Очень часто люди говорят о Евангелии, но они не вполне понимают, о чем идет речь. Сегодня все больше и чаще употребляют это слово, причем нередко смысловая нагрузка бывает совсем разная: от религиозного морализма до политического активизма, от церковности до антиномизма.
Поэтому почти все стараются говорить последнее время о важности Евангелия, но понимают они под ним не обязательно одно и то же.
Лучше всего рассматривать послание, или идею, или сущность Евангелия в трех аспектах.
Во-первых, Евангелие есть Евангелие Христово. Это историческая правда об Иисусе, Который жил, умер и воскрес, заплатив за наши грехи Своей смертью. В сущности, Евангелие представляет собой исторический рассказ Триединого Бога о том, как Он примирил с Собой наш падший мир, искупив восставшее человечество от власти смерти, ада и греха, включая и его последствия. Это искупление свершилось благодаря жизни, смерти и воскресению Иисуса Христа силой Духа Святого ради Славы Божьей и радости Церкви.
Во-вторых, Евангелие – это Евангелие усыновления. Это истина о нашем усыновлении. Оно о Божьей радикальной, трансформирующей, усыновляющей благодати. Оно о Божьем принятии нас через Христа, по причине того, что Он сделал за нас, а не того, что мы совершили.
В-третьих, Евангелие – это Евангелие Царства. Оно о Божьем Царстве, которое явлено сегодня через Христа и Его Церковь. Оно о грядущем восстановлении мира и полном искуплении Вселенной от греха и восстания против Создателя. И установлении Вечного Царства Христа!
У нас у всех есть склонность преувеличивать значение одного из этих трех аспектов Евангелия, недооценивая два других. Но это неверно и даже опасно. Например, если мы пожелаем бороться с законничеством, то мы будем уделять особое внимание нашему усыновлению. Подобным же образом, когда мы увидим недостаток святости и чистоты в жизни верующих, то мы можем делать чрезмерный акцент на том, что Христа пригвоздили ко кресту наши грехи на Голгофе. Поэтому Евангелие следует рассматривать в его цельности и полноте, не пренебрегая никаким из его элементов. Иначе у нас постоянно будут либо чрезмерная реакция на крайности, либо чрезмерная корректировка этих элементов.
Искушение фарисейством преодолевается лучшим пониманием уникальной и невероятной Божьей благодати. Наша склонность к индивидуализму исправляется лучшим пониманием Божьего Замысла о Царстве, охватывающего все поколения и весь мир. И наша склонность к гордости и самомнению преодолевается взором, устремленным на распятого Спасителя, Чьи раны напоминают нам о нашем грехе и наших нуждах.
Все эти три аспекта Евангелия взаимосвязаны и вытекают один из другого. Например, Царство Божие невозможно без креста Христа. Крест лучше всего понимается в контексте борьбы двух Царств, Божьего и дьявольского.