Меня часто спрашивают, что такое «благодать» и как понимать это слово. Вот мое первое пояснение.
1. Десять принципов о благодати
1.Первая и вероятная самая фундаментальная — благодать предполагает и указывает на наличие греха и вины. Благодать имеет смысл только тогда, когда люди воспринимаются как падшие, незаслуживающие спасения и достойные вечного осуждения грешники. Мы читаем об этом в Рим.3 главе
2.Второе — благодать не рассматривает людей просто как незаслуживающих спасения, падших и порабощенных грехом грешников, но как настоящих повстанцев, бунтарей против Бога, против которых пылает Его справедливый гнев. Довольно часто в современной христианской литературе грешников рассматривают как, в некотором смысле, «нейтральных» в глазах Бога. Мы соглашаемся с тем, что мы не можем сделать ничего, чтобы заслужить Божие благоволение. Все наши дела недостойны Его. Но это не совсем верное основание для понимания Божьей благодати. Мы не просто не заслуживаем благодати, мы заслуживаем ада! Падшее и неискупленное человечество не просто беспомощно, но оно открыто и гордо противостоит Богу. Одно быть без приемлемой для Бога праведности, и совсем другое — быть нечестивым объектом справедливого Божественного гнева. Мы читаем об этом в 1-ой и 5-ой главах послания к Римлянам
3.Благодать должна восприниматься как совершенно независимая от заслуг или недостатков ее объектов. Это выражается в двух направлениях:
3.1.Благодать не может быть уже благодатью если Бог дарует ее тому, кто ее заслужил.
3.2.Благодать не может быть благодатью, если Бог забирает ее по причине каких-то недостойных действий человека. Благодать может быть благодатью и быть такой славной, потому что она действует, несмотря на человеческие проступки. Потому что она основана на бесконечной благости и суверенном решении Бога, а не человека.
4.Благодать не может делать человека должником. Так как благодать есть дар, поэтому человек ничего не может сделать или предложить Богу, чтобы отплатить Ему за Его благоволение.
5.В отношении оправдания — благодать противоположна делам (Рим.4:4-5, 11:6), но в отношении освящения христианина — благодать является источником дел. Другими словами — мы спасены не нашими делами, а Божьей благодатью, которая теперь научает нас и направляет нас на добрые дела (Еф.2:10). Добрые дела является плодами благодати, а не ее корнем.
6.Хотя спасительная благодать и является вечной, но она была явлена в историческом периоде, в момент боговоплощения, во Христе Иисусе. Ап.Павел говорит об этом во 2 Тим.1:9-10
«спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен, открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие»
7.Благодать является бесплатным даром. Если бы она не была бесплатной, то она не была бы благодатью. Как и пишет Павел
«получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим.3:24).
Но она стоила очень много Богу — Он отдал Своего Сына — Иисуса Христа, чтобы заплатить за все грехи человечества, тем самым умилостивить Божий справедливый гнев.
8.Благодать есть суверенное решение Божие. Бог не обязан был проявлять благодать. Если бы Он был обязан, то она уже не была бы благодатью. Поэтому она есть Божие добровольное решение, которое основана на Его решении, и никак не связано ни с чем-то или кем-то другим. Иначе она уже не будет благодатью.
