэтому не нуждается в усовершенствовании и улучшении. Она совершенна. Её писал Сам Бог, который всё знал, что будет. Да и суть греха не изменилась с веками. Люди остались людьми, с их пороками и грехами, надеждами и ожиданиями, стремлениями и заблуждениями.
Именно поэтому нам необходимо подходить к изучению его с чистым сердцем, сердцем поклоняющимся Богу.
2. Слово Божие достаточно, чтобы очистить нас. И оно подходящее, актуальное и важное для любого времени.
Божественное предупреждение
Суды Господни истина, все праведны;
Псалом 18:10
1. Итак, мы уже видели – Божественные наставления – закон Господа, божественное свидетельство – откровение Господа, божественные принципы – повеления Господа. Божественные указания – заповеди Его. Божественное поклонение в страхе Господа. И теперь у нас есть божественные суды с трона Судьи всей вселенной.
Знаете, как трудно людям на всей планете найти то, что истинно, как они ищут правду. А у нас есть истина. Слово Господа. Оно всегда истинно, несмотря на всю ложь сатаны и его слуг.
Суждения Писания правильны и окончательны — они не требуют пересмотра или дополнений. Например, Писание осуждает блуд, но мы придумали гражданский брак.
2. И посмотрите польза – «все праведны». Идея здесь состоит во вседостаточности. Вся Библия – праведна. Нет никаких ошибок. Она полное откровение всей истины. Именно поэтому она говорит сама о себе: «не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам [сегодня] заповедую.» (Второзаконие 4:2) + Откровение 22:18-19
У нас есть правда и мы знаем, что будет праведный суд на всякого человека.
Вывод:
Послушайте – Слово Божие достаточно для нашего спасения, оно совершенно изменяет душу человека, оно достаточно, чтобы дать нам всё необходимое для духовной жизни, оно достаточно, чтобы привести нас к полной радости, преодолевая скорби и трудности жизни, оно достаточно, чтобы дать нам понимание в темноте, оно достаточно, чтобы очистить нас от греха и если всё это правда, то оно достаточно для всей нашей духовной жизни. И оно достойно принятия и доверия.
2. Ценность Писания: (ст. 11-14)
1. Оно ценно потому что дарует величайшее владение/приобретение (ст.11). Слово Божие величайшая собственность, имущество, обладание. Иметь Слово Божие более ценно, чем драгоценный метал. Если бы наше общество осознало это. Как было бы хорошо, чтобы и евангельские верующие поняли, что ценность не в материальном, а в духовном. Слово Божие величайшее приобретение.
2. Оно величайшее удовольствие (ст.11).
Мир ищет удовольствия и сладости. Но нет ничего сравнимого с пребыванием в Слове Господа. Посмотрите, нет проблемы в недостаточности или неадекватности Слова Божия, есть недостаточность применения Слова Божия в нашей жизни. Ведь оно величайшее приобретение и удовольствие.
3. Оно источник величайшей защиты.
Оно защищает меня перед лицом искушений, греха и невежества или незнания.
4. Великая награда в соблюдении его.
Это не та награда как мы себе её обычно представляем. Она относится к концу нашей жизни. Буквально это слово на иврите означает «конец…конец». Т.е. жить по Слову Божию даст нам прекрасный конец жизни и великую награду потом. Поэтому мы надеемся на Христа не только для этой жизни, как многие евангельские верующие сегодня, но и на будущую вечность.
5. Величайшее очищающее средство (ст.13-14)
А) Псалмопевец, перечисляя всё это, вдруг осознал, что он может быть виновен в тайных грехах, что-то не заметил.
Б) А потом говорит об умышленных – он видит свою греховность и исповедует свою неспособность жить без помощи от Господа.
3. Посвящение Писанию (ст.15)
Автор псалма просит сделать его человеком Книги, человеком Слова Божия.
Моя бабушка говорила, что братья слабые духовно, потому что плохо знают Писание.
Не стоит ли нам теперь снова перепосвятить себя серьёзному изучению Слова Божия? И верно проповедовать его с кафедры?