9.Благодать также показана в Библии как основание или как один из инструментов в нашем избрании (Рим.11:5), нашем возрождении (Еф.2:5, Тит.3:5-7), нашем искуплении (2 Кор.8:9, Еф.1:7), нашем оправдании (Рим.3:24, Тит.3:5-7), и вообще для всего нашего спасения (Еф.2:8)
10.Благодать несомненно бесплатна, но она не всегда без условий. Благодать избрания является безусловной (Рим.9-11), но многие действия Бога и Его благословение являются условными (особенно по вере). Вот некоторые тексты Писания:
«Благодать со всеми, неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.» — Еф.6:24
«Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.» — Иак.4:6
«Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.» — 1 Пет.5:5
«Когда вы обратитесь к Господу, тогда братья ваши и дети ваши будут в милости у пленивших их и возвратятся в землю сию, ибо благ и милосерд Господь Бог ваш и не отвратит лица от вас, если вы обратитесь к Нему.» — 2 Пар.30:9
«Народ будет жить на Сионе в Иерусалиме; ты не будешь много плакать, – Он помилует тебя, по голосу вопля твоего, и как только услышит его, ответит тебе» — Ис.30:19
Но благодать с условиями не является заработанной благодатью. Почему? Мне очень нравится слова Пайпера в его книге «Грядущая благодать»:
«For example, the biblical concept of unmerited, conditional grace is nearly unintelligible to many contemporary Christians who assume that unconditionality is the essence of all grace. To be sure, there is unconditional grace. And it is the glorious foundation of all else in the Christian life. But there is also conditional grace. For most people who breath the popular air of grace and compassion today, conditional grace sounds like an oxymoron—like heavy feathers. So, for example, when people hear the promise of James 4:6, that God «gives grace to the humble,» many have a hard time thinking about a grace that is conditional upon humility. Or, if they hear the precious promise that «all things work together for good to them that love God, to them who are the called according to his purpose» (Romans 8:28, KJV), they scarcely allow themselves to ponder that this promise of grace is conditional upon our being called and our loving God.»
«Some great works of grace are unconditional and some are conditional. Election and new birth are not conditional on any human act. God does them freely without reference to our works or our faith. Justification, sanctification and final glorification, however, are all conditional upon faith. These are still acts of great grace. But God has ordained to make this grace a response to faith, whereas the grace of election and new birth precede and produce faith.» (Future Grace)
«when God’s grace is promised based on a condition, that condition is also a work of God’s grace. . . . God’s freedom is not reduced when he makes some of his graces depend on conditions that he himself freely supplies» (Piper, Future Grace, 79).
Плюс «conditional grace is free and unmerited because ultimately the condition of faith is a gift of grace. God graciously enables the conditions that he requires» (235)
2.Работа благодати в нашей христианской жизни жизни
При чтении Библии начинаешь замечать, что благодать не всегда показана как Божие отношение к нам, и не всегда просто во что мы верим, но и то, что мы реально испытываем. Она показана как действия Божии в нашей жизни, например, Он оправдывает нас через веру (Рим.3:24, 5:15,17), и Он продолжает работать в нас Своей благодатью — 2 Кор.12:9 или 2 Тим.2:1 — «Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом» или 1 Пет.4:10 «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией.»
Конечно в таких текстах мы видим параллель между благодатью и Духом Святым, благодатью и силой Божьей. Они употребляются практически как синонимы. Можно, например, прочитать Еф.4:7-13 и 1 Кор.12:4-11 где в одном тексте говориться о «дарах благодати», а в другом о «дарах Духа». И самое яркое выражение этого единения мы находим в Евр.10:29
«то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?» (можно сравнить с Зах.12:10).
К сожалению, некоторые (особенно католические и православные, и не только) богословы стали считать, что благодать это некая безликая сила, которую можно получать и использовать для своих целей. Мы же видим, что эта сила связана с личностью, и определена на Божьи цели и задачи.
Благодать не только Божественный акт, которым Бог возрождает нас к духовной жизни, но также есть сила, которой Он сохраняет, питает и направляет нашу жизнь. Работа Духа Святого по нашему освящению и преображению является благодатью Божьей. Когда ап.Павел молил Бога три раза о своем жале во плоти, то Господь сказал ему:
«довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.» — 2 Кор.12:9.
Этот текст довольно очевидно говорит не о благодати, како Божьем незаслуженном благоволении, а о действенной работе Духа Святого в его жизни. И это названо здесь как благодать.
Ап.Павел это хорошо понимал, поэтому в своих послания очень часть как в начале, так и в заключении, ссылался на благодать Божию (Рим.1:7, 1 Кор.1:3, 2 Кор.1:3, Гал.1:3, Еф.1:2, Филип.1:2, Кол.1:2, 1 Фес.1:1, 2 Фес.1:2, Тит.1:4, 2 Кор.13:14). И это не какая-то литературная проформа, но искреннее и постоянное желание Павла, чтобы его новообращенные продолжали испытывать благодать, чтобы они испытывали силу Божию, которая проявляется в их жизнях, чтобы в Божьей благодати они находили духовные ресурсы для того, чтобы жить угодной жизнью для Бога.
Поэтому можно согласиться с Джоном МакАртуром в том, что благодать является добровольным и благосклонным влиянием Святого Бога, действующего суверенным образом в жизнях недостойных грешников.
Весьма интересно заметить, что когда ап.Павел начинает свои послании, то он часто пишет «Благодать вам», но в конце пишет — «да будет благодать с Вами». Почему так, ведь они же уже были верующими?
Потому что ап.Павел рассматривал свои послания как канал Божьей благодати для своих читателей. Божия благодать готова излиться на верующих, когда они будут читать и принимать верой Божьей Слово, написанное апостолом. И поэтому он пишет — «Благодать вам».
Но, когда они заканчивали читать послание на своих собраниях, то они выходили в этот мир, возвращались в свою повседневность, им теперь надо было применять Божию истину, сталкиваться со сложными вопросами своей жизни, преодолевать свою греховную природу, побеждать искушения, проповедовать Евангелие — им нужна была Божья благодать для всего этого. И как прекрасно было им сознавать, что Божия благодать с нами в нашей жизни.
Помимо своего сотериологического использования слово «благодать» употребляется для описания конкретных деяний Бога по наделению кого-то для особого служения или особой миссии (Рим.12:3, 15:15-18, 1 Кор.3:10). Нет никакого сомнения в том, что само слово благодать и всего его производные часто используются для описания того, что мы называем «духовные дары». Мы читаем Рим.12:6
«И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то , имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры»
И наконец, слово благодать используется для описания различных христианских обязанностей — например — христианское распоряжение материальными ценностями (2 Кор.8-9). Оно показано, как особое действие Божие в результате которого кто-то дает несмотря на свою бедность (2 Кор.8:1,9), оно показано как служение даяния (2 Кор.8:6,7,19), как привилегия давать (2 Кор.8:4) и даже как сам дар (1 Кор.16:3)
Итак, Божия благодать нам необходима для спасения (Еф.2:8, Рим.3:24, Тит.3:7), но как только мы спасены, она необходима нам для жизни и служения, потому что верующие нуждаются в Божьей силе и Божьих ресурсах.
Прекрасный текст 1 Кор.15:10
«Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.»
Это Божия благодать сделала его кем он был. Это Божия благодать работала в нем, и сделала его великим служителем Божьим.
Поэтому мы всегда нуждаемся в Божьей благодать. Мы нуждаемся в ней для нашего спасения. Без нее никто из нас не может быть спасен. Но мы также нуждаемся в Божьей благодати для нашей повседневной христианской жизни. Мы слабы и немощны для настоящей духовной жизни. Без Христа мы сделать ничего не можем (Иоан.15:15). Но Бог дает нам Свою силу и поддержку через Свою благодать, которая работает в нас и через нас. Поэтому мы ищем и молим Бога о Его благодати, о Его помощи, о Его поддержке.
* несколько пояснительных моментов
1.Разница между благодать и милостью. Милость — не получить, что заслужил; благодать — получить, что не заслужил
2.Общая разница между благодатью и благословением: благодать — это то, что получаем незаслуженно; благословение — то, что получаем на условиях Бога. Но нередко они звучат как синонимы, благословения также могут быть незаслужены. И чаще всего благословения следуют за благодатью. И благословения просят, а благодать ожидают, хотя она часто приходит совершенно неожиданно. Потом еще можно отметить, что благодать указывает на незаслуженную милость (т.е на то, что я не получаю, в частности — Божий гнев) тогда как благословения — на то, что я получаю. Например, спасение пришло ко мне по благодати Божьей, но оно принесло мне также вечную жизнь, усыновление, наследие во Христе и т.д. Вообще сравнение этих двух определений заслуживает отдельной статьи.
3.Необходимо различать — благодать для спасения и благодать для жизни. Источник один и тот же, и действо похожее, но разные сферы применения
Рекомендую также почитать
http://bible.org/seriespage/grace-god-part-iii-romans-121-21
ОЧЕНЬ классная книга на эту тему — «Благодать преображающая» Джерри Бриджеса. Недавно начал перечитывать и понял, что первое прочтение было весьма поверхностным: понимание благодати имеет намного большее значение для нашей жизни, чем я осознавал раньше